Деятельность в Системе экспертов-аудиторов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Деятельность в Системе экспертов-аудиторов

2017-09-30 472
Деятельность в Системе экспертов-аудиторов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По качеству

Требования, предъявляемые к экспертам-аудиторам по ка­честву Национальной системы подтверждения соответствия, ус­тановлены в ТКП 5.1.09. В кодексе указано, что экспертами-ау­диторами по качеству могут быть специалисты различных облас­тей деятельности, отвечающие требованиям СТБ ИСО 19011 и вышеназванного кодекса, которые сертифицированы Нацио­нальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь.

Направлениями деятельности экспертов-аудиторов по ка­честву в Системе являются:

• сертификация продукции;

• сертификация услуг;

• сертификация систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, а также систем НАССР и GMP;

• сертификация профессиональной компетентности персо­нала.

Эксперт-аудитор по качеству может быть сертифицирован на право проведения работ в одном или нескольких указанных направлениях.

 

К экспертам-аудиторам по качеству предъявляются общие и специфические требования. Характер последних определяется направлением деятельности в области сертификации.

Общие требования, предъявляемые к эксперту-аудитору по качеству. Он должен:

•иметь высшее образование и практический стаж работы после окончания вуза не менее пяти лет (не менее двух лет в об­ласти обеспечения качества);

• быть сертифицирован на право проведения работ в данной области;

• иметь специальное образование в тех областях знаний, которые отвечают направлениям его деятельности по сертифи­кации;

• обладать обязательными знаниями законодательных, пра­вовых и экономических основ сертификации; правил и порядка проведения сертификации; требований, предъявляемых к орга­ну по сертификации; требований ТНПА, на соответствие кото­рым проводится сертификация; планирования, организации и правил проведения проверки (аудита); документированного оформления результатов аудита;

• обладать соответствующими личными качествами: объек­тивностью, принципиальностью, организованностью, ответствен­ностью, сдержанностью, доброжелательностью, коммуникабель­ностью, умением анализировать, логически обосновывать и ар­гументированно отстаивать свое мнение, беспристрастностью, способностью реально оценивать ситуацию, принимать реше­ния в сложной ситуации и др.;

• постоянно поддерживать свою компетентность путем обу­чения на курсах повышения квалификации (не реже одного ра­за в три года), самостоятельного повышения уровня профессио­нальных знаний, регулярного участия в работах по сертифика­ции, семинарах и конференциях.

Специфические требования к эксперту-аудитору по ка­честву определяются направлением его деятельности:

в области сертификации продукции он должен обладать знаниями:

- о характеристиках продукции, ее конструкции, техноло­гии производства, составе веществ и материалов;

- методах (методиках) испытаний и измерений, установлен­ных в ТНПА;

- организации входного контроля сырья, материалов, ком­плектующих изделий, контроля продукции в процессе изготов­ления и готовой продукции;

- оборудовании для испытаний и измерений, требованиях по его метрологическому обеспечению, эксплуатации и техни­ческому обслуживанию;

- техническом обслуживании и ремонте технологического

оборудования;

- методах обработки и анализа результатов испытаний и из­мерений;

- статистических методах оценки качества и надежности

продукции;

- правилах и процедурах проведения сертификации про­дукции;

в области сертификации услуг, в том числе услуг по строительству, эксперт-аудитор по качеству должен обладать знаниями:

- о потребительских характеристиках услуг и требованиях к услугам, установленным в ТНПА;

- факторах и условиях, влияющих на качество услуг;

- технологии предоставления услуг;

- методах оценки качества услуг;

- требованиях безопасности предоставления услуг;

- метрологическом обеспечении процесса услуг;

- правилах и процедурах сертификации услуг;

в области сертификации систем менеджмента качест­ва и систем экологического менеджмента на основе требова­ний международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000, а так­же систем НАССР и производства на основе принципов надле­жащей производственной практики (GMP) эксперт-аудитор по качеству, а также руководитель группы по аудиту должны знать и учитывать в своей деятельности требования техниче­ских кодексов и стандартов соответствующих их области дея­тельности;

при сертификации профессиональной компетентно­сти персонала в конкретных отраслях эксперт-аудитор по ка­честву должен обладать знаниями:

о характеристиках продукции, ее конструкции, техноло­гии производства, составе и свойствах веществ и материалов;

- методах контроля, установленных в ТНПА;

- правилах и процедурах сертификации компетентности персонала.

