Анализ детского словотворчества. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Анализ детского словотворчества.

2017-10-09 368
Анализ детского словотворчества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?

***

– Смотрите, как деревья листеют!

***

– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?

– Какие это тайные?

– А те, которые во рту тают.

***

– Смотри не лезь в лужу!

– А если это будет необходимая лужа?

– Какая это необходимая?

– Ну такая большая, что не обойти.

***

– Я пригласил гостей на день рождения.

– А с нами посоветовался?

– Что же мне их теперь отглашать?

Лингвистическая задача.

– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

– Попробуйте догадаться, что означают детские слова:

тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.

Итог урока.

– Для чего нужно изучать этимологию слов?

Домашнее задание: упражнение 130. Попробуйте переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, ельник – рот) и составить с ним рассказ.

 

 

Тема: Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Цель: научить систематизировать материал, отработать навык построения сложного плана.

Ход урока.

Упражнения 133, 134.

Игра «Редактор».

– Исправьте ошибку в предложении.

В этом рассказе рассказывается о подвиге русского разведчика.

Творческая работа.

1) Работа с материалами, подготовленными дома. Учащиеся читают отрывок стихотворения, называют детали интерьера. Составляют план описания помещения (в прозе).

2) Выступление «Описание помещения».

Иными словами, задача учащихся – перестроить поэтическое описание помещения в прозаическое.

Домашнее задание: упражнение 135, 136.

 

Тема: Буквы О и А в корне - кос - – - кас -

Цель: сформировать навык постановки буквы А или О в корнях –КОС- -КАС-

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Повторение пройденного материала.

Беседа.

– Что определяет выбор гласной в корнях - лаг - – - лож - и - раст - – - рос -?

– В чем заключается загадочность этих корней?

– Какие еще корни с чередованием вам известны?

– Найдите в предложении речевую ошибку.

Германия распол..гала на скорую и легкую победу.

– Выпишите слово распол..гала. Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.

– Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.

Работа со схемой.

Учитель обращает внимание учащихся на схему (которая может служить наглядным пособием на всех последующих уроках).

От чего зависит написание гласной?
От ударения От согласной От суффикса От значения
Падает ударение? Есть ст, щ? Есть суффикс -а-? Имеет значение
Да Нет Да Нет Да Нет Ровный гладкий Одинаковый, равный
Пиши: -гар- -клан- Пиши: -гор- -клон- Пиши: -раст- -ращ- Пиши: -рос- Пиши: -лаг- -кас- Пиши: -лож- -кос- -бер- -дер- -блест- -тер- -пер- -мер- -стел- -ровн- -равн-
-твар- -зор- -твор- -зар-     -бир- -дир- -блист- -тир- -пир- -мир- -стил-    
Исключение: утварь, выгарки, зоревать Исключение: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль   Исключение: ровесник, уровень, равнина, равняйсь, равнение
  становится влажным опускать в жидкость
Пиши: -мок- Пиши: -мак-

– Рассмотрите условия выбора гласной в чередующихся корнях. С четвертым столбиком мы будем работать в старших классах.

– Рассмотрите второй столбик. Как согласные на конце корня влияют на выбор О или А? Назовите исключения.

Веселый диктант.

Долго росло растение, выращенное ростовщиком из Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пророс выше, пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли.

– Проверьте себя, используя схему.

Объяснение нового материала.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним загадочным корнем -кос- – -кас-.

– Найдите его в схеме и определите, от чего зависит его написание. Сформулируйте правило, сравните его с правилом в учебнике (на с. 63).

Упражнения 137, 139.

Итог урока.

– Назовите известные вам корни с чередующейся гласной, выбор которой зависит от суффикса -а-.

Домашнее задание: упражнение 138; придумать «запоминалку» о корне -кос- – -кас- (по желанию).

 

 

Тема: Буквы О и А в корне - гор - – - гар -

Цель: сформировать навык постановки буквы А или О в корнях –ГОР- -ГАР-

Ход урока.

Повторение пройденного материала.

1) Проверка домашнего задания.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.