Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методы, использующие «направленное воображение»

2017-09-28 328
Методы, использующие «направленное воображение» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. «Любимое место». «Подумай о любимом месте, где ты бывал или хотел бы быть. Возможно, представить его будет легче, если ты закроешь глаза, но ты можешь держать их открытыми, если тебе хочется, или пока ты их не закроешь.»

Детей, которые не могут представить реальное люби­мое место, можно попросить представить воображаемое место. Терапевт может подкрепить воображение ребенка путем добавления отдельных деталей. Часто при этом мы получаем важную информацию о ребенке, подобно информации, получаемой с помощью проективных пси­хологических тестов, которые раскрепощают фантазию. Если ребенок предлагает более чем одно любимое место и. предпочтений выявить не удается, психотерапевт мо­жет усилить акцент внушением представлений о месте, более знакомом для ребенка.

Можно также внушать ребенку более активное вовле­чение в ситуацию, особенно если цель лечения предпо­лагает усиление компетентности и активное преодоление проблемы.

Представляемый образ не должен полностью отно­ситься к проблеме. «Увидь себя, почувствуй себя в лю­бимом месте, которое ты выбрал. Взгляни вокруг и по-

смотри на формы и цвета, прислушайся к звукам. По­зволь себе действительно оказаться там. Каждому хоро­шо иногда перенестись в любимое место, туда, где тебе нравится быть, где ты хорошо себя чувствовал. Ты мо­жешь испытать эти приятные чувства вновь. Задержись немного, чтобы почувствовать их. Когда ты почувству­ешь, что ты действительно там, дай мне знать об этом поднятием одного пальца — это означает «да».»

Если ребенок выглядит расстроенным, психотерапев­ту следует разобраться в причине его переживаний. Можно сказать, что не все любят ходить в это место, и предложить иной метод. Иногда ребенок, который ранее успешно представлял любимое место, может неожидан­но обнаружить негативную реакцию, например, из-за того, что бабушка или дедушка, которым также нрави­лось это место, умерли.

В зависимости от целей лечения психотерапевт может перейти к другому методу введения в гипнотическое со­стояние или помочь ребенку выразить эмоциональную реакцию. Непосредственно перед началом гипнотизации следует сказать ему, что он может разговаривать в со­стоянии гипноза, в особенности если «гипнотическое интервью» является частью лечебного плана.

2. «Счет воображаемых животных». «Ты любишь животных? (Ответ.) Хорошо. Какое из них нравится те­бе больше всего? (Ответ.) Замечательно. Сейчас пред­ставь себе, что ты можешь видеть себя сидящим в очень приятном месте с котенком (или другим животным, ко­торое назвал ребенок). Будет хорошо, если ты закроешь глаза. Почувствуй мягкий мех котенка, посмотри, како­го он цвета. А сейчас, просто для забавы, представь, что котенок стал другого цвета, или полосатым, или пятни­стым. В любом случае тебе это приятно и твоему котен­ку тоже. Ты можешь изменить цвет в любое время, по своему выбору... И ты можешь представить второго ко­тенка, очень похожего на первого, того же цвета, с та­ким же мягким мехом. У тебя два котенка, и ты мо­жешь видеть себя играющим с ними. А сейчас ты мо­жешь увидеть трех котят и изменить их цвет на преж­ний, первый цвет или на другой. Ты можешь рассказывать мне об этих котятах, если хочешь.»

 

3. «Цветник». «Ты говоришь, что любишь цветы. Представь себя в красивом, большом цветнике, в кото­ром растут все твои любимые цветы. Ты можешь взять с собой любимую игрушку или домашнее животное. По­смотри на яркие цвета. Вдохни ароматы цветов. Если ты хочешь, можешь потрогать лепестки и почувствовать, какие они мягкие. Вообрази, что ты можешь взять с со­бой из этого большого цветника столько цветов, сколько хочешь. Ты можешь нарвать их для себя или для кого-нибудь. Почувствуй, что твои руки расходятся все шире и шире вокруг все большего и большего букета, пока ты не возьмешь все, что захочешь. Если ты собрал этот бу­кет для кого-то, ты видишь, каким счастливым выгля­дит этот человек, когда ты даришь ему цветы. Ты тоже чувствуешь себя счастливым.»

