Глава 8. Богослужения суточного круга — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 8. Богослужения суточного круга

2017-09-28 294
Глава 8. Богослужения суточного круга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

8.1. Сведения о некоторых элементах богослужений. [111]

Псалмы и Библейские песни исторически явились фундаментом богослужебно- гимнографического материала христианской традиции. 17-е правило Лаодикийского собора (IVв.) предписывает богослужебное пение псалмов непременно в соединении с другими молитвами и чтениями. В текстах посланий апостола Павла мы читаем: «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16), – и в другом месте, – «…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословием и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах Господу» (Еф. 5:19).Здесь речь идет о нескольких песнотворческих разновидностях.

Псалмы,сегодня за богослужениями – это чтение кафизм, пение антифонов, прокимны, алиллуарии и т. п. Славословие в современной практике имеется на вечерне –

«Сподоби господи…», на утрени и на повечерии – «Слава в вышних Богу…»,и является развернутым восхвалением Бога с благодарением. Одна их древнейших форм славословия представлена, например, вАпок. 19:1-9. К славословию также можно отнести всем известное «Трисвятое» пение.

Помимо псалмов и славословий христианская гимнографическая традиция знает специально написанные Гимны, представляющие собой небольшие прославляющие, богословски выверенные, песненные произведение о Боге и его промысле о мире. Примерами гимнов в нашей литургической традиции являются: «Единородный Сыне» (в начальной части Литургии), «Свете Тихий» (входит в состав вечерни), «Тебе Бога хвалим…» (поется на торжественных молебнах).

К Духовным песням можно отнести библейские песни, такие как, например, «Песнь Богородицы» из Лк. I, 45-55 (регулярно используется по 8-й песни канона на утрени), «Песнь Захарии» из Лк. I, 68-79 (одна из библейских песен к канону утрени). А из числа гимнографических форм пост библейской христианской традиции к духовным песням можно отнести, в первую очередь, стихиры.

Творчество христианских церковных авторов дало огромное богатство богослужебного материала разнообразных форм и стилей, но при этом, следует знать, что из этого творчества имеются материалы и не вполне удовлетворительного содержания. Из множества богослужебных элементов христианского богослужения мы выделим ещё следующие: Ектении и Молитвы, концовками которых служат так называемые «возгласы»; Антифоны; Тропари, Стихиры, Кондаки и т.п.; Прокимны и Алиллуарии; Акафист.

Ектения (греч. e j ktevneia – усердие, напряжение сил) представляет собой ряд прошений, произносимых диаконом (или священником), на каждое из которых хор, или все молящиеся отвечают «Господи помилуй», «Подай Господи» или «Тебе Господи». Сегодня, в зависимости от характера возносимых прошений, существуют 4 типа ектений:

Мирная (Великая) ектения состоит из 12 прошений и начинается словами «Миром Господу помолимся»;

Просительная – начинается словами «Исполним… молитву нашу Господу», и на большую часть прошений ответом служит «Подай Господи»;

Сугубая – с троекратным «Господи помилуй» на каждое прошение, начинающаяся словами: «Помилуй нас Боже…» или «Рцем вси…» (троекратное «Господи помилуй» – с третьего прошения);

Малая –состоит из трех прошений и начинается словами: «Паки и паки…».

Антифон является, по сути, не типом богослужебного песнопения, а способом исполнения тех или иных псалмов или духовных песен. Понятие «антифон» (греч. antiv + fonevw) означает пение попеременно чередуясь (т.е. пение на два хора). Такой способ исполнения песнопений является весьма древним и восходит к дохристианским традициям. Разделение каждой кафизмы в псалтири на 3 части – «славы», не редко также называют антифонами. Вот ещё примеры антифонов в богослужебной практике:

- в начальной части Литургии (3 антифона) – 102, 145 Псалмы (не редко, в сокращенном виде) и Евангельские «Блаженства»; возможен вариант будничных или праздничных антифонов, где используются отдельные стихи из псалтири с припевами.

- в последовании Вечерни – 103 Псалом (на будничных службах читается), «Блажен муж» (как правило, это выборочные стихи из 1, 2 и 3 Псалмов) или рядовая кафизма (на практике читается на будничных службах), псалмы «Господи воззвах…» (140,141 Пс.);

- в последовании полиелейной Утрени употребляются «степенные антифоны» (на практике, как правило, на 2/3 сокращаются), они являются христианским подражанием так называемых «песней степеней» (119-133 Пс.), которые в иудейской традиции исполнялись паломниками при вхождении к Иерусалимскому храму по ступеням; в христианской литургической традиции «степенные антифоны» расписаны на 8 гласов.

Тропарь (греч. trovpo" – образец, направление, стиль, знак, лад, мелодия) является формой песнопения небольшого размера (одна - две фразы), основная мысль которого передает информацию о празднике или святом в максимально сжатой форме. Тропарь в такой общей форме обычно именуется «отпустительным». Набор небольших текстов, написанных к чтениям с припевами на канонах Утрени, на практике также именуется тропарями. Иногда в указаниях устава «тропарь» ставится синонимом понятия «стихира».

