Порядок проведения сертификации компетентности персонала — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Порядок проведения сертификации компетентности персонала

2017-09-30 879
Порядок проведения сертификации компетентности персонала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общие требования к порядку проведения сертификации профессиональной компетентности персонала, осуществляю­щего конкретные виды работ (услуг) в определенной области де­ятельности в организациях или индивидуально, установлены в ТКП 5.1.06—2004. Национальная система подтверждения со­ответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации ком­петентности персонала. Основные положения.

Сертификацию персонала проводят органы по сертифика­ции, аккредитованные в Системе аккредитации Республики Беларусь в определенной области деятельности.

Квалификация и уровень квалификации соискателей уста­навливаются посредством квалификационного экзамена — процедуры оценки теоретических знаний и практических на­выков соискателя, проводимой органом по сертификации пер­сонала или экзаменационным центром.

Квалификационный экзамен проводится органом по серти­фикации или экзаменационным центром в соответствии с уста­новленными правилами. Экзаменационный центр может вхо­дить в состав органа по сертификации или других организаций, находиться на производственных площадях работодателя. Эк­заменационный центр должен быть признан органом по серти­фикации и удовлетворять следующим требованиям:

• располагать помещениями, оборудованием, средствами, необходимыми для проведения квалификационных экзаменов;

• иметь квалифицированный персонал и актуализирован­ную информацию о квалификации сотрудников;

• использовать только документы, включая экзаменацион­ные вопросники, утвержденные органом по сертификации;

• использовать для практических экзаменов только образцы контролируемых изделий или задания по изготовлению конт­рольных образцов, утвержденные органом по сертификации;

• работать под контролем органа по сертификации;

• регистрировать и хранить документацию, касающуюся квалификационных экзаменов.

Взаимоотношения между органом по сертификации и экзаменационным центром должны быть документально оформлены.

Кроме того, должны быть установлены требования к подготов­ке соискателей (в Порядке проведения сертификации персонала определенной области деятельности или ТНПА). У органа по сер­тификации персонала должна быть информация об учебных цент­рах по подготовке (обучению, повышению квалификации) спе­циалистов, по их программам, продолжительности обучения.

Сертификация персонала в международных системах, к которым присоединилась Республика Беларусь, осуществляется по правилам и требованиям этих систем, если их требования не противоречат законодательным актам нашей страны.

В Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь проводится признание сертификатов компе­тентности выданных в национальных системах страны—участ­ницы соглашения о взаимном признании сертификатов компе­тентности специалистов этих стран.

При сертификации персонала предусмотрено право заявите­ля на апелляцию.

Все работы по сертификации персонала проводятся на дого­ворной основе.

Сертификация специалистов Республики Беларусь и специ­алистов других государств проводится по одним и тем же пра­вилам и включает:

• подачу заявки на проведение сертификации с прилагае­мыми к ней документами;

• анализ заявки на правильность заполнения и представлен­ных документов на полноту информации, содержащейся в них;

• принятие решения по заявке;

• проведение квалификационного экзамена;

• оформление, регистрацию и выдачу сертификата компе­тентности;

• информацию о результатах сертификации;

• инспекционный контроль за сертифицированным персо­налом.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов.

Подача заявки на проведение сертификации с прилагае­мыми к ней документами. Заявку направляет заявитель, фор­ма заявки в ТКП 5.1.06-2004 (прил. 30). Прилагаемые до­кументы: подтверждающие образование, подготовку (профес­сиональное обучение, переподготовку, повышение квалифика­ции), стаж работы в определенной области деятельности, состо­яние здоровья, и другие, указанные в Порядке проведения сер­тификации персонала определенной области деятельности ор­гана по сертификации.

Если в Национальной системе подтверждения соответствия необходимый орган по сертификации персонала отсутствует, то заявка подается в Национальный орган по оценке соответствия. Необходимо отметить, что заявитель имеет право ознакомиться с процедурами сертификации персонала.

Анализ заявки на правильность заполнения и представ­ленных документов на полноту информации, содержащейся в них. Орган по сертификации регистрирует заявку и в течение

 

не более пяти дней, проводит проверку на правильность запол­нения заявки, достаточности представленных документов (в за­висимости от области деятельности), анализирует представлен­ные документы и принимает решение по заявке.

