Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основные положения учения Перлса

2017-09-28 368
Основные положения учения Перлса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Точный лингвистический эквивалент немецко­му слову гештальт в русском языке найти трудно. Его можно перевести как фигура, конфигурация. Точнее — это специфическая организация частей, которая состав­ляет органическое целое.

Основной принцип гештальт-психологии заключает­ся в том, что анализ частей не может привести к понима­нию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть — только часть, и никакого представления о целом не дает.

Перле отвергал идею разделения тела и ума, раз­деления объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует.

Перле полагал, что сознание человека не может вос­принимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлсу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на зад­ний план, образуя фон.

 

Построение и завершение гештальтов является естест­венным ритмом жизнедеятельности организма и проис­ходит под воздействием процесса организмической само­регуляции.

Перле очень верил в то, что он называл «мудростью организма». Он рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных поло­жений гештальт-теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равнове­сия внутри себя и между собой и средой.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от равновесия ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном.

«Любое нарушение организмического равновесия, — писал Перле, — составляет неполный гештальт, незакон­ченную ситуацию, заставляющую организм становиться творческим, находить средства и пути восстановления равновесия... Формирование фона, оказывающегося осо­бенно сильным, временно принимает на себя управление всем организмом. Это основной закон организмической саморегуляции».

Фокус интересов Перлса больше сосредоточивался не на гештальт-психологии, а на гештальт-терапии.

Гештальт-терапия — это сложный синтез из психо­анализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании на­стоящего).

Основными понятиями гештальт-терапии являются:

отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, фун­кции защиты и зрелость.

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

Если человек испытывает жажду, то стол, уставлен­ный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан

 

 

воды — фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Отношение между фигурой и фоном — одно из цент­ральных понятий гештальт-психологии. Перле применил это положение к описанию функционирования личности.

В его понимании фигура выступает в качестве доми­нирующей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преоблада­ют над всеми остальными желаниями, чувствами и мыс­лями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естест­венным ритмом жизнедеятельности организма, посредст­вом которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагировал и уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится, по Перлсу, причиной многих незавершенных проблем, кото­рые через некоторое время начинают оказывать воздейст­вие на текущие психические процессы. К примеру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут совсем, а будут проявляться в более скрытых и коварных формах. Пол­ная блокировка незавершенных гештальтов может при­вести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном ито­ге — нейтрализовать (завершить) ее.

Осознание потребностей и сосредоточение на на­стоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою домини­рующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

 

«Her ничего, — учил Перле, — кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее... Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

Рассматривая организм и среду как единое целое, Перле вместе с тем подчеркивал, что есть контактная граница между индивидуумом и его внутренней и внеш­ней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможны как контакт со средой, так и отход от нее.

Контакт сопровождается формированием гештальта, отход -- его завершением.

Движущей силой этого ритма (контакт — отход) Перле считал иерархию потребностей. Доминирующая потреб­ность является гештальтом, на ограничение, завершение и нейтрализацию которого в данный момент направлены все усилия организма.

Для удовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Мы отвечаем на свои внутренние потреб­ности, когда пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои внешние потребности, когда одеваем свитер, ощущая холод.

У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и индивидуум сталкивается с кон­гломератом не до конца сформированных и незавершен­ных гештальтов.

Неврозы, считал Перлс, возникают в результате сосре­доточения индивидуума на средней зоне за счет исключе­ния событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перле называл зоной фантазий. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих геш­тальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перле утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллекту-ализировать (умничать) там, где нужно просто осознать настоящее.

Саморегуляция организма зависит от степени осозна­ния настоящего и от способности жить в полную меру здесь и теперь.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы ис­следовать прошлое в поисках замаскированных травм

 

 

(как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании (awareness) настоящего.

Такие ключевые понятия перлсовской гештальт-те­рапии, как организм как целое, здесь и теперь, как важнее, чем почему, составляют основу и этапы осоз-навания. Перле ввел и развил понятие континуума осознавания. Поддержание континуума (непрерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень простым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент пере­живается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум пре­рывается.

Осознавать, по Перлсу, означает фиксировать вни­мание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перле писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром (третья зона). Исследование этой третьей зоны, зоны фантазий, Перле считал большой заслугой Фрейда. Однако Фрейд, по его мнению, фиксировался только на ней и недооценивал важность осознания первых двух зон — себя и внешнего мира.

Противоположности. Речь идет о тех внутренних сто­ронах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного проти­воречия, борьбы между собой. Борьба противоположно­стей составляет внутреннее содержание, источник разви­тия действительности.

Этот закон диалектики нашел свое применение в гештальт-психологии. Каждый из нас может одновременно и любить, и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела, которому посвятил часть своей жизни.

Важно понять, учит Перле, что эти противоположно­сти не являются неприемлемыми, а, наоборот, помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осозна­вая противоположные полюсы своего Я, своих стремле­ний и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.