Позитивный подход к пациенту — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Позитивный подход к пациенту

2017-09-28 343
Позитивный подход к пациенту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И ЗАБОЛЕВАНИЮ

Позитивная психотерапия исходит из того, что любой человек независимо от его расы, социального по-

* Только в Германии сейчас насчитывается более 300 психотерапевтических «направлений», а в США их не­сколько тысяч (Цит. по X. Пазешкиану: Основы позитив­ной психотерапии, 1998. С. 10).

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ложения и вероисповедания от природы обладает двумя основными способностями: способностью к познанию и способностью к любви.

Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способность любить — эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие). Отмечено, что в Западной Европе, Америке больше выра­жена способность к познанию, в восточных странах — способность к любви.

В какой-то мере одни и те же психотерапевтические методики, хорошо «работающие» в Японии, Китае, мало­эффективны в Германии или Америке (морито-терапия

и др.).

Межкультуральный подход проходит красной нитью через всю позитивную психотерапию, так как позволяет лучше понять структуру конфликта и поведения пациен­та. Очень часто то, что неприемлемо в странах с одной культурой и традициями (прием алкоголя, особенности половых взаимоотношений и т. п.), приемлемо в других. Это не означает, что одна культура хорошая, а другая плохая. Просто они разные, а поэтому и поведение паци­ента с позиции той или иной культуры может трактовать­ся по-разному.

Поэтому сейчас можно добавить, что позитивная пси­хотерапия исходит не только из способностей человека (способность к познанию, к любви), но определяется еще и культуральными особенностями среды, в которой вос­питывается и живет этот человек.

Позитивная интерпретация симптомов или всего за­болевания нередко противопоставляется общепринятой, «традиционной» их интерпретации.

С точки зрения позитивной психотерапии в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела — как хорошую сопротивляемость ор­ганизма и т. д.

X. Пазешкиан еще более расширяет позитивный подход к симптомам и синдромам самых различных заболеваний. Так, депрессию он интерпретирует как способность глубоко и эмоционально реагировать на

 

конфликты; импотенцию — как способность избегать конфликта в сфере сексуальности; фригидность — как способность телом сказать «нет»; нервную анорексию — как способность обходиться минимумом пищи; алко­голизм — как способность с помощью алкоголя сделать конфликтную ситуацию временно терпимой; параной­яльный синдром — как способность смотреть на себя как на центр мироздания, а психосоматические сим­птомы — как способность языком организма указывать на то, что в настоящее время нет других средств справиться с конфликтом.

Таким образом, по мнению X. Пазешкиана, можно позитивно интерпретировать любое поведение, любое со­матическое или психическое заболевание. Даже ночной энурез можно интерпретировать как «способность пла­кать вниз».

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и как следствие — новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. А так как позитивная психотерапия исходит из того, что в основе многих психических и психосоматических заболеваний лежит конфликт, то сме­на точек зрения на симптомы или синдромы позволяет терапевту (и пациенту) более дифференцирование под­ходить к конфликту. Иными словами, психотерапевт, определив, что депрессия — это прежде всего «способ­ность человека глубоко, эмоционально реагировать на конфликт», далее будет заниматься не столько депрес­сией, сколько конфликтом, который стоит за этим синд­ромом.

В позитивной психотерапии для достижения этой цели широко используются притчи, поучительные ис­тории, «психотерапевтические сказки». По сути дела, каждый психотерапевт, имея богатый жизненный опыт, так или иначе пользуется этим методом (см. разд. Нейролингвистическое программирование). Важно, что­бы рассказанная история была яркой, в чем-то сходной с историей (конфликтом) пациента. Но сходство это не должно быть чрезмерно конкретным, «лобовым», а соприкасаться, с конфликтом пациента как бы по касательной. Тогда эффект от рассказанной истории будет сильнее.

 

Таким образом, позитивный подход к пациенту и заболеванию является составной частью позитивной пси­хотерапии и, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов: учета межкультуральных особенностей, позитивной интерпретации заболевания и использова­ния поучительных историй.

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

В соответствии с концепциями позитивной пси­хотерапии реакция на конфликтную ситуацию у любого человека проявляется через четыре основные «сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, кон­такты и посредством фантазии.

Действительно, как показывает опыт, один человек реагирует на конфликт преимущественно эмоциями, что влечет за собой вегетативные дисфункции, психосомати­ческие заболевания (тело); другой с головой погружается в работу или впадает в безделье (деятельность); третий продолжает конфликтовать или замыкаться в себе (кон­такты); четвертый уходит в богоискательство, мистику или начинает пить, создавая себе на время мир иллюзий (фантазии).

