Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Техника занятий групп тренинга умений

2017-09-28 731
Техника занятий групп тренинга умений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Поведенческая терапия широко использует в работе групп тренинга умений методики, основанные на стимуле и реакции, поощрении и наказании. Все эти компоненты поведенческой терапии имеют свое количе­ственное и качественное выражение. Поэтому бихевиористы ориентированы на объективизацию психических про­цессов, а результаты обучения жизненным умениям склонны оценивать конкретными показателями.

Бихевиористу мало сказать о боязни страха публич­ных выступлений — важно также определить качество, глубину и степень выраженности этого страха (тахикар­дия, аритмичность дыхания, снижение степени насыще­ния артериальной крови кислородом и т. д.). Мало кон­статировать, что страх публичного выступления в резуль­тате лечения уменьшился или исчез, — важно оценить эту динамику посредством объективных показателей.

 

В связи с этим Рудестам считает, что «в группе тре­нинга умений руководитель будет тратить столько же времени на структурирование группы и оценку ее резуль­татов, сколько на фактическое проведение занятий» (Ру­дестам, 1990).

Техника тренинга умений многообразна и сложна, так же как многообразны и сложны методы воспитания и обучения. Выбор конкретных методик определяется по­ставленной целью (коррекция поведения, тренинг уверен­ности в себе, купирование фобий и т. д.) и теми методами, посредством которых эта цель достигается.

Среди различных видов групп тренинга умений в настоящее время наиболее распространены группы тре­нинга уверенности в себе. Поэтому ниже мы рассмотрим основные элементы техники тренинга умений на модели этой группы.

К ним относятся:

• оценка уверенности в себе;

• репетиция поведения;

• релаксационный тренинг;

• перестройка убеждений;

• «домашняя работа».

Оценка уверенности в себе. Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе осуществляется с помощью различных опросников. Наиболее распростра­ненным среди них является опросник Рейзаса, состоящий из 30 вопросов.

Быть уверенным в себе — значит уметь определить и выразить свое желание и потребности. Уверенное поведение, например, выражается в умении обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Такой просьбой, к примеру, может быть просьба о свидании или, наоборот, отказ на предло­жение встретиться. Компонентами уверенной просьбы или отказа могут быть не только слова, но и жесты, мимика, поза.

Уверенность в себе не означает нахальство, агрессив­ность. Агрессивность является попыткой удовлетворить свои потребности за счет другого и несовместима с чувст­вом самоуважения. Уверенность в себе поощряется обще­ством, агрессивность порицается. Уверенность в себе ве-

дет к росту самоуважения; неуверенность сопровождается чувством тревоги и собственной вины.

Для того чтобы быть уверенным в себе, нужно знать свои права и быть уверенным, что в борьбе за эти права общество тебя поддержит.

Келли (Kelly, 1979) приводит перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:

• право быть одному;

• право быть независимым;

• право на успех;

• право быть выслушанным и принятым всерьез;

• право получать то, за что платишь (работаешь);

• право иметь права, например право вести себя в манере уверенного в себе человека;

• право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя при этом беспричинно виноватым и эгоистичным;

• право просить то, чего хочешь;

• право делать ошибки и быть ответственным за них;

• право быть напористым.

Выделяют шесть типов утверждений, выражающих уверенность в себе:

1) простое, или базовое;

2) эмпатическое;

3) растущее;

4) конфронтирующее;

5) монологическое (от слова «монолог»);

6) убеждающее.

В свою очередь существуют методики и упражнения, обучающие различным типам утверждений, выражаю­щих уверенность в себе. Эти методики лежат в основе работы группы тренинга уверенности в себе (Lange, Jakubowski, 1976).

Репетиция поведения. Методика представляет собой ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Обычно оно начинается с несложных ситуаций, актуальных для большинства участников группы. Например, раз­говор с грубым продавцом, с механиком станции автосервиса, с официантом, выпивающей компанией «друзей», с бюрократом-чиновником. Постепенно груп­па переходит к проигрыванию более сложных ситуаций. Ролевые игры чем-то напоминают психодраму, однако отличаются от нее конечной целью. Напомним, что

 

конечной целью психодрамы, по Морено, являются инсайт и катарсис. Цель ролевой игры в группе тренинга умений — это выработка оптимального, основанного на уверенности в себе поведения в той или иной сложной ситуации.

