Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-09-30 | 1113 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В Концепции развития стандартизации в Республике Беларусь на период до 2005 года услуги определены одним из приоритетных направлений государственной стандартизации. В условиях глобализации торговли услугами цели стандартизации — дать однозначное и точное толкование распространенных понятий в сфере услуг и регламентировать требования к ним. Приоритеты в области стандартизации отдаются прежде всего сферам услуг, ориентированным на экспорт, таким как туризм, гостиничное дело, перевозки, банковская деятельность, и т.д.
Основной целью стандартизации в сфере услуг является нормативно-техническое обеспечение повышения уровня качества и эффективности обслуживания населения, а также защита интересов потребителей.
Задачи стандартизации в сфере услуг:
• установление номенклатуры показателей качества услуг;
• установление прогрессивных требований к качеству услуг и методам их контроля;
• установление прогрессивных требований к технологии и типовым технологическим процессам оказания услуг;
• установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения, окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность;
• установление требований к сертификации услуг.
В сфере услуг используются такие категории документов, как ТКП, государственные, межгосударственные и стандарты
организаций. В свою очередь эти стандарты могут быть следующих видов:
• основополагающие стандарты на услуги;
• стандарты на номенклатуру показателей качества и безопасности услуг;
• стандарты общих требований;
• стандарты общих технических условий;
|
• стандарты, устанавливающие требования к обслуживающему персоналу;
• стандарты на методы контроля (оценки) качества и безопасности услуг.
В основополагающих стандартах на услуги устанавливаются основные положения по стандартизации услуг в определенной сфере, термины и их определения, приводится классификация услуг и (или) оказывающих их предприятий.
В отдельном стандарте может быть установлена общая для определенной сферы (или группы услуг) номенклатура показателей качества и безопасности услуг, если нецелесообразно устанавливать общие нормы по этим показателям.
В таком стандарте устанавливают:
• основные положения по выбору показателей качества и безопасности услуг и общие требования, которым должны отвечать эти показатели;
• номенклатуру групп показателей качества (комфортности, экономичности, эргономичности, эстетичности и др.) и безопасности (пожарной, химической, санитарной, радиационной, экологической), сохранности имущества, а также характеристику каждой из групп;
• указания или рекомендации по порядку использования данных показателей для установления на их основе требовании (норм) к конкретным услугам.
При этом в стандарте может быть указан статус документов, в которых регламентируют конкретные требования (нормы) к данным услугам (ТКП, СТБ, ГОСТ, ТУ).
К группе однородных услуг или к более высокой классификационной группировке могут быть установлены общие требования, излагаемые в отдельном стандарте (стандарты общих требований рекомендуется разрабатывать на социально-культурные услуги).
В стандартах общих требований к услугам приведены требования в зависимости от особенностей услуг, оказываемых в определенной сфере:
• к организации данного вида обслуживания и управлению качеством услуг;
• безопасности услуг для жизни и здоровья обслуживаемого населения, персонала обслуживаемых и обслуживающих предприятий, других потребителей и исполнителей услуг;
|
• сохранности имущества обслуживаемого населения (предприятий);
• охране окружающей среды (экологичности услуг);
• соответствию услуг целевому назначению;
• точности, своевременности и (или) скорости исполнения;
• комплексности услуг;
• эргономичности и (или) комфортности услуг;
• эстетичности услуг;
• обслуживающему персоналу и культуре обслуживания;
• социальной адресности (соответствие особенностям определенного контингента потребителей);
• предприятию (помещению) для обслуживания и его материально-техническому оснащению;
• информативности услуг (информативность услуги предполагает полное, достоверное и своевременное информирование потребителя о предоставляемой услуге);
• унифицированной документации на услуги;
• социологическим исследованиям (лабораториям) услуг. Стандарты общих технических условий разрабатывают
на материальные и производственные услуги. При установлении в стандарте общих технических условий для группы однородных услуг, как правило, включают те же разделы, которые включают в аналогичные стандарты на продукцию, за исключением разделов «Основные параметры и размеры», «Транспортирование и хранение», «Указания по эксплуатации».