Принятие решения по заявке. При правильном заполне­нии заявки, достаточности документов, прилагаемых к ней, со­ответствии соискателя требованиям по подготовке, стажу пра­ктической работы и другим установленным требованиям офор­мляется решение по заявке на проведение сертификации.

В решении по заявке на проведение сертификации должны быть указаны:

• информация о соискателе (фамилия, имя, отчество, воз­раст, место работы и др.);

• перечень документов, на соответствие требованиям кото­рых будет проводиться сертификация;

• место проведения квалификационного экзамена (орган по сертификации, экзаменационный центр);

• дата проведения квалификационного экзамена;

• условия оплаты работ по сертификации.

При неправильном оформлении заявки, недостаточности документов, прилагаемых к ней, несоответствии соискателя требованиям по подготовке, срокам подготовки, стажу практи­ческой работы, состоянию здоровья и в других случаях заявите­лю направляется отказ с обоснованием в письменном виде.

Сертификация персонала проводится комиссией, назначен­ной органом по сертификации. Комиссию возглавляет эксперт-аудитор по качеству.

Проведение квалификационного экзамена. В общем случае он состоит из специального (процедуры проверки теоретичес­ких знаний, используемых соискателем при осуществлении де­ятельности в рамках профессии, специальности, специализа­ции) и практического (процедуры проверки практических на­выков, мастерства соискателя, необходимых для осуществле­ния деятельности в рамках профессии, специальности, специа­лизации) экзамена. Содержание квалификационного экзамена устанавливается в ТНПА или Порядке сертификации персона­ла органа по сертификации. Квалификационный экзамен про­водит экзаменационная комиссия органа по сертификации или экзаменационного центра. Состав комиссии должен быть уста­новлен в Порядке сертификации персонала. В состав комиссии могут быть включены высококвалифицированные специалис­ты соответствующей области деятельности сторонних организа­ций. Квалификационный экзамен может проводиться одним или двумя экзаменаторами, если это предусмотрено ТНПА.

Уровень

квалификации экзаменаторов должен быть не ниже

 

 

уровня квалификации соискателя. Перед экзаменом соиска тель должен предъявить личные документы и решение органа по сертификации по заявке.

Порядок, формы (собеседование, тестирование, письменная форма и др.), содержание, продолжительность квалификацион­ного экзамена устанавливаются в соответствующем ТНПА или Порядке сертификации персонала органа по сертификации.

Результаты экзамена оцениваются по системе, установлен­ной в соответствующем ТНПА или Порядке сертификации пер­сонала органа по сертификации, оформляются в установленном порядке и передаются в орган по сертификации, если экзамен проводится в экзаменационном центре.

Мошенничество соискателей не допускается. В данном слу­чае заявителей отстраняют от экзамена. Порядок и сроки пере­экзаменовки соискателем, не сдавшим экзамен, установлены в соответствующем ТНПА или Порядке сертификации персонала органа по сертификации. Для соискателей, не сдавших повтор­но, сертификация проводится согласно вышеперечисленным требованиям.

Оформление, регистрация и выдача сертификата компе­тентности. На основании представленных документов и с учетом результатов квалификационного экзамена орган по сер­тификации принимает решение о каждом конкретном соиска­теле и объявляет о результатах сертификации заявителю.

Сертификат компетентности (прил. 31) оформляют на спе­циально защищенном бланке, при необходимости он может быть дополнен другой информацией, о чем должно быть указа­но в Порядке сертификации персонала органа по сертифика­ции. Срок действия сертификата компетентности не должен превышать пяти лет. Сертификат компетентности регистриру­ется в Реестре Системы в соответствии с установленными требо­ваниями.

Информация о результатах сертификации. Документы, подтверждающие результаты сертификации персонала, хра­нятся в органе по сертификации; срок хранения — в зависимос­ти от области деятельности персонала, но не менее пяти лет пос­ле окончания срока действия сертификата компетентности.

Орган по сертификации ведет учет выданных, аннулированных сертификатов компетентности и направляет информацию о них в Национальный орган по оценке соответствия Республики Бела­русь для включения в Реестр Системы или исключения из него.

Информация о результатах сертификации сообщается соис­кателю, работодателю, Национальному органу по оценке соот­ветствия и другим организациям, имеющим право на получе­ние этой информации.