Ключевыми компонентами методики репетиции пове­дения являются моделирование, инструктаж и подкреп­ление.

Моделирование — это формирование лучшего спо­соба поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж — это вмешательство руководителя, который помогает участникам группы посредством сове­тов, обратной связи, поддержки найти оптимальный вы­ход из трудной ситуации.

Подкрепление — это поощрение или наказание, стимулирующее правильное поведение участников груп­пы в разыгрываемой ситуации. Лучшей формой поощре­ния и наказания является одобрение или неодобрение той или иной формы поведения активного участника всей группой или ее руководителем.

Методика репетиции поведения может быть условно разделена на следующие этапы:

• постановка задачи, т. е. определение поведения, кото­рое нуждается в коррекции и тренаже;

• инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации;

• разыгрывание ситуации;

• моделирование желательного поведения;

• отработка оптимального поведения в течение всего занятия;

• получение обратной связи: поведение активных участ­ников разыгрываемой сцены после занятий обсуждают остальные участники группы.

Релаксационный тренинг. Участников группы сна­чала обучают методу прогрессивной мышечной релак­сации по Джекобсону. Метод может применяться са­мостоятельно для снятия эмоционального напряжения и тревоги, возникающих в сложной ситуации, но в группе тренинга уверенности в себе чаще применяется в сочетании с методом систематической десенсибили­зации по Вольпе.

Участникам предлагают закрыть глаза и мысленно представить себе ситуацию, вызывающую у них страх и тревогу. Как только эмоциональное напряжение, вызван­ное представлением, достигает высокого предела, участ­никам предлагают прекратить мысленное представление и расслабиться. Расслабление обычно приносит успокое­ние.

Тренировку начинают с представления сцен, вызывающих легкое волнение, и заканчивают сценами, которые сопровождаются выраженным психическим дискомфортом, тревогой и страхом. Упражнение счи­тается отработанным только в том случае, если уча­стник при мысленном представлении всей иерархии психотравмирующих сцен не испытывает тревоги и волнений.

Вместо представления конкретных ситуаций участни­кам можно предложить набор слайдов, вызывающих у них фобии или другие отрицательные эмоциональные переживания. Чередуя показ слайда, вызывающего фо­бию или обсессию, с последующей релаксацией, можно добиться исчезновения болезненных явлений.

В настоящее время систематическая десенсибилиза­ция в сочетании с прогрессирующей релаксацией широко используется для тренинга уверенности в себе при самых различных ситуациях, например при волнении перед публичным выступлением или экзаменом, при затрудне­нии межличностных контактов, при сексуальных нару­шениях и т. д.

Важным этапом релаксационного тренинга является перенос его из «лабораторных» условий группы в повсе­дневную жизнь. Чувство тревоги, волнения, страха и их уменьшение при тренировке объективизируются такими физиологическими показателями, как частота пульса, дыхания, изменение температуры тела и т. п. Во многих группах применяется «шкала субъективной оценки дис­комфорта» (СОД), которая используется с целью количе­ственной оценки глубины эмоциональных переживаний. Цифре 100 этой шкалы соответствует наиболее выражен­ное состояние тревоги и страха, нулю — полное их отсутствие.

Перестройка убеждений. Начинается с «атак» на ор­тодоксальные установки и убеждения, которыми пациент

руководствуется в своей жизни, но которые являются для него иррациональными и ведут к психическому диском­форту или неврозу (см. раздел Рациональная психотера­пия).

Многие уверены, что настоящий человек должен быть всегда удачливым, деловым, а потому престижным в глазах близких ему людей.

Альберт Эллис (Ellis, 1962) утверждает, что подобные убеждения нередко могут стать разрушительными для личности, которая терпит неудачи в каком-то деле и в связи с этим не получает эмоциональной поддержки. Придерживаться иррациональной системы убеждений, как утверждает Эллис, — значит гарантировать себе жизнь, полную фрустрации и разочарований, так как у многих людей есть склонность при малейшей неудаче преувеличивать ее исходя из своих иррациональных убеждений.

