Техническое нормирование и стандартизация в Республике Беларусь — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Техническое нормирование и стандартизация в Республике Беларусь

2017-09-30 938
Техническое нормирование и стандартизация в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 г. и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и пре­емственности ранее действовавшей системы. При этом учиты­вались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности пред­приятии, свобода выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимость интеграции в мировую экономическую систему.

Созданная в Беларуси система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была постро­ена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Кроме того, согласно этой системе, политика в области стандартизации определялась органами государственного управления, осуществлявшими надзор за вы­полнением требований стандартов.

Вместе с тем в международной практике стандартизация яв­ляется деятельностью, основанной на консенсусе и проводимой заинтересованными сторонами на принципах открытости и прозрачности. Результатом этой деятельности является приня­тие стандартов, соблюдение которых носит добровольный ха­рактер. Наблюдавшееся расхождение между Государственной системой стандартизации и системами стандартизации веду­щих европейских стран стало существенным препятствием для вступления Республики Беларусь в ВТО, а также для продви­жения отечественной продукции на мировой рынок.

Исходя из перспектив развития стандартизации в мировом масштабе, Госстандарт разработал Концепцию развития стан­дартизации в Республике Беларусь, в которой были определены основные меры по переходу от ранее действовавшей системы на систему технического нормирования и стандартизации.

Техническое нормирование направлено на то, чтобы обес­печить на рынке достижение необходимого баланса между ин­тересами потребителя и изготовителя, базирующегося на ана­лизе риска продукции при ее использовании и обеспечении за­щиты потребителя от опасной продукции.

Главной целью технического нормирования является обес­печение оптимального уровня безопасности при минимальном государственном вмешательстве посредством разработки и при­менения сбалансированных мер на всем пути движения про­дукции от изготовителя к потребителю, позволяющих, с одной стороны, предотвратить появление на рынке опасной и фальси­фицированной продукции, а с другой — минимизировать тех­нические барьеры для изготовителей.

Задачей государственного регулирования в области техни­ческого нормирования является правовое регулирование отно­шений в области установления (разработки и утверждения), применения и исполнения обязательных технических требований.

С целью перехода на систему технического нормирования и стандартизации был разработан Закон Республики Беларусь "о технологическом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г № 262-3, с принятием которого белорусское законодательств в области технического нормирования и стандартизации приведено в соответствие с положениями Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарное и фитосанитарным мерам (СФС) и гармонизировано с законодательством в области стандартизации стран Европей­ского союза, России и Украины.

Для исполнения вышеуказанного Закона были разработаны и приняты программа первоочередных мер по переходу на систему технического нормирования и стандартизации (СТНиС), и план мероприятии по выполнению данной программы (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Первоочередные меры по переходу на СТНиС

 

Таким образом, в настоящее время деятельность по стандар­тизации и техническому нормированию в Республике Беларусь базируется на легитимной основе.

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 262-3 в совокупности с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., № 90-3 составляют законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормиро­ванию в Республике Беларусь и устанавливают основные тер­мины и определения в этой области деятельности.

Система технического нормирования и стандартиза­ции — совокупность технических нормативных правовых ак­тов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а так­же правил и процедур функционирования системы в целом.

Объекты технического нормирования, объекты стан­дартизации — продукция, процессы ее разработки, производ­ства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реа­лизации и утилизации или оказания услуг.

Технические требования — технические нормы, правила, характеристики и (или) иные требования к объектам техничес­кого нормирования или стандартизации.

Техническое нормирование — деятельность по установле­нию обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработ­ки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг для жизни и здоровья людей.

Безопасность продукции, процессов ее разработки, про­изводства, эксплуатации (использования), хранения, пере­возки, реализации и утилизации или оказания услуг ~ со­стояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связан­ный с причинением вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.

Государственная регистрация технических норматив­ных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации — присвоение уполномоченным государ­ственным органом регистрационных номеров техническим нор­мативным правовым актам в области технического нормирова­ния и стандартизации с целью их учета и идентификации»

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 262-3 регламентирует:

• организацию работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь;

• международное сотрудничество в области стандартизации;

• виды и применение технических нормативных правовых актов по стандартизации;

• информационное обеспечение работ по техническому нормированию и стандартизации;

• издание и реализацию технических нормативных правовых актов;

• порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов;

• финансирование работ по техническому нормированию стандартизации, государственному контролю и надзору;

• ответственность за нарушение положений данного закона;

• полномочия, функции и права органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области техни­ческого нормирования и стандартизации.