 

Инспекционный контроль за сертифицированным персо­налом. Осуществляется в течение срока действия сертификата компетентности, периодичность его устанавливается в соответ­ствующем ТНПА. В общем случае процедура инспекционного контроля включает:

• проверку знаний и навыков по контрольным листам, пу­тем анализа рабочих документов, опроса работодателя и заказ­чиков или проведения квалификационного экзамена;

• установление отсутствия значительного перерыва в дея­тельности сертифицированного персонала, прохождение обуче­ния с целью повышения квалификации, а при необходимо­сти — соблюдения сроков и результатов проверки состояния здоровья специалистов.

• анализ результатов инспекционного контроля;

• оформление акта по результатам инспекционного контроля. Внеплановый инспекционный контроль назначается в случае:

• поступления в орган по сертификации обоснованных пре­тензий к выполнению обязанностей сертифицированным спе­циалистом;

• недобросовестного использования сертифицированным пер­соналом сертификата компетентности в рекламных каталогах и других документах.

Жалобы и претензии. Жалоба в письменном виде подается в орган по сертификации не позже одного месяца после получе­ния уведомления о принятом решении. Ее подача не приоста­навливает решения органа по сертификации. Жалоба рассмат­ривается на Управляющем совете органа по сертификации в срок не более одного месяца после ее получения. О решении за­явитель уведомляется письменно. Если заявитель не удовлетво­рен решением органа по сертификации, то он направляет апел­ляцию в Национальный орган по оценке соответствия Респуб­лики Беларусь, где назначается специальная комиссия для рас­смотрения жалобы и принятия окончательного решения. Правила сертификации персонала также предусматривают:

продление срока действия сертификата компетентно­сти. Для этого не менее чем за два месяца до окончания срока действия сертификата компетентности заявитель направляет письмо о продлении срока действия в орган по сертификации, выдавший сертификат. К письму прилагаются: справка, подпи­санная работодателем, об удовлетворительной деятельности специалиста; акты проверок деятельности сертифицированного персонала уполномоченными на то органами; другие докумен­ты, необходимые для принятия решения о продлении срока действия сертификата. Конкретный перечень документов уста­навливается в соответствующем ТНПА.

 

Орган по сертификации рассматривает и анализирует полу­ченные материалы, а также акт инспекционного контроля и принимает решение о продлении срока действия сертификата компетентности или о назначении квалификационного экзаме­на. Письменное решение должно быть отослано заявителю не позже чем через две недели со дня получения просьбы о продле­нии действия сертификата компетентности.

При положительных результатах квалификационного экза­мена принимается решение о продлении срока действия серти­фиката компетентности, при отрицательных результатах ква­лификационного экзамена — решение о приостановлении дей­ствия сертификата компетентности, которое письменно дово­дится до сведения работодателя и специалиста.

Запись о продлении действия сертификата компетентности вносится в подлинник сертификата и его копию органом по сер­тификации, заверяется подписью руководителя и печатью ор­гана по сертификации;

приостановление или отмену сертификата компетент­ности. Основанием для этого служат:

отрицательные результаты инспекционного контроля; неоднократное поступление обоснованных претензий к де­ятельности сертифицированного специалиста;

- отказ заявителя от проведения инспекционного контроля; - значительный перерыв в деятельности сертифицирован­ного специалиста;

ухудшение здоровья сертифицированного специалиста (в отдельных случаях).

Критерии приостановления или отмены действия сертифи­ката компетентности в зависимости от области деятельности должны быть установлены в соответствующем ТНПА. Инфор­мация о приостановлении (отмене) действия сертификата ком­петентности с указанием причин письменно доводится органом по сертификации до сведения работодателя, специалиста и На­ционального органа по оценке соответствия Республики Бела­русь для внесения изменения в Реестр Системы.

Завершая рассмотрение процедуры сертификации профес­сиональной компетентности персонала, следует добавить, что введение сертификации персонала привело к более эффектив­ному функционированию на предприятии системы повышения квалификации всех категорий специалистов, занятых в обла­сти неразрушающего контроля, так как продление срока дей­ствия сертификата по истечении пяти лет требует обязательно­го прохождения обучения, предполагающего получение совре­менных знаний по конкретному методу неразрушающего конт­роля. В настоящее время в наглей стране сертифицированный

 

 

персонал представлен во всех отраслях промышленности: в энер­гетике __43 %; химии, нефтехимии — 29; строительстве — 14;

на транспорте — 9; в машиностроении — 5 %.