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ), по Эллису, заключается в выявлении иррациональных убежде­ний, мешающих пациенту жить, и в замещении их раци­ональными, более адекватными убеждениями.

«Домашняя работа». Одной из проблем поведенческой терапии является проблема переноса полученных в груп­пе новых поведенческих навыков в поседневную жизнь.

Участнику предлагают вести дневник, где бы он запи­сывал ситуации, при решении которых испытывает за­труднения. В дальнейшем эти ситуации могут проигры­ваться в группе. Кроме того, участник получает «домаш­нее задание», выполнить которое он может, только уча­ствуя в какой-то конкретной ситуации, вызывающей у него страх или неуверенность в себе. К примеру, необхо­димо активно воспрепятствовать кому-то, кто пытается купить в магазине продукты вне очереди, и оставаться самому в этой ситуации спокойным, адекватным, но настойчивым. На следующем занятии этот участник дол­жен рассказать в группе о своем поведении при выполне­нии «домашнего задания». Если задание, по мнению руководителя, выполнено неправильно, его нужно еще раз «проиграть» в группе, смоделировав перед этим опти­мальный вариант ситуации.

Как уже говорилось, группы тренинга умений не ог­раничиваются тренингом уверенности в себе. Подобные

группы сейчас достаточно широко используются на Запа­де для тренинга и правильных отношений в семье, осо­бенно с целью нормализации взаимоотношений родите­лей и детей, для контроля за эмоциями, для нормали­зации интимных отношений. Это направление имеет сво­их сторонников и у нас (Эйдемиллер, Юстицкий, 1990).

Накоплен опыт, свидетельствующий о том, что группы тренинга уверенности в себе способствуют осознанию и нормализации поведения и более адекватной самооценке личности.

Упражнение 1: «Умение вести разговор».

Группа делится на пары. На первом этапе занятия одному из участников пары разрешается задавать только «открытые* вопросы, позволяющие партнеру давать на них «открытые», развернутые ответы.

Пример. «Вы живете в общежитии института?» (закрытый вопрос). "Где вы живете..?" (открытый вопрос). «Я живу в общежитии институ­та» (закрытый ответ). «Я живу почти в центре города, недалеко от филармонии и центрального универмага. Мы живом в комнате вдвоем с подругой, которая приехала из Новосибирска» (открытый ответ). Такой ответ несет в себе больше информации, чем предыдущий, и дает основание для дальнейшего развития разговора. Партнеры исполняют свои роли «спрашивающего» и «отвечающего» в течение 5—10 минут, а потом меняются ролями.

На втором этапе занятий один из участников группы начинает свободно рассказывать о себе или о любой ситуации, связанной с его личным опытом. Второй участник поддерживает разговор, демонстри­руя свою заинтересованность в том, о чем рассказывает его собеседник. Через 10 минут участники меняются ролями.

В конце занятий нужно дать возможность парам поделиться своими трудностями при ведении разговора.

Упражнение 2: «Релаксационный тренинг».

Сядьте в кресло. Расслабьтесь. Закройте глаза. Несколько раз мед­ленно и глубоко вдохните, фиксируя свое внимание на прохождении воздуха по дыхательным путям. Затем вытяните правую руку, крепко сожмите ее в кулак. Прочувствуйте напряжение мышц. Разожмите кулак. Ощутите расслабление мышц. Снова сожмите кулак и изучите напряжение. Через 5—10 секунд разожмите кулак и изучите расслаб­ленность, тепло, чувство комфорта. Сосредоточивайтесь только на мыш­цах, которые напрягаете и расслабляете. Старайтесь в это время не напрягать другие группы мышц. Такие упражнения в виде циклов напряжение — расслабление проделайте на других группах мышц (плечи, шея, рот, глаза, лоб, ноги, живот и др.). Далее попробуйте расслаблять все тело. Прочувствуйте, как расслабленность «течет» от лица, рук через плечи, грудь, живот к ногам. Изучите связанное с общей расслабленностью состояние успокоенности и чувство психического комфорта. После этого медленно сосчитайте от 10 до 1, мысленно дав себе перед этим задание, что после окончания счета вы снова будете бодрым и собранным. Упражнение можно отрабатывать не только в группе, но и дома.