При установлении требований к обслуживающему персоналу необходимо учитывать:
• квалификацию и профессиональную (специальную) подготовку;
• состояние здоровья и порядок его контроля (путем проведения медицинского освидетельствования или осмотра), возраст, пол и другие физические данные;
• эстетичность внешнего вида;
• культуру речи;
• этичность (вежливость, доброжелательность, коммуникабельность и т.д.);
• соблюдение правил личной гигиены;
• порядок аттестации обслуживающего персонала и другие формы и методы контроля за его соответствием предъявляемым требованиям;
• документацию, подтверждающую это соответствие (сани тарные книжки и т.д.).
Требования к методам контроля (оценки) качества и безопасности услуг устанавливают в отдельном стандарте или в отдельном разделе стандарта общих технических условий, а в обоснованных случаях включают в раздел «Правила проведения контроля (оценки)».
Эти требования излагают исходя из особенностей, характерных для этих услуг.
Для контроля качества услуг используют, как правило, следующие методы:
|
• органолептический (для большинства услуг — визуальный);
• аналитический (путем анализа документации);
• инструментальный (физико-химический, микробиологический, медико-биологический анализ);
• экспертный;
• социологический.
Согласно ОКРБ 015—2003, все услуги, оказываемые населению, делятся на несколько групп. Каждая группа состоит из подгрупп, которые, в свою очередь, делятся на виды деятельности по целевому функциональному назначению.
Бытовые услуги:
• ремонт и окраска, пошив обуви;
• ремонт, пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; пошив, ремонт и вязание трикотажных изделий;
• ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; изготовление и ремонт металлических изделий;
• изготовление и ремонт мебели;
• химическая чистка и крашение, услуги прачечных;
• ремонт и строительство жилья и других построек;
• техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;
• услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
• прочие услуги производственного характера;
• услуги бань и душевых, парикмахерских, организации прокату;
• ритуальные и обрядовые услуги. Транспортные услуги:
• пассажирского транспорта;
• грузового транспорта;
• транспортной экспедиции.
Услуги связи:
• пороговой и документальной;
• телефонной;
• радиофикации, радиосвязи и телевидения;
• сетей передачи данных и телематических служб;
• инспекции по надзору за радиоэлектронными средствами;
• сетей сотовой радиотелефонной связи. Жилищно-коммунальные услуги:
• жилищные;
• коммунальные.
Услуги организаций культуры:
• организаций кино, кино- и видеопроката;
• театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармоний;
• выставочного характера и художественного оформления; услуги музеев; услуги парков (садов) культуры и отдыха;
• музыкальных, художественных, хореографических и других школ, клубных учреждений и библиотек.
Туристские услуги, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения:
|
• туристские;
• гостиниц и аналогичных средств размещения. Услуги физической культуры и спорта:
• проведение занятий по физической культуре и спорту;
• проведение спортивно-зрелищных и других мероприятий;
• предоставление физкультурно-спортивных сооружений для населения;
• прочие услуги физической культуры и спорта. Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги:
• медицинские;
• санаторно-оздоровительные;
• ветеринарные.
Услуги правового характера:
• оказываемые государственными и частными нотариусами, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов; должностными лицами консульских учреждений;
• юридическая помощь, оказываемая адвокатурой;
• распространение правовой информации. Услуги банков:
• по вкладам населения; прием различных видов платежей;
• выдаче аккредитивов, чеков, сберегательных книжек и кредитов; по операциям с ценными бумагами, по операциям с драгоценными металлами и камнями;
• размещению лотерей; услуги банков по операциям с иностранной валютой; прочие услуги банков.
Услуги образования:
• дошкольных учреждений; услуги системы среднего образования; услуги системы высшего образования; услуги профессионально-технического образования;
• обучение населения на курсах;
• по технической подготовке кадров;
• прочие услуги.
Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков:
• торговли;
• общественного питания;
• рынков. Прочие услуги населению:
• по финансовому посредничеству;
• по страхованию;
• по операциям, связанным с недвижимым имуществом;
• по работе на вычислительной технике и связанное с этим обслуживание;
• в области составления счетов, бухгалтерского учета и ревизии, консультации по вопросам налогообложения и управления производством;
• в области рекламы;
• в научной области; услуги, оказываемые лабораториями микрофотокопирования и реставрации документов;
• по установке охранной сигнализации; услуги по охране жилищ.
В качестве примера рассмотрим более детально ТНПА в сфере туристских услуг:
• ГОСТ 28681.0—90. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения. Стандарт устанавливает цель, задачи- объекты стандартизации и структуру комплекса стандартов и других документов по стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживания;
• ГОСТ 28681.1—95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. Стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг и предназначен для предприятий, организации различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, оказывающих туристские услуги;
|
• ГОСТ 28681.2—95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования. Стандарт устанав-
ливает обязательные и рекомендуемые требования к качеству туристских услуг, оказываемых туристскими предприятиями, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;
• ГОСТ 28681.3—95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. Стандарт устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов, методы их контроля, и предназначен для обязательной сертификации туристских услуг;
• ГОСТ 30335—95. Услуги населению. Термины и определения.
Кроме того, были введены стандарты, регламентирующие деятельность в сфере туризма: СТБ 1352—2005. Услуги туристские. Общие положения и СТБ П 1353—2002. Средства размещения туристов. Общие требования;
СТБ 1352—2005 дополняет действующие ГОСТы и устанавливает классификацию туристских услуг, общие требования к "туристским услугам и услугам, предоставляемым при совершении туристского путешествия, похода, экскурсии, а также требования безопасности для жизни и здоровья туристов, сохранности их имущества, охраны окружающей среды.
Для того чтобы обеспечить однозначное понимание терминологии, применяемой в сфере туристских услуг, в стандарте даны определения таких понятий, как «маршрут путешествия», «направляющая и принимающая стороны», «программа путешествия», «перевозчик», «трансфер», «тур», «туристическая организация», «туристский поход», «туристское путешествие», «экскурсант», «экскурсионная услуга».
Большое внимание уделяется договорам, заключаемым как при формировании, так и при реализации тура. Оговорены особенности заключения договоров для въездного, выездного и внутреннего туризма, установлена ответственность принимающей стороны, перевозчика, туроператора и турагента. Информация о туроператоре (турагенте), сведения о туристе, дата и время начала и окончания путешествия, цена тура и порядок его оплаты, права, обязанности и ответственность сторон, достоверная информация о потребительских свойствах тура определены в стандарте существенными условиями договора с туристом.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» от 09.01.2002 г., № 90-3 в стандарте регла-
ментированы требования к информации, предоставляемой потребителю в информационном листке и памятке о таких услугах, как туристское путешествие, туристский поход и экскурсия.
СТБ П 1353—2002. Средства размещения туристов. Общие требования распространяется на средства размещения туристов, предназначенные для проживания в Республике Беларусь, и дает определение различным средствам размещения, устанавливает их виды, общие требования, а также требования к предоставляемым услугам, безопасности и охране окружающей среды.
Данный предстандарт может применяться не только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в местах размещения туристов, но и организациями, занимающимися строительством и реконструкцией средств размещения.
В разделе «Общие требования к средствам размещения» регламентированы требования к устройству, оборудованию и их оснащению, подъездным путям и прилегающей территории, а также к квалификации обслуживающего персонала. В предстандарте оговорена необходимость доведения до потребителя информации об исполнителе услуг средств размещения, режиме его работы и перечне оказываемых услуг.
Раздел «Требования к услугам, предоставляемым в средствах размещения» устанавливает минимальный перечень услуг, которые должны предоставляться туристам в местах размещения, а также на туристских стоянках.