 

Глава 21

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь признает в качестве одного из его факторов внедрение экологически ориентированных методов управления, обеспечи­вающих сбалансированное экономическое развитие в сочета­нии с охраной окружающей среды и учетом интересов будущих поколений. При этом под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором воздействие на окружа­ющую среду остается в пределах хозяйственной емкости биос­феры. Поэтому природная среда для воспроизводства жизни че­ловека не разрушается.

Согласно Декларации Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (UNCED-92), экологическая со­ставляющая должна стать неотъемлемой частью процесса раз­вития общества в целом. В настоящее время общепризнанным является тот факт, что экологические факторы становятся су­щественными в повышении производительности и конкурен­тоспособности любой организации. В связи с этим международ­ные стандарты в области экологического управления ИСО се­рии 14000 можно рассматривать как эффективное руководство к действию.

Для успешного функционирования системы управления окружающей средой (СУОС) каждая организация должна раз­работать свое собственное руководство, учитывающее требова­ния указанных стандартов, состояние своей деятельности и ок­ружающей среды.

Целью экологической сертификации является защита инте­ресов государства, общества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.

Экологическая сертификация должна:

• защитить потребителей от приобретения (использования) продукции, работ, услуг, в том числе импортных, представляю­щих опасность для окружающей среды;

• предотвратить загрязнение окружающей среды при про­изводстве, использовании и утилизации всех видов продукции;

 

• обеспечить внедрение экологически безопасных техноло­гических процессов, оборудования и производств;

• предотвратить ввоз в страну экологически опасных про­дукции, технологий, оборудования и отходов.

Система экологической сертификации в Республике Бела­русь строится на следующих принципах:

независимости — исключения влияния каких-либо юри­дических или физических лиц на результаты сертификации;

объективности — исключения предоставления преиму­ществ каким-либо юридическим или физическим лицам;

компетентности — участники системы должны иметь необходимую квалификацию, средства и полномочия для вы­полнения возложенных задач;

открытости отсутствия ограничений на доступ юри­дических и физических лиц к участию в работах системы эко­логической сертификации и к информации о ее деятельности;

отсутствии коммерческих интересов — отказ от извле­чения прибыли в процессе работ.

При проведении экологической сертификации обеспечивает­ся конфиденциальность информации, составляющей государ­ственную и коммерческую тайну, за исключением тех случаев, когда продукция или производство представляют опасность для жизни и здоровья граждан, их имущества и окружающей среды.

Объектами экологической сертификации являются систе­мы управления окружающей средой производственных, опыт­но-экспериментальных и других видов предприятий и органи­заций.

Организационную структуру системы экологической сер­тификации образуют:

• Государственный специально уполномоченный орган в об­ласти охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);

• Национальный орган по оценке соответствия (Госстандарт);

• Центральный орган по экологической сертификации;

• аккредитованные органы по экологической сертификации;

• аккредитованные курсы подготовки экологов-аудиторов в области сертификации СУОС;

• штат экологов-аудиторов;

• аккредитованные экологические лаборатории (центры);

• держатели экологических сертификатов и заявители на

экологическую сертификацию.

Процедура экологической сертификации СУОС включает

этапы, представленные на рис. 21.1.

Для начала работ по экологической сертификации СУОС ор­ганизация должна подать заявку на экологическую сертифика-

цию по установленной форме в аккредитованный орган по экологической сертификации и представить следующие документы:

• руководство по СУОС;

• экологический паспорт организации;

• заполненную анкету-вопросник;

• данные об аудитах, корректирующих и контрольных действиях.

Конкретные виды работ, выполняемых на каждом этапе экологической сертификации, регламентированы соответству­ющими организационно-методическими документами аккре­дитованных органов по экологической сертификации СУОС.

Необходимо отметить, что экологическая сертификация СУОС — длительный процесс, который, как правило, начина­ется с экологического консалтинга, проводимого на стадии под­готовки организации к экологической сертификации, и закан­чивается экологическим аудитом.

