Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-09-30 | 1064 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 г. и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности ранее действовавшей системы. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятии, свобода выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимость интеграции в мировую экономическую систему.
Созданная в Беларуси система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Кроме того, согласно этой системе, политика в области стандартизации определялась органами государственного управления, осуществлявшими надзор за выполнением требований стандартов.
Вместе с тем в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе и проводимой заинтересованными сторонами на принципах открытости и прозрачности. Результатом этой деятельности является принятие стандартов, соблюдение которых носит добровольный характер. Наблюдавшееся расхождение между Государственной системой стандартизации и системами стандартизации ведущих европейских стран стало существенным препятствием для вступления Республики Беларусь в ВТО, а также для продвижения отечественной продукции на мировой рынок.
|
Исходя из перспектив развития стандартизации в мировом масштабе, Госстандарт разработал Концепцию развития стандартизации в Республике Беларусь, в которой были определены основные меры по переходу от ранее действовавшей системы на систему технического нормирования и стандартизации.
Техническое нормирование направлено на то, чтобы обеспечить на рынке достижение необходимого баланса между интересами потребителя и изготовителя, базирующегося на анализе риска продукции при ее использовании и обеспечении защиты потребителя от опасной продукции.
Главной целью технического нормирования является обеспечение оптимального уровня безопасности при минимальном государственном вмешательстве посредством разработки и применения сбалансированных мер на всем пути движения продукции от изготовителя к потребителю, позволяющих, с одной стороны, предотвратить появление на рынке опасной и фальсифицированной продукции, а с другой — минимизировать технические барьеры для изготовителей.
Задачей государственного регулирования в области технического нормирования является правовое регулирование отношений в области установления (разработки и утверждения), применения и исполнения обязательных технических требований.
С целью перехода на систему технического нормирования и стандартизации был разработан Закон Республики Беларусь "о технологическом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г № 262-3, с принятием которого белорусское законодательств в области технического нормирования и стандартизации приведено в соответствие с положениями Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарное и фитосанитарным мерам (СФС) и гармонизировано с законодательством в области стандартизации стран Европейского союза, России и Украины.
|
Для исполнения вышеуказанного Закона были разработаны и приняты программа первоочередных мер по переходу на систему технического нормирования и стандартизации (СТНиС), и план мероприятии по выполнению данной программы (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Первоочередные меры по переходу на СТНиС
Таким образом, в настоящее время деятельность по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь базируется на легитимной основе.
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 262-3 в совокупности с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., № 90-3 составляют законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь и устанавливают основные термины и определения в этой области деятельности.
Система технического нормирования и стандартизации — совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
Объекты технического нормирования, объекты стандартизации — продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.
Технические требования — технические нормы, правила, характеристики и (или) иные требования к объектам технического нормирования или стандартизации.
Техническое нормирование — деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг для жизни и здоровья людей.
Безопасность продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг ~ состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.
Государственная регистрация технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации — присвоение уполномоченным государственным органом регистрационных номеров техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации с целью их учета и идентификации»
|
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 262-3 регламентирует:
• организацию работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь;
• международное сотрудничество в области стандартизации;
• виды и применение технических нормативных правовых актов по стандартизации;
• информационное обеспечение работ по техническому нормированию и стандартизации;
• издание и реализацию технических нормативных правовых актов;
• порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов;
• финансирование работ по техническому нормированию стандартизации, государственному контролю и надзору;
• ответственность за нарушение положений данного закона;
• полномочия, функции и права органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.
Помимо законодательной существует нормативно-правовая база проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь, включающая:
• стандарты и другие документы СТНиС Республики Беларусь;
• межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992);
• соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское соглашение, 1958);
• основополагающие межгосударственные стандарты, правила и рекомендации межгосударственной стандартизации (прил. 1) и другие документы в этой области.
Развитие технического нормирования и стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать международно признанным правилам. На сегодняшний день основными направлениями развития экономики Республики Беларусь являются:
|
• эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику и включение в международную торговую систему в качестве равноправного партнера;
• развитие экспортных возможностей;
• защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции на открытом рынке и присоединение Республики Беларусь к ВТО;
• экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ.
Исходя из этого, а также из перспективных направлений развития стандартизации во всем мире, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:
• необходимость государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования;
• трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками с целью проведения практических мероприятий по обеспечению присоединения Республики Беларусь к ВТО;
• создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки;
• сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;
• опережающий характер развития науки и техники по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству.