На основе данного предстандарта могут разрабатываться нормативные документы, регламентирующие требования к конкретным видам средств размещения.
Стандарты разработаны специалистами Белорусского государственного института стандартизации и сертификации с учетом требований Законов Республики Беларусь «О защите прав потребителя» от 09.01.2002 г., № 90-3 и «О туризме» от 05.09.1995 г., № 3848-ХП.
Стандарт СТБ 1352—2005 позволит туристическим фирмам организовать свою деятельность на должном уровне и тем самым предоставить потребителю туристские услуги надлежащего качества, гарантирующие безопасность для их жизни, здоровья и сохранности имущества. Стандарт СТБ П 1353—2002 поможет организациям, занимающимся строительством и реконструкцией средств размещения, учитывать необходимые требования при проектировании.
Глава 9
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Работы по стандартизации в направлениях безопасности и охраны окружающей среды являются важнейшей задачей нормативного обеспечения всех отраслей промышленности.
Следует различать три уровня экологических правил, которые в совокупности образуют следующую иерархию:
1) многосторонние экологические соглашения (МЭС) — международные соглашения между государствами, которые заключаются в ответ на глобальную экологическую ситуацию. Примерами МЭС являются Монреальский протокол (как реакция на обнаружение озоновой дыры) и Конвенция по изменению климата (как реакция на глобальное потепление)- Эти соглашения являются обязательными для правительств, которые их ратифицируют;
2) национальное законодательство - применяется для защиты местной (иногда глобальной) среды путем регулирования воздействия экологических мероприятий на экологию. Некоторые положения национального законодательства могут предназначаться для реализации международных обязательств правительств, входящих в МЭС. Важными аспектами национального законодательства являются установление нормативов экологической безопасности (в том числе через стандарты), штрафные санкции и другие механизмы принуждения контролирующих органов;
3) стандарты экологического управления (ИСО серии 14000) — являются добровольными стандартами, установленными консенсусом на международном уровне и зачастую принимаемыми в качестве национальных стандартов национальными комитетами. Эти стандарты также устанавливают правила, подлежащие выполнению, и руководящие указания при разработке и внедрении систем управления окружающей средой (СУОС), их сертификации и аудите, а также при разработке схем экологической маркировки. Они содействуют однозначности понимания этих схем и способствуют их взаимному признанию.
В настоящее время во всем мире и в Беларуси для решения экологических вопросов все чаще используются международные стандарты ИСО серии 14000. Рассмотрим более детально основные причины появления данных стандартов и их основные положения.
В 1992 г. в Женеве была принята Программа устойчивого развития. Один из факторов этой программы — внедрение экологически ориентированных методов управления, обеспечивающих связь экономического развития с охраной окружающей среды, с учетом интересов будущих поколений.
Устойчивое развитие — это развитие, при котором потребности настоящего поколения удовлетворяются без нанесения ущерба возможностям будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Во время заседания Бизнес-совета по устойчивому развитию было подчеркнуто, что промышленность и бизнес — два необходимых орудия в поддерживающих мерах по охране природы и развитию новых технологий управления окружающей средой. Приоритет в области охраны окружающей среды был отдан деятельности ИСО. Организация выработала правильную оценку: рынок предполагается на основе международной системы стандартизации по охране окружающей среды. Следуя рекомендациям ее стратегической консультационной группы, включавшей представителей из 20 стран, 11 международных организаций и более чем 100 экспертов по охране природы, ИСО в 1993 г. учредила Технический комитет 207 «Управление окружающей средой», которому была отведена основная роль в разработке международных стандартов в области экологии.
Прогресс в развитии стандартов по экологическому управлению был существенным благодаря тесному сотрудничеству членов комиссии из 70 стран и поддержке посредников-промышленников, правительств государств, государственных и негосударственных организаций. Первые пять серий стандартов были опубликованы в октябре 1996 г., через три года после учреждения ИСО/ТК 207.