В настоящее время более десятка промышленных предприя­тий нашей страны имеют сертификаты соответствия систем уп­равления окружающей средой ИСО 14000, в частности: ОАО "Ковры Бреста" (Брест), РУП «Минск Кристалл», Минский за­вод холодильников, ЗАО «Атлант*, РУП «Белорусский метал­лургический завод», ОАО «Подшипниковый завод» (Минск), ПО «Беларуськалий» (Солигорск) и др. Работы по созданию систем управления окружающей средой ведутся на более чем 20 предприятиях республики.

В заключение необходимо отметить, что кроме экологиче­ской сертификации СУОС новым направлением в мире являет­ся экологическая маркировка продукции на соответствие стан­дартам ИСО 14020—ИСО 14025. В нашей стране работы в этом направлении также начаты и направлены на создание соответ­ствующих ТНПА по оценке жизненного цикла продукции до экологическим аспектам, на проведение комплекса мероприятий по ранжированию производств и т.д.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое стандартизация?

2. В чем заключаются основные функции стандартизации?

3. Каковы различия между унификцией и симплификациеи?

4. Чем типизация отличается от агрегатирования?

5. В чем состоит сущность взаимозаменяемости и ее видов?

6. Какие существуют виды специализации?

7. Дайте общую характеристику методов стандартизации.

8. Дайте определение СТНиС Республики Беларусь. Что со­ставляет ее законодательную базу?

9. Перечислите основные цели и задачи, решаемые в рамках СТНиС Республики Беларусь.

10. Назовите основные принципы технического нормирова­ния и стандартизации, принятые в Республике Беларусь.

11. На каких уровнях организуются работы по техническо­му нормированию и стандартизации в Республике Беларусь?

12. Перечислите ТНПА, используемые в рамках СТНиС Рес­публики Беларусь.

13. Дайте характеристику ТР и ТКП.

14. Дайте характеристику стандартов, используемых в СТНиС Республики Беларусь.

15. Какие стандарты могут применяться в рамках СТНиС в качестве государственных?

16. Дайте сравнительную характеристику методов приня­тия международных стандартов в качестве государственных.

17. Перечислите органы государственного управления СТНиС Республики Беларусь.

18. Перечислите основные функции Госстандарта.

19. Перечислите основные этапы разработки ТР. 20. Перечислите основные этапы разработки ТКП.

21. Перечислите основные этапы разработки государствен­ных стандартов.

22. Разработка и регистрация ТУ.

23. Государственный надзор за выполнением обязательных требований стандартов. Права и обязанности государственных инспекторов.

24. Для каких видов работ по стандартизации предусмотре­но государственное финансирование?

25. Дайте общую характеристику стандартов на системы ка­чества и стандартов серии ИСО 9000.

26. Основные принципы стандартов ИСО 9000:2000.

27. Дайте общую характеристику стандартов серии ИСО

14000.

28. Международное сотрудничество Республики Беларусь в

области стандартизации.

29. Основные международные организации по стандартиза­ции.

30. Межгосударственное сотрудничество Республики Бела­русь в области стандартизации.

31. Основные этапы разработки межгосударственных стан­дартов.

32. Основные положения стандартов системы ОНSАS.

33. Какова роль сертификации в повышении качества и кон­курентоспособности продукции, работ и услуг?

34. Перечислите виды, характер и формы оценки соответ­ствия.

35. Каковы основные цели и принципы оценки соответствия в нашей стране?

36. Что является результатом оценки соответствия?

37. Что такое соответствие?

38. Чем отличается сертификация от аккредитации?

39. Какие две формы подтверждения соответствия вы знае­те? В чем их отличие?

40. Что такое область аккредитации?

41. Перечислите участников подтверждения соответствия.

42. Каковы основные цели Системы?

43. На каких принципах основывается деятельность в Си­стеме?

44. Перечислите виды деятельности в Системе.

45. Назовите отличительные черты обязательного и добро­вольного подтверждения соответствия.

46. В соответствии с какими требованиями проводится под­тверждение соответствия продукции?

47. О чем свидетельствует наличие сертификата соответ­ствия (компетентности)?

48. Перечислите общие требования к экспертам-аудиторам по качеству.

49. Что включают специальные требования к эксперту-ау­дитору?

50. Каковы цели ведения Реестра Системы?

51. Какие общие требования предъявляются к органу по

сертификации продукции?

52. На соответствие каким требованиям проводится обяза­тельная и добровольная сертификация?

