Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-09-28 | 339 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В истории календарных дат и праздников естественным образом усматривается определенная динамика развития. Христианство воспринимало в свой обиход те календари, которые были в ходу. В традиционный Римский календарь входили различные памятные дни. Помимо языческих праздников были отмечены дни, связанные с императорскими особами, дни собраний сената, дни по каким-либо причинам благоприятные и не благоприятные и т.п. Раннее христианство пыталось вписываться в известные календарные рамки, наполняя календарь своими воспоминаниями, постепенно замещая даты не соответствующие христианской доктрине (примером сему может служить установление даты празднования Рождества Христова). Известен, к примеру, Галльский календарь V века, где отмечены 10 христианских праздников, дни рождения Цицерона и Вигилия, и некоторые метрологические заметки. [17] Подобные общие Месяцесловы с некоторыми литургическими примечаниями включались в приложения к Лекционариям (аналог современного богослужебного Апостола и Евангелия) и являлись важной частью Устава. Календарные главы в Апостоле существуют и поныне. Были также в ходу в практике Церкви, так называемые Мартирологи, включающие сведения о христианских мучениках, а также Синаксари или Прологи с назидательными чтениями к богослужениям или жизнеописаниями святых. Ныне тексты Синаксария в богослужебной литературе сохранились только в Триоди, а жития святых прилагаются в некоторых изданиях Минеи.
В первые века христианства основным богослужебным днем являлся «День Господень» (Воскресенье), ещё не устоялась традиция богослужений суточного круга, Великого поста и Страстной седмицы, традиция счисления даты Пасхи. Была известна Пасхальная Пятидесятница, воспоминаемая как единое событие Спасения во Христе и освящения в Духе Святом (известно как о продолжительном 50-дневном Пасхальном периоде, так и об отдельном дне Пятидесятницы). Ещё не выделялись в отдельные воспоминания двунадесятые Господские и Богородичные праздники. Дни Пасхи и Пятидесятницы выделяются как дни крещения оглашенных. На Востоке закрепляется пост по средам и пятницам (см., например, Апостольскую дидаскалию, Дидахи, Пастырь Ерма). В Александрии и Египте известно о празднованиях Теофании - «Явления Бога во плоти», причем эти воспоминания с особыми ночными бодрствованиями изначально, в большей степени, практиковались в общинах гностиков, о чем свидетельствовал Климент Александрийский (см. Строматы I, 21). Происходит осмысление Субботы. Закон Моисея связывал Субботний покой с творением Богом мира (см. Исх. 20:8-11), когда после 6 созидательных дней, Господь «почил» в день 7-й (суббота). Второзаконнический пересмотр Торы уже указывает на связь покоя Субботнего дня с исходом евреев из Египта (см. Втор. 5:12-15). Во II веке гностики (например, Маркион), находясь под влиянием дуализма, считая материю проявлением зла, подчеркивая это, постились в Субботу, как в день, напоминающий о созидании материального мира. Апостольское правило 64-е в противовес этому запрещает пост в Субботу и Воскресенье. По Субботам начинают служить Литургии. Когда Великий пост установился продолжительностью до 40 дней, то субботние и воскресные дни могли оставаться не постными. Но, следует отметить, что в Риме и Александрии по Субботам Литургии не служились, и в традиции Римской Церкви было заведено поститься по Субботам. Памятуя, что Суббота воспоминает творение и «покой», в предании постепенно возникает воспоминание Усопших, - «яко земля еси и в землю отидеши…», - и Всех Святых, как начаток нового творения и успокоения в Боге, именно в день субботный.[18]
|
Начинают отмечаться даты кончин мучеников, которые в традиции именовались: «Дни рождения мучеников». Известно о поминальных трапезах. По свидетельству Мученических актов Игнатия Богоносца: «проведя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его». А в актахМученичества Поликарпа Смирнского говорится, что «ежегодно в годовщину смерти христиане собирались на могиле мученика, служили литургию и раздавали милостыню нищим. Эти основные элементы и образовали первоначальный культ святых,[19] – почитание святых возникало на почве местных традиций, в неразрывной связи с гробницей святого. Следует отметить, что в раннем христианстве противопоставления между святыми (как ныне канонизованными в святцах) и не-святыми не было – все члены Церкви мыслились как святые в Господе. Обращение к святому мыслилось не с целью чуда от мощей, или ходатайства о нуждах, но во свидетельство эсхатологического присутствия Бога в человеке, в частности, в мученике засвидетельствовавшем победу над смертью. Призывание усопших и молитвы им были укоренены в вере в «общение святых», которое не нарушается смертью вне зависимости от того: мученик это или простой член Церкви. С IV века отношение к святым начинает меняться, - выделяются люди из общего числа, отношение к которым формируется как к особым ходатаям и посредникам к Богу. Одним из первых об особой участи прославленных святыхпишет блаж. Августин (+430): «Праведность мучеников совершенна – они достигли совершенства своим подвигом. Поэтому Церковь не молиться за них. Она молиться за других усопших верных… Они вышли из мира сего столь совершенными, что …они ходатаи за нас». [20] Прославленных святых начинают просить о земных нуждах и ходатайстве за нас Богу, отсюда акцент в почитании святых переносится на прославление чудесной силы святого и отзывчивость святых к просящим. О нескончаемых чудесах святых пестрят нам «Жития», фактически являясь апокрифами.
