Распределение участков для работы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Распределение участков для работы.

2017-09-27 343
Распределение участков для работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

—Дети, каждый из вас выберет себе деревцо или кустик, который будет опекать всю зиму. Кто хочет ухаживать за этим де­ревом, пусть отгадает, как его зовут: «Что за дерево такое: белый
ствол, само густое. На стволе полоски, точки, а на ветках — крош­ки почки? (береза). У этого дерева — косточка—семя. Косточ­ку бросили на зиму в землю, круглая косточка пустит расточек — вырастет новая (вишенка) — дочка»...

Практическая работа детей

(педагог в отдельных случаях подсказывает, поправляет, но трудовые операции дети выполняют самостоятельно. По ходу работы педагог подмечает успешность, старательность каждого ребенка).

Подкормка птиц.

—Дети, каждый из вас сейчас возьмет в руки немного корма для птиц. Теперь, когда вы расчистили подходы к кормушкам, можно оставить корм птицам и понаблюдать, кто прилетит к нам в столовую. Смотрите: (показывает картинку с изображением во­робья) маленький мальчишка в сером армячишке по двору гуляет, крошки собирает. О ком эта загадка? (о воробье). Любимое кушанье этих птичек пшено. Возьмите зерна и насыпьте на кор­мушку аккуратно, чтобы ни одно зернышко не упало в снег.

—А вот еще маленькая зеленая птичка с желтой грудкой. Это — синичка, (показывает изображение). Любимое кушанье си­ниц — семечки арбуза, свежее сало. Накормим синичек, (дети ак­куратно прикрепляют на гвоздь кусочек сала и сыпят зерна ар­буза).

—А пот еще одна птица: крупная, хрипловатая, окраской черно-сероватая. Расхаживает важно, вот персона. Кто же эта пти­ца? Кто? (ворона). Правильно, дети, для ворон мы разбили не­сколько орехов. Вороны все едят подряд, что попадет, даже падаль. И живут по 300 лет, не болея. Человеку от них польза боль­шая: благодаря им воздух чище и меньше вредных микробов.

4. Подведение итогов:

— Подумайте, дети, какие полезные дела вы сделали. Кто ска­жет спасибо вам за труд?

— (Дети перечисляют: подкормили рас гения, сделали дорожки для людей, подкормили птиц).

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА

 

Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различных материалов. Содержа­ние ручного труда близко к изобразительной деятельности (кон­струирование, лепка, аппликации).

В этом содержании заложены большие возможности коррекционно-компенсаторного развития детей с патологией зрения. Не случайно эта сторона трудовой деятельности слепых детей млад­шего возраста более, чем другие стороны, изучалась в советской тифлопедагогике (М. И. Земцова, И. С. Маргулис, Р. О. Захарченко и Др.), т. к. именно через ручной труд реализуются основные компенсаторные возможности слепого ребенка и достигается высокий конечный результат его развития.

В процессе ручного труда дети уточняют свои представления об окружающих предметах, знакомятся со свойствами различных материалов, осваивают навыки работы с некоторыми инструмен­тами (ножницами, молотком и т. п.) и способы соединения частей поделок с помощью клея, гвоздей.

Работая с деревом, дети приучаются сравнивать детали, овладевая способами накладывания, прикладывания, сличения, разви­вают свой глазомер, умение пользоваться линейкой и т. п.

Особенно много для развития воображения, фантазии, смекалки дает работа с природным материалом (шишки, желуди, кашта­ны, листья, солома, кора). В процессе отбора природного мате­риала для поделок тифлопедагог старается попутно доразвивать функции цветоразличения, форморазличения и различения предметов по величине, учит подмечать в причудливых формах природного материала сходство со знакомыми предметами. Все это спо­собствует формированию надежных способов компенсации нару­шенного зрения.