Необходимо отдельно остановиться на компетентности экс­пертов-аудиторов по качеству в области сертификации систем управления, от

которой зависит доверие к аудиту. Концепция компетентности в соответствии с СТБ ИСО 19011 представлена на рис. 15.6.

 

 

 

Таким образом, компетентность аудитора состоит из об­щих знаний, т.е. знаний и навыков в области качества и определенных знаний и навыков в области охраны окружаю­щей среды. В свою очередь общие знания и навыки базируются на образовании (высшем), общем стаже работы (пять лет), опы­те работы в области менеджмента качества или управлении ок­ружающей средой (не менее двух лет из общих пяти), обучении (не менее 40 ч обучения аудиту) и опыте проведения аудита (че­тыре завершенных аудита не менее чем за 20 дней для накопле­ния опыта проведения аудита в качестве стажера под руковод­ством компетентного аудитора).

Права эксперта-аудитора:

• знакомиться с необходимой документацией;

• общаться с персоналом проверяемого объекта;

• запрашивать дополнительную информацию, необходимую для проверки, у сторонних организаций;

• обращаться в Национальный орган по оценке соответ­ствия Республики Беларусь в случае оказания давления со сто­роны заинтересованных сторон или органа, организовавшего проверку;

• направлять предложения по совершенствованию органи­зации работ по сертификации в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь и органы по сертификации.

Эксперт-аудитор по качеству обязан:

• соблюдать действующее законодательство Республики Беларусь при использовании предоставленных ему прав и воз­ложенных на него функций;

• проводить работы по сертификации в соответствии с тре­бованиями Системы;

• участвовать в проверках, действуя в соответствии с про­граммами проверки;

• разрабатывать рабочие документы для проведения про­верки;

• сообщать председателю комиссии или в орган по сертифи­кации о всех существенных препятствиях, возникающих при выполнении проверок;

• обеспечивать максимальную объективность и достовер­ность результатов проверки;

• не допускать необъективных и необоснованных оценок;

• документировать результаты проверок;

• быть беспристрастным и свободным от влияний, которые могли бы сказаться на его объективности;

• не оставлять без внимания любую информацию, которая может повлиять на результаты проверки или требует более тщательной проверки;

• поддерживать в порядке и обеспечивать сохранность до­кументов, относящихся к проверке;

• составлять отчеты и давать заключения по результатам проверки;

• обеспечивать конфиденциальность полученной в резуль­тате проверки информации;

• работать с конфиденциальной информацией с соблюдени­ем соответствующих правил;

• осуществлять контроль за эффективностью выполняемых корректирующих действий;

• соблюдать этические нормы;

• быть сдержанным, уравновешенным, доброжелательным. Эксперт-аудитор по качеству несет ответственность:

• за неквалифицированное и недобросовестное выполнение своих обязанностей;

• неполноту использования предоставленных ему прав и неправильное их применение;

• необъективность и недостоверность представленной ин­формации;

• использование своего служебного положения в корыст­ных целях;

• разглашение информации, полученной в процессе про­верки;

• превышение своих полномочий.

Процедура сертификации эксперта-аудитора по качеству осуществляется комиссией Национального органа по оценке со­ответствия Республики Беларусь и включает следующее.

 

 

Вначале претендентом подается заявка по установленной форме с копией документов, подтверждающих образование и специальную подготовку, с информацией об опыте работы, уча­стии в работах по сертификации (продукции или услуг — не ме­нее пяти работ; систем управления — не менее четырех работ общей продолжительностью не менее 20 дней, включая анализ документов, фактическую деятельность по проверкам и подго­товку отчетов о них; компетентности персонала — не менее трех работ), отзывы-характеристики по результатам проверок. Опыт проведения проверок должен быть подтвержден положи­тельными отзывами-характеристиками по результатам каждой проверки, подписанными председателями комиссий или руко­водителями групп по аудиту. Опыт работы в области профессио­нальной деятельности эксперта-аудитора должен соответство­вать современным требованиям.

Поданные документы рассматриваются комиссией в тече­ние месяца. Письменно сообщается соискателю о допуске (не допуске) его к сертификации.

Собственно сертификация состоит из проверки теоретиче­ских знаний (беседа, экзамен, письменная работа) и оценки личных качеств (беседа с соискателем, его коллегами, тестиро­вание на соответствующие характеристики, ролевые игры, на­блюдения в процессе действительных проверок). Результаты сертификации оформляются протоколом установленной формы и сообщаются соискателю.

