Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Субъективная картина болезни

2017-09-28 573
Субъективная картина болезни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Понимание больным своей болезни еще назы­вают внутренней картиной болезни. Правильнее, одна­ко, говорить о субъективной картине болезни. Это поня­тие скорее социально-психологическое, чем клиническое. Его не следует смешивать с психическими расстройства­ми или психопатологическими синдромами типа депрес­сивного, астенического, ипохондрического и т. д. Субъек­тивная картина болезни — это отражение болезни в сознании больного.

Выделяют три психологических уровня субъективной картины болезни: сенсорный, эмоциональный и интел­лектуальный.

Сенсорный уровень включает в себя отношение больного к своим болезненным ощущениям. Например, одни люди относятся к зубной боли относительно терпимо, тогда как другие в буквальном смысле слова лезут на стену.

Такое повышенное или пониженное ощущение своего болезненного состояния, не являясь показателем тяжести заболевания, влияет, однако, на социально-психологиче­скую адаптацию больного.

Эмоциональный уровень субъективной картины бо­лезни — это оценка больным своей болезни с точки зрения «опасности» и «безопасности». Одни считают свою болезнь крайне тяжелой, неизлечимой, другие, наоборот, недооценивают тяжесть заболевания. Сюда примешиваются и оценки иного рода: хорошо или плохо быть больным; выгодно это или невыгодно? Такая оценка иногда проводится сознательно (рентная установка), но чаще неосознанно (истерические невро­зы). В последнем случае завышенная оценка болезни является своеобразной защитой больного в психотравмирующей ситуации.

Интеллектуальный уровень субъективной картины болезни — это решение вопросов: «Болен или здоров?», «Чем лечиться?», «У кого лечиться?» и т. п. Врач, имея дело с больным, при решении этих вопросов исходит из своих профессиональных знаний. Он знает, чем и как лечится данное заболевание и какой имеет прогноз. Боль­ной этого не знает. Для него «своя болезнь» всегда самая

страшная, а обращение к популярной медицинской лите­ратуре только усугубляет состояние.

Субъективная картина болезни может быть адекватна самой болезни, но чаще гипер- или гипотрофирована. Поэтому одной из основных задач рациональной психоте­рапии является коррекция этой картины с учетом ее сенсорного, эмоционального и интеллектуального уров­ней. Эти уровни необходимо правильно оценивать и учи­тывать в их сложной взаимосвязи и взаимодействии. И все же основным уровнем, на который ориентируется рациональная психотерапия, является интеллектуаль­ный.

Психотерапевт, ставящий перед собой задачу корриги­ровать мышление больного, должен быть разносторонне образованным человеком и яркой личностью, проявляя компетентность не только в медицине, но и в других областях знаний: литературе, педагогике, психологии, социологии, философии, религии. Встает не новый, но всегда актуальный вопрос о роли личности врача в пси­хотерапии вообще и в рациональной психотерапии в частности.

В диалоге с больным врач, практикующий рациональ­ную психотерапию, должен занять позицию доброжела­тельного товарища и наставника. Но для этого нужно добиться доверия больного. Если врач куда-то спешит, у него не хватает времени до конца выслушать пациента, если от него, кроме того, разит табаком и перегаром, то, как бы ни глубоки и убедительны были приводимые им в беседе аргументы, эффект рациональной психотерапии будет очень низким.

Первая же встреча врача с пациентом, первый их диалог — это, по образному выражению Д. В. Панкова, «своеобразный экзамен врачу на роль наставника, учите­ля, воспитателя». Если врач успешно сдаст этот экзамен, то «результат рациональной психотерапии будет хоро­ший, если не сдаст — это будут уже не «сократовские беседы», а пустое времяпровождение».

Психотерапевт должен уметь не только убедительно говорить, но и внимательно слушать больного. Нетороп­ливость, искренность, доброжелательность, эмпатия — качества, обязательные для любого психотерапевта, и все-таки главное при рациональной психотерапии — это

 

сила логики, определенность и последовательность. Для этого необходимо знание законов формальной логики и умение ими пользоваться. Я. Марциновский, характери­зуя роль логики в рациональной психотерапии, исполь­зует очень образную метафору: «Не то, чтобы невротик всегда был нелогичным человеком, — пишет он, — это далеко не так. Но какая мне польза от плаща, когда он свернут, что стоит логика, если ею не пользоваться».

ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

В формальной логике есть такие понятия, как правильное и неправильное мышление.