Помимо законодательной существует нормативно-правовая база проведения работ по техническому нормированию и стан­дартизации в Республике Беларусь, включающая:

• стандарты и другие документы СТНиС Республики Бела­русь;

• межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о про­ведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992);

• соглашение о принятии единообразных технических пред­писаний для колесных транспортных средств, предметов обору­дования и частей, которые могут быть установлены и/или ис­пользованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское соглашение, 1958);

• основополагающие межгосударственные стандарты, пра­вила и рекомендации межгосударственной стандартизации (прил. 1) и другие документы в этой области.

Развитие технического нормирования и стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать между­народно признанным правилам. На сегодняшний день основ­ными направлениями развития экономики Республики Бела­русь являются:

• эффективная интеграция Республики Беларусь в миро­вую экономику и включение в международную торговую систе­му в качестве равноправного партнера;

• развитие экспортных возможностей;

• защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции на открытом рынке и присоединение Республики Беларусь к ВТО;

• экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отно­шений между странами СНГ.

Исходя из этого, а также из перспективных направлений развития стандартизации во всем мире, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования тех­нического нормирования и стандартизации в Республике Бела­русь:

• необходимость государственного регулирования экономи­ки при общей ее ориентации на рыночные отношения, самосто­ятельность субъектов хозяйствования и необходимость отраже­ния в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса заинтересованных в стандартах субъектов хозяйство­вания;

• трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками с целью про­ведения практических мероприятий по обеспечению присоеди­нения Республики Беларусь к ВТО;

• создание условий для продвижения отечественной про­дукции на зарубежные рынки;

• сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-эконо­мического, научно-технического и технологического партнер­ства;

• опережающий характер развития науки и техники по от­ношению к торгово-экономическому сотрудничеству.

В связи с изложенным выше основными целями техниче­ского нормирования и стандартизации в Республике Беларусь являются обеспечение:

• защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

• повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

• технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

• единства измерений;

• национальной безопасности;

• устранения технических барьеров в торговле;

• рационального использования ресурсов. Основными задачами при этом являются:

• создание СТНиС, базирующейся на Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле;

• совершенствование организационной структуры техни­ческого нормирования и стандартизации на государственном уровне;

• совершенствование планирования разработки государственных стандартов;

• установление порядка взаимодействия центральных органов управления, разрабатывающих технические регламенты, с республиканским органом по стандартизации (Госстандартом);

• внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;

• сокращение сроков разработки государственных стандартов;

• активизация деятельности в работе международных организаций ИСО и МЭК, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и других организаций по стандартизации;

• максимальное применение международных и региональных стандартов.

Для достижения поставленных целей и задач в области технического нормирования и стандартизации с учетом принци­пов, провозглашенных международными и региональными ор­ганизациями, а также национальными органами по стандарти­зации промышленно развитых стран, определены основные принципы технического нормирования и стандартизации, за­ключающиеся в следующем:

гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами, утвержде­ние приоритетного использования международных и межгосу­дарственных (региональных) стандартов. Международные стан­дарты широко применяются на региональном и национальном уровнях, используются изготовителями, торговыми организаци­ями, страховыми компаниями, потребителями, испытательны­ми лабораториями, органами по сертификации и другими заин­тересованными сторонами. Поскольку международные стандар­ты обычно отражают передовой опыт промышленных предпри­ятий, результаты научных исследований, требования потреби­телей и государственных органов и представляют собой прави­ла, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечива­ющих устранение технических барьеров в торговле.