Стихира является формой небольшого песнопения, написанного стихотворным размером, на тему праздника или святого, фактически мало чем, отличаясь от тропаря. В традиции Церкви сложилась практика, согласно которой тропари поются на свои гласы, а стихиры – на свои, т.е. существуют 8 гласов (напевов) для пения тропарей и 8 гласов для пения стихир. Стихиры исполняются на практике, чередуясь с припевами, специальным образом подобранными, на разные случаи отправления богослужения. Типы исполнения стихир в современной практике именуются следующим образом: стихиры на «Господи воззвах», стихиры на стиховне, стихиры на «хвалитех» (хвалитные), стихиры литийные.

Кондак (древнеe греческое kontov" – палочка на которую наматывался свиток пергамента) по нынешней практике ни чем не отличается от тропаря (поется по тем же распевам), и передает в сжатой форме аспекты праздника. Но изначально в христианской традиции форма и значение кондака были несколько иными. Кондак представлял собой более глубокое пространное раскрытие смысла того или иного празднуемого события. Он имел 20-30 строф (в идеале – 24 строфы) в форме высокой поэтики. На древний тип кондаков чем-то похожи нынешние икосы (дословно греч. ojikov" – дом), употребляемые в акафистах и в каноне Утрени после 6-й песни.

Существуют также и другие небольшие песнопения (на практике они чаще читаются): седалены – звучат после чтения кафизм и по 3-й песни канона на утрени; светильны (экзапостиларии) – используются в завершении канона на Утрени; ипакои – после полиелея на воскресной Утрени и после 3-й песни канона в некоторые Господские праздники.

Прокимен (греч. prokevimeno" – предлежащий, предваряющий) и Алиллуарий являются специально подобранными стихами псалмов пропеваемыми в так называемом респонсорном порядке, т.е. попеременно чередуются: краткий стих / припев; в алиллуарии припевом служит троекратное пение «Алиллуия» (с евр. - хвалите Господа). Прокимны и Алиллуарии исполняются в качестве стихов предшествующих чтениям отрывков из Священного Писания.

Акафист (греч. kaqivzw – сижу) является развернутым поэтически воспеванием о ком–либо и состоит из 12 кратких кондаков с Алиллуия и 12 икосов с похвалами «Радуйся…» и припевом в конце каждого из них. Типикон знает только один единственный Акафист - Пресвятой Богородице, созданный в Константинополе в VII веке, исполняемый за богослужением Великого поста в субботу 5-й седмицы. В греческой практике этот акафист, разделенный на несколько частей, читается в течение нескольких суббот Великого поста.

8.2. Богослужебные знаки Типикона, отражающиеся на характере отправления суточных богослужений (общая характеристика).

 

В Типиконе и в месяцеслове Следованной Псалтири перед датами памяти святых и праздников стоят знаки (шестиричный – черного цвета, все остальные знаки – красного) или нет никакого знака. Они указывают на степень торжественности при совершении богослужений данного дня. На практике знаки, не имеющие значения «великого» или «двунадесятого праздника», могут быть изменены по усмотрению служащих, что обычно регламентируется витиеватой формулировкой: «аще настоятель изволит…». Типикон (глава 47) разделяет праздники, согласно знакам, на великие, средние и малые. Мы же будем рассматривать знаки типикона, разделив их на две группы.

Праздничные знаки: Будничные знаки (малые):
Великий и Двунадесятый Со славословием
Бдение Шестеричный
Полиелей Без знака

- «великие» и «двунадесятые» праздники. Вся служба берется из Минеи, без прибавлений октоиха, за исключением совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников памяти Богородицы и пяти «великих» не входящих в число «двунадесятых». Совершается служба бдения с литией (освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и масла).

- служба «бдения», которая отличается от великих праздников только тем, что в ней на утрени (кроме воскресенья) перед каноном празднику положено читать канон Богородице. Количество бдений в году (включая воскресенья) порядка 69.

Богослужение воскресного дня – это всегда бдение, на котором происходит соединение воскресной службы Октоиха со службой Минеи, приходящейся на данный день. Порядок соединения Октоиха с Минеей определяется в зависимости от знака типикона. В дни, когда употребляется Триодь (см. ранее) богослужение воскресного дня представляет собой соединение Триоди с Октоихом, а Минея используется лишь в случае праздничного знака святого.

- «полиелейная» служба. Октоих (кроме воскресенья) отменяется. На великой вечерне 103-й псалом в начале службы - читается (на бдении он поется), поется «Блажен муж» (1-й антифон 1-ой кафизмы псалтири). Вечерня совершается со входом к пению «Свете Тихий» и положено чтение 3-х паремий (отрывков из текста Ветхого Завета). На утрени совершается полиелей, поется величание, звучит отрывок из Евангелия, канон читается Богородице и святому, в конце утрени торжественно поется «великое славословие».

- служба «со славословием». Служба Минеи совершается в соединении со службой Октоиха, в период пения Триоди - в соединении с Триодью. На вечерне читается 103-й псалом и рядовая кафизма псалтири (по уставу), входа не бывает, паремии не читаются. В службе используются воскресные «богородичны». Окончание утрени праздничное, с пением «великого славословия». В случае совпадения с воскресным днем осуществляется иной порядок, согласно правилам воскресного бдения.

- «шестеричная» служба и без знака. Простая будничная служба (кроме воскресных дней) с максимальным количеством чтений (вместо пения). Служба Минеи совершается в соединении со службой Октоиха, в период пения Триоди - в соединении с Триодью.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.