Как научить слепого ребенка навыкам самообслуживания, личной гигиены и культуры поведения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Как научить слепого ребенка навыкам самообслуживания, личной гигиены и культуры поведения.

2017-09-27 341
Как научить слепого ребенка навыкам самообслуживания, личной гигиены и культуры поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающем ребенка с нарушением зрением, — формирование у него навыков личной гигиены. От того, умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть и т д ., зависит его положение в детском саду и школе, атмосфера в семье, восприятие ребенка окружа­ющими людьми, и его отношение к самому себе.

Если ребенок с нормалями зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ре­бенка с нарушением зрения всему этому нужно учить — он не может овладевать действиями по подражанию.

Трудна эта задача еще я потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребенка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить незрячему или слабовидящему ребенку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей.

Эти вопросы родители постоянно задают тифлопедагогам в дет­ских садах, стараются «подсмотреть», как справляются с пробле­мами незрячие люди с большим стажем слепоты, пытаются оттал­киваться от «изобретении» ребенка или найти решение самостоя­тельно.

Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указан­ных объективных трудностей, встречаются с трудностями субъек­тивного характера: дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требу­ющей усилий, не проявляют интереса к занятиям, желания овла­деть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности.

Преодолеть трудности как объективного, так и субъективного характера поможет родителям руководство следующими общими правилами.

1. Терпение — вот что самое главное в вашем стремлении при вить ребенку с нарушенным зрением прочные навыки. Обучение слепого ребенка самообслуживанию и личной гигиене — дело хлопотное и трудное. Порой вам будет казаться, что все труды на­прасны — так медленно усваивает ребенок ваши уроки. Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия.

2. Не стремитесь научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть пока просто непосильным. Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочередного усвоения каждой операции.

3. Обучая ребенка, опирайтесь на его сохранные органы (слух, осязание, вкус), а также на остаточное зрение, если имеется. Активно включайте в свои занятия речь: объясняйте ре­бенку все подробно, обращайте его внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребенок также оречевлял свои действия.

4. Начиная обучать слепого малыша какому-либо действию, лучше всего использовать следующие приемы:

--руки ребенка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают их — пассивные действия;

--Вы берете руки малыша в свои и стараетесь произвести дей­ствие совместно с ним — совместные действия.

--При обучении ребенка приемам совместных и пассивных дей­ствий лучше находиться сзади малыша и примерно на его уровне (родителям можно сесть на корточки или встать на колени) — так ребенок лучше? поймет показываемые действия.

5. Помощь ребенку с вашей стороны должна быть разумной. Не лишайте его возможности получить радость от сознания «Я сам!», «Я умею!», «Я научился!». Помните, насколько ваш ребенок
самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.

6. Обучение детей с нарушениями зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью. Выбирайте время для занятий, ко­гда ребенок в хорошем настроении, здоров, когда вы никуда не
торопитесь.

7. Старайтесь, чтобы ваши занятия не были излишне академи­чными, иначе у ребенка пропадет к ним интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.

8. Не забывайте высказывать свое отношение по поводу успе­хов и неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искрен­ним, будь то радость, огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать ваше живое участие в его жизненно важных делах.

ОДЕВАНИЕ

...Эта девочка, появившись впервые в детском саду, поразила многих: такой модницы ребята еще не видели. Красивая в склад­ку юбочка, кружевная блузка со множеством мелких пуговок, прозрачные ленты в тонких косичках, лаковые туфельки. Воспи­татели ахали, а нянечки всплескивали руками. Через несколько дней мама пришла проведать дочку. В беседе воспитательница посетовала, что девочка практически не умеет самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратной во время еды и на прогулке. Но особенно много хлопот доставляет воспитателям одежда девочки: она мало пригодна для обучения самообслуживанию. Ребенок, чтобы справиться с кружевами и складочками, постоянно нуждается в помощи взрослых, отстает от других детей, нервничает.. «Вы считаете, если ребенок не видит, его можно одевать как попало? — обиделась мама. — Мою дочь и так обделила судьба, и я не хочу, чтобы она была обделена еще чем-то. В детском саду достаточно обслуживающего персонала.