При этом одна из сфер реагирования обычно домини­рует, а остальные как бы уходят на задний план. Это зависит от прежнего опыта пациента, от его личностных и культуральных особенностей. Имеются наблюдения, что у пациентов из Западной Европы и Северной Америки в разрешение конфликта чаще всего вовлекаются «тело» и «деятельность», а у пациентов с Востока — «контакты» и «фантазия». Беларусь не столько географически, сколь­ко по своим культуральным особенностям стоит на пере­крестье Запада и Востока, и поэтому формы реагирования на конфликт в нашем регионе могут быть самыми разно­образными.

Сферы разрешения конфликта. Все эти сферы взаи­мосвязаны, поэтому разрешение их имеет только ме­тодологическую направленность. X. Пазешкиан (1993), подчеркивая их единство, писал: «Четыре сферы по­добны всаднику, который целеустремленно (деятель­ность) двигается к цели (фантазия). Для этого ему нужна хорошая, ухоженная лошадь (тело), а на случай,

 

если он с нее упадет, — помощники, которые помогут подняться (контакты)».

Тело. На первое место выступают ощущения. Инфор­мация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь призму собственного опыта, через цензу­ру приобретенных стереотипов. Может быть, именно в этом кроется разгадка того, почему в ответ на конфликт реагирует одна из четырех сфер. Более того, даже если в разрешении конфликта доминирует тело, то все равно встает вопрос: почему один человек реагирует на этот конфликт преимущественно сердцем, другой — желуд­ком, третий — кожей (нейродермиты) или нарушением функции дыхания? Это в свое время дало повод для таких диагнозов, как «невроз сердца», «системные неврозы», хотя ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что невроз — это общее заболевание, охватывающее весь ор­ганизм в целом. При этом первичные нарушения проис­ходят в высших отделах центральной нервной системы, что далее приводит к нарушениям корково-подкорковых взаимоотношений, которые, в свою очередь, проявляются в нарушениях на уровне висцерально-вегетативных фун­кций. Поэтому говорить о «неврозе сердца» неверно хотя бы уже потому, что невроз возникает на уровне централь­ной нервной системы. С точки зрения патофизиологов, поражение при неврозе преимущественно какого-либо органа определяется целым рядом причин: характером поражающего болезнетворного фактора, преморбидным состоянием вегетативной нервной системы, врожденной неполноценностью того или иного органа, складываю­щейся на основании опыта устойчивой предрасположен­ности индивидуума к определенной форме реагирования (установка) и т. д.

Деятельность. Возможны две взаимоисключающие реакции на конфликт — уход в работу и уход от работы. В основе реакций лежит завышенная или, наоборот, за­ниженная самооценка, хорошо контролируемая сознани­ем. Эти формы отреагирования более присущи населению индустриально развитых стран.

Контакты. Так же, как и в предыдущей сфере, возможны две противоположные формы реакций на конфликт. Одни пациенты в поисках выхода из кон­фликтной ситуации ищут контактов с окружающими,

проявляют гиперактивность, требуя к себе повышенного внимания. Другие, наоборот, избегают контактов, за­мыкаются в себе.

Фантазии. Реакции на конфликт проявляются в основном в активизации фантазии. Пациент представляет себе оптимальные выходы из создавшейся конфликтной ситуации, мысленно «поощряет» или «наказывает» себя и порой интуитивно находит правильный выход из со­здавшегося тупика. Нередко желание уйти от конфликта в мир фантазий толкает человека к употреблению алко­голя или наркотиков. На короткое время искусственно созданные иллюзии позволяют уйти от реальных трудно­стей, но вскоре эти трудности обнаруживаются вновь и конфликт актуализируется.

Человек со здоровой психикой — это не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто знает, как их преодолеть и выйти из создавшейся конфликтной ситуации. Поэтому одна из задач психотерапевта, практикующего позитив­ную психотерапию, состоит в умении вникнуть в суть конфликта пациента и попытаться энергию, направлен­ную на его разрешение, равномерно перераспределить по основным четырем сферам.

Модель конфликта. При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый актуальный кон­фликт. Он может быть результатом воздействия макро-психотравмы (к примеру, смерть близкого человека, эмиграция, безработица или смена профиля работы) или формируется под воздействием постоянно действующих микропсихотравмирующих факторов (конфликты в семье или на работе, общая эмоциональная напряженность в обществе и т. п.).