 

Упражнение 3: «Репетиция поведения».

Представьте себе ситуацию, в которой вы играете активную роль. Кратко запишите ситуацию на листе бумаги. Ситуация должна вклю­чать в себя просьбы и отказы, критику и реакцию на нее и т. п. Примером может послужить ситуация приглашения выпить «за успех дела, за друзей», в то время когда вам не хочется (или нельзя) пить спиртное. Выберите себе партнера (или партнеров) по разыгрыванию ситуации. Объясните ему сценарий, его роль и попробуйте сконструи­ровать саму ситуацию в таком виде, который считаете оптимальным. Теперь проиграйте ситуацию. Вначале выскажите партнеру свои прось­бы, претензии, критику и т. д„ затем выслушайте его. Получите обратную связь с группой. Постарайтесь после этого улучшить конст­рукцию ситуации, «сделав» свое поведение более правильным. Поме­няйте партнера или поменяйтесь с партнером ролями.

Обсудите свое поведение и поведение партнера со всей группой.

 

 

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Трансакционный анализ в узком понима­нии этих слов — это анализ взаимодейст­вия двух или более людей; в более широ­ком смысле — социально ориентированный психоте­рапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.

Создателем трансакционного анализа по праву счита­ют американского психиатра и психолога Эрика Берна. Он не только создал этот метод, но подробно изложил его в своих многочисленных книгах («Игры, в которые игра­ют люди (психология человеческих взаимоотношений)»:

Пер. с англ. М., 1988; «Трансакционный анализ и психо­терапия»: Пер. с англ. СПб. 1992, и др.).



рис. 13. структурная диа -грамма (объяснение в тексте)

 

 


Большое влияние на создание метода оказали работы Альфреда Адлера, который заложил основы социальной психологии и психиатрии. Его определение личности как комплекса интерперсональных отношений дало основа­ние Берну для создания оригинального психотерапевти­ческого метода, который по своей сути является методом социального переучивания, а поэтому показан прежде всего при лечении лиц с нару­шением социальной адаптации (психопатии, алкоголизм, девиантное поведение у подростков

и др.).

Берн выделил три состоя­ния личности, обозначив их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре) (рис. 13). Структу­ра личности по Берну отличает­ся от структуры личности по Фрейду (Сверх-Я, Я, Око), а тем более — от структуры личности- по Юнгу, так как лишена комплексов, вытесненных в бессоз-

 

 

нательное. Подчеркивая это важное различие, Берн пи­сал, что «Родитель, Взрослый и Ребенок — это не то же самое, что Сверх-Я, Я, Это или концептуальные построе­ния Юнга, а феноменологические реальности».*

Созданный Берном метод делится на несколько эта­пов: 1) структурный анализ; 2) Трансакционный анализ;

3) анализ игр; 4) анализ сценариев.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Родитель (Р) по Берну — это собрание догм и постулатов, которые он воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассуд­ков, получаемых в наследство от предков. Это диктующая и повелевающая часть личности. Ее предназначение не­однозначно. С одной стороны, она выполняет важнейшие жизненные функции, в том числе воспитание детей, что обеспечивает выживание человеческого рода. Кроме того, она обеспечивает автоматизм жизненных реакций, когда человек поступает определенным образом в определенной ситуации только потому, что «так принято», освобождая массу времени на решение более сложных жизненных проблем. С другой стороны, это наиболее косная, ригидная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне Зоны критики. Ей могут быть свойственны и достойные посту­латы («Защищать Родину от врага — святое дело»; «Пре­давать — подло» и т. п.), и самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни — вкусно есть и мягко спать»; «Деньги не пахнут» и т. п.). При активиза­ции в личности родительского состояния Я человек ду­мает, реагирует и оценивает окружающий мир так же, как делали это его родители, когда он был ребенком. И даже тогда, когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выполняя функцию совести.

Ребенок (Ре) живет в человеке вею его жизнь и прояв­ляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это

* Э. Берн. «Трансакционный анализ и психотерапия»: Пер. с англ. СПб. 1992, с. 16.

