Выбор метода гипнотизации в зависимости от возраста — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Выбор метода гипнотизации в зависимости от возраста

2017-09-28 334
Выбор метода гипнотизации в зависимости от возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принято выделять несколько уровней разви­тия ребенка, которым соответствуют определенные ме­тоды гипнотизации.

На доречевом уровне (0—2 года) используются: так­тильная стимуляция — поглаживание; кинестетическая стимуляция — укачивание; аудиальная (слуховая) сти­муляция — колыбельная песенка; визуальная стимуля­ция — подвесные игрушки и другие объекты, которые изменяют свои форму, цвет или расположение.

На раннем речевом уровне (2—4 года) применимы методики: «Рассказывание сказок», «Любимое занятие», разговор с ребенком от имени куклы или домашнего животного.

В дошкольном и младшем школьном возрасте (4— 8 лет) предпочтительны методы: «Любимое место», «Множественные животные», «Цветник», «Рассказыва­ние сказок», «Счет букв», «Телевизионные фантазии», «Прыгающий мяч», «Занятия на игровой площадке».

В среднем школьном возрасте (9—12 лет) рекоменду­ется использовать следующие методы: «Любимое ме­сто»; «Любимое занятие»; «Пристальный взгляд на об­лака»; «Ковер-самолет»; «Езда на велосипеде»; «Опуска­ние руки»; «Любимая музыка»; «Совместное движение рук»; «Ригидность руки» (каталепсия руки).

У подростков (13 —18 лет) применимы методы:

«Любимое место»; «Занятия спортом»; «Каталепсия ру­ки»; «Вождение автомобиля»; «Левитация руки», а также практически любой метод гипнотизации у взрослых.

Гипноанальгезия в детском возрасте:

Общие принципы

Болевые синдромы различной этиологии, а также болезненные медицинские манипуляции являют­ся частыми причинами психической травматизации де­тей.

В работе с детьми, страдающими от боли, целесооб­разно использовать следующие принципы, сформиро­ванные в ходе многолетней практики отечественными и зарубежными гипнотерапевтами (С. Я. Долецкий, С. А. Шульман, 1979; В. Е. Рожнов, Б. 3. Драпкин, 1979; В. Е. Рожнов, А. К. Мацанов, 1979).

• При обучении ребенка гипноанальгезии следует со­средоточить внимание на позитивных моментах, выра­жая уверенность в его силах, оставляя за ним выбор времени и методики занятий, а также наиболее близких внушаемых образов.

• Психотерапевт должен проанализировать свое собст­венное отношение к боли. Поскольку многие из нас с детства имеют достаточный негативный опыт болевых ощущений, мы можем «проецировать» его на наших па­циентов. Психотерапевт, который не верит в способность детей преодолеть боль, вряд ли поможет в этом детям.

• Следует учитывать ожидания и установки родите­лей.

• Следует получить согласие на применение гипно­анальгезии других участников лечебного процесса (в первую очередь лечащих врачей терапевтического и хи­рургического профиля).

Вводная беседа, предшествующая применению гип­ноанальгезии, должна проводиться с учетом сферы ин­тересов и уровня развития ребенка, характера и степени тяжести его заболевания, пожеланий родителей. Неко­торые подростки нуждаются в детальных разъяснениях, включающих описания строения нервной системы и ее

проводящих путей. Для детей младшего возраста более предпочтительны краткие объяснения. Детям школьно­го возраста может быть понятно представление о том, что сходные звуковые сигналы могут по-разному вос­приниматься нашим мозгом. Например, одинаково зву­чат слова «лук» (со стрелами) и «лук» (растение). Ана­логично укол кожи кончиком иглы тоже может воспри­ниматься по-разному, и человек в состоянии научиться испытывать вместо боли другие ощущения.

Полезно узнать, как ребенок представляет себе свою боль. Если ребенок говорит «жжет» или «дергает», пси­хотерапевт может предложить альтернативные пред­ставления: «горит огонь», «клюет птица». Такой образ может быть «вставлен» в формулу внушения, например:

«если ты хочешь, мы можем затушить огонь» или «прогнать эту птицу». Конкретные образы предпочти­тельнее абстрактных слов. Бывает полезным дать зада­ние ребенку «проранжировать» свою боль в цифрах. Например: 0 — боли нет, а 10 — очень сильная боль. Подобно взрослым, дети хорошо оценивают интенсив­ность боли в разные моменты времени и бывают доволь­ны, если «цифровые показатели боли» уменьшаются.

В процессе обучения ребенка гипноанальгезии целе­сообразно по мере достижения состояния релаксации включать формулы внушения, направленные на снятие чувства боли. Исследования показывают, что релакса­ция сама по себе способна снижать болевые ощущения, в особенности если существенным компонентом боли яв­ляется тревога, но более надежное устранение боли дос­тигается путем внушения анальгезии (Е. R. Hilgard, J. R Hilgard, 1975).

Гипнотерапия, направленная на контролирование чувства боли, имеет ряд позитивных «побочных эффек­тов», особенно в случае хронических, угрожающих жизни ребенка заболеваний: уменьшение тревоги, уси­ление чувства уверенности и надежды, укрепление внутрисемейных взаимоотношений и сотрудничества с лечащими врачами.

Некоторые дети с трудом верят тому, что боль можно облегчить с помощью гипноза. В таких случаях бывает полезно продемонстрировать ребенку другие гипнотиче-

ские феномены, такие как каталепсия или левитация руки, которые поражают воображение ребенка и повы­шают доверие к возможностям психотерапии.

В процессе психотерапии лучше не использовать точ­ные указания того, когда и как пройдет боль, например:

«Боль пройдет через десять минут» или «Болезненное жжение прекратится, едва я сосчитаю до пяти», так как если «предсказание» не осуществится, психотерапевт может утратить доверие ребенка-пациента, и все после­дующие внушения окажутся бесполезными.

Во время вводного сеанса допустимо (а часто и необ­ходимо) присутствие родителей и других членов семьи больного ребенка.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.