При положительных результатах сертификацию на основа­нии протокола кандидату в эксперты-аудиторы по качеству вы­дается сертификат установленной формы, который дает право проведения работ в заявленной области в течение трех лет. Од­новременно эксперт-аудитор по качеству подписывает декла­рацию эксперта-аудитора по качеству и включается в Реестр Системы.

Оценка работы эксперта-аудитора по качеству на соответ­ствие вышеуказанным требованиям осуществляется каждые три года, по результатам ее принимается решение о продлении (аннулировании) сертификата эксперта-аудитора по качеству. Сертификат эксперта-аудитора по качеству может быть анну­лирован при повторении грубых нарушений при проведении работ по сертификации или прекращении практической дея­тельности в течение трех лет. При аннулировании сертифика­та, решение о котором принимает Национальный орган по оценке соответствия, эксперт-аудитор по качеству исключает­ся из Реестра Системы.

 

 

Эксперт-аудитор по качеству может направить жалобу на деятельность комиссии в Национальный орган по оценке соот­ветствия или апелляцию на решение комиссии в Националь­ный орган по оценке соответствия или Апелляционный совет Системы. Срок рассмотрения жалобы или апелляции — две не­дели со времени их получения.

В Системе предусмотрено признание иностранного сертифи­ката эксперта-аудитора по качеству, которое осуществляется комиссией Национального органа по оценке соответствия. Для признания иностранного сертификата эксперт-аудитор по ка­честву подает заявку и предоставляет копии сертификата, лич­ной карты и документов, подтверждающих образование и спе­циальную подготовку, в Национальный орган по оценке соот­ветствия. Комиссия рассматривает поданные документы, про­водит собеседование с кандидатом и по результатам проверки принимает решение о квалификации эксперта-аудитора по ка­честву. Национальный орган по оценке соответствия выдает сертификат и включает эксперта-аудитора по качеству в Реестр Системы.

 

15.5. Реестр Системы

 

В соответствии с правилами Национальной системы под­тверждения соответствия Республики Беларусь результаты ра­бот по подтверждению соответствия регистрируются в Реестре Системы.

Реестр Национальной системы подтверждения соот­ветствия Республики Беларусь - - совокупность данных, фор­мируемых Госстандартом Республики Беларусь, о выданных сертификатах соответствия, сертификатах компетентности, за­регистрированных декларациях о соответствии, внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновле­нии, отмене, прекращении, продлении срока их действия.

Регистрация — присвоение регистрационных номеров сер­тификатам соответствия на продукцию, услуги, системы управ­ления качеством, системы управления окружающей средой, сертификатам компетентности персонала, сертификатам экс­пертов-аудиторов но качеству и декларациям о соответствии на продукцию, соответствие которых подтверждено требованиям технических нормативных правовых актов в области техничес­кого нормирования и стандартизации в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

 

Требования к структуре и содержанию Реестра Системы, а также порядок его ведения установлены в ТКП 5.1.10. Реестр Системы ведется в целях:

• осуществления учета выданных сертификатов соответствия на продукцию, услуги, системы управления качеством (систе­мы менеджмента качества, системы качества на основе принци­пов анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР) и принципов надлежащей производственной практики (GMP) и др.)» системы управления окружающей средой (системы эко­логического менеджмента и др.), сертификатов компетентно­сти персонала, сертификатов экспертов-аудиторов по качеству, зарегистрированных деклараций о соответствии на продукцию (далее — документы в области подтверждения соответствия);

• создания централизованной информационной базы дан­ных о результатах работ по подтверждению соответствия;

• обеспечения в установленном порядке заинтересованных организаций, в том числе органов международных, региональ­ных и национальных систем подтверждения соответствия (сер­тификации), информацией о результатах работ по подтвержде­нию соответствия при соблюдении конфиденциальности инфор­мации.

В Реестр Системы включаются:

• сертификаты соответствия на продукцию;

• сертификаты соответствия на услуги;

• сертификаты соответствия на системы управления качест­вом;

• сертификаты соответствия на системы управления окру­жающей средой;

• сертификаты экспертов-аудиторов по качеству;

• сертификаты компетентности персонала;

• декларации о соответствии на продукцию. Основанием для включения в Реестр Системы документов в

области подтверждения соответствия, объектов оценки соответ­ствия является регистрация их в аккредитованном органе по сертификации (далее орган по сертификации).