Поначалу труд по изготовлению предметов для игры и быта направляется тифлопедагогом, но постепенно каждый ребенок подводится к возможности самостоятельного отбора материала в соответствии с намеченной целью, замыслом. Для педагога в этот момент важно, чтобы ребенок продумывал последовательность действий, мог рассказать, как он будет обрабатывать материал и соединять части в целое. И в коррекционных целях особо важное значение имеет сам подбор деталей, их измерение, заготовка качественно добротного материала, на что нередко педагоги обра­щают недостаточно снимания, увлекаясь достижением конечного результата в жестко регламентированные сроки.

В результате детские поделки выходят иногда кривыми, неак­куратно склеенными и негодными для подарка. Педагоги зачастую пытаются их поправить, доделать своими руками вместо того, чтобы совершенствовать трудовые навыки ребенка до такого со­стояния, когда его изделие годилось бы для подарка, для вы­ставки.

При отсутствии достаточных умений часто охладевают к нача­той работе и не стремятся довести дело до конца.

В этих случаях целесообразно оценивать каждый шаг в работе малыша, применяя приемы процессуальной оценки в сочетании с помощью ребенку. Но участие взрослого должно иметь тенден­цию к уменьшению доли его труда при неизменном увеличении трудового усилия ребенка.

Так, чтобы сделать стульчик для куклы, Женя отобрал необ­ходимые детали для будущей конструкции (одинаковой высоты) 4 ножки, сиденье, спинку, б маленьких гвоздиков. Первый гвоздь для прикрепления ножек к сиденью Жене помог забить педагог, остальные 3 он забивал самостоятельно. Спинку же прикрепить к сиденью педагог уже практически не помогал, он лишь совето­вал, как лучше их скрепить. В результате Женя с гордостью сказал: «Я сам сделаю этот стульчик». И посадил на него подходя­щую по росту куклу (для нее он и делал стульчик).

Таким образом, на основании выше описанного можно опреде­лить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слепого и слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых действий.

--- Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфортребенка, охотное включение в контакт со взрослым и сверстником.

---Систематическое стимулирование двигательной активности слепого ребенка путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности.

---Усиление интеллектуального компонента в работе по пред­ставлению и правилу в процессе формирования трудовых навыков.

---Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу.

---Опора на сохранные органы чувств, соблюдение охранитель­ного режима работы.

---Обеспечение систематического повторения трудовых пору­чений, обязательности их выполнения, формирования чувства от­ветственности.

---Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручении (процессуальная оценка, напоминание об особой значимости поручения для окружающих).

---Обеспечение ощущения каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности.

---Предварительное отрабатывание игровых, трудовых, графи­ческих и др. навыков, обеспечивающих самостоятельность о под­ражании образцу.

---Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень — к самостоятельной деятельности (не «понарош­ку», а ко «всамделишным» делам).

Для совершенствования нравственного и трудового воспитания ребенка важно определить его потенциальные возможности, те «пуды здоровья» (Л. С. Выготский), опора на которые обеспечивает полноценное развитие его в условиях слепоты и слабовидения.

Анализ литературных источников и наблюдении за педагоги­ческим процессом и свободной деятельностью слепых и слабо­видящих дошкольников позволяет наметить оптимистическую перспективу базирующуюся на особой пластичности нервной системы ребенка дошкольного возраста, его стремлении к общению со взрослыми, к совместной деятельности с ними, в особом доверни взрослым:

— возможности использования сохранных органов чувств в ка­честве компенсаторных путей развития;

— развитие высших форм познавательной деятельности как ос­новы процесса компенсации недостаточного зрения;

— сохранной способности к подражанию непосредственному живому примеру или художественному образу;

— сохранной способности к эмоциональному отклику, к ориентировочной деятельности, заинтересованности предметом наблюдения;

— естественной потребности ребенка к совершенствованию;

— природном стремлении ребенка в начале дошкольного детства к самостоятельности («я сам»);

— природной двигательной активности ребенка;

— возможности насыщения трудовой деятельности ребенка иг­рой и использование игры в воспитательных целях.

Методические рекомендации по организации коррекционно – воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с патологией зрения.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.