|
Даты воспоминаемых Церковью евангельских событий не всегда были точно известны и, постепенно устанавливая календарные праздники, одной из миссионерских задач Церкви, служило замещение бытовавших языческих традиций христианским содержанием, - по замечанию архим. Киприана (Керна), - «В установлении точности дат празднования Церковь руководствовалась нередко своими особыми, так сказать «педагогическими» или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела ввиду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев и т.д.». [21]
Со времени Миланского эдикта 313 года, Церковь выходит на имперский уровень. Пышно развернувшиеся Христологические споры активно обогатили праздники года. Богоявление стало общецерковным праздником, в котором воспоминания разделились в отдельные празднования Рождества, Крещения и Сретения (на 40-й день после Рождества). Великий пост к концу IV века почти повсеместно становится 40-дневным, хотя в Риме он ещё насчитывал 20 дней. Становятся известны отдельные воспоминания Входа Господня в Иерусалим и Лазаревой Субботы. Выстраиваются богослужения Великого Четверга, Пятницы и Субботы с неотъемлемыми пасхальным крещениями оглашенных. К VIII в. выделяется в отдельное празднование Вознесения Господня (на сороковой день по Пасхе), изначально имевшее воспоминание в один день с Сошествием Святого Духа на апостолов. Активно начинают развиваться в VI-VIII веках Богородичные праздники - Рождество, Введение во храм, Благовещение; выделяются праздники ангелов и устанавливаются различные дни памяти ветхозаветных праведников. Даты тех или иных праздников в календаре не редко обуславливались привязками к датам освящения храмов в память воспоминаемого события. Появляется значительное количество так называемых «святых мест» там, где предположительно происходили те или иные Евангельские события и места связанные с жизнью подвижников и мучеников. Старались отмечать места искусственно, путем переносов мощей, частей одежд и т.п. Отмечали различные примечательные даты церковной жизни. Календарь активно наполнялся памятными датами.
|
Общую Динамику развития месяцеслова наглядно иллюстрируют примеры известных списков и календарей древности.[22] В Бухерианском календаре, являющимся частью римской летописи конца IVв. означены консулы, префекты и епископы Рима, поименно перечислены 12 почивших пап, в течение года отмечены 24 памятные даты, но к именам людей ещё нигде не прибавлено надписание «святой» или «мученик», а указаны лишь местонахождение гробницы и места почитания подвижника. В Карфогенском календаре VIв. зафиксировано 80 памятных дат в году, к именам людей здесь уже приписан статус: «епископ», «мученик», «святой», и т.п. В списках сирийского происхождения кон. VIв. насчитывается большое количество имен, приводится много памятей ветхозаветных праведников и пророков, памяти связанные с Иоанном Предтечей (Зачатие, Рождение и Усекновение), есть интересная память «Начало проповеди Господа», а также перечислены 10 великих праздников (отсутствует Преображение и Введение во Храм Богородицы). Список VIIIв. Иоанна Евбейского, где перечисляются важнейшие воспоминания церковного года, включает в себя 10 основных праздников: Благовещение Марии (Зачатие), Рождество Богородицы, Благовещение Гавриила (Благовещение Богородице), Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Пасха, Пятидесятница. Так называемый Алляциев календарь VIIIв. насчитывает 84 памятные даты в году. В нем перечисляются только 9 основных праздников: Рождество Девы Марии, Благовещение, Успение, Рождество Христово, Обрезание, Пасха, Вознесение, Пятидесятница и Воздвижение. Памяти святых во многих календарях этого времени отсутствуют в великопостный период с 1 марта по 14 апреля. В конечном итоге не ранее Хв. Восточно-православный месяцеслов обрел свой более-менее стабильный вид, с основными двунадесятыми праздниками, близкий к тому, как мы имеем сегодня.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!