Комментарии тифлопедагога

К сожалению, это весьма распространенная позиция родителей. С одной стороны, свои представления о престиже, моде, красоте они стараются перевести в жизненную сферу ребенка, а с другой, и это особенно важно, пытаются скомпенсировать «ущербность» ребенка, его «несчастье», буквально засыпая малыша дорогой одеждой, редкими игрушками, сладостями и пр. Ничего, кроме негативных последствий, от подобной позиции ожидать не приходится. Но главное в нашей теме разговора в том, что, наряжая дочь, ее мама абсолютно не учитывала, что ребенок должен чувствовать себя в одежде свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить, расправить). Поэтому, покупая одежду и обувь для ребенка, подумайте:

1.Будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ощупь — для слепого ребенка, воспринимающего мир с помощью осязания, это чрезвычайно важно).

2.Сможет ли ребенок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (Большие сложности представляют застежки на спине, крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.).

3.Достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чистится — ведь вполне вероятно, что ребенок в ней может упасть в лужу).

4.Обратите особое внимание на цветовую гамму одежды. Желательно, чтобы доминировали яркие, выразительные цвета, ведь ребенку (даже тотально слепому) очень важен цвет одежды.

5.Сможет ли ваш ребенок легко распознавать свою одежду. А для этого нужна какая-нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка, воротничок, бантик и пр.

6. Соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребенка.

 

 

У него может быть особое, порой отличное от вашего представление о красоте. Так, симпатичная, по вашему мохеровая шапочка может быть не принята нашим ребенком из-за того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его лица, могут вызывать неприятные ощущения.

Вопрос мамы: «У меня пока еще очень маленький ребенок — ему всего год. Конечно, я все делаю сама: одеваю и раздеваю. С какого возраста можно начать учить его самостоятельности?»

Консультация тифлопедагога

Ваш ребенок уже понимает обращенную к нему речь, способен выполнять определенные действия, если вы попросите его об этом. Плохо, если при одевании и раздевании вы не используете воз­можности малыша, ведь он может вам помочь. Например, вы мо­жете его попросить: «Подними ногу», «Подними руки», «Наклони голову», «Повернись» и т. д. Старайтесь, чтобы ребенок не был ватной куклой в ваших руках, стремитесь активизировать его дей­ствия, максимально использовать его возможности. При этом не забывайте сопровождать каждое действие словами. Например: «Наденем колготки, а кофточку снимем...».

Вопрос мамы: «Я стараюсь, чтобы мой сын одевался самостоя­тельно. Но у него ничего не получается. Легче все сделать самой, чем испытывать муки, видя его беспомощность».

Консультация тифлопедагога

Безусловно, смотреть, как слепой малыш мучается с колготка­ми или свитером, тяжело. Задача родителей — помочь ребенку преодолеть эту беспомощность и научить справляться с непослуш­ными вещами.

Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На пер­вых этапах используйте прием совместных действий, сопровождае­мых речевыми комментариями взрослого. Применять данный при­ем нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.

Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сна­чала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ре­бенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, разве­шивать на спинке стула. Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие. Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка.

Никогда не будет лишней проявление искренней радости даже от самого незначительно прогресса в обучении ребенка.

 

Вопрос родителей: «У нас дочка одевается сама, но как… Платье наизнанку, колготки задом наперед.»

Рекомендации тифлопедагога

Учите ребенка быть внимательным при одевании. Сначала со­вместными действиями (руки ребенка в руках взрослого) рас­смотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребенком на «плечиках». Обратите внимание ребенка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику, обра­зуемому швами с изнаночной стороны. В случае, если изнанку определить трудно (а это часто бывает, например, с колготками, рейтузами), опытные родители советуют пришивать метку: яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром! по­могающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок. Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды вашего ребенка, по которой он сможет отличить свою, одежду от чужой в детском саду и школе (например, оты­скан, свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка внешне ничем не отличающихся костюмов). Такая метка Должна быть хорошо усвоена ребенком н зрительно, и с помощью осязания. Хорошо, если на всей одежде будут одинаковые метки. Необходимо сделать метки и на обуви, чтобы ребенок не путал левый и правый башмачки. Так, на всех правых сандаликах, тап­ках в удобном месте можно наклеить кусочек лейкопластыря. По­степенно ребенок научится определять правый и левый башмачки без использования меток.