Соответствие государственных стандартов международным и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этим стандартами;

обязательность применения технических регламентов всеми субъектами хозяйствования при производстве, реализа­ции, транспортировке продукции, услуг, процессов;

открытость процессов разработки стандартов, которая должна обеспечиваться на всех стадиях., начиная от планирова­ния и заканчивая принятием. Это достигается публикацией плана государственной стандартизации и проектов всех стан­дартов, а также единством и непротиворечивостью правил и процедур разработки и принятия стандартов с их обязательной научно-технической экспертизой;

обеспечение права участия всех заинтересованных сто­рон в разработке стандартов и других документов. Разработ­ка стандартов должна выполняться, как правило, технически­ми комитетами по стандартизации, объединяющими на добро­вольной основе юридические и (или) физические лица, заинте­ресованные в стандартизации того или иного объекта;

доступность для пользователей стандартов, регламен­тов и иных документов в области стандартизации, получе­ние информации о них. Официальная информация о разрабаты­ваемых и принимаемых стандартах, а также их доступность для пользователей;

целесообразность разработки стандарта. Целесообраз­ность разработки стандарта определяется его социальной, эко­номической и технической необходимостью и приемлемостью для применения. При этом до принятия решения о разработке государственного стандарта должна быть оценена возможность непосредственного введения в республике действующих меж­дународных, региональных стандартов, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически раз­работка оригинальных государственных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют подобные международные или региональные стандарты или их требова­ния противоречат законодательству республики,

В стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду:

использование современных достижений науки и техни­ки. Требования стандартов должны устанавливаться, основыва­ясь на современных достижениях науки» технологии и практи­ческого опыта, последних редакциях международных стандар­тов или их проектов, и обеспечивать оптимальную степень упо­рядоченности и максимально возможную эффективность в оп­ределенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции;

добровольное применение государственных стандартов.

Развитие работ по техническому нормированию и стандартизации в рамках СТНиС предусматривается на следующих уровнях:

• на международном (в рамках Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, членом которых является Республика Беларусь);

, региональном (в рамках Евразийского Совета по стандартизации,- метрологии и сертификации, Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств, Комите­та по внутреннему транспорту ЕЭК ООН);

• национальном (в том числе: на государственном, отрасле­вом, на предприятии).

Развитие работ на перечисленных уровнях стандартизации позволяет наиболее полно удовлетворять запросы пользовате­лей и способствовать эффективному расходованию средств, вы­деляемых на стандартизацию.

На международном уровне субъектами хозяйствования рес­публики проводятся работы по разработке проектов междуна­родных стандартов, анализу их научно-технического уровня, определению позиции Республики Беларусь при голосовании по принимаемым стандартам.

На региональном уровне ведутся разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и измене­ний к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам ЕЭК ООН.

Проводимые работы по стандартизации на национальном (государственном) уровне должны быть направлены как на соз­дание нормативного обеспечения для отраслей, в которых от­сутствуют государственные стандарты, так и на обновление нормативного обеспечения в тех отраслях, где стандартизация традиционно развита. В то же время необходимо учитывать приоритетные направления стандартизации, определяемые меж­дународными и региональными организациями по стандарти­зации, на основе достигнутого уровня развития науки и техни­ки, потребностей международного рынка. При этом основные усилия должны быть сконцентрированы на эффективном при­менении международных (региональных) стандартов, что поз­волит не заниматься разработкой новых документов, а значит экономить материальные ресурсы.

Приоритетными направлениями для проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в Беларуси считаются следующие:

• общее машиностроение;

• автомобилестроение;

• сельскохозяйственное машиностроение;

• станкостроение;

• приборостроение;

• электротехника и радиоэлектроника;

• информационные технологии;

• агротехнический комплекс;

• топливно-энергетический комплекс;

• химическая и нефтехимическая промышленность;

• легкая промышленность;

• лесная; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности;

• фармацевтическая и микробиологическая отрасли про­мышленности;

• услуги.

Определено, что в рамках отраслей приоритет в области тех­нического нормирования и стандартизации следует отдавать экспортоориентированным видам продукции и услуг с целью повышения их конкурентоспособности, качества и обеспечения оценки соответствия. При этом оригинальные стандарты долж­ны разрабатываться только в случае отсутствия аналогичного международного стандарта.

Объектами технического нормирования являются про­дукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции или оказания услуг.

При выборе объектов технического нормирования должны учитываться опасные факторы, которые могут быть присущи объекту, в том числе: опасность от излучения и электромагнит­ных помех, биологическая, механическая, пожарная, промыш­ленная, термическая, химическая, электрическая, ядерная и радиационная опасность, взрывоопасность, опасность от элект­ромагнитной несовместимости при нарушении работы прибо­ров и оборудования. Данный подход подтверждается зарубеж­ным опытом технического нормирования, прежде всего техни­ческим законодательством в Европейском союзе, практикой международной и европейской стандартизации.

