Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-09-27 | 389 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
—Дети, каждый из вас выберет себе деревцо или кустик, который будет опекать всю зиму. Кто хочет ухаживать за этим деревом, пусть отгадает, как его зовут: «Что за дерево такое: белый
ствол, само густое. На стволе полоски, точки, а на ветках — крошки почки? (береза). У этого дерева — косточка—семя. Косточку бросили на зиму в землю, круглая косточка пустит расточек — вырастет новая (вишенка) — дочка»...
Практическая работа детей
(педагог в отдельных случаях подсказывает, поправляет, но трудовые операции дети выполняют самостоятельно. По ходу работы педагог подмечает успешность, старательность каждого ребенка).
Подкормка птиц.
—Дети, каждый из вас сейчас возьмет в руки немного корма для птиц. Теперь, когда вы расчистили подходы к кормушкам, можно оставить корм птицам и понаблюдать, кто прилетит к нам в столовую. Смотрите: (показывает картинку с изображением воробья) маленький мальчишка в сером армячишке по двору гуляет, крошки собирает. О ком эта загадка? (о воробье). Любимое кушанье этих птичек пшено. Возьмите зерна и насыпьте на кормушку аккуратно, чтобы ни одно зернышко не упало в снег.
—А вот еще маленькая зеленая птичка с желтой грудкой. Это — синичка, (показывает изображение). Любимое кушанье синиц — семечки арбуза, свежее сало. Накормим синичек, (дети аккуратно прикрепляют на гвоздь кусочек сала и сыпят зерна арбуза).
—А пот еще одна птица: крупная, хрипловатая, окраской черно-сероватая. Расхаживает важно, вот персона. Кто же эта птица? Кто? (ворона). Правильно, дети, для ворон мы разбили несколько орехов. Вороны все едят подряд, что попадет, даже падаль. И живут по 300 лет, не болея. Человеку от них польза большая: благодаря им воздух чище и меньше вредных микробов.
4. Подведение итогов:
— Подумайте, дети, какие полезные дела вы сделали. Кто скажет спасибо вам за труд?
— (Дети перечисляют: подкормили рас гения, сделали дорожки для людей, подкормили птиц).
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА
Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различных материалов. Содержание ручного труда близко к изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликации).
В этом содержании заложены большие возможности коррекционно-компенсаторного развития детей с патологией зрения. Не случайно эта сторона трудовой деятельности слепых детей младшего возраста более, чем другие стороны, изучалась в советской тифлопедагогике (М. И. Земцова, И. С. Маргулис, Р. О. Захарченко и Др.), т. к. именно через ручной труд реализуются основные компенсаторные возможности слепого ребенка и достигается высокий конечный результат его развития.
|
В процессе ручного труда дети уточняют свои представления об окружающих предметах, знакомятся со свойствами различных материалов, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами (ножницами, молотком и т. п.) и способы соединения частей поделок с помощью клея, гвоздей.
Работая с деревом, дети приучаются сравнивать детали, овладевая способами накладывания, прикладывания, сличения, развивают свой глазомер, умение пользоваться линейкой и т. п.
Особенно много для развития воображения, фантазии, смекалки дает работа с природным материалом (шишки, желуди, каштаны, листья, солома, кора). В процессе отбора природного материала для поделок тифлопедагог старается попутно доразвивать функции цветоразличения, форморазличения и различения предметов по величине, учит подмечать в причудливых формах природного материала сходство со знакомыми предметами. Все это способствует формированию надежных способов компенсации нарушенного зрения.
Поначалу труд по изготовлению предметов для игры и быта направляется тифлопедагогом, но постепенно каждый ребенок подводится к возможности самостоятельного отбора материала в соответствии с намеченной целью, замыслом. Для педагога в этот момент важно, чтобы ребенок продумывал последовательность действий, мог рассказать, как он будет обрабатывать материал и соединять части в целое. И в коррекционных целях особо важное значение имеет сам подбор деталей, их измерение, заготовка качественно добротного материала, на что нередко педагоги обращают недостаточно снимания, увлекаясь достижением конечного результата в жестко регламентированные сроки.
В результате детские поделки выходят иногда кривыми, неаккуратно склеенными и негодными для подарка. Педагоги зачастую пытаются их поправить, доделать своими руками вместо того, чтобы совершенствовать трудовые навыки ребенка до такого состояния, когда его изделие годилось бы для подарка, для выставки.
|
При отсутствии достаточных умений часто охладевают к начатой работе и не стремятся довести дело до конца.
В этих случаях целесообразно оценивать каждый шаг в работе малыша, применяя приемы процессуальной оценки в сочетании с помощью ребенку. Но участие взрослого должно иметь тенденцию к уменьшению доли его труда при неизменном увеличении трудового усилия ребенка.
Так, чтобы сделать стульчик для куклы, Женя отобрал необходимые детали для будущей конструкции (одинаковой высоты) 4 ножки, сиденье, спинку, б маленьких гвоздиков. Первый гвоздь для прикрепления ножек к сиденью Жене помог забить педагог, остальные 3 он забивал самостоятельно. Спинку же прикрепить к сиденью педагог уже практически не помогал, он лишь советовал, как лучше их скрепить. В результате Женя с гордостью сказал: «Я сам сделаю этот стульчик». И посадил на него подходящую по росту куклу (для нее он и делал стульчик).
Таким образом, на основании выше описанного можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слепого и слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых действий.
--- Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфортребенка, охотное включение в контакт со взрослым и сверстником.
---Систематическое стимулирование двигательной активности слепого ребенка путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности.
---Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению и правилу в процессе формирования трудовых навыков.
---Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу.
---Опора на сохранные органы чувств, соблюдение охранительного режима работы.
---Обеспечение систематического повторения трудовых поручений, обязательности их выполнения, формирования чувства ответственности.
---Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручении (процессуальная оценка, напоминание об особой значимости поручения для окружающих).
---Обеспечение ощущения каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности.
---Предварительное отрабатывание игровых, трудовых, графических и др. навыков, обеспечивающих самостоятельность о подражании образцу.
---Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень — к самостоятельной деятельности (не «понарошку», а ко «всамделишным» делам).
Для совершенствования нравственного и трудового воспитания ребенка важно определить его потенциальные возможности, те «пуды здоровья» (Л. С. Выготский), опора на которые обеспечивает полноценное развитие его в условиях слепоты и слабовидения.
|
Анализ литературных источников и наблюдении за педагогическим процессом и свободной деятельностью слепых и слабовидящих дошкольников позволяет наметить оптимистическую перспективу базирующуюся на особой пластичности нервной системы ребенка дошкольного возраста, его стремлении к общению со взрослыми, к совместной деятельности с ними, в особом доверни взрослым:
— возможности использования сохранных органов чувств в качестве компенсаторных путей развития;
— развитие высших форм познавательной деятельности как основы процесса компенсации недостаточного зрения;
— сохранной способности к подражанию непосредственному живому примеру или художественному образу;
— сохранной способности к эмоциональному отклику, к ориентировочной деятельности, заинтересованности предметом наблюдения;
— естественной потребности ребенка к совершенствованию;
— природном стремлении ребенка в начале дошкольного детства к самостоятельности («я сам»);
— природной двигательной активности ребенка;
— возможности насыщения трудовой деятельности ребенка игрой и использование игры в воспитательных целях.
Методические рекомендации по организации коррекционно – воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с патологией зрения.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!