 

в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Не следует считать ее незрелой. Без нее личность теряет всю прелесть неожи­данности, теплоты, непосредственности, превращается в живого робота. Нельзя строго судить седого профессора, когда тот после лекции, проходя по двору, вдруг, хитро­вато оглянувшись и убедившись, что его никто не видит, прыгает и срывает высоко растущий лист с дерева.

Взрослое состояние Я (В) также не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Это умение быть независимым от «непоколебимых» предубеждений Родителей и архаиче­ских порывов Ребенка. Это способность находить компро­миссы и альтернативные варианты в жизненных тупи­ках, которые порой кажутся безвыходными.

Пример: Заведующий лечебным отделением, умница и профессионал высшей категории, слушает выступление главврача больницы, хорошо известного беспросветной ограниченностью, рутинностью мышления, мстительно­стью и полной неспособностью воспринимать мнения, отличающиеся от его руководящих представлений о дей­ствительности. Проследим за внутренними монологами заведующего отделением:

— Сколько можно выслушивать бред этого идиота?! Сейчас встану и скажу все, что я о нем думаю. (Ребенок)

— Ну и что? Прошибешь лбом стену? Все равно ничего изменить не сможешь. Только наживешь себе врага и обеспечишь бессонницу. Сиди и молчи. Молчание — золото. (Родитель)

— Но ведь он сейчас загубит все сделанное отделением за год и сорвет план дальнейших работ! (Взрослый)

В итоге заведующий отделением на трибуне. Подчерк­нутое спокойствие интонации и доброжелательность в голосе.

— Уважаемый Иван Васильевич абсолютно прав по следующим позициям (1, 2, 3...). Мне хотелось бы напом­нить, что в прошлом году Иван Васильевич выдвигал несколько прекрасных предложений (1, 2, 3...). (Предло­жения должны быть изложены доступно для интеллекта главврача). Думаю, что, взяв за основу нашей работы эти неординарные предложения, мы получим хорошие ре-

 

зультаты, и вся клиника, которой руководит уважаемый Иван Васильевич, получит должную оценку обществен­ности и Минздрава.

В результате главный врач, совершенно убежден­ный, что именно он выдвигал эти прекрасные идеи, только в данный момент их несколько запамятовал, скромно кивает головой и полностью поддерживает своего подчиненного.

Цель структурного анализа заключается главным об­разом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы при­нести пользу, а не поражение?

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ

Как уже упоминалось, трансакция — это взаи­модействие двух или более людей. Она начинается с трансакционного стимула — того или иного знака, сви­детельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием — трансакционной реакцией. Это может быть улыбка, нахмурен­ное лицо, отведенные в сторону глаза и т. д. Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Когда, например, в трамвае кто-то предупредительно отодвигается, чтобы уступить вам место, понятно, что ваше присутствие замечено. Вы садитесь, и возможны последующие трансакции: короткие реплики, доброжела­тельная беседа...

Каждый знаком и с противоположной ситуацией, ког­да попытка пройти к выходу в тесном вагоне натал­кивается на угрюмую неподвижность окружающих, а то и на реплику: «Куда прешься, как...» Разумеется, дальнейшая трансакция будет затруднительна, а если и возникнет, то в отрицательном, недоброжелатель­ном плане.

Все трансакции делятся на дополнительные, перекре­стные и скрытые. Цель анализа трансакций — научить пациента различать, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.

 

Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнитель­ные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.

Например, два человека взаимодействуют как Роди­тель — Родитель. Муж: «Давай отдадим сына в спортив­ную секцию». Жена: «Давай, но возить его будем по очереди» (рис. 14). Это может быть взаимодействие Ребе­нок — Родитель, когда жена нуждается в сочувствии и понимании со стороны мужа и получает их. Жена: «И кто это придумал есть три раза в сутки! Носишься с сумками по магазинам, а остальное время торчишь у плиты». Муж:

«Ты права, полдня у плиты — с ума сойдешь. Полежи, почи­тай, а я что-нибудь придумаю. С голоду не умрем» (рис. 15).

Жена Муж

Рис. 14. Дополнительные транс­акции (объяснение в тексте)

 

 

 

Жена Муж

Рис. 15. Дополнительные транс­акции (объяснение в тексте)

Взаимодействия на уровне Взрослый - Взрослый благоприятны в рабочей обстановке.