4. «Любимое занятие». «Расскажи мне, что ты лю­бишь делать. (Ответ.) Хорошо... А сейчас представь, что ты видишь себя делающим это. Позволь себе действи­тельно наслаждаться этим...»

Этот метод подчеркивает необходимость активного участия ребенка (см. метод «Любимое место»). Некото­рые дети вовлекаются в физическую активность, соот­ветствующую содержанию фантазии, например бренча­ние пальцами, как при игре на пианино.

5. «Пристальный взгляд на облака». «Какие цвета тебе нравятся? (Ответ.) Хорошо... Представь себе не­сколько красивых облаков в небе и наблюдай, как они окрашиваются в один из твоих любимых цветов. Хоро­шо... Теперь измени их цвет на другой. Или, возможно, на несколько красивых цветов. Облака также могут из­менять форму по мере того, как ты продолжаешь на­блюдать за ними. Будет интересно смотреть на то, во что они превращаются. Если хочешь, ты можешь стать ча­стью этих облаков. Почувствуй себя очень уютно, очень хорошо.»

Этот метод не подходит для детей, которым внушали, что смерть означает «вознесение на небо, чтобы жить там с Богом». Соблюдайте особую осторожность, если ребенок недавно пережил смерть члена семьи, друга, любимого домашнего животного или если он страдает болезнью, которая может привести к смертельному ис­ходу.

 

 

6. «Наблюдение за буквами». «Ты сказал мне, что любишь писать. Представь, что ты смотришь на доску или лист бумаги с буквой «А» на нем. Сейчас проследи, как «А» превращается в «Б». Теперь пусть «Б» превра­тится в «В». Ты увидишь столько букв, сколько тебе за­хочется. Когда ты почувствуешь себя очень удобно, очень хорошо, дай мне знать об этом, подняв один па­лец...»

Этот метод можно применять с использованием цифр. Если ребенок выглядит расстроенным, следует рассмот­реть возможность того, что буквы и цифры могут иметь символическое значение (обозначение оценок, число прожитых лет). При использовании цифрового метода может происходить спонтанная возрастная регрессия или прогрессия, и это может быть желанным или нет, в зависимости от терапевтической задачи.

7. «Телевизионная фантазия». «Ты сказал мне, что любишь смотреть телевизор и что твоя любимая про­грамма —....» (Если ребенок называет любимыми про­граммы со сценами насилия, можно использовать дру­гой метод или осторожно расспросить его о других ин­тересующих его вещах, а не предлагать «ненасильст­венные» темы телепередач, поскольку последнее ребенок может интерпретировать как скрытое осуждение.)...«Теперь представь себе, что ты готовишься смотреть свою любимую телепрограмму. Где находится телевизор, который ты собираешься смотреть? (Ребенок указывает.) Хорошо. Сейчас устройся поудобнее и, когда ты будешь готов, включи телевизор. Прислушайся к щелчку, кото­рый раздастся, как только ты включишь выбранный канал. Теперь ты можешь смотреть свою любимую теле­передачу. Если ты отчетливо слышишь звук и видишь изображение, дай мне об этом знать, подняв один палец. Хорошо. Теперь продолжай смотреть и слушать, чувст­вуя себя очень удобно, очень хорошо.» Если ребенок подвергается медицинской процедуре, психотерапевт может использовать повторное внушение для продолже­ния «просмотра».

Если психотерапевт намеревается провести гипноти­ческое или постгипнотическое внушение, оно может быть вставлено в контекст программы. Например, если

ребенок отказывается глотать таблетки, психотерапевт может внушить, что герой или героиня телевизионной передачи с удовольствием принимают лекарство, кото­рое излечивает болезни. Ребенка можно спросить также о любимой еде, затем внушить, что любимый ребенком персонаж телепередачи ест именно эту пищу и хочет разделить ее с ребенком. Затем лекарство представляет­ся в гипноидном состоянии как любимая еда.

