С патологией зрения о растительном мире — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

С патологией зрения о растительном мире

2017-09-27 269
С патологией зрения о растительном мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как показывают исследования, направленные на изучение познавательных процессов у слабовидящих детей, нарушения зрения отрицательно влияют на процесс восприятия. Сравните­льно медленно происходит у них запоминание наглядного материала, что обусловлено нечеткостью восприятия. Все это усу­губляется отсутствием необходимого сенсорного опыта и за­трудненностью пространственной ориентировки. Взор ребенка с патологией зрения дошкольного возраста зачастую попадает на мало существенную часть предмета. В результате не возни­кает четкое целостное представление о нем. Н. Г..Морозова отмечала: «Растения, мимо которых не раз проходят слабови­дящие дети, воспринимаются ими неотчетливо. Поэтому они приходят в школу с очень бедными, неясными представлениями о деревьях, листьях, цветах, травах, которые хорошо знают де­ти дошкольного возраста, не имеющие дефектов зрения» '.

Многие тифлопедагоги отмечают наличие диспропорций между запасом слов и образами предметов в сознании слабови­дящих детей. Поэтому для правильной организации воспитате­льного процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения целесообразно изучить запас, характер пред­ставлений и состояние знаний у слабовидящих дошкольников. С этой целью изучались представления о садовых цветах. Воспитанникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие ты знаешь цветы?» — и опознать цветы на предметных картинках. За­тем дети рассказывали все, что они узнали о том или ином цветке (название цветка предлагалось ребенку). Перечень и коли­чество цветов были взяты нами из программы дошкольного воспитания.

Обследовались дети четырех, пяти и шести лет. Изучение показало, что слабовидящие дети отстают от нормально видя­щих сверстников. В их активном словаре вдвое меньше назва­ний садовых цветов. По картинкам слабовидящие опознали в три раза меньше изображении садовых цветов, чем их сверстники с хорошим зрением. Это почти в четыре раза меньше

предусмотренного программой для их возрастной ступени. Рассказы детей о цветах показали зависимость качества описаний от возраста, приобретенного опыта и т. д. Например, у

слабовидящих дошкольников пятого года жизни (средняя группа) или отсутствуют представления о цветах, или знания еще не отдефференцировались от общего понятия «растения».

Нормально видящие сверстники в рассказах о цветах пытаются указывать на цвет, строение, стадии в развитии цветов, а иногда и используют сравнения

Слабовидящие дети шестого года жизни (старшая группа) в своих рассказах о цветах уже указывают не только на цвет, но и на строение. Но на ряду с этим у них обнаруживаются неточные знания о цветах. На этой же возрастной ступени дети слабо дифференцируют частные и общие понятия: у тюльпана «есть корешок и кругленькое, цветочек такой и листики по бокам» Рассказы нормально видящих детей этого возраста в большинстве случаев богаче, они описывают цвет, форму, размер лепестков цветка. Эти дети используют сравнения, указывают на особенности строения цветов.

Только па седьмом году жизни (подготовительная группа) некоторые из наблюдаемых нами слабовидящих детей давали характеристику цвета, формы, особенностей строения цветка и использовали при этом сравнения.

В большинстве же случаев знания о цветах у слабовидящих детей седьмого года жизни страдают вербализмом и неточностью. Эти дети часто восполняют отсутствие конкретных представлений своей фантазией.

Обнаруженные у детей пробелы в знаниях о цветах позво­лили предположить, что они в значительной степени обусловле­ны недостатками методики воспитания.

Во-первых, воспитатели не всегда имеют возможность пока­зать растущие садовые цветы детям, так как па приусадебных участках в детских садах нет полного набора цветов, предус­мотренных программой воспитания. Во время же экскурсии за пределы детского сада трудно сосредоточить внимание детей на определенном отдельном объекте изучения. Поэтому у слабовидящих дошкольников формируемые образы цветов характеризующиеся неполнотой н фрагментарностью.

Во- вторых, в ходе изучения садовых цветов детей преиму­щественно знакомят либо с натуральными цветами, либо с их изображениями на картине. Крайне редко практикуется одно­временный показ цветов и их изображений. Такой расчленен­ный подход к изучению цветов приводит к недостаточному фор­мированию у детей полных знаний и представлений о предме­тах.

На основе результатов изучения состояния представлений у слабовидящих дошкольников о цистах предполагается разрабо­тать рекомендации.

Опыт работы в специализированном дошкольном учрежде­нии для детей с нарушениями зрения показывает, что возник­ла необходимость в создании специальных условий, способст­вующих развитию наблюдательности у детей. И прежде всего — это обеспечение необходимых условий для зрительной работы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.