Чтобы ребенок не путался в одежде, выработайте у него оп­ределенную схему последовательности одевания, а также приемы одевания каждой детали одежды. Например: найди у свитера переднюю сторону, разложи его на диване так, чтобы передняя сторона оказалась внизу, найди самое большое отверстие и про­сунь в него голову, найди отверстие для головы — это горловина свитера, затем просунь руки в рукава, расправь надетый свитер».

Вопрос мамы: «Самое трудное для моего незрячего сынишки — застежки на одежде и обуви. Из-за них и простывает часто — ходит расстегнутым, и вид неопрятный...».

Совет тифлопедагога

Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребенку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы, его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития, укрепле­ния пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застежками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру, можно изготовить специальный коврик-трена­жер. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из обрезков ярких тканей различные детали, образуя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков тканей веселых зверюшек: зайчи­ков, котят, мишек. Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребен­ку предстоит ее собрать, так как детали — голова, лапки, ушки, хвостик — пристегиваются к туловищу игрушки пуговками.. Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажер новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков., кнопками, крючками, пряжками и пр.

Со шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их, можно заменить, вставив в отверстия выкрашенную обуви бельевую резинку. Ботинок при этом шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребенка необходи­мо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуем еще один тренажер: кусочек фанеры или плотного картона с двумя парал­лельно расположенными рядами отверстий и разноцветные шнурки.

Вопрос родителей: «Наш слабовидящий сын, как мы ни стара­емся, выглядит неряшливо, неаккуратно. Как приучить ребенка к порядку в одежде, к опрятности?».

Рекомендации тифлопедагога

С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тум­бочка, полка вшкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было до­ступным для ребенка.

Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детстве к порядку в вещах и от умения сохранить этот порядок, будет зависеть очень многое для вашего ребенка в детском саду и школе.

Важно научить ребенка с нарушенным зрением контролиро­вать свой внешний вид. Объясните, что, если он появятся небреж­но одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребенка приемам контроля за своим внешним видом. Например: «застегнувшись, проведи ру­кой но пуговкам: все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одерни платье спереди и сзади (на­гнувшись, одерни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтает­ся ли он» и т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привыч­кой для вашего ребенка, непременным действием, сопровождаю­щим и заканчивающим процедуру одевания.

ПРОБЛЕМЫ ТУАЛЕТА

Вопрос мамы: «Сыну 3 года, а я никак не могу приучить его пользоваться горшком. Посоветуйте, что делать».

Рекомендации тифлопедагога

К 3 годам ребенок уже может контролировать деятельность своего организма, какое-то время сдерживать естественные позы­вы (исключение составляет ночное время, когда отключается кон­троль сознания). Если педиатр не находит у ребенка урологиче­ских заболеваний, родителям необходимо внимательно проследить за ним и постараться выявить причину. Может Выть, ребенок плохо ориентируется и ему трудно найти свой горшок в комнате (горшок должен быть всегда в определенном месте, известном ребенку). Причинами могут быть неумение малыша раздеваться (расстегивать и снимать штанишки), неудобный, с острыми края­ми, холодный горшок; темный туалет, пугающий ребенка; боязнь потревожить родителей своими проблемами; общая замедленность психических реакций, свойственная многим незрячим детям, или, напротив, расторможенность, повышенная возбудимость и пр.