Большинство детей без всякого труда «вливаются» в любимую телепередачу. Нами наблюдались тяжело боль­ные дети, принимавшие лечение только в контексте этих внушений.

В.процессе психотерапии этот метод можно использо­вать для доступа к «истокам психологических конфлик­тов» и помощи детям в разрешении последних. В этом и практически во всех других методиках гипносуггестии нет резкого различия между этапами погружения в гип­ноз и лечебного внушения.

8. «Любимая песня». «Ты говорил, что любишь петь. Где ты любишь делать это больше всего? (Ответ.) Хоро­шо... Представь себя сейчас в этом месте поющим свою любимую песню. Пропой эту песню про себя. Ты испол­няешь ее очень хорошо, выпеваешь каждый звук очень чисто. Когда песня закончится, дай мне знать об этом, подняв один палец. Или ты можешь пропеть ее снова, если тебе хочется...» Ребенок может также отбивать такт одним или несколькими пальцами. Когда отбива­ние ритма кончается, психотерапевт знает, что пациент закончил песню.

9. «Игра на музыкальном инструменте». Если паци­ент любит играть на музыкальном инструменте, психо­терапевт может видоизменить метод «Любимая песня» соответствующим образом.

10. «Слушание музыки». «Ты говорил мне, что лю­бишь музыку. Какую музыку ты любишь слушать? Ка­кое музыкальное произведение ты хотел бы услышать сейчас? (Ответ.) Хорошо... Теперь вообрази, что ты очень внимательно слушаешь эту музыку, выбирая по своему желанию громкость звучания. Ты можешь также представить, что видишь музыкантов. Дашь мне знать, когда музыка закончится.»

 

 

Для некоторых детей предпочтительнее реальное про­слушивание магнитофонной записи. Можно попросить ребенка (подростка) приносить на сеансы записи люби­мой музыки.

11. «Ковер-самолет». Этот метод следует использовать с осторожностью у детей, испытывающих страх полета или высоты.

«Представь себе, что ты собрался на пикник и при­шел с теми людьми, которых очень любишь, в свое са­мое любимое место. Ты принес с собой свои любимые кушанья и напитки. Ты можешь понюхать, как вкусно они пахнут, и попробовать их. Представь, что ты игра­ешь со своими лучшими друзьями (подругами). Теперь, когда ты закончил еду, питье и игру со своими друзья­ми, ты видишь ковер, расстеленный на земле. Он окра­шен в твои любимый цвет, он мягкий и удобный. Ты можешь сесть или лечь на него. Представь, что это вол­шебный ковер-самолет, а ты — его пилот. Ты управля­ешь его движением. Ты можешь летать очень низко, чуть выше травы, или высоко — выше деревьев, если тебе так хочется. Ты — пилот, и можешь лететь туда, куда захочешь, с любой скоростью. Ты можешь призем­ляться там, где живут твои друзья, и навещать их, или в зоопарке, или в любом другом месте, где тебе хочется побывать. Ты можешь лететь над деревьями и видеть птиц, сидящих в гнездах. Ты можешь ускорять и за­медлять полет. Это так приятно — двигаться туда, куда ты хочешь. Во время полета ты чувствуешь себя очень хорошо. Ты можешь найти удобное место для посадки и приземлиться туда на своем ковре-самолете. Когда ты при­землишься, дай мне знать об этом, подняв один палец.»

12. «Езда». «Ты любишь кататься на велосипеде или на лошади? (Ответ.) Хорошо. Что тебе нравится больше? (Ответ.) Хорошо... Представь себя в своем любимом мес­те. Сегодня прекрасный солнечный день. Представь, что ты едешь туда, куда хочешь, с той скоростью, с какой хочешь. Ты можешь изменять скорость и направление движения, и это помогает тебе чувствовать себя удобнее. Когда ты почувствуешь себя очень удобно, ты можешь постепенно уменьшить скорость. Найди удобное место для остановки и отдохни... Тебе очень удобно...»