В настоящее время стандарты ИСО серии 14000 включают около 20 стандартов, отражающих следующие аспекты управления окружающей средой:
• разработку и внедрение СУОС (ИСО 14001, ИСО 14004, ИСО 14061);
• экологический аудит и связанные с ним экологические исследования (ИСО 14010, ИСО 14011, ИСО 14012, впоследствии замененные ИСО 19011, а также ИСО 14015);
• экологические маркировку и декларирование (ИСО 14020, ИСО 14021, ИСО 14024, ИСО/ТО 14025);
• оценку экологической эффективности (ИСО 14031. ИСО/ТО 14032);
• оценку жизненного цикла (ИСО14040, ИСО14041, ИСО/ТО 14042, ИСО 14043, ИСО/ТО 14047, ИСО/ТУ 14048, ИСО/ТО
14049);
• другие аспекты (ИСО 14050, ИСО/ТО 14062), а также проекты стандартов (ИСО 14063, ИСО 14064).
Международные стандарты ИСО серии 14000, в отличие от многих природоохранных и других стандартов, не регламентируют количественные показатели воздействия на окружающую среду (объем выбросов и сбросов, ПДК вредных веществ, ПДУ радиации и т.д.) и не требуют обязательного применения ВАТ-технологий (Веst Аvailablе Тесhnоlоgy — наилучшая из возможных технологий). Их основная идея — внедрение системы экологического управления (менеджмента; Еnviromental Маnagement System, ЕМ8) и следование принципу постоянного улучшения. Стандарты ИСО серии 14000 не заменяют законодательных требований и не вторгаются в сферу действия национальных нормативов, а дополняют их. Они призваны уменьшить вредное воздействие на окружающую среду на следующих уровнях:
• международном: улучшение условий торговли на мировом рынке, снижение технических барьеров в торговле;
• государственном: дополнение к национальной нормативной базе и экологической политике;
• организации: улучшение экологического «поведения» предприятий.
Различные организации все более заинтересованы в достижении экологической эффективности своей деятельности. При этом следует контролировать воздействие результатов деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом экологической политики и целевых экологических показателей. Делается это при ужесточении норм законодательства, в условиях развития экономической политики, а также общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами состояния окружающей среды, включая «устойчивое развитие», и других мер, направленных на охрану окружающей среды. Многие организации проводят экологический анализ, или аудит, чтобы оценить свою экологическую эффективность. Однако этого недостаточно, несмотря на то, что экологическая эффективность не только отвечает, но и будет отвечать в дальнейшем требованиям, предусмотренным законами и экологической политикой.
ганизаций элементами эффективной СУОС, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления, чтобы содействовать организациям в достижении экологических и экономических целей.
На основе ИСО серии 14000 в Беларуси были разработаны 14 государственных стандартов, идентичных международным. Ключевым стандартом в этой серии является СТБ ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Технические условия и руководство по применению», устанавливающий требования к СУОС. Его могут применять различные организации с разным географическим положением, культурными и социальными особенностями. Модель СУОС аналогично системе качества охватывает все стадии жизненного цикла продукции. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, в том числе высшим руководством. Система дает организации возможность установить процедуры и оценить их эффективность, позволяет сформулировать экологическую политику и установить целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Цель стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями.
Демонстрация успешного внедрения существующего стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей СУОС.
СТБ ИСО 14001 содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке при сертификации или по самостоятельному заявлению.
Этот стандарт не устанавливает абсолютных показателей экологической эффективности, помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств о соответствии законодательным акутам и постоянном совершенствовании системы. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но имеющие различную экологическую эффективность, могут соответствовать требованиям СТБ ИСО 14001.
Принятие и систематическое выполнение требований СУОС обеспечат оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако применение данного стандарта не гарантирует оптимальных результатов, связанных с охраной окружающей среды. Для достижения целевых экологических показателей
СУОС должна стимулировать организации на внедрение прогрессивной технологии исходя из целесообразности, экономической и экологической эффективности.