В любом из подобных случаев вы должны по возможности уст­ранить причину (поменять горшочек, поупражняться в одевании и раздевании, проследить за своими реакциями и пр.). Пона­блюдайте за ребенком, за его поведением. Наверняка что-то вам подскажут намерения ребенка. Постарайтесь высаживать его на горшочек всякий раз после сна, после еды, перед прогулкой. Об­ратите внимание на физиологические ритмы его организма и ста­райтесь следовать им, предупреждая неприятности

Однако, если неприятность уже произошла, старайтесь относиться к этой проблеме спокойно и естественно: выразите огорче­ние и в то же время уверенность, что произошедшее случайности, и ваш уже большой мальчик постарается больше ее не допускать.

Постепенно приучайте ребенка пользоваться взрослым туалетом. Внимательно обследуйте вместе с ним туалетную комнату: осмотрите, где находится унитаз, где рычажок для спуска воды, где туалетная бумага. Приучайте ребенка к особой аккуратности в туалете. Учите не касаться унитаза руками ни дома, ни в гостях, ни в общественном месте. Коснувшись унитаза коленкам, незрячий ребенок может в достаточной степени оценить и место его расположения, и высоту. Наблюдайте за ребенком в туалете в течение длительного времени. Вы можете быть спокойны «только тогда, когда действия вашего незрячего сына или дочери будут доведены до автоматизма.

Вопрос родителей: «Посоветуйте, как обучить ребенка элементарным гигиеническим навыкам: умываться, чистить зубы и пр.».

Консультация тифлопедагога

Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: все ли в ней удобно для ребенка; может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности, найти свое полотенце. В случае, если раковина расположена слишком высоко для ребенка, необходимо подставить широкую устойчивую скамейку.

Купите малышу яркие и удобные умывальные принадлежности: зубную пасту и щетку, мыльницу, стаканчик для полоскания рта. Все это должно находиться в доступном для ребенка месте.

С раннего возраста необходимо обучать ребенка чистке зубов— это способствует их сохранению, а также вырабатывает привычку следить за гигиеной полости рта. Чтобы паста, выдавливаемая ребенком из тюбика, попадала именно на щетину щетки, а не на руки, учите ребенка правильно держать щетку: щетиной вверх и так, чтобы указательный пальчик был вытянут вдоль щетины, образуя бортик. Ребенок, держа тюбик с пастой в левой руке, помещает его отверстие на начало ряда щетинок я, осторожно надавливая на тюбик, двигает его по щетине. Указательный пальчик придерживает выдавливаемую пасту. Совместными действиями покажите ребенку, как надо правильно чистить зубы (движениями сверху вниз и снизу вверх, захватывая десну, с внешней:и с внутренней стороны). После чистки зубов ребенок должен прополоскать рот водой из своего стаканчика.

Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия умывания: 1. Вымыть с мылом руки. 2. Почистить зубы, прополоскать рот. 3. Вымыть лицо, шею, уши. 4. Вытереться полотенцем. 5. Привести в порядок умывальные принадлежности: закрыть тюбик с пастой, промыть под струей воды щетку, поставить их в свой стаканчик, повесить на крючок полотенце.

Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не всегда могут быть аккуратными в ванной. Непременно будут и расплесканная вода, и размазанная зубная паста. Какое-то время придется мириться с этим. Но постепенно приучайте ребенка к аккуратности: «Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...».

Хорошо, если умывание станет для ребенка не только привычкой, но и приятной процедурой. Умываясь, играйте с ним. Для малыша вспомните детские веселые потешки, стихи:

 

Водичка, Водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки розовели,

Чтобы зубки белели.

 

Где же вы, мои подружки:

Щетка, тюбик с пастой, кружка?

Долго вас Надюша ищет,

чтобы вымыться почище.

 

 

Ребенку постарше также важны игровые моменты. Пусть с ним ежедневно умывается и чистят зубы любимая кукла, а подарке к Новому году или дню рождения будет бандероль от Мойдодыра.

Вопрос мамы: «Мое годовалая незрячая дочь, очень боится меться в ванной, плачет, сопротивляется. Как преодолеть этот страх?»

