Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви (Лентец широкий, Карликовый цепень, Эхинококк, Альвеококк). Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.

2017-10-16 696
Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви (Лентец широкий, Карликовый цепень, Эхинококк, Альвеококк). Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Цель изучения темы состоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных гельминтами типа Плоские черви, умений и навыков по морфофункциональной характеристике и оценке медицинской значимости цестодозов.

Задачи:

1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику и медицинское значение представителей класса Ленточные черви;

2) изучить патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных представителями класса Ленточные черви (Лентец широкий, Карликовый цепень, Эхинококк, Альвеококк);

3) знать способы лабораторной и инструментальной диагностики цестодозов;

4) обучить технике макроскопического анализа половозрелых особей Лентеца широкого;

5) обучить технике микроскопического анализа кала при выявлении и идентификации Карликового цепня и яиц Лентеца широкого;

6) знать меры личной и общественной профилактики цестодозов.

7) изучить способы общественной и личной профилактики контактных гельминтозов-цестодозов

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- биология, школьный курс: строение плоских червей, цикл развития гельминтов класса Ленточные черви.

-устройство и правила работы со световым микроскопом.

- основные термины паразитологии;

- алгоритм описания паразитарных инвазий;

- основы медицинской гельминтологии (систематика, классификация гельминтов, эпидемиологическая классификация гельминтозов);

- характерные черты организации (морфофизиологические особенности) животных типа Плоские черви (Plathelminthes), класса Ленточные черви (Cestodae)

 

2. После изучения темы:

1) особенности морфологии, циклов развития, путей инвазии, патогенного действия Лентеца широкого, Карликового цепня, Эхинококка, Альвеококка;

2) способы инструментальной диагностики эхинококкоза и альвеококкоза;

3) способы лабораторной диагностики цестодозов;

4) меры общественной и личной профилактики цестодозов.

5) способы общественной и личной профилактики контактных гельминтозов-цестодозов.

Студент должен уметь:

· проводить макроскопический анализ и идентифицировать по морфологическим признакам членики Лентеца широкого;

· проводить микроскопический анализ кала и идентифицировать карликового цепня и членики тыквовидного цепня;

· проводить микроскопический анализ кала и идентифицировать яйца Лентеца широкого;

· решать ситуационные задачи.

 

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №11 «Медицинская гельминтология. Тип Плоские черви» и рекомендуемой учебной литературы.

 

2. Ответить на вопросы для самоконтроля:

1) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие лентеца широкого (Diphyllobotrium latum).

2) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики дифилоботриоза.

3) Контактные гельминтозы-цестодозы.

4) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие карликового (Hymenolepis пала), крысиного и тыквовидного цепней

5) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие Эхинококка (Echinococcus granulosis).

6) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики эхинококкоза.

7) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие Альвеококка (Alveococcus multilocularis).

8) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики альвеококкоза.

9) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики гименолепидоза.

 

1. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

 

Примеры тестовых заданий:

 

1. Инвазионная стадия лентеца широкого для человека - ….

1) цистицерк

2) цистицеркоид

3) плероцеркоид

4) яйцо с онкосферой

5) зрелый членик

 

  1. Гименолепидоз характеризуется затяжным течением благодаря возможности ….

1) заражения человека при употреблении в пищу тканей промежуточного хозяина – мучного хруща

2) аутоинвазии и аутореинвазии

3) инвазии через немытые овощи и фрукты

4) употребления некипяченой воды

 

3. Финна Эхинококка характеризуется следующим строением:

1) цистецерк с одной ввернутой головкой

2) пузырь с несколькими ввернутыми головками

3) плероцеркоид - плотная червеобразная личинка

4) ларвоциста - пузырь с токсичной жидкостью, содержащий протосколексы

5) мелкобугристый пузырь без жидкости, который почкуется наружу

 

4. Основными хозяевами Альвеококка являются ….

 

1) животные семейства псовых (волки, собаки)

2) люди

3) крупный рогатый скот

4) травоядные животные

5) лисы

 

Выполнить другие задания:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучить и зарисовать макропрепараты:

Зрелый членик лентеца широкого (№32) Зрелый членик тыквовидного цепня (№35, 35а)
   

Изучить и зарисовать микропрепараты:

Карликовый цепень (№34) Яйца лентеца широкого (№33)
   

 

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.

 

Тестовые задания (примеры тестов см. выше).

 

Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)

1. При каких цестодозах можно наблюдать внутрикишечную аутореинвазию?

2. Как вы объясните упорное течение гименолепидоза?

3. Какие лабораторные методы применяются для диагностики дифиллоботриоза?

4. При заражении, какими гельминтозами у человека развивается малокровие?

5. Каковы основные методы лабораторной диагностики цестодозов?

6. При обнаружении малокровия следует ли сразу проводить противоанемическое лечение?

7. На чем основана лабораторная диагностика эхинококкоза и альвиокаккоза?

8. Какой контингент населения (по профессии и месту проживания) в первую очередь обследуется на дифиллоботриоз и описторхоз?

Ситуационные задачи

 

1. В больницу обратился охотник-профессионал с жалобами на появление болей в правом подреберье, слабость, увеличение живота. Болен более двух лет. Объективно: в области правого подреберья прощупывается опухолевидное образование размером 5,0x5,0 см. Печень увеличенная, плотная, безболезненная. Кожные покровы желтые.

О каком заболевании может идти речь? Какова лабораторная диагностика?

2. В фекалиях больного обнаружена беловатая плоская лента длинной 10-15 см. При исследовании ленты между двумя предметными стеклами ширина членика преобладает над длинной, в средней части видна свернутая петлями матка, заполненная желто-черными яйцами, рядом с ней – округлые семенники, по краям членика желточники. В центре членика расположена половая клоака.

Какому гельминту может принадлежать эта лента? Как мог заразиться больной?

 

3. В поликлинику обратился больной с жалобами на слабость, головокружение, общее недомогание. Из рассказа ясно, что он более трех лет работает на нефтепромысле Нижневартовска по экспедиционно-вахтовой формой труда. Потребляет речную рыбу в виде строганины, икру щуки свежего посола. Неоднократно отмечал отхождение лентовидных образований размерами до 2-3 мм. с мелкими коричневыми точками по средней линии.

О каком заболевании можно предполагать? Какова лабораторная диагностика?

4. У мужчины выявлено малокровие. При овогельминтоскопии фекалий обнаружены яйца овальной формы, серо-желтого цвета, с крышечкой на одном конце с двухконтурной оболочкой размерами 68-71x45 мкм.

На основании этих данных о каком гельминтозе можно предполагать?

5. Больного беспокоят чувство тяжести и боли в правом подреберье. При обследовании обнаружено увеличение печени, желтушность кожных покровов.

Какие дополнительные методы лабораторного исследования необходимо применить для подтверждения диагноза эхинококкоза печени?

 

6. К врачу обратился мужчина, житель сельской местности, с жалобами на периодические боли в правом подреберье, ощущение тяжести в эпигастральной области после приема пищи, снижение аппетита. Больным себя считает несколько лет. В последнее время болевые приступы участились. При осмотре обнаружено значительное увеличение печени. Выяснилось, что он каждое лето работал пастухом, сторожить стадо помогала собака. Обедал, иногда не вымыв руки после общения с собакой. Врач сразу же предположил опасный гельминтоз. О каком заболевании идет речь? Какова лабораторная диагностика и профилактика?

 

7. Охотник, житель Башкирии, обратился к врачу с жалобами на боли в груди и в области печени, ощущение тяжести, одышку, слабость кашель со слизистой мокротой, субфебрильную температуру. Выяснилось, что в течении нескольких лет охотился на лисиц и песцов. Не всегда мыл руки после снятия с них шкур.

Какой гельминтоз можно предположить? Какова его лабораторная диагностика?


Практическое занятие № 25

1. Тема:


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.