Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-28 | 1459 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В XII веке в странах Западной Европы произошло возрождение римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права.
К XI-XII векам с окончанием великого переселения народов в Европе образовались национальные государства, в которых начался экономический, политический, культурный подъем. Развитие торговой и промышленной деятельности потребовали юридического регулирования. При этом в создании новых норм необходимости не было, поскольку в праве Юстиниана содержались ответы почти на все возникающие вопросы. Тем более, что в Италии, Испании, южной Франции римское право продолжало применяться и в эпоху брожения германских народов.
Только развитием городской жизни, требовавшей для регулирования торгово-денежных отношений разработанных норм, причины рецепции не исчерпываются. К возрождению римского права благосклонно относилась католическая церковь, поскольку каноническое право включало в себя некоторые нормы римского права, да и само римское право в ряде случаев церковь напрямую применяла в своих интересах. Кроме того, многие романисты (ученые, изучающие римское право) становились судьями и в своих решениях опирались на римское право. Особое значение возрождение римского права приобрело в Германии. Если в других европейских государствах сборники Юстиниана использовались частично, то в Германии они стали действующим правом целиком. Помимо общих для всех стран причин интерес к римскому праву был обусловлен тем, что германские императоры считали себя прямыми потомками римских императоров, а свое государство, Священную римскую империю, продолжением прежней Римской империи.
В конце XI века в университете Болоньи начинается чтение лекций, предметом которых был Corpus iuris civilis. Эти лекции привлекали слушателей из всех стран Европы, поскольку в них испытывался недостаток юридически образованных служащих административного и судебного аппарата. Число учеников в Болонской юридической школе около 1200 года насчитывало около десяти тысяч человек. Юридические факультеты, возникнув на Севере Италии, стали быстро распространяться по всей Европе.
|
Глоссаторы. Лекции заключались в чтении Свода законов Юстиниана и его толковании. Комментаторы делали на полях исследуемых текстов заметки (глоссы), за что и получили название глоссаторов. Основателем школы глоссаторов стал Ирнерий (XI-XII вв.). О нем практически ничего не известно. Его глоссы были объединены учениками в сборник, дошедший до настоящего времени. В середине XII века было образовано общество глоссаторов, в которое вошли четыре ученика Ирнерия: Булгор, Мартин, Хуго, Якоб. Эти ученые являлись императорскими юристами при дворе Священной римской империи Фридриха Барбароссы. Одним из известных глоссаторов был Аккурсий (1185-1263), в знаменитой работе которого «Glossa Ornaria», изданной примерно в 1250 году, были собраны и обобщены результаты исследований глоссаторов последнего периода.
Глоссаторы не ставили цель создания права, необходимого для практических потребностей. Глоссаторы в своей деятельности были схоластами. Они исходили из авторитета римского права и, изучая Дигесты, не соотносили их с действовавшим в государстве правом, а в мельчайших деталях проводили исследование текстов Дигест. Противоречия, встречающиеся в Дигестах в силу различных мнений римских юристов, они объясняли неверным толкованием терминов, используемых в Дигестах. На основе филологического анализа текстов римских юристов глоссаторы устранили ряд противоречий в них и создали обобщенное представление о различных институтах римского права. В этом их большая заслуга.
У представителей школы глоссаторов единого взгляда на проблемы правовой науки не было. Так, Мартин в своих трудах подчеркивал идеи о справедливости и законности. Другой глоссатор Булгор напротив считал, что в юридической науке не должно быть места для какого-либо правового толкования законов, поскольку закон всегда должен быть использован строго в соответствии с его духом и буквой.
|
Деятельность глоссаторов ограничивалась чисто научной сферой и имела историко-педагогическое значение. Они обращали большое внимание на юридическое образование. Свою задачу в этом деле глоссаторы видели не в подготовке специалистов, владевших нормами действовавшего тогда права, но в воспитании высокообразованных юристов-ученых. Изучающих римское право называли легистами. Срок обучения составлял семь лет, после чего студенты сдавали экзамен.
Формы преподавания были чисто теоретическими, тем не менее в процессе обучения использовались диспуты, цель которых состояла в том, чтобы выработать у будущих юристов навыки практического применения римского права. В процессе преподавания профессора доводили до сведения студентов результаты своих научных изысканий, и таким образом устанавливалась связь между обучением и наукой. Получая хорошее теоретическое образование, выпускники в процессе последующей практической деятельности показывали умение решать самые сложные вопросы и занимали высокие должности. Система университетского образования в области правоведения через Болонский университет в XIII-XIV веках распространилась на большинство западноевропейских университетов.
Постглоссаторы (комментаторы). Во второй половине XIII века школу глоссаторов сменила школа комментаторов. Представителей этой школы называют также поздними глоссаторами (постглоссаторами), имея ввиду, как временные рамки, так и то, что они явились последователями глоссаторов предыдущего периода. Поздних глоссаторов называют также консилиаторами (советниками). Сфера деятельности постглоссаторов была многообразной. Они занимались не только научной, но и практической деятельностью. Постглоссаторы изучали не столько оригинальные тексты римских юристов, сколько глоссы своих предшественников. Вместе с тем римское право изучалось в совокупности с местным правовым материалом и приспосабливалось к потребностям практической жизни. Кроме того, постглоссаторы давали заключения по важнейшим политическим, административным и частноправовым вопросам. Поздние глоссаторы занимали высокие государственные должности и часто выступали в качестве консультантов частных лиц.
|
Поздние глоссаторы создали богатую юридическую литературу, в которой римское право дополнялось местным правом, либо римское право приспосабливалось к местным правовым институтам. При этом римское право было переработано с учетом толкования его глоссаторами.
Широкое признание в Западной Европе римское право получило именно благодаря научным трудам постглоссаторов. Своей деятельностью постглоссаторы максимально приспособили римское право к потребностям времени, а также способствовали развитию науки о праве в средние века.
Самыми знаменитыми из глоссаторов позднего периода были Бартоло де Сассоферрато (1314-1357гг.). Он был автором комментария к кодификации Юстиниана. Другим виднейшим представителем этой школы являлся Балдус де Убалдис (1327-1400). Он был учеником Бартоло и в 17 лет получил ученую степень доктора права. Его работы отличались высоким уровнем личной самостоятельности, независимости суждений.
Постглоссаторы явились новаторами в науке о праве. Главным теоретическим новшеством было создание доктрины о юридическом лице.
Как отмечалось ранее, ученики глоссаторов разных исторических периодов – легисты- успешно работали в административном и судебном аппарате. Они много сделали для укрепления королевской, общегосударственной власти. С наступлением абсолютизма они поддерживали неограниченную королевскую власть, находя оправдание этому в римском праве. Некоторые легисты даже доходили до того, что признавали волю монарха выше права. Во всяком случае, они много сделали для преодоления сепаратизма феодалов и ограничения притязаний папства на светскую власть.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!