В связи с изложенным выше основными целями технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь являются обеспечение:
• защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
• повышения конкурентоспособности продукции (услуг);
• технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
• единства измерений;
• национальной безопасности;
• устранения технических барьеров в торговле;
• рационального использования ресурсов. Основными задачами при этом являются:
• создание СТНиС, базирующейся на Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле;
• совершенствование организационной структуры технического нормирования и стандартизации на государственном уровне;
• совершенствование планирования разработки государственных стандартов;
• установление порядка взаимодействия центральных органов управления, разрабатывающих технические регламенты, с республиканским органом по стандартизации (Госстандартом);
|
• внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;
• сокращение сроков разработки государственных стандартов;
• активизация деятельности в работе международных организаций ИСО и МЭК, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и других организаций по стандартизации;
• максимальное применение международных и региональных стандартов.
Для достижения поставленных целей и задач в области технического нормирования и стандартизации с учетом принципов, провозглашенных международными и региональными организациями, а также национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, определены основные принципы технического нормирования и стандартизации, заключающиеся в следующем:
• гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами, утверждение приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов. Международные стандарты широко применяются на региональном и национальном уровнях, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными сторонами. Поскольку международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле.
Соответствие государственных стандартов международным и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этим стандартами;
• обязательность применения технических регламентов всеми субъектами хозяйствования при производстве, реализации, транспортировке продукции, услуг, процессов;
• открытость процессов разработки стандартов, которая должна обеспечиваться на всех стадиях., начиная от планирования и заканчивая принятием. Это достигается публикацией плана государственной стандартизации и проектов всех стандартов, а также единством и непротиворечивостью правил и процедур разработки и принятия стандартов с их обязательной научно-технической экспертизой;
• обеспечение права участия всех заинтересованных сторон в разработке стандартов и других документов. Разработка стандартов должна выполняться, как правило, техническими комитетами по стандартизации, объединяющими на добровольной основе юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта;
• доступность для пользователей стандартов, регламентов и иных документов в области стандартизации, получение информации о них. Официальная информация о разрабатываемых и принимаемых стандартах, а также их доступность для пользователей;
• целесообразность разработки стандарта. Целесообразность разработки стандарта определяется его социальной, экономической и технической необходимостью и приемлемостью для применения. При этом до принятия решения о разработке государственного стандарта должна быть оценена возможность непосредственного введения в республике действующих международных, региональных стандартов, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически разработка оригинальных государственных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют подобные международные или региональные стандарты или их требования противоречат законодательству республики,
В стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду:
• использование современных достижений науки и техники. Требования стандартов должны устанавливаться, основываясь на современных достижениях науки» технологии и практического опыта, последних редакциях международных стандартов или их проектов, и обеспечивать оптимальную степень упорядоченности и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции;
• добровольное применение государственных стандартов.
Развитие работ по техническому нормированию и стандартизации в рамках СТНиС предусматривается на следующих уровнях:
• на международном (в рамках Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, членом которых является Республика Беларусь);
, региональном (в рамках Евразийского Совета по стандартизации,- метрологии и сертификации, Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств, Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН);
• национальном (в том числе: на государственном, отраслевом, на предприятии).
Развитие работ на перечисленных уровнях стандартизации позволяет наиболее полно удовлетворять запросы пользователей и способствовать эффективному расходованию средств, выделяемых на стандартизацию.
На международном уровне субъектами хозяйствования республики проводятся работы по разработке проектов международных стандартов, анализу их научно-технического уровня, определению позиции Республики Беларусь при голосовании по принимаемым стандартам.
На региональном уровне ведутся разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам ЕЭК ООН.
Проводимые работы по стандартизации на национальном (государственном) уровне должны быть направлены как на создание нормативного обеспечения для отраслей, в которых отсутствуют государственные стандарты, так и на обновление нормативного обеспечения в тех отраслях, где стандартизация традиционно развита. В то же время необходимо учитывать приоритетные направления стандартизации, определяемые международными и региональными организациями по стандартизации, на основе достигнутого уровня развития науки и техники, потребностей международного рынка. При этом основные усилия должны быть сконцентрированы на эффективном применении международных (региональных) стандартов, что позволит не заниматься разработкой новых документов, а значит экономить материальные ресурсы.
Приоритетными направлениями для проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в Беларуси считаются следующие:
• общее машиностроение;
• автомобилестроение;
• сельскохозяйственное машиностроение;
• станкостроение;
• приборостроение;
• электротехника и радиоэлектроника;
• информационные технологии;
• агротехнический комплекс;
• топливно-энергетический комплекс;
• химическая и нефтехимическая промышленность;
• легкая промышленность;
• лесная; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности;
• фармацевтическая и микробиологическая отрасли промышленности;
• услуги.