Руководитель Подчиненный

Рис. 16. Дополнительные трансакции (объяснение в тексте)

 

Руководитель: «Я прошу Вас (вместо «приказываю») подготовить статистические данные к утру, чтобы я смог подготовиться к докладу».

Подчиненный: «Хорошо, я возьму этот материал домой и вечером поработаю» (рис. 16). Основная особенность до- полнительных трансакций в том, что векторы взаимодействия параллельны, а следо-

 

вательно, никогда не пересекаются. Это правило не за­висит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока трансакции будут сохранять дополнительный ха­рактер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники обсуждением домашних дел (Родитель — Родитель), решают ли реальную проблему на производстве (Взрослый — Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок — Ребенок).

При дополнительных (параллельных) трансакциях че­ловеческие коммуникации открыты, отношения искрен­ни и плодотворны. При этом невербальное общение (взгляды, жесты, интонация) не противоречит смыслу произносимых слов.

Пересекающиеся трансакции возникают, когда на оп­ределенный стимул следует неадекватная реакция. В качестве примера приведем опять ту же беседу мужа и жены, но уже не с параллельными, а с пересекающимися трансакциями. Муж: «Давай отдадим сына в спортивную секцию». Жена: «Мне еще этих хлопот не хватало! А кто возить его будет через весь город?» (рис. 17).

Пациент Врач

Рис. 17. Пересекающиеся транзакции (объяснение в тексте)

 

 

Муж Жена

Рис. 18. Пересекающиеся транс­акции (объяснение в тексте)

 

В пересекающихся трансакциях активизируется не­преодолимое в данный момент состояние Я второго уча­стника. Эти трансакции — постоянный источник семей­ных, служебных и бытовых конфликтов. Очень часто пересекающиеся трансакции возникают у пациентов и бездарных врачей, когда пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с конструктивными предложени­ями и разумными замечаниями, а получает поверхност­ный, авторитарный ответ Родителя Ребенку. Трансакци-

 
 

 


Рис. 19. Скрытые (угловые) трансакции (объяснение в тексте)

 

пересекаются и дальнейшее взаимодействие этих двух личностей обречено на про­вал (рис. 18).

В ходе анализа трансак­ций недостаточно только кон­статировать факт пересече­ния векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно акти­визировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник транс­

акции на обращение Взрослого к его Взрослому реагирует Детским состоянием Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в такое состояние, при котором дальнейшие трансак­ции могут стать параллельными. Это можно сделать, ли­бо став Родителем и дополняя проснувшегося в собесед­нике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрос­лого. Самому пациенту проанализировать трансакции трудно, поэтому сделать это лучше с помощью психоте­рапевта.

Кроме простейших трансакций, какими являются до­полнительные и пересекающиеся, существуют двухуров­невые трансакции — угловые и двойные, при которых один уровень видимый — то, что произносится (Берн называет его социальным), а второй — скрытый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция — от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку.

Скрытыми трансакциями часто пользуются диплома­ты, влюбленные....

Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать».

Она: «У меня как раз пара часов свободных. Я так люблю интересные книги».

На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне — это разговор Ребенка со Взрослым, и его содер­жание — сексуальные взаимоотношения. Анализируя

подобные игры, Берн пишет: «На поверхности инициати­ва принадлежит Взрослому, но исход большинства подоб­ных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз» (рис. 19).

Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алкоголиков. Прийдя утром с похмелья, он сооб­щает окружающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раска­лывается». Сотрудник: «У каждого бывает» (рис. 20).

Алкоголик Сотрудники

Рис. 20. Скрытые трансакции (объяс­нение в тексте)

Видимая трансакция Взрослый — Взрослый. На самом деле трансак­ция гораздо глубже. Дет­ское состояние Я алкоголика ищет снисхож­дения у Родительского состояния Я собеседни­ков. Как правило, он и получает в ответ добро­желательный смешок и снисходительную реп­лику. Кто-то может, рас­смеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий».

Этот смех над чужим несчастьем, так часто встречающийся в жизни, Клауд Штейнер называет «трансакцией виселицы».


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.