Актуальный конфликт сам по себе изначально нейтра­лен. Мало ли где умирают люди? Но когда этот конфликт касается конкретного человека, то он получает индиви­дуальное звучание и становится патогенным фактором. Личность здесь играет не менее важную роль, чем конф­ликт. Только тогда, когда личность пропускает конфликт сквозь призму своего Я, он приобретает индивидуальное значение.

Степень, в какой актуальный (нейтральный) конфликт станет для данной личности патогенным, зависит от мно-

 

гих причин, основными из которых являются конкретная ситуация, реакция на конфликт и личностные особен­ности.

Конкретная ситуация. Основное внимание долж­но быть обращено на то, какое влияние оказывает (или может оказывать) конфликт на физическое состояние пациента, на его профессию, на контакты с окружающи­ми, как он изменяет его планы на будущее. В профилак­тическом смысле хорошо привести в равновесие все четы­ре сферы разрешения конфликта.

Реакция на конфликт. Речь идет о стереотипах поведения в конфликтной ситуации, обусловленных сформировавшимися в процессе воспитания отношением к самому себе (отношение к Я), отношениями в родитель­ской семье (отношение к Ты), отношениями к окружаю­щей среде (отношение к Мы) и приоритетными религиоз­ными, политическими, культурными и прочими обще­ственными установками (отношение к пра-Мы).

Отношение к Я. Оно во многом зависит от формы воспитания пациента. Деформированные формы воспита­ния (гиперопека, гипоопека) обычно приводят и к дефор­мированным формам отношения к себе.

У ребенка, воспитывающегося в атмосфере гиперопеки, вырабатываются стереотипы инертности к лю­бого рода трудностям, обожествление собственного тела, завышенная самооценка. Основными жизненными де­визами становятся: «сначала — я, потом — все остальные», «мне всегда нужна опора». В конфликтной ситуации у них часто проявляются эгоизм, «рентные» установки, завышенные претензии к обществу, а при лишении опеки быстро нарастает социальная дезадаптация.

При гипоопеке, проявляющейся, наоборот, отсутстви­ем внимания, интереса родителей к увлечениям и пере­живаниям ребенка, часто формируется заниженная само­оценка, негативное отношение к себе, к своему телу. Жизненные девизы таких людей обычно следующие:

«жизнь бессмысленна», «я — неудачник», «все люди — волки».

Отношение к Ты, Чаще всего воспроизводится модель поведения родителей и близких людей. Их взаимоотно­шения между собой, их предсталения о браке, сексуаль-

 

нести определяют в конечном итоге стереотипы поведе­ния выросшего в этой семье ребенка. Отсюда и разные жизненные концепции, «я создам крепкую, гармоничную семью» или «я никогда не женюсь».

Отношение к Мы, Модель поведения формируется по образцу родительского мнения к окружающим их людям. Если ребенку в семье и школе говорят о долге перед Родиной, чести, милосердии, а вокруг себя он видит лицемерие, разврат, воровство, то стереотипом поведения в дальнейшем становится не то, что этот ребенок слышит, а то, что он видит.

Отношение к пра-Мы. Поведение определяется сфор­мировавшимся мировоззрением, религией, отношением к существующему в стране общественному строю и т. д.

Выделение четырех стереотипов поведения человека в конфликтной ситуации чисто условно. Мы уже упомина­ли, что они взаимосвязаны и взаимозависимы.

В подтверждение сказанного уместна восточная муд­рость, которую приводит X. Пазешкиан в своей книге.

Восточная мудрость гласит: «Если ты хочешь привести страну в порядок, то сначала нужно привести в порядок ее города и провинции. Если ты хочешь привести в порядок города и провинции, то прежде нужно наладить жизнь в семьях. Если ты хочешь наладить жизнь в семьях, то сначала наведи порядок в своей семье. А если ты хочешь, чтобы в твоей семье было все хорошо, то разберись сначала в самом себе».

Актуальные личностные особенности. Есть личностные особенности, которые достаточно вы­соко оцениваются социальным окружением. К ним, например, можно отнести вежливость, честность, вер­ность, обязательность, справедливость, добросовест­ность. Другие личностные особенности, такие, напри­мер, как необязательность, леность, неряшливость, высокомерие, жадность, вызывают у окружающих не­гативное отношение.

Естественно, что преобладание тех или иных личност­ных качеств влияет на формирование конфликта и форму выхода из него. Поэтому одна из задач психотерапевта — постараться максимально актуализировать позитивные личностные особенности и свести к минимуму негатив­ные.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.