Мышление, способное вести человека к достижению истины, т. е. правильно решать теоретические и практи­ческие задачи, — правильное мышление. Оно должно удовлетворять трем основным требованиям: определенно­сти, последовательности и доказательности. Опреде­ленное мышление предполагает точность, оно свободно от всякой сбивчивости. Последовательность предполагает свободу мышления от внутренних противоречий, логиче­скую связь между отдельными мыслями. И наконец, доказательное мышление не просто формирует истину, но вместе с тем указывает на основание, по которому мысль должна быть принята истиной, т. е. аргументирует ее.

Для неправильного мышления, напротив, характерны непоследовательность, бездоказательность и неопределен­ность.

Непоследовательность мышления чаще всего связана с нарушением закона тождества, который можно выра­зить формулой А=А. В практике общения чаще всего проявляется тогда, когда два дискутирующих индивиду­ума вкладывают в один и тот же термин различные понятия. Примерами могут быть такие понятия, как «невроз», «алкоголизм» и т. д. Врач в эти понятия вкладывает один смысл, чаще всего научный, а паци­ент — иной, обычно житейский.

Закон непоследовательности мышления сформулиро­ван еще Аристотелем. Он считал, что «не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении». Нельзя, например,

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

признать последовательными такие рассуждения алкого­лика: «Я пью потому, что болен» но лечиться мне не нужно, потому что пьянство — это не болезнь».

Рассуждения такого типа в формальной логике называют паралогизмами. Иногда паралогизмы возни­кают в связи с тем, что больной расценивает два суждения, относящиеся к различным предметам, как противоречащие и исключающие возможность третьего («У меня невроз потому, что у меня плохие отношения на работе, а на работе плохо, потому что у меня невроз»). В этих рассуждениях исключается третий вариант — другая работа, другой коллектив, другие взаимоотношения.

Бездоказательность мышления (отсутствие аргумента­ции) в клинике чаще всего проявляется логической ошиб­кой: «после этого, значит, в результате этого». («Я заи­каюсь потому, что меня напугала собака»; «высоты боюсь потому, что упала с обрыва»; «у меня микроинфаркт потому, что мне об этом сказал врач» и т. д.)

Бездоказательность в суждениях больных о своей бо­лезни обнаруживается, когда они исходят из ложных посылок. («Моя болезнь излечивается только гипнозом, а гипноз мне не назначен, значит...»; «больных шизофре­нией лечат тизерцином, вы мне назначили тизерцин, значит...».)

Знание закона тождества, умение грамотно опериро­вать понятиями помогают психотерапевту вносить опре­деленность в мышление. Знание законов противоречия, умение хорошо аргументировать суждения облегчают борьбу с непоследовательностью мышления. И наконец, знание законов достаточного основания и правил дедук­тивных и индуктивных умозаключений облегчает обуче­ние больного доказательному мышлению.

Бездоказательному мышлению можно противопоста­вить только мышление, выстроенное на логике и аргумен­тах. Врач-психотерапевт может использовать любые ар­гументы, лишь бы они были доказательны и способст­вовали излечению больного.

Один из наших пациентов, медицинский работник, утверждал, что «пьет потому, что все пьют». Для него достаточно веским оказался следующий аргумент: «Пьют действительно многие, но алкоголь все переносят по-раз-

 

 

ному. Точно так же, как по-разному разные люди пере­носят те или иные медикаментозные средства. Одни при­нимают максимальные дозы антибиотиков, а другим до­статочно одной инъекции пенициллина, чтобы вызвать анафилактический шок». «По-видимому, — резюмировал психотерапевт, — вы относитесь к категории людей с индивидуальной непереносимостью алкоголя и вам нель­зя пить совсем». Результаты такой коррекции оказали положительное воздействие.

Из сказанного следует, что важной составной частью рациональной психотерапии является коррекция непос­ледовательности, противоречивости и бездоказательности мышления больного.

Вопрос о том, как осуществляется эта коррекция, настолько сложный, что на него невозможно дать одно­значного ответа. Следует, вероятно, согласиться с мыслью Д. В. Панкова, который считает, что каждый психотера­певт достигает этого результата по-своему.

Дюбуа за основу этой коррекции брал чисто логиче­скую аргументацию. Дежерин уделял большое внимание «доводам сердца», В. М. Бехтерев — разъяснению боль­ному причин и сущности его заболевания. К. И. Платонов комбинировал разъяснение и убеждение с прямым и косвенным внушением.

ТЕХНИКА ТЕРАПИИ

Рациональная психотерапия может проводить­ся самостоятельно, но чаще всего практикуется в комп­лексе с другими методами лечения. Иногда она подклю­чается уже на этапе обследования больного, требуя спе­циального времени и органически вплетаясь в диагности­ческий процесс.

У опытного врача для постановки диагноза часто нет необходимости выслушивать все, что беспокоит больного. Внешние обстоятельства, которые совпали с началом бо­лезни, но определенно не являются ее причиной, кажутся малоинтересными. Больной же, наоборот, старается при­влечь внимание врача к тем ситуациям и обстоятельст­вам, которые, по его мнению, имеют отношение к причи­нам заболевания. У врача создается впечатление неопре­деленности и бездоказательности мышления больного (ча-

ще всего так оно и есть), а больной может прийти к выводу, что врач недостаточно к нему внимателен и недобросовестно его обследует. Поэтому врач должен вначале внимательно выслушать все жалобы больного, а потом задать еще несколько уточняющих вопросов. Это убеждает больного, что врач знает о его болезни больше, чем он сам, так как задает вопросы о таких признаках болезни, на которые сам больной не обратил внимания.

Нередко исследование больного психиатром ограничи­вается беседой. Для психиатра такой метод исследования больного является вполне адекватным, а нередко доста­точным для предварительного диагноза. У больного же такой осмотр, как правило, вызывает чувство разочаро­вания и негативную реакцию. Это происходит потому, что у него сформировано совсем другое представление о необ­ходимом обследовании. Поэтому больной должен быть не только внимательно выслушан, но и тщательно осмотрен. Особенно это касается больных, предъявляющих жалобы на неприятные ощущения в области сердца, головные боли и т. д. Такому больному обязательно нужно провести перкуторное и аускультативное обследование, с невроло­гическим молоточком в руках исследовать неврологиче­ский статус, измерить артериальное давление, тщательно изучить (лучше в присутствии больного) все данные объ­ективного обследования. Интерпретация этих данных, как уже говорилось, может быть использована в целях рациональной психотерапии.

Причиной неврозов очень часто бывает конфликт лич­ности со средой. Следовательно, личность и среда должны быть предметом пристального внимания психотерапевта. В процессе рациональной психотерапии этиопатогенетический анализ облегчает поиск актуального конфликта личности со средой: для истерии — претензии личности и возможности среды; для неврастении — требования среды и возможности личности; для невроза навязчивых состояний — внутренний конфликт желаемого и мораль­но допустимого.

Наиболее трудной задачей психотерапевта является изучение личности больного. Основной целью в данном случае должна быть попытка понять осознанные и неосознанные механизмы формирования субъективной клинической картины заболевания, которая в свою

 

 

очередь ведет к неправильной оценке больным своего состояния и, как следствие, к неадекватному поведению и лечению.

Большим подспорьем для изучения личности больного являются психологические методы исследования. Особую ценность в этом плане представляют проективные мето­дики. Сюда следует отнести тематический апперцепцион­ный тест, близкий к нему тест с трактовкой пятен Рор-шиха, тест «неоконченные предложения», пиктограммы. Применение этих методик и умелая интерпретация ре­зультатов дают не только дополнительные важные сведе­ния о личности, но и основания для рациональной пси­хотерапии.

Сущность рациональной психотерапии определяется планомерным убеждением больного в ошибочной трактов­ке актуальных вопросов, связанных с его болезнью. Ра­циональная психотерапия — это аргументированное до­казательство или опровержение положений, связанных с представлением больного о сущности тех или иных воп­росов, касающихся болезни, это интеллектуальная борь­ба, «сократовский диалог», в ходе которого осуществля­ется коррекция непоследовательности, противоречивости и бездоказательности мышления и умозаключений боль­ного.

Рациональная психотерапия может проводиться инди­видуально, но практикуется и в групповом варианте. В этом случае большое влияние оказывает не столько сам психотерапевт, сколько умело направленный им группо­вой процесс.

Показаниями к рациональной психотерапии являются прежде всего невроз навязчивых состояний, психопатии психастенического круга, сексуальные неврозы, алкого­лизм, наркомании, девиантные формы поведения у под­ростков.

Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что больной сам активно участвует в процес­се лечения; недостаток же метода в том, что лечебный эффект наступает относительно медленно (например, мед­леннее, чем при внушении в гипнозе).

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.