Определено, что в рамках отраслей приоритет в области технического нормирования и стандартизации следует отдавать экспортоориентированным видам продукции и услуг с целью повышения их конкурентоспособности, качества и обеспечения оценки соответствия. При этом оригинальные стандарты должны разрабатываться только в случае отсутствия аналогичного международного стандарта.
Объектами технического нормирования являются продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.
При выборе объектов технического нормирования должны учитываться опасные факторы, которые могут быть присущи объекту, в том числе: опасность от излучения и электромагнитных помех, биологическая, механическая, пожарная, промышленная, термическая, химическая, электрическая, ядерная и радиационная опасность, взрывоопасность, опасность от электромагнитной несовместимости при нарушении работы приборов и оборудования. Данный подход подтверждается зарубежным опытом технического нормирования, прежде всего техническим законодательством в Европейском союзе, практикой международной и европейской стандартизации.
Объекты технического нормирования (продукция, процессы, услуги) в зависимости от присущих им рисков можно разделить на три категории:
• первая — объекты технического нормирования, для которых можно идентифицировать риски и снизить (устранить) их до приемлемого уровня на этапе разработки. При этом на этапе производства продукции возможно увеличение уровня идентифицированных рисков, однако новые источники опасности, а следовательно, и новые риски причинения вреда возникнуть не могут. В эту категорию входят: машиностроительная и электротехническая продукция; оборудование, работающее под давлением, а также газоиспользующее; медицинская техника; средства индивидуальной защиты; игрушки и др.;
• вторая — объекты технического нормирования, источники опасности которой могут возникнуть как на стадии разработки, так и на стадии производства. При этом на стадии производства могут возникнуть новые риски, которые зависят также от условий производства продукции. В эту категорию входят: перерабатываемое сырье; материалы; готовая продукция пищевой, сельскохозяйственной и химической промышленности парфюмерно-косметической, фармацевтической отраслей;
• третья — услуги, для которых необходимо нормировать требования безопасности. К ним относятся, например, услуги оказываемые в процессе перевозки опасных грузов различные ми видами транспорта.
Объекты, связанные с обеспечением единства измерений и подтверждением соответствия, а также предупреждением действий, вводящих в заблуждение потребителей, выделяют в отдельный блок «общетехническая группа».
Под объектами стандартизации в общем понимают продукцию, процесс или услугу, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Классификация объектов стандартизации
Объекты стандартизации | |||
Продукция (товары народного потребления, средства производства): | Услуги (бытовые, производственные): | Процессы: происходящие на от- дельных стадиях жизненного цикла продукции; связанные с нематериальным производством. (статистическая, банковская, издательская деятельность); | |
материальные; | |||
сырье и природное топливо; | нематериальные; | ||
отдельные аспекты | |||
материалы и продукты; | однородных групп | ||
готовые изделия; | услуг (термины, технические требования, методы оценки) | ||
отдельные аспекты одно- | |||
родных групп продукции | |||
(термины, обозначения, технические требования, методы контроля, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения) | |||
управленческие; | |||
измерительные; | |||
процессы учета и пере- | |||
работки информации |
Стандартизация может ограничиться определенными аспектами любого объекта, например размеры обуви, критерии прочности обуви, типовые фигуры мужчин, женщин и др. Понятие услуги как объекта стандартизации также следует понимать достаточно широко: как услуги населению, включая условия обслуживания, так и производственные услуги для предприятий и организаций. В настоящее время спектр услуг разносторонний. ВТО включает в сферу услуг весь спектр обслуживающих отраслей: архитектуру и проектирование; телекоммуникации и обработку данных; торговля; бухгалтерский учет; консультирование по вопросам управления; банковское дело; страхование; транспорт; гостиничное дело и др.
Техническое нормирование и стандартизация в области безопасности для жизни, здоровья и имущества людей должны быть направлены на установление требований безопасности к производству, оборудованию, технологии, эксплуатации, потреблению, снижению производственного, бытового травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранению здоровья работников и их работоспособности в процессе труда.
Для безопасности животных и растений должен обеспечиваться надлежащий уровень их санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты.
Техническое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды должны регулировать природоохранную деятельность, уровни вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическую оценку и экологическое управление деятельностью субъектов хозяйствования.
К важнейшим направлениям технического нормирования и стандартизации относятся методология оценки риска для здоровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства.
Особое внимание следует уделить работам по техническому нормированию и стандартизации в области информационных технологий. В данной области приоритеты должны быть отданы:
• формированию профиля взаимодействия открытых систем для создания, развития и совершенствования информационных систем и сетей;
• обеспечению внедрения CALS-технологий для современной организации разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации продукции. Это достигается путем информационной поддержки процессов жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных на каждой стадии жизненного цикла и электронного обмена данными.
Глава 4
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!