Объекты технического нормирования (продукция, процес­сы, услуги) в зависимости от присущих им рисков можно разде­лить на три категории:

первая — объекты технического нормирования, для кото­рых можно идентифицировать риски и снизить (устранить) их до приемлемого уровня на этапе разработки. При этом на этапе производства продукции возможно увеличение уровня иденти­фицированных рисков, однако новые источники опасности, а следовательно, и новые риски причинения вреда возникнуть не могут. В эту категорию входят: машиностроительная и электротехническая продукция; оборудование, работающее под давлением, а также газоиспользующее; медицинская техника; средства индивидуальной защиты; игрушки и др.;

вторая — объекты технического нормирования, источники опасности которой могут возникнуть как на стадии разработки, так и на стадии производства. При этом на стадии производства могут возникнуть новые риски, которые зависят также от условий производства продукции. В эту категорию входят: перерабатываемое сырье; материалы; готовая продукция пище­вой, сельскохозяйственной и химической промышленности парфюмерно-косметической, фармацевтической отраслей;

третья — услуги, для которых необходимо нормировать требования безопасности. К ним относятся, например, услуги оказываемые в процессе перевозки опасных грузов различные ми видами транспорта.

Объекты, связанные с обеспечением единства измерений и подтверждением соответствия, а также предупреждением дей­ствий, вводящих в заблуждение потребителей, выделяют в от­дельный блок «общетехническая группа».

Под объектами стандартизации в общем понимают про­дукцию, процесс или услугу, которые в равной степени отно­сятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, их со­вместимости, правилу, процедуре, функции, методу или дея­тельности (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Классификация объектов стандартизации

Объекты стандартизации  
Продукция (товары народного потребления, средства производства): Услуги (бытовые, производственные): Процессы: происходящие на от- дельных стадиях жизненного цикла продукции; связанные с нематериальным производством. (статистическая, банковская, издательская деятельность);  
материальные;  
сырье и природное топливо; нематериальные;  
отдельные аспекты  
материалы и продукты; однородных групп  
готовые изделия; услуг (термины, технические требования, методы оценки)  
отдельные аспекты одно-  
родных групп продукции  
(термины, обозначения, технические требования, методы контроля, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортиро­вания и хранения)  
  управленческие;  
  измерительные;  
  процессы учета и пере-  
  работки информации  

Стандартизация может ограничиться определенными ас­пектами любого объекта, например размеры обуви, критерии прочности обуви, типовые фигуры мужчин, женщин и др. По­нятие услуги как объекта стандартизации также следует пони­мать достаточно широко: как услуги населению, включая усло­вия обслуживания, так и производственные услуги для пред­приятий и организаций. В настоящее время спектр услуг разно­сторонний. ВТО включает в сферу услуг весь спектр обслужива­ющих отраслей: архитектуру и проектирование; телекоммуни­кации и обработку данных; торговля; бухгалтерский учет; кон­сультирование по вопросам управления; банковское дело; стра­хование; транспорт; гостиничное дело и др.

Техническое нормирование и стандартизация в области без­опасности для жизни, здоровья и имущества людей должны быть направлены на установление требований безопасности к производству, оборудованию, технологии, эксплуатации, по­треблению, снижению производственного, бытового травматиз­ма и профессиональной заболеваемости, сохранению здоровья работников и их работоспособности в процессе труда.

Для безопасности животных и растений должен обеспечи­ваться надлежащий уровень их санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты.

Техническое нормирование и стандартизация в области ох­раны окружающей среды должны регулировать природоохран­ную деятельность, уровни вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическую оценку и экологи­ческое управление деятельностью субъектов хозяйствования.

К важнейшим направлениям технического нормирования и стандартизации относятся методология оценки риска для здо­ровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства.

Особое внимание следует уделить работам по техническому нормированию и стандартизации в области информационных технологий. В данной области приоритеты должны быть отданы:

• формированию профиля взаимодействия открытых сис­тем для создания, развития и совершенствования информаци­онных систем и сетей;

• обеспечению внедрения CALS-технологий для современ­ной организации разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации продукции. Это достигается путем информационной поддержки процессов жизненного цикла на основе стандартизации методов представ­ления данных на каждой стадии жизненного цикла и электрон­ного обмена данными.

 

 

Глава 4


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.