Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема: Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.

2017-10-09 510
Тема: Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Цель: систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов, полученные в предыдущие годы обучения.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1.

Найдите общий звук в каждой группе слов:

а) книжка, нож, шар;

б) все, лов, овсом;

в) союз, ясень.

К а р т о ч к а 2.

Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова.

Зина обратилась с просьбой1к Лизе.

К а р т о ч к а 3.

Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова.

Не тот хорош1, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

К а р т о ч к а 4.

Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:

1. Морфема – это...

2. В основу слова входят такие морфемы, как...

3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно...

4. Нулевое окончание бывает у...

5. Слова с одинаковым корнем называются...

К а р т о ч к а 5.

Выполните следующие задания:

1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.

2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.

3. Просклоняйте по падежам слово дом.

4. Приведите примеры однокоренных слов.

Постановка проблемного вопроса.

– Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?

– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего?

– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.

Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.

Упражнение 10.

Учащиеся заполняют таблицу.

– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.

– Как образовались приставки?

– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?

– Как приставки влияют на значение слова?

Творческая работа.

– В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их.

1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий...

2. Издинамитить старое...

3. Цветы испавлинятся в каждом окошке...

– Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?

– Для чего нужно изучать морфемы?

– Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других – ис-?

Упражнение 15.

– При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.

– Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов.

– Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему?

– Для чего нам нужно изучать морфемы?

– Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15.

Упражнение 13.

– Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы.

Итог урока.

– Почему нужно изучать морфемы?

Домашнее задание: упражнение 16.

 

 

Тема: Орфограммы в корнях слов.

Цель: систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в корнях слов, отработать орфографические навыки.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Один ученик выписывает из упражнения слова с орфограммой в корне, второй — в приставке, третий — в окончании. Дополнительные вопросы отвечающим.

— Приведите примеры слов с корнями -един-, -слад- (-слажд-).

— Расскажите о происхождении слова впечатление.

II. Пока учащиеся готовятся к ответу, проводится синтаксиче­ская пятиминутка.

- Составьте и запишите предложение по данной схеме:

 

Объясните (устно) постановку знаков пре­пинания.

III. Выборочный диктант.

Учащиеся должны выписать только словосочетания с чередую­щимися гласными в корне, объяснить графически написание глас­ной в корне.

Вырастить на окне теплолюбивое растение, миролюбивые животные, косой дождь, ложное утверждение, расстилаться на лугу, стрелять в тире, постелить постель, блестящая поверхность, терпеливый малыш, растут в лесу, ложиться на спину, роскошный вид, разбираться в технике, распо­лагаться в тени, разложить на кучки, предложить ответ.

— Найдите глагол, строение которого соответствует схеме:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.277 с.