Для детей, которых пугает пассивность, лучше будет не использовать внушения, касающиеся замедления движения и остановки. Лечебные внушения могут да­ваться на фоне воображаемого движения.

13. «Занятия спортом». «Ты сказал мне, что любишь играть в футбол. Представь себя в том возрасте, в кото­ром ты находишься сейчас, или старше, играющим в со­ставе своей любимой футбольной команды, одетым в красивую спортивную униформу, играющим в той пози­ции, которая тебе нравится (защитник, нападающий, вратарь). Твоя команда выигрывает, и ты чувствуешь себя очень приятно. Ты помогаешь своей команде выиг­рать. Ты ощущаешь слаженные движения своих мышц в то время, когда бежишь или ударяешь по мячу. Ты продолжаешь играть в составе побеждающей команды, и это продолжается до тех пор, пока в игре не будет дос­тигнут окончательный выигрыш. Дай мне знать подня­тием пальца, когда игра закончится.»

Этот метод особенно подходит детям, для которых те­рапевтической задачей является усиление самоконтроля движений при условии, что у них нет резко выраженно­го негативного отношения к данному виду спортивной деятельности.

14. «Прыгающий мяч». «Иногда бывает хорошо представить себе, что ты можешь двигаться, куда бы ни захотел. Представь, что ты прыгающий мяч, большой мяч, и ты можешь быть того цвета, какого захочешь, даже полосатым или пятнистым. Это легче представить, если ты прикроешь глаза. Стань этим прыгающим мя­чом и скачи туда, куда пожелаешь. Прыг, прыг, прыг... Ты можешь скакать куда угодно. Ты можешь вспрыг­нуть на дерево и покататься по веткам. Ты можешь пе­репрыгнуть через свой дом или больницу. Ты можешь прыгать по дорожкам в лесу. Если ты любишь плавать, ты можешь прыгать на волнах и плыть, прыгать и плыть. Продолжай прыгать, пока не найдешь удобное место, где ты смог бы остановиться, и, когда остано­вишься, дай мне об этом знать.»

 

 

Суггестивная сказкотерапия

У маленьких детей, к которым малопримени­мы описанные выше методы погружения в гипнотиче­ское состояние из-за их чрезмерной боязливости, психо­терапевт может использовать сказки, отражающие по­требности и интересы детей.

Этот метод особенно полезен в работе с маленькими детьми, которые подвергаются болезненным или вызы­вающим чувство страха медицинским процедурам. Сказка может быть полностью построена на фантазии или быть вариацией какой-то темы близкой по содержа­нию ребенку, например любимой телепрограммы.

Психотерапевт может сочинить сказку от начала до конца или расспросить ребенка об основных «сюжетных линиях», которые лягут в ее основу. Метод основан на возможности вовлечь ребенка в мир веселой, шутливой фантазии — прекрасного антипода состояний страха и тревоги. Например, психотерапевт может начать расска­зывать ребенку знакомую сказку, а затем заменить ее персонажей врачами, медсестрами и членами семьи ре­бенка.

Большинству маленьких детей нравятся такие прие­мы, хотя отдельные дети могут настаивать на том, что­бы сказку рассказывали «правильно». Некоторые спе­циалисты рассматривают сказкотерапию лишь как спо­соб отвлечения, а не как метод гипнотизации; между тем при использовании этой методики можно наблюдать сужение фокуса внимания и измененную чувствитель­ность, которые типичны для гипнотического состояния. Психотерапевт может также «вплести» в сказку внуше­ние комфортного состояния, анальгезии и покоя.

Психотерапевты различных теоретических ориента­ции все чаще используют сказку в своей работе. Значе­ние сказки в практической психотерапии детей обуслов­лено ее важной ролью в психическом развитии ребенка. Психоаналитики соотносят многие аспекты психическо­го развития ребенка с драмой мифа об Эдипе. Карл Юнг рассматривал мифы и волшебные сказки как истории, представляющие коллективное бессознательное, а пси­хическое развитие — как возникновение и дифферен-

циацию сознания из первоначального бессознательного, в которое полностью погружен маленький ребенок (К. Юнг, 1994).

