Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-10-09 | 315 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78).
Упражнение 180.
Творческая работа.
– Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». О чем нам говорит название города и его жителей? Докажите.
Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами.
– Выделите морфемный состав в названии города и его жителей.
– «Говорящие» названия встречаются не только в произведениях писателей. Посмотрите на карту России. Произведите словообразовательный разбор слов: Волгоград, Иваново, Краснодар, Новгород, Новосибирск, Приморский (край).
– А по названиям улиц, районов города можно определить его историю. Сейчас мы совершим небольшое путешествие по столице России – Москве. Я прочитаю вам сведения о происхождении названий улиц, переулков и т. п. Ваша задача – указать, от каких слов они произошли, сделав их словообразовательный разбор (в скобках указать способ образования).
Начнем с того, что в Москве до сих пор сохранилась память о болотах и грязи, о чем-то догородском: Болотная площадь, Полянский рынок, Девичье поле, Воронцово поле, Моховая. От Москвы шли дороги на другие города: на Тверь – Тверская, на Серпухов – Серпуховская, на Дмитров – Б. Дмитровка, на Калугу – Калужская, в Орду – Ордынка.
Москву населяли всевозможные инородцы и иноземцы, переселенцы. Посадские люди из Смоленска назывались мещанами, отсюда Мещанская, псковичи дали Псковский переулок, затем Немецкая, Татарская, Армянский переулок и т. д.
Но особенно прочный след оставила жизнь экономическая. Вся Москва, заселенная ремесленными цехами, занятая государственными службами, именовалась по слободам и дворам – Кожевниками, Садовниками. Гончарная – слобода гончаров. Басманная – от слова басма – тиснение по серебру и золоту. Переулки Скатертный, Чашников, Калашный, Ножовый, Столовый, Хлебный и наконец Поварская улица – все одно к одному свидетельствует о своем историческом прошлом: это слободы дворцового люда, работавшего на государевых кормовых, сытенных и других дворах.
|
Итак, идя по современной Москве, прочитывая названия ее улиц и переулков, мы переносимся в Москву средневековую. Мы находим следы группировок в этом древнем городе: в Замоскворечье – орда и татарщина с их толмачами (Толмачевские переулки сразу за Москвой-рекой); толмачи – устные переводчики; рядом с Ордынкой – военная часть города: Казачий переулок, Лучники. В окрестностях Поварской – поварских и кухонных дел мастера.
(Из книги М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику».)
Упражнение 181.
Итог урока.
– Что общего и различного в морфемном и словообразовательном разборах?
– Для чего нужно уметь вычленять части слов?
Домашнее задание: исследуйте 5–6 названий улиц, площадей и т. п. своей станицы, запишите их, произведите морфемный и словообразовательный разбор. По выписанным названиям составьте небольшой рассказ о своей станице.
Тема: Повторение раздела «Словообразование и орфография». Кубан. Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся.
Цель: закрепить знания, полученные при изучении раздела.
Ход урока 1.
Форма: игра «Круглый стол».
Класс делится на 4–5 групп. В каждой группе выбирается капитан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап – из 3 уровней.
Й уровень – обсуждение.
Каждая группа с помощью учебника и наглядных пособий готовит ответ на вопрос, поставленный учителем. Затем группа, подготовившаяся первой, представляет свой ответ классу. Остальные могут делать поправки или добавлять информацию. Ответ оценивается по 5-балльной шкале.
|
Й уровень – индивидуальная работа.
Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем. Задания написаны на отдельных пронумерованных листочках, которые получают и раздают командам капитаны. У каждого капитана есть таблица, в которой он фиксирует номер листочка ученика на каждом этапе.
№ этапа | ||||
Ф. И. | ||||
Нумерация листков нужна для того, чтобы учащиеся при взаимопроверке объективно оценивали работу своих коллег.
Й уровень – взаимопроверка.
Группы обменивают выполненными заданиями для взаимопроверки. Затем в классе проходит обсуждение, при котором выявляются правильные ответы. Подсчитывается количество правильных ответов в каждой группе и присуждается соответствующее количество баллов.
1 этап. Способы образования слов.
Й уровень
– Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.
Й уровень
– Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:
1 – приставочный способ
2 – суффиксальный способ
3 – приставочно-суффиксальный способ
4 – сложение (основ или целых слов)
5 – сложение сокращенных основ
6 – переход одной части речи в другую
летчик парашютистка электровоз малодоступный престранный | преподнести ЦБ турпоход птицефабрика учительская | МГУ привстать сотрудник кресло-кровать сбербанк |
Й уровень – взаимопроверка.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!