Параграф IV. Развитие взглядов на методологию юридической науки фомой аквинским — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Параграф IV. Развитие взглядов на методологию юридической науки фомой аквинским

2017-09-28 690
Параграф IV. Развитие взглядов на методологию юридической науки фомой аквинским 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тринадцатый век ознаменован также деятельностью крупнейшего средневекового ученого-богослова Фомы Аквинского (1225 -1274гг.). Фома Аквинский родился в Италии, близь Неаполя, в семье графа, что могло дать ему прекрасную светскую карьеру, но он выбрал путь теолога. Образование он получил в Неаполитанском и Парижском университетах.

Одной из главных целей Фомы Аквинского была защита католицизма и пропаганда подчинения светской власти духовной. Этому были посвящены его многочисленные труды, в частности "Сумма теологии" и "О правлении госуда­рей". В 1323 году он причислен к лику святых.

Его методология в исследовании права и государства основывается не на разуме и самостоятельных рассуждениях ученого, а на схоластике, на преобладании авторитета и католической вере. Основным методом являются формально-логические доказательства.

Беря за основу произведения Аристотеля, римских юристов, Августина и других философов, Фома придерживается идеи неравенства между людьми, базируясь на том, что люди не могут быть праведны одинаково.

Некоторые люди склонны к неправомерным поступкам, причиной этого являются пагубные страсти и отсутствие воли.

С точки зрения Фомы Аквинского можно выделить четыре вида законов:

- вечный закон, под которым Аристотель понимает законы мироздания, законы природы;

- естественный закон, закон который является отражением вечного закона в природе всего живого;

- позитивный закон, закон регулирующий взаимоотношение людей в обществе и государстве;

- Божественный закон, который содержится в Библии.

С его точки зрения критерием правильности законов является божественная справедливость, которая направлена на осуществление праведных интересов людей, и если законы правителя не будут соответствовать этому критерию их можно игнорировать и не выполнять. А определить правильный или неправильный принят закон может только церковь, и только она вправе объявить об этом.

Фома Аквинский, рассматривая человека как существо политическое, опираясь на естественное и финансовое неравенство людей, выступает за наличие рабства в обществе. Человек в своей жизни видит две цели внешнюю и внутреннюю. Внутренняя цель связана лишь с процветанием в государстве, тогда как внешняя цель это вечное божественное наслаждение, которое может наступить после смерти. А для достижения этого блаженства следует руководствоваться указаниями церкви. А так как внешняя цель вечная, то и правитель должен ей подчиниться и не посягать на добродетели церкви, а скорее бороться с ее противниками. Законы в государстве будут справедливы лишь в том случае, когда они не противоречат велениям церкви. А если законы противоречат папским предписаниям и интересам народа, о чем указывает церковь, общество вправе выступить против недостойного правителя, который не следует воле Бога.

Фома Аквинский писал, что по своей сути всякая власть – это божественное установление, поэтому она всегда благое дело. Но способы ее установления, ее устройство могут быть дурными и такое возможно, когда нарушаются заветы бога. Чтобы власть была доброй и справедливой правитель должен подчиняться папе римскому, представляющему на земле божью волю.

Фома Аквинский выделят шесть форм правления (три – правильных: монархия, аристокра­тия, полития, и три – неправильных: тирания, олигархия, демократия). Лучшей из правильных он называет – монархию, проводя аналогию с властью на небе. Но над светской властью должна доминировать духовная, папская, власть. Как душа влияет на тело, так и церковь должна влиять на светского правителя. Приоритет он отдает папской власти, отвергая любые отклонения от нее. Еретики должны преследоваться в государстве так же строго, как и фальшивомонетчики.

Если в XII-XIII веках церковная идеология была господствующей, то в XIV веке начинается кризис теологического мировоззрения, большое распространение получают ереси (враждебные официальному вероучению воззрения). Распространение получает идея верховенства светской власти над духовной. Такой точки зрения придерживался Марсилий Падуанский (1275 – 1343гг.). В своем трактате «Защитник мира» все бедствия и несчастья в мире имеют источником церковь и ее догматы. Падуанский утверждал, что, если церковь не будет вмешиваться в дела государства, а станет заниматься только духовной жизнью людей, этого можно будет избежать. Усиливающаяся власть монархов способствовала тому, что можно было пропагандировать государственную независимость от римско-католической церкви.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.