Глава 6. История становления основных Богородичных праздников — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 6. История становления основных Богородичных праздников

2017-09-28 490
Глава 6. История становления основных Богородичных праздников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общие сведения из истории почитания Богородицы.

В апостольские времена и последующие два века почитание Девы Марии имело, подчеркнуто молчаливый характер. Её роль прослеживается лишь в контексте всей Евангельской ретроспективы спасения. В Священном Писании нигде не говорится о чудесах и заступничестве Божией Матери. Помимо Евангелий, о Ней лишь кратко упомянуто в книге Деяний (1:14) и у апостола Павла в послании к Галатом (4:4): «…когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы и нам получить усыновление». Также предстают нашему вниманию аллегорические образы, связанные с Женой в Откровении Иоанна Богослова. Достаточно сдержанное отношение к Деве Марии было с успехом дополнено свидетельствами апокрифов. В апокрифической апокалиптике Божия Матерь предстаёт в роли особой заступницы и Ходатаице о грешниках. Недостающие свидетельства о земной жизни Богородицы и её Успении были восприняты Преданием Церкви из Евангелия Иакова, Деяний ап. Фомы и других апокрифических источников.

Особый толчок к почитанию Божией Матери дали Несторианские споры. III Вселенский собор 431г. закрепил за Марией титул «Богородица». Под влиянием течений, направленных на аскетический образ жизни и девственность, очертилось ко времени V Вселенского собора 553г. понимание Приснодевства Марии. Так, что даже в песнопениях, восхваляющих Деву Марию, к VIII веку появляются гиперболические формулировки типа: «Христос пройде из боку чисту», - подчеркивающие физиологическое Девство Марии. Хотя буквальное понимание таких слов сродни докетизму. 79-е правило Трулльского собора (690-691г.) «Божественное от Девы рождение, яко без семенно бывшее, исповедует безболезненным», и осуждает бывшую тогда на Востоке традицию готовить на следующий после Рождества Христова день хлебные печенья, передающиеся друг другу в воспоминание болезней рождения.

В итоге, в Предании Церкви сформировался ореол особого почитания Богородицы, уже в пост апостольское время. Место Девы Марии в Предании Церкви, и особо теплое отношение к ней верующих во многом обусловлено «Её женственной природой, материнством и человечностью. <…> Именно эти качества женственности трогают человека и способны физиологически воздействовать на него до такой степени, что заменяют им образ Бога, который кажется им далеким <…> Материнский тип близок человеческому сердцу по природе…». [76]

В Богослужебной практике Церкви, воспоминания отдельных событий, связанных с Богородицей имело место, скорее всего, не ранее IVв. Епифаний Кипрский (+403) упоминает о некой секте «коллеридиан» в Аравии, которые приносят в честь Божией Матери какие-то хлебцы. Практика принесения просфоры в честь Богородицы закрепилась и в Православной Церкви, но несколько позже. Сначала, как полагают, был единый день воспоминания Божией Матери, подобный нынешнему «Собору Богородицы», празднуемому сразу после Рождества Христова. Лишь в период с VI по VIII века в практике Церкви формируются стабильные дни воспоминаний событий земной жизни Девы Марии. После Трулльского Собора на Востоке твердо закрепляется празднование Благовещения и Рождества Богородицы, а чуть позже и Введение во храм выделяется в отдельное празднование[77].

Не мудрено, что изначально Восток, и в частности Константинополь, генерировал всё новые и новые дни воспоминаний, связанных с Богородицей. Новая столица империи благочестивым порывом веры была вверена под покровительство Богородицы. Одним из главнейших образов Божией Матери в Константинополе стала «Оранта» - «молящаяся» (с греч.) за свой град. Любые удачи и победы Византии связывались с Её заступничеством. Более чем на 400 храмов столицы лишь 28 было посвящено Спасителю и порядка 200 Богородице. Вот, к примеру, тропарь, написанный на день освящения Константинополя: «Град Богородицы предает и посвящает свое начало Божией Матери, От Которой он берет силу свою и долговечность, Которой хранится и укрепляется, И взывает к Ней: «Радуйся надежда всех концов Земли» [78].

Истоки празднования «Рождества Пресвятой Богородицы»

И «Введения» Её во Храм.

О праздновании Зачатия Девы Марии 22 декабря (9 декабря по ст. ст.) известно, что к VIII веку это событие на Востоке воспоминалось в числе великих праздников, но не повсеместно. На Западе установление празднования зачатия относиться к IX веку, но в течение почти трех столетий это празднование считалось нововведением и лишь в середине XV века стало официальным. Дальнейшее Предание Римской Церкви при папе Пие IX возвело это воспоминание в ранг догмата о непорочном Зачатии Девы Марии в 1854 г. [79]

Одно из первых особых богослужебных воспоминаний Рождества Богородицы относиться к Vв., когда в Иерусалиме была освящена церковь св. Анны, воздвигнутая на предполагаемом месте дома, где родилась Дева Мария. В традиции Церкви датой того или иного празднования иногда становился день, связанный с освящением храма в честь воспоминаемого события, - при императоре Юстинианев Иерусалиме был построен храм, посвященный «Введению», освящение которого состоялось 21 ноября 543г. [80], - именно эта дата зафиксировалась как день празднования введения во Храм Девы Марии.

На Западе в VIIв. уже известный праздник Рождества был отмечен особой процессией в Риме, идущей от храма св. Марии к храму святого Андриана, память которого праздновалась в этот же день. Несколько позже канун празднования во Франции был ознаменован кратким постом, но эта традиция не прижилась. А вот отдельный праздник Введения на Западе долго не приживался, вплоть до XV века он не был официальным, и праздновался лишь в храмах латинского обряда на Кипре.[81]

Протоевангелие Иакова, написанное предположительно в середине II в. является единственным христианским источником свидетельствующим о Рождении Девы Марии (п.1-5), Введении Её во Храм в 3-летнем возрасте, воспитании при Храме до 12 лет (п.6-9) и повествующем о Её родителях – даны их имена Иоаким и Анна. [82] Распространение этого Евангелия в христианском обществе подтверждается нескольким десятком рукописей, содержащих его; по всей вероятности, оно читалось за богослужениями. Из упоминаний в тексте событий прослеживается, что день Её Рождества приходился незадолго или в самый день одного из иудейских праздников, а именно, когда первосвященник входил во Святая Святых - это иудейский День Очищения (Йом-Киппур), отмечаемый в 10 день месяца Тишри, приходящийся примерно на наш сентябрь. Отсюда можно предположить, что дата празднования Рождества Богородицы может быть как-то связана с календарной датой иудейского Дня Очищения. В последствии в гимнографической традиции Церкви VI-VIIIвв. возникла тема введения Девы Марии во «святая святых» иерусалимского Храма, хотя в тексте протоевангелия (п.7-8) это событие не засвидетельствовано, а говорится лишь следующее: «Первосвященник принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля».


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.