СТБ ИСО 14001 построен на тех же принципах системы административного управления, что и стандарты на системы качества СТБ ИСО серии 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управления, соответствующую требованиям стандартов СТБ ИСО серии 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Применение различных элементов системы административного управления может варьироваться в зависимости от целей и требований заинтересованных сторон. В то время как системы административного управления качеством нацелены на обеспечение требований пользователя, СУОС предназначены для обеспечения требований широкого круга заинтересованных сторон и развивающихся потребностей общества, касающихся охраны окружающей среды.
Требования к СУОС, приведенные в данном стандарте, могут устанавливаться с учетом элементов системы административного управления. В ряде случаев соответствие указанным требованиям достигается путем адаптации этих элементов системы.
Стандарт предназначен для применения любой организацией которая ставит целью:
• внедрить, поддержать и совершенствовать СУОС;
• удостовериться в своем соответствии сформулированной экологической политике;
• продемонстрировать это соответствие другим;
• добиться сертификации СУОС;
• самостоятельно определить соответствие СУОС настоящему стандарту и заявить об этом.
Стандарт СТБ ИСО 14001 обусловливает то, что внедряющая его организация должна проводить экологическую политику, определенную руководством и распространенную на всех работников. Эта политика, будучи доступной для общественности, должна быть направлена на согласованность с экологическим законодательством при непрерывном совершенствовании экологических мероприятий. Стандарт требует от организации учредить процедуру выделения направлений мероприятий таким образом, чтобы особое внимание уделялось экологии. Следует учитывать основополагающее законодательство, касающееся экологических аспектов мероприятий, изделий или услуг, в качестве основы для мер по улучшению экологических характеристик. Стандарт требует, чтобы организация установила экологические задачи, совместимые с ее политикой, и выполняла
•программы для их реализации. Как и в случае с другими стандартами по системам управления, такими как СТБ ИСО серии 9000, СТБ ИСО серии 14001, вводит процедуры и меры, которые гарантируют, что СУОС определенной организации является нужной, эффективной и надежной. Данные меры подразумевают четкое определение ответственности и полномочий, достаточный уровень осведомленности и компетентности всех служащих посредством обучения, внутренних и внешних проверок, контроля документации и проведения корректирующих процедур. Стандарт также требует от организаций разработать процедуры, определяющие причины несчастных случаев и случайных ситуаций, с тем, чтобы быть готовыми смягчить нанесенный экологический удар. Подобно стандартам на системы управления качеством, СТБ ИСО 14001 предусматривает процедуры для проверки эффективности экологической системы управления, в том числе организацию и систематическое проведение внутреннего аудита, анализ состояния системы экологического управления, разработку и реализацию корректирующих мероприятий с целью повышения эффективности системы, а также обеспечения хранения записей о ее состоянии.
Создание СУОС в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001 включает следующие процессы (рис. 9.1):
• разработку заявления об экологической политике организации, которое декларирует ее приверженность достижению конкретных экологически значимых целей; охватывает все аспекты деятельности организации, выпускаемую продукцию; разъяснено и принято к исполнению всеми подразделениями и лицами;
• оценку существующей ситуации — установление начальных характеристик деятельности, по отношению к которым будет оцениваться эффективность функционирования СУОС, и тех элементов управления, которые уже применяются на данном объекте;
• оценку степени воздействия организации на окружающую природную среду, включающую решение следующих вопросов:
- составление перечня установленных нормативных требований, предъявляемых к деятельности организации;
- описание основных аспектов воздействия на окружающую среду организаций-поставщиков;
- составление перечня характеристик фактических выбросов в атмосферу, сбросов, размещения отходов;
- определение стадий производства, процессов и реализуемых видов деятельности, воздействующих на окружающую среду, и разработка системы их контроля;
• установление реально достижимых целевых и плановых экологических показателей организации, т.е. тех характеристик деятельности, которые отвечают целям экологической политики и подлежат улучшению;
• распределение обязанностей и ответственности в системе управления окружающей средой;
• разработку программы создания СУОС организации, очерчивающей решаемые задачи; назначение ответственных за их выполнение (одна задача — один ответственный); определение сроков выполнения, учета не только нынешних, но и всех прошлых видов деятельности, а также воздействий на среду жизненного цикла новых видов продукции;
• разработку детального руководства по СУОС, позволяющего определить, что система функционирует и учитывает все значимые аспекты воздействия на окружающую природную среду;
• установление системы документальной регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности (запись случаев нарушения требований экологической политики, описание мер, предпринятых для улучшения ситуации, отчеты по итогам инспекции и текущего контроля, система мониторинга, протоколы анализа);
• проведение внутреннего экологического аудита СУОС (периодические проверки выполнения поставленных задач и оценка их эффективности по реальному улучшению экологических показателей деятельности организации);
• проведение внешнего экологического аудита СУОС в целях ее сертификации независимой стороной — органом по сертификации.
Наличие СУОС в организации позволяет:
• улучшить имидж в области выполнения природоохранных требований, в том числе природоохранного законодательства;
• увеличить оценочную стоимость основных фондов организации;
• сэкономить энергию и ресурсы, в том числе направляемые на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
• увеличить свою долю на рынке «зеленых» продуктов;
• улучшить систему управления предприятием;
• привлечь высококвалифицированных специалистов. Несмотря на то, что многие правительства ввели в действие
законодательство, направленное на охрану окружающей среды, следует считать общепризнанным, что проведение в жизнь «политики согласия» промышленности с экологическим законодательством представляет сложную задачу ввиду наличия большого числа компаний и ограниченных средств у контролирующих органов. Добровольное же внедрение промышленными предприятиями СУОС в соответствии с СТБ ИСО 14001 может считаться неким гарантом выполнения организациями требований законодательства и непрерывного совершенствования своей деятельности в сфере экологии.
Стандарт СТБ ИСО 14004. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования выступает в качестве альтернативы СТБ ИСО 14001 и не содержит конкретных требований к СУОС, которые могут быть проверены. Основной целью стандарта СТБ ИСО 14004 является оказание помощи организациям, внедряющим или совершенствующим СУОС. Он содержит примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связей с системой административного управления организации.
Кроме того, СТБ ИСО 14004 содержит практические рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддержанию СУОС в рабочем состоянии посредством рацио-
нального размещения ресурсов, распределения обязанностей и постоянной оценки методов, процедур и процессов СУОС.
От внедрения СУОС можно получить существенные экономические выгоды, которые следует идентифицировать, чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления состоянием окружающей среды для организации. СУОС дает возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения. Организация, внедрившая СУОС, может получить значительные преимущества в условиях рыночной конкуренции.
Важным средством проверки эффективности функционирования СУОС является экологический аудит, требования к которому были приведены в следующих стандартах:
• СТБ ИСО 14010, являющемся руководством по основным принципам аудита для организаций, уполномоченных проводить экологический аудит, аудиторов и их клиентов. В нем приведены определения экологического аудита и связанные с ним
термины, а также основные принципы экологического аудита; СТВ ИСО 14011, содержащем процедуры проведения аудита систем управления окружающей средой для определения соответствия критериям аудита;
• СТБ ИСО 14012, отражающем критерии квалификации аудиторов и ведущих аудиторов в области экологии. Он применим как к внутренним, так и к внешним аудиторам.
Впоследствии эти стандарты были заменены СТБ ИСО 19011, содержащим руководящие указания по принципам и правилам проведения аудита систем менеджмента качества и систем управления окружающей средой.
Основные требования, касающиеся экологической маркировки продукции, приведены в стандартах:
• СТВ ИСО 14020, устанавливающем основные принципы разработки и использования экологических этикеток и деклараций. Они являются одним из инструментов экологического управления и дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если выбор основывается на соображениях экологичности. Предполагается, что успешное использование экологических этикеток и деклараций одними