53. Перечислите схемы сертификации продукции и дайте им краткую характеристику.

 

54. Как осуществляются идентификация и отбор проб про­дукции?

55. Как осуществляются инспекционный контроль за серти­фицированной продукцией?

56. В каких случаях орган по сертификации приостанавли­вает и отменяет действие сертификата соответствия?

57. На какую продукцию имеет право подать декларацию о соответствии изготовитель и продавец продукции?

58. Для какой продукции применяются схемы 1д, 3д, 4д?

59. Какими способами может осуществляться декларирова­ние соответствия?

60. Перечислите основные этапы процедуры декларирова­ния соответствия.

61. Назовите виды документов, предоставляемых заявите­лем для декларирования соответствия.

62. Чем отличаются материальная и социально-культурная услуги?

63. Перечислите схемы сертификации услуг и основные процедуры.

64. Как применяются схемы сертификации услуг?

65. Перечислите этапы работ по сертификации услуг.

66. Какие услуги подлежат обязательной сертификации в нашей стране?

67. Как осуществляется сертификация парикмахерских ус­луг?

68. Перечислите особенности сертификации услуг автомотосервиса.

69. Какие схемы используются для сертификации турис­тских услуг?

70. Поясните цели и порядок сертификации гостиничных услуг.

71. Перечислите основные этапы процедуры сертификации СМК.

72. Что такое предварительный аудит? Какова его цель?

73. Как осуществляется инспекционный контроль СМК?

74. В чем заключается основной национальный аспект сер­тификации персонала?

75. Перечислите основные этапы сертификации персонала.

76. Какие документы подаются вместе с заявкой на серти­фикацию?

77. В каких случаях действие сертификата компетентности отменяется или приостанавливается?

78. Что подразумевают под СУ ОС?

79. Перечислите основные задачи экологической сертифи­кации.

80. Перечислите этапы экологической сертификации СУ ОС.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основные законодательные и нормативные документы

О Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации: Указ Президента Респ. Беларусь от 27.07.1999 г., № 439 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Прави­тельства Респ. Беларусь. 1999 г. № 21.

О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь от 09.01.2002 г., № 90-3 // НРПА Респ. Беларусь. 2002. № 10.

О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь от 05.01.2004 г., № 262-3 // НРПА Респ. Беларусь.

2004. № 4, 2/1011.

Об оценке соответствия требованиям технических норма­тивных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь от 05.01.2004 г., № 269-3 // НРПА Респ. Беларусь. 2004. № 5, 2/1018.

О некоторых вопросах присоединения Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации: Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Респ. Беларйвь от 21.08.2002 г., № 1127/22 // НРПА Респ. Беларусь. 2002. № 96, 5/10997.

Об утверждении Государственной программы «Качество» на 2004—2006 гг.: Постановление Совета Министров Респ. Бела­русь от 11.05.2004 г., № 546 // НРПА Респ. Беларусь. 2004. № 5, 2/1018.

ТКП 1.0—2004. Система технического нормирования и стан­дартизации Республики Беларусь. Правила разработки техни­ческих регламентов. Мн., 2004.

ТКП 1.1—2004. Система технического нормирования и стан­дартизации Республики Беларусь. Правила разработки техни­ческих кодексов установившейся практики. Мн., 2004.

ТКП 1.2—2004. Система технического нормирования и стан­дартизации Республики Беларусь. Правила разработки госу­дарственных стандартов. Мн., 2004.

ТКП 1.3—2004. Система технического нормирования и стан­дартизации Республики Беларусь. Правила разработки техни­ческих условий. Мн., 2004.

ТПК 1.5—2004. Система технического нормирования и стан­дартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложе-

ТПК 5.1.01—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Основные положения. Мн., 2004.

ТКП 5.1.02—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения. Мн., 2004.

ТКП 5.1.03—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок декларирования соответствия продукции. Основные положения. Мн., 2004.

ТКП 5.1.04—2004.Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации ус­луг. Основные положения. Мн., 2004.

ТКП 5.1.05—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации си­стем менеджмента качества. Основные положения. Мн., 2004.

ТКП 5.1.06—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации компетентности персонала. Основные положения. Мн., 2004.

ТКП 5.1.07—2004. Национальная система подтверждения соответствия Беларусь. Экологическая сертификация. Основ­ные положения. Мн., 2004.