Сказка, услышанная в детстве, по мнению Эрика Берна (1992), может стать основой жизненного плана человека и определить его судьбу. Поэтому психотера­певты, придерживающиеся концепции трансакционного анализа, считают необходимым узнать любимую сказку пациента. Рассматривая ее как драму, реально развер­тывающуюся в действительности, они стремятся пока­зать пациенту, как он и окружающие его люди играют свои роли, имея четкие представления о сценарии взаи­модействия с теми людьми, чьи жизненные планы пере­секаются или стыкуются с их собственными. В качестве примеров Берн описывает сценарии, сюжетная линия которых соответствует известным сказкам (о Красной Шапочке, Золушке и т. п.), и указывает на значимость в процессе возникновения сценария самого процесса рас­сказывания сказки, когда между взрослым и ребенком возникает особая общность. В результате жизненный план «обретает плоть», а рассказанная сказка дает ему основу, включающую героя или злодея, на которых ре­бенок хочет быть похожим, взаимодействующих с ними других персонажей и сюжет развития их отношений. При условии адекватности внешних обстоятельств жиз­ненный путь человека может соответствовать плану, сло­жившемуся на основе определенной сказки (Э. Берн, 1992).

Е. Петрова (1995), описывая опыт экспериментально­го исследования волшебных русских сказок в рамках гештальт-подхода, высказывает интересную мысль о том, что с людьми, когда они рассказывают и слушают сказки, происходит нечто важное в эмоциональном и телесном плане, причем это нечто выходит за пределы личного опыта, так как слушатели сказок — дети. Сна­чала проявляются проекции личности (то, что актуаль­но сейчас; то, что происходит со мной в моих контактах с миром; то, что я могу осознать как свою роль), затем культурные мотивы, сценарии (например, что такое ле­тать и не летать) и следующий уровень, не выразимый словом, где ребенок как будто интуитивно постигает смысл происходящего без всяких объяснений (Е. Петро­ва, 1995).

 

 

Некоторые сюжеты сказок, по наблюдению Е. Петро­вой, воспроизводят типы возрастных кризисов (кон­фликтов) по Эрику Эриксону (1996) и указывают воз­можности их разрешения. Каждый этап возрастного развития ребенка «обслуживается» определенной сказ­кой, и именно эта сказка создает предпосылки следую­щего периода психического развития (В. Bettelheim, 1975). Психотерапия сказкой существует как минимум несколько тысячелетий. Единственное условие пользо­вания этой эффективной системой — отказ от интеллек­туальных интерпретаций и полноценное принятие всей гаммы переживаний, через которые ведет система обра­зов волшебной сказки главного героя, так что лучший способ — просто слушать и переживать (Е. Петрова, 1995).

Сказки можно использовать в качестве основы по­строения терапевтической метафоры. В практической работе с успехом применяется методика «Обоюдного рассказа». Психотерапевтический сеанс начинается с предложения ребенку сочинить рассказ и ознакомления его с условиями выполнения задания (рассказ должен быть увлекательным, у него должны быть начало, сере­дина и конец и т. д.). Когда рассказ готов, психотера­певт знакомится с ним с точки зрения «психоло­гического смысла». Учитывая полученную из рассказа информацию, психотерапевт сочиняет свой рассказ с теми же действующими лицами и с той же фабулой, но вплетая в ткань повествования моменты «более здоровой адаптации», которые отсутствуют в рассказе ребенка (R. Gardner, 1971). Джой Миллс и Ричард Кроули (1986), модифицировав этот прием, сочли наиболее кон­структивным построение метафоры — сказки со схожей ситуацией, что дает ребенку возможность отвлечься от своей проблемы, активизирует его ответные реакции, исключая воздействие уже сложившихся на сознатель­ном уровне установок. Практический материал, кото­рый они приводят в подтверждение своих положений, посвящен вопросам разрешения не только детских, но и подростковых проблем, психологической помощи в пе­риод взросления.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.