Рекомендации тифлопедагога

Случается, что у ребенка с купанием связаны какие-то неприятные ассоциации. Иногда сами родителя, невольно являете причиной негативной peакции ребенка: резко погружают его в воду или ставят под душ (подобное резкое изменение, как правило, сильно пугает ребенка — ведь он не видит воды), совершают с ним непонятные и неприятные манипуляции, Неприятные манипуляции, связанные с купанием, могут быть вызваны боязнью чувства жжения в глазах от мыла или шампуня, опасениями поскользнуться в ванне. Опытные родители советуют:

1. Заранее готовить ребенка к купанию: вместе собрать необходимое белье, приготовить полотенце и банные принадлежности. Важно показать ребенку, как работает душ, дать потрогать руками воду.

2. Если ребенок испытывает страх при погружением в воду лучше поставить его в ванну или посадить и наливал воду постепенно.

3. Иногда боязнь воды бывает очень стойкой. В Этомслучае кому-нибудь из родителей нужно войти в ванну вместе с ребен­ком, чтобы он постоянно чувствовал ваше присутствие. Можно
мыть ребенка, посадив его на специальную скамеечку так, чтобы воды касались только ножки. Постепенно уровень воды надо повышать.

4. Если ребенок не умеет зажмуриваться во время мытья го­ловы и плачет, если мыло или шампунь попадают в глаза, можно мыть голову, не наклоняя ее вперед, а запрокидывая назад. При таком способе мытья головы мыльная вода не стекает по лицу и не попадает в глаза, что избавляет малыша от неприятных ощу­щений.

5. Мыть ребенка необходимо нежесткой мочалкой. Можно са­мому малышу надеть на ручку махровую рукавичку или дать яр­кую мягкую губку и постепенно совместными усилиями учить мыться самостоятельно.

6. Необходимо разрешить ребенку поиграть в ванне (помыть куклу, запустить кораблик, поэкспериментировать с водой). Ведь купание — не только гигиеническая процедура. Это еще и возможность познания окружающего мира.

7. Важно предупреждать незрячего ребенка о своих действиях. Например: «Сейчас включим душ. Протяни ручки и посмотри, ка­кой приятный теплый дождик, от такого дождя растут в лесу гри­бы. Встань и ты под дождик, быстрее будешь расти...».

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Из рассказа отца: «Я стараюсь не появляться с сыном ни у родственников, ни у знакомых. Вроде бы и ведет он себя непло­хо, но как только сядет за стол... Ест, как поросенок: голова бук­вально в тарелке, весь обольется, измажет лицо и одежду. Па­рень уже большой, стыдно на людях кормить его из ложки. А еще неприятнее, когда глаза людей устремляются на него. А в глазах жалость и... брезгливость».

Комментарий тифлопедагога:

Научить ребенка с нарушенным зрением, есть аккуратно — трудная задача. Многие родители, сталкиваясь с ней, отчаивают­ся. На первый взгляд, легче быстро накормить ребенка, чем рас­тягивать обед на час, а следующий час отмывать ребенка и кухню. Но наберитесь терпения. Опыт, доказывает, что тотально слепой человек, а тем более имеющий остаточное зрение, может ни чем не привлекать удивленных взглядов посторонних людей во время еды, не вызывать жалости сердобольных родственников и раздражения знакомых.

Вопрос мамы: «Когда мой сын был совсем маленьким, я очень боялась, что он подавятся при кормлении, и протирала всю пищу через сито. Теперь ребенку уже 2,5 года, но он совсем не умеет жевать. Давится от любого, даже крохотного кусочка. Как научить его жевать?»

Консультация тифлопедагога

Мама этого ребенка сама определила причину, по которой ее сынишка не умеет жевать. Жеванию, в отличие от врожденного сосательного рефлекса, необходимо обучаться. Если в младенческом возрасте у ребенка не было возможности и необходимости приобрести этот навык, то в дальнейшем сформировать его бывает очень трудно. Начиная с 5-месячного возраста пища, которую вы даете ребенку, должна быть все более и более густой: манная каша, фруктовые пюре, желток яйца. Кормить этими блюдами необходимо с ложки. Вначале ребенок будет путать движения, необходимые для сосания груди, с новыми движениями: выталкивать пищу языком, захлебываться, даваться — ведь ему необходимо выработать совершенно новое взаимодействие челюстей, языка и др. с пищей, научиться координировать движение этих органов. То же самое происходит и при жевании. Когда у малыша начинают резаться зубки, ему можно давать хлебную корочку, сухарик, кусочек яблока, чтобы привычные сосательные движения естественным образом сочетались с новыми, жевательными. Обязательно проверяйте, действительно ли ребенок проглотил откушенный кусок, так как некоторые дети прячут пищу между челюстями, за щеками или под языком. Не давайте ребенку очередной кусок, пока не убедитесь, что он проглотил предыдущий.....

Если ребенок с нарушенным зрением, привыкший к протертой пище, к полуторагодовалому возрасту не может усвоить жевательные движения, попробуйте научить его. Поиграйте с ним в игру «Делай, как я». Вы выполняете какое-либо движение (среди различных движений могут быть и жевательные), а ребенок пытается максимально точно его отобразить. Слабовидящий и частичнозрячий ребенок может наблюдать за вашими движениями с помощью остаточного зрения, слепой — воспринимать ваши движения с помощью пассивных действий. При этом важно, чтобы движения выполнялись медленно, четко, выразительно. Жевательные движения родителей воспринимаются слепыми детьми следующим образом: слепой ребенок кладет свою руку на ваш рот и с помощью осязания и мышечной чувствительности воспринимает и запоминает движения родителей. Хорошо, если ребенок повторить жевательные движения.

Такие упражнения будут интересны для малыша, если он будут включены в игровую ситуацию. Попробуйте, читая книжку, изобразить с ребенком серого голодного волка: «Серый волк зубами щелк!» или рыжую хитрую лисичку, которая съела колобка. Со временем повторите игру, дав ребенку кусочек хлеба, яблока, печенья. Не отчаивайтесь, если что-то не получится сразу. Через некоторое время повторите свой урок.

Из рассказа родителей: «Мы заметили, что наш ребенок проявляет определенные пристрастия: очень любит красную пластиковую кружечку и пьет только из нее...».

Комментарии тифлопедагога

Ваше замечание иллюстрирует важную психологическую особенность детей с нарушенным зрением: интерес к ярким, легко воспринимаемым на общем фоне предметам. К тому же, вероятно, ваш ребенок уже испробовал свою кружечку на прочность, сравнил с другими, более тяжелыми, почувствовал по вашему спокойному отношению, что манипулирование с ней для него совсем неопасно (не то, что с фарфоровой чашкой или стеклянным стаканом). Поэтому его предпочтение вполне оправдано и представляет результат довольно сложных умозаключений.

Покупайте ребенку с нарушенным зрением яркие, прочные, легкие вещи: чашки, тарелки, ложки и пр. На светлом фоне обеденного стола они смотрятся ярко и контрастно, что создает удобства для малыша. Можно использовать и обычные фаянсовые тарелки. Чтобы они выделялись, положите под них яркие салфетки.

Вопрос мамы: «Я всегда кормлю дочь с ложки. Как научить ее есть самостоятельно?»

Рекомендации тифлопедагога

Начинать обучать ребенка с нарушенным зрением самостоятельности в еде необходимо уже в 2—3 года. Вероятно, ваш ребенок уже проявлял стремление к самостоятельности: старался взять со стола ложку, чашку, самостоятельно откусывал кусочки хлеба. Хорошо, если вы поощряли интерес ребенка, разрешали ему поиграть с ложками, обследовать тарелки, подержать чашку — так вы готовили его к самостоятельности и формировали у него представления о тех предметах, которыми он пользуется ежедневно.

Начинать обучение самостоятельности в еде тифлопедагоги советуют с обучения питья из кружки. Научите ребенка держать кружку сначала двумя руками, а затем за ручку. Помогайте малышу пить, слегка поддерживая кружку снизу. Научите ребенка сначала найти свободную площадь стола и только потом ставить кружку.

Обучение самостоятельности в еде ложкой — более сложный процесс. Первый урок начните с небольшой порции вязкой пища (например, каши — ее легко зачерпнуть, она хорошо удерживает­ся на ложке). Сядьте сзади ребенка или посадите его к себе на колени. Вложите ему в правую руку ложку. Не беда, если снача­ла ребенок будет держать ложку в кулаке — ведь у него еще довольно слабые вальцы. Возьмите его руку в свою. Зачерпните кашу (разрешите ему при этом набрать полную ложку) и помо­гите направить ложку в рот. Дайте возможность ребенку само­стоятельно повторить действие. Понадобится не один урок для выработки правильных координированных движений.

Иногда из-за боязни пронести ложку мимо рта, расплескать пищу дети сильно наклоняются к тарелке. Следите за этим. При­учайте ребенка не наклоняться низко над тарелкой во время еды, подносить ложку ко рту осторожно, не спеша, чтобы не расплес­кать пищу.

Вопрос родителей: «Наверное, очень некрасиво и некультурно, что наш сын все время трогает пищу в тарелке руками, но мы никак не можем отучить его от этого».

Рекомендации тифлопедагога

На первый взгляд, постоянное желание ребенка потрогать руками содержимое всякой тарелки выглядит если не злонамерен­ным баловством, то, по крайней мере, невоспитанностью. Но толь­ко на первый взгляд. Любому человеку, садящемуся за стол, важ­но знать, что именно он будет есть. Зрячий внимательно осмотрит пищу глазами. Незрячему глаза заменяют руки. Ребенку с пато­логией зрения необходимо удостоверится, действительно ли это то блюдо, о котором говорила мама, не слишком ли оно горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета, а где огурец. Словом, это проявления обычного ориентировочного рефлекса. Однако действительная воспитанность любого ребенка, а ре­бенка с нарушениями зрения — в еще большей степени, и заклю­чается в умении сдержать свои естественные импульсы, посмот­реть на себя со стороны глазами окружающих, во владении способами и приемами (а для слепых и слабовидящих это особые способы и приемы) общественно приемлемого поведения. Поэтому объясните ребенку, что его «копание» в тарелке не­приятно для людей, сидящих с ним за столом, что это очень некрасиво со стороны и что ни взрослые, ни дети так не делают. И, самое главное, научите его способам и приемам ориентировки за обеденным столом и в собственной тарелке. Хорошо, если в ва­шей семье выработаны определенные правила сервировки стола, и ребенок эти правила знает и выполняет. При этом все поиско­вые движения за столом сведены к минимуму, и вы почти за­страхованы от пролитого супа, опрокинутого чайника, разбитой чашки. Правила могут быть предельно просты, но должны не­укоснительно соблюдаться всей семьей. Например, яркая салфет­ка на столе, служащая контрастным фоном, на ней тарелка с едой, справа ложка или вилка, слева блюдце с хлебом. Под блюдцем — бумажная салфетка. За тарелкой прямо перед ребенком чашка или стакан с каким-либо напитком. Ребенок легко запомнит рас­положение предметов на столе и сможет помогать вам готовить стол к обеду.

Необходимо научить ребенка с патологией зрения ориентиро­ваться и в собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безус­ловно, осязание. Поиграйте с ребенком в игру «Что сегодня на обед?». Пусть он попробует по запаху определить, какое блюдо приготовила мама. Если ребенок пробует что-то впервые дома, разрешите ему обследовать это блюдо руками, чтобы он имел полное представление об этом блюде. Впоследствии ребенку уже не понадобится такое детальное обследование, так как он уже бу­дет иметь конкретный образ этого блюда, и вы сможете быть спо­койны, что в гостях или дома, когда будут подавать это блюдо, ему просто незачем будет лезть в тарелку руками.

Выработайте вместе с ребенком определенную схему расклад­ки пищи на тарелке. Например, котлета, мясо, рыба всегда будут находиться справа, гарнир — слева. Следуйте этому правилу не­укоснительно (и дома, и в общественной столовой). Научите ре­бенка обследовать содержимое тарелки не рукой, а вилкой или ложкой. Приборы должны стать продолжением его руки. Так, вилкой можно определить количество пищи в тарелке, располо­жение отдельных составляющих блюда, его вязкость, твердость и пр.

Учите ребенка начинать еду с самого маленького кусочка, что­бы удостовериться, что пища не горячая. Эта привычка к осто­рожности поможет ребенку в дальнейшем не попадать в затруд­нительное положение.

Главным помощником ребенку во время еды должен быть ку­сочек хлеба или, как дети обычно называют, «корочка-помогалочка». Этой корочкой — своеобразной насадкой на левую ру­ку — ребенок помогает себе зачерпнуть или наколоть пищу, при­держивает кусочек, чтобы, не обронив, донести его до рта.

Приучайте ребенка строго следовать определенному порядку действий при еде:

1. Проверь, как сервирован твой стол. Найди на столе все нуж­ные тебе предметы. Разложи все так, как тебе привычно и удобно.

2. Определи (с помощью зрения, по запаху), какое блюдо тебе подали.

3. Обследуй содержимое тарелки вилкой или ложкой. Развер­ни тарелку так, чтобы было удобно и привычно.

4. Ешь не спеша. Помогай себе кусочком хлеба.

5. Поев, проверь вилкой или ложкой, все ли ты съел. Пирож­ковую тарелку можно проверить рукой.

6. Вытри салфеткой рот.

7. Вилку или ложку положи на пустую тарелку. Туда же мож­но положить использованную салфетку.

8. Обязательно поблагодари за обед.

Вопрос мамы: «Моя дочь пытается помогать мне. Но пока лег­че сделать все самой. Например, выполнить такую элементарную просьбу, как налить из бутылки в чашку молоко, для нее непо­сильно. Приходится мыть дочку, пол на кухне, собирать осколки разбитой чашки и сноса бежать в магазин за молоком. Как научить ее такому простому действию?»

Рекомендации тифлопедагога

В опыте незрячих людей есть много разнообразных способов контроля при наливании жидкости в чашку или стакан. Все они достаточно эффективны и смогут помочь вашему незрячему ре­бенку быть самостоятельным и аккуратным.

1-й способ. Поможет указательный палец ребенка. Научите его держатьчашку или стакан так, чтобы верхняя фаланга ука­зательного пальца была опущена в чашку («пальчик заглядывает в чашку»). Держа в другой руке сосуд с жидкостью, можно мед­ленно наливать ее в стакан. Как только жидкость в стакане кос­нется пальца, необходимо прекратить наливание — стакан полон.

Объясните ребенку, что такой способ применим не всегда и невезде. Им нельзя пользоваться, если не уверен в чистоте своих рук, если наливаешь горячую жидкость — можно обжечься. Нель­зя использовать этот способ, если находишься в гостях, общественном месте или наливаешь в чашки не для себя — это может быть неприятно посторонним.

2-й способ. Наливание жидкости под счет. Поэксперименти­руйте с ребенком, не торопясь наливая жидкости в различные виды посуды и считая при этом. Проверено на практике, что не­большая фаянсовая чашка или стакан наполняется при неспешном наливании жидкости на счет «семь». Соответственно полчашки — на счет «три—четыре» и т. д.

Когда ребенок под вашим контролем овладеет этим способом, посоветуйте считать в уме, чтобы не привлекать внимание окру­жающих.

Для незрячего человека так же, как и для зрячего, чрезвычай­но важно знать, что налито в стакан, какова температура на­питка и т. д. Обычная чайная ложка, опущенная в стакан, может стать своеобразным индикатором. Приучайте ребенка сначала по­пробовать напиток из ложки (не сильно ли горячий) и только по­том пить его из чашки.

Обучив ребенка этим способам, вы поможете ему сделать еще один шаг к овладению навыками самообслуживания и культуры поведения за сто


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.