ТКП 5.1.08—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Правила маркировки зна­ком соответствия. Основные положения. Мн., 2004.

СТБ 5.3.01—99. Национальная система сертификации Рес­публики Беларусь. Порядок проведения сертификации турист­ских услуг. Мн., 1999.

СТБ 5.3.02—99. Национальная система сертификации Рес­публики Беларусь. Порядок проведения сертификации гости­ничных услуг. Мн., 1999.

СТБ 5.3.04—99. Национальная система сертификации Рес­публики Беларусь. Порядок сертификации обслуживания ав­тотранспортных средств. Мн., 1999.

СТБ 5.3.06—2002. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Аппараты кассовые суммирующие и спе­циальные компьютерные системы. Порядок проведения серти­фикации услуг по техническому обслуживанию и ремонту. Мн., 2002.

СТБ П 5.3.07—2002. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации ус­луг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радио­электронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов. Мн., 2002.

СТБ 5.3-05—2003. Национальная система сертификация Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации ус луг парикмахерских. Мн., 2003.

СТБ 5.3.08—2003. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации ус луг химической чистки и крашения. Мн, 2003.

СТБ 1352—2005. Туристские услуги. Общие положения.

Мн., 2005.

СТБ 150—2002. Бытовые услуги населению. Изделия перекрашенные. Общие технические условия. Мн., 2002.

СТБ 151—2001. Услуги бытовые. Химическая чистка. Об­щие технические требования. Мн., 2001.

СТБ 289—2003. Услуги бытовые. Изделия, обработанные в прачечных. Общие технические условия. Мн., 2003.

СТБ 1266—2003. Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические требования. Мн., 2003.

СТБ 1098—98. Услуги риэлтерские. Общие требования. Мн., 1998.

СТБ П 1353—2002. Средства размещения туристов. Общие требования. Мн., 2002.

ИСО 8402:1994. Управление качеством и обеспечение ка­чества. Словарь. Мн., 1994.

СТБ ИСО 9000—2000. Система менеджмента качества. Ос­новные положения и словарь. Мн., 2000.

СТБ ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Тре­бования. Мн., 2001.

ГОСТ 28681.0—90. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения. Мн., 1990.

ГОСТ 28681.1-95. Туристско-экскурсионное обслужива­ние. Проектирование туристских услуг." Мн., 1995.

ГОСТ 28681.2-95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования. Мн.,1995.

Мн., 1995.

ГОСТ 28681.3 95. Туристско-экскурсионное обслужива­ние. Требования по обеспечению безопасности туристов и эк­скурсантов. Мн., 1995.

ГОСТ 28681.4 -95. Туристско-экскурсионное обслужива­ние. Классификация гостиниц. Мн., 1995.

ГОСТ 30524—97. Общественное питание. Требования к об­служивающему персоналу. Мн., 1997.

 

 

Учебные пособия

БахматА.Б. Стандартизация и сертификация: Учеб.-метод. пособие. Мн.: ЗАО«Веды», 2004.

Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учеб. посо­бие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Гончаров А.А., Копылов В.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Изд. центр "Академия",

2004.

Зиньковская Н.В„ Макаренко М.В., Сельская О.В. Сертифи­кация: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: ПРИОР,

2002.

Ковалев В.М., Попов Ю.П., Кузнецова И.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. М.: ФОРУМ; ИН-ФРА-М, 2004.

Козлова А.В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании: Учебник. М.: Мастерство, 2001.

Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, мет­рологии. М.: ЮНИТИ, 1999.

Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2004.

Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабуш-кин, Г.А. Бондаренко и др. 3-е изд. Мн.: Новое знание, 2002.

Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2002.

Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством про­дукции: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2001.

Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и прак­тики: Учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2002.

Окрепилов В.В. Управление качеством. СПб.: Наука, 2000.

Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря ВЛ. Метрология, стандартизация, сертификация: Учеб. пособие. 2-е изд., пере­раб. и доп. М.: Логос, 2004.

Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учеб. посо­бие / А.В. Раков, В.И. Королькова, Г.Н. Воробьева и др.; Под ред. А.В. Ракова. М.: Мастерство, 2002.

Соломахо В.Л., Цитович Б.В. Основы стандартизации, до­пуски, посадк


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.