Традиция поста среды и пятницы. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Традиция поста среды и пятницы.

2017-09-28 270
Традиция поста среды и пятницы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В своем слове «О посте» Тертуллиан (ум. после 220г.) «обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост». Продолжался он до 9 часа дня, т.е. до 3-х часов по полудню, согласно нашему счёту времени. Время прекращения поста в 9-м часу дня с богословской точки зрения оправдано тем, что согласно Евангелию (Мф. 27:45-46), именно в это время свершилась Крестная смерть Спасителя.

В раннехристианской традиции поста верующие полностью отказывались от пищи и часто даже от воды до 9-го часа и, «в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы. Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты (1 Цар. 7:5-12; 14:24), говоря о том, что эти дни – период особой напряженной духовной борьбы, когда истинные воины, конечно, ничего не едят». Он говорит, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. е. либо совершением Евхаристии, либо причащением Дарами, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного приобщения. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий (+379), говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по субботам и воскресеньям, по средам и пятницам. И, по всей вероятности, в то время, причащение в среду и пятницу происходило во второй половине дня, хотя в других областях существовала и другая практика – не евхаристических собраний. Византийские церковные историки IVв. свидетельствуют, к примеру, что в Александрии в среду и пятницу читалось Писание и учителя истолковывали его, и в эти дни совершалось всё, что обычно бывает в собрании, за исключением приношения Святых Тайн.[24]

В «Дидахи», письменном памятнике II века, указывается анти иудейское измерение этого поста - в противовес иудейским практикам, указывается соблюдать среду и пятницу, подчеркнуто не вместе с иудеями,названными здесь «лицемерами», и читать три раза в день молитву «Отче наш». Как известно,Иудеи тоже постились 2 раза в неделю (см., к примеру, молитву фарисея у Лк. 18:12), но в другие дни – понедельник и четверг. Традиция поста по средам и пятницам была отмечена, к примеру, в календаре иудейской секты ессеев, в среде которых был, по всей вероятности, воспитан Иоанн Предтеча и, скорее всего, древнехристианские палестинские общины употребляли эту традицию. Ярко выраженные трактовки необходимости поста по среды и пятницы в связи с воспоминаниями евангельских событий предательства и распятия Иисуса Христа появляются в христианской традиции несколько позже.

В «Сирийской дидаскалии» IIIв. истолкование среды и пятницы вкладывается в уста Самого воскресшего Христа, обращающегося к апостолам: «Итак, не поститесь по обычаю прежнего народа, но согласно Завету, который Я заключил с вами… Вы должны поститься за них (т. е. за иудеев) в среду, ибо в этот день они начали губить души свои и решили схватить Меня… И вновь вы должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня». [25] В качестве мотива поста здесь ставятся предательство и распятие Христа, как два прегрешения иудеев, за что необходимо постится нам, христианам. По мере полного отхода от иудейства, постепенно в христианской традиции усматриваются в качестве необходимости поста в среды и пятницы темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Такое, традиционное на сегодня истолкование, мы встречаем к IVв. в «Апостольских Постановлениях» и «Канонах Ипполита».

На заре христианства пост среды и пятницы не был строго обязательным для всех верующих, а поддерживался как благочестивый обычай, оставаясь в сфере личного выбора христианина, оставаясь исключительно добровольным делом, так что можно было соблюдать его по своему собственному усмотрению. Кроме того, еретиков монтанистов обвиняли за то, что они сделали его общеобязательным. Но постепенно и, прежде всего, на Востоке, степень обязательности этого обычая возрастала. В «Канонах Ипполита» (IV в.) мы уже читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». [26] Итогом процесса становления постов среды и пятницы явилась их обязательность, под страхом отлучения, что в кон. IVв. зафиксировано в своде «Апостольских правил», вошедших в каноны православной традиции. Но известно, к примеру, из слов св. Епифания Кипрского (+403), что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключениеи только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». [27] Таким образом, согласно вере древней Церкви, период в 50 дней от Пасхального воскресения до воскресенья Пятидесятницы праздновался как единый «Великий День Господень» и не предусматривал никакого поста. Но монашеская практика со временем изменила эту традицию, к XIIв. в уставах стали закрепляться постановления о посте среды и пятницы в период Пасхальной пятидесятницы, кроме Светлой седмицы.[28]

По определению уставов любой великий праздник не имел поста, на какой бы день не пришлось празднование, включая среду и пятницу. Подобные предписания имелись в различных уставах и к дням некоторых особо почитаемых святых, так, например, ради памяти мучеников Маккавеев, приходящейся на 14 августа (1 августа по ст. ст.), южно-италийские типиконы XIIв. предписывали никогда не поститься в этот день. В древнерусской христианской традиции предъявлялись достаточно щадящие требования к посту в среду и пятницу. Так, например, Феодосий Киево-Печерский в XIв. рекомендовал, что «всяк христианин да постится в среду и пяток, бельцы - от мяса, а чернецы - от молочного… Когда случится в среду или пяток Господский праздник или святой Богородицы, либо двенадцати апостолов, то ешь мясо». [29]В современном Типиконе, используемом в традиции Русской Православной Церкви, пост до 9-го часа с разовой трапезой во второй половине дня по средам и пятницам предписан в течение всего года, за исключением сплошных периодов (см. выше) и праздников Рождества Христова и Богоявления (Крещения Господня).

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.