Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-10-16 | 1145 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель изучения темы состоит в формировании знаний по экологическим и медико-биологическим основам паразитизма, умений и навыков по морфофункциональной характеристике представителей отряда Двукрылые.
Задачи:
1) изучить классификацию, систематическое положение и морфофункциональную характеристику представителей отряда Двукрылые;
2) изучить строение и морфологические отличия представителей отряда Двукрылые.
3) изучить медицинское значение представителей отряда Двукрылые;
4) изучить особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам разные виды комаров;
5) изучить меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных отряда Двукрылые;
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение насекомых, значение двукрылых в хозяйственной деятельности человека.
- устройство светового микроскопа.
2. После изучения темы:
3. классификацию, систематическое положение и морфо-функциональную характеристику представителей отряда Двукрылые;
4. строение и морфологические отличия представителей отряда Двукрылые.
5. медицинское значение представителей отряда Двукрылые;
6. особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам разные виды комаров;
7. меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных отряда Двукрылые;
Студент должен уметь:
· проводить микроскопический анализ и идентифицировать малярийных и немалярийных комаров на разных стадиях развития;
· решать ситуационные задачи
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
|
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №13 «Медицинская арахноэнтомология» и рекомендуемой учебной литературы.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля:
1) Систематическое положение и разнообразие животных отряда Двукрылые: Настоящие комары (Culicidae), Москиты (Phlebotomidae),, Настоящие мухи (Muscidae), Мошки (Simulidae), Мокрецы (Ceratopogonidae), Слепни (Tabamdae).
2) Особенности морфологии и циклов развития насекомых отряда Двукрылые.
3) Медицинское значение насекомых отряда Двукрылые.
4) Меры профилактики заболеваний, передаваемых насекомыми отряда
3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Примеры тестовых заданий:
1. Болезни, вызываемые паразитированием личинок мух и оводов, называются ….
a)филяриозами
b) фтириозами
c) миазами
d) онхоцеркозами
e)трихинеллезами
2. С полным метаморфозом развиваются ….
5) рыжий таракан
6) малярийный комар
7) мухи
8) постельный клоп
9) клещи
3. Специфическим трансмиссивным переносчиком возбудителей лейшманиозов является ….
5) малярийный комар
6) вошь головная
7) поцелуйный клоп
8) москит
9) муха Це-це
5) возбудители трансмиссивных заболеваний
6) промежуточные хозяева возбудителей трематодозов
7) промежуточные хозяева возбудителей филяриозов
8) механические переносчики цист простейших и яиц гельминтов
Выполнить другие задания:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа и зарисовать:
Морфологические различия между комарами рода Culex и Anopheles
Culex | Anopheles | |||
Яйца | Склеены, без поплавка | Лежат порознь, имеют поплавки | ||
Личинки | (№55) Имеется дыхательный сифон | (№56) Дыхательный сифон отсутствует | ||
Culex | Anopheles | |||
Куколки | (№57) Дыхательный сифон цилиндрический | (№58) Дыхательный сифон воронкообразный | ||
Имаго | самка | самец | самка | самец |
(№53а) Щупики короче хоботка | (№53) Щупики по длине равны хоботку, усики опушенные | (№52а) Щупики по длине равны хоботку | (№52) Щупики имеют булавовидные утолщения на концах, усики опушенные |
|
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.
Тестовые задания (примеры тестов см. выше).
Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)
1. Личинки каких мух развиваются в ранах и полостях тела человека и животных и какое заболевание они вызывают?
2. Переносчиками каких заболеваний человека являются москиты?
3. В чем заключается медицинское значение мух?
Ситуационные задачи
1. При микроскопическом исследовании головки двукрылого насекомого обнаружены следующие морфологические особенности: сложные глаза, длинные тонкие членистые мало опущенные усики, хоботок, по бокам которых выступают щупики, состоящие из 5 члеников. Длина щупиков равна длине хоботка. О каком насекомом идет речь и переносчиком, какого заболевания является это насекомое?
2. О каком насекомом идет речь и является ли он переносчиком, какого либо заболевания, если у исследуемого двукрылого насекомого отсутствуют на головке колющие элементы ротового аппарата, имеется хоботок, усики сильно опущены, щупики членистые, длиннее хоботка и одинаковой с ним толщины?
3. На поверхности озера обнаружены личинки двукрылого насекомого, имеющего голу, грудь и брюшко. Голова несет пару усиков, пару глаз, два веерообразных опахала. Грудь состоит из сегментов без четких границ, за которыми идет брюшко. Вдоль боковых сторон брюшка видны стволы трахеи, которые заканчиваются в дыхательном сифоне, имеющем вид конусовидной трубки. На свободном конце сифона имеется дыхательное отверстие (стигма). На последнем членике расположены листовидные жары и щетинки. О личинке какого членистоногого идет речь? Укажите его медицинское значение.
4. При микроскопическом исследовании куколок комаров, взятых с поверхности водоема, обнаружены следующие морфологические особенности: тело куколки, состоящее из передней утолщенной, части, соответствующей головке и груди, и задней суженного брюшка. Куколка имеет форму запятой. На спинной стороне переднего отдела находятся парные дыхательные сифоны в виде длинных цилиндрических трубочек. Сегменты брюшка гладкие.
|
К какому роду комаров относится эта куколка?
5. На поверхности чистого светлого озера обнаружены куколки комаров. При микроскопировании видны: следующие морфологические особенности: утолщенная передняя часть, под которой видно узкое сегментированное брюшко, на верхней стороне передней части тела – два дыхательных сифона воронкообразной формы.
Ваше мнение: о куколке какого комара идет речь, его медицинское название?
6. Назовите вид насекомого, личинка которого состоит из головки, груди и брюшка. На голове пара усиков, пара глаз и два опахала. Грудь состоит из 3 сегментов, по бокам их сидят мутовками волоски. На предпоследнем членике брюшка с дорсальной стороны находится пара дыхалец и стигм.
7.Во время работы на садовом участке женщина заметила роющихся глубоко ото поверхности земли двукрылых насекомых длинной 2-5 мм. с коротким компактным телом, короткими по сравнению с комарами усиками но длиннее, чем у мух. По дороге домой в электричке появился зуд правой нижней конечности в области голеностопного сустава. К утру конечность опухла, покраснела. Как вы полагаете, что могло стать причиной такого состояния? Укажите, какие насекомые могли стать причиной заболевания. Как в народе очень метко дали название этой группе насекомых? Ваша тактика в отношении пострадавшей?
Рекомендуемая литература (см. приложение 1)
Практическое занятие № 32
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!