Срок включения их в Реестр Системы не должен превышать двух недель после регистрации в органе по сертификации.

Ведение Реестра Системы осуществляется в электронном ви­де Национальным органом по оценке cоответствия Республики Беларусь или уполномоченной им организацией.

Ведение Реестра Системы предусматривает:

• регистрацию органами по сертификации документов в об­ласти подтверждения соответствия, ведение информационной

 

 

базы данных в информационно-поисковой системе «Реестр На­циональной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь», утвержденной Госстандартом, и представление ин­формации в Реестр Системы;

• систематизацию и внесение Госстандартом (уполномочен­ной организацией) в Реестр Системы информации о выданных документах в области подтверждения соответствия, поступившей от органов по сертификации, а также о приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении, продлении срока их дей­ствия.

Копии документов в области подтверждения соответствия с установленным комплектом документов правилами Системы подлежат учету и хранению в органах по сертификации в тече­ние срока их действия и не менее пяти лет после окончания сро­ка действия, кроме сертификатов на пищевую продукцию и деклараций о соответствии, срок хранения которых — три года.

Органы по сертификации несут ответственность за правиль­ность регистрации выданных документов в области подтверж­дения соответствия в журнале регистрации и достоверность ин­формации, представляемой для внесения в Реестр Системы.

Внесение документов в области подтверждения соответст­вия в Реестр Системы и его ведение осуществляются уполномо­ченными специалистами соответствующей квалификации, не­сущими персональную ответственность за достоверность записи в Реестре Системы. Доступ посторонних лиц к хранящимся Ре­естру Системы и журналам регистрации, а также несанкциони­рованный доступ к информационным базам данных должен быть также исключен.

Реестр Системы включает следующие разделы:

• 03.00. Сертификаты соответствия на продукцию;

• 04.00. Сертификаты соответствия на услуги;

• 05.00. Сертификаты соответствия на системы управления качеством;

• 06.00. Сертификаты соответствия на системы управления окружающей средой;

• 07.00. Сертификаты экспертов-аудиторов по качеству;

• 09.00. Сертификаты компетентности персонала;

• 10.0.0. Декларации о соответствии на продукцию. Необходимо отметить, что разделы 00.0.0—02.0.0, 08.0.0—

резервные.

Структуры регистрационных номеров, присваиваемых сер­тификатам и декларациям о соответствии в Реестре Системы, представлены на рис. 15.7 и 15.8.

 

 

* Порядковый номер регистрации, присваивается в пределах каждого раздела Реестра Системы.

** Цифровой код органа по сертификации продукции, услуг, систем уп­равления качеством, систем управления окружающей средой, персонала, присваиваемый Национальным органом по оценке соответствия Республи­ки Беларусь и указываемый в регистрационных номерах сертификатов.

*** Код Республики Беларусь в соответствии с ISO 3166-1:1997.

 

 

 

 

Цифровой код органа по сертификации продукций, присваиваемый Национальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь и указываемый в регистрационных номерах деклараций о соответствии.

Обозначение схемы декларирования соответствия осуществляется цифрами от 1 до 5, что соответствует схемам декларирования от 1д до 5д. Код Республики Беларусь в соответствии с ISO 3166-1:1997.

Рис. 15.8. Структура регистрационного номера, присваиваемого декларациям о соответствии в Реестре Системы

 

Держателем регистрационных номеров Реестра Системы яв­ляется Госстандарт.

После прекращения срока действия сертификата или декла­рации о соответствии или их отмены регистрационные номера сертификатов и деклараций о соответствии вторично не приме-

няются. Данные об этих документах в области подтверждения соответствия переносятся в архив Реестра Системы.

Следует отметить, что Реестр Системы является источником официальной информации о результатах работ по подтвержде­нию соответствия. Поэтому на основе данных, содержащихся в Реестре Системы, заинтересованным организациям предостав­ляется информация о выданных документах в области подтверж­дения соответствия. При этом должна соблюдаться конфиден­циальность информации.

Официальная информация о результатах работ по подтверж­дению соответствия Национальной системе подтверждения со­ответствия Республики Беларусь в случае необходимости пуб­ликуется в научно-практическом журнале "Новости. Стандар­тизация и сертификация", издаваемом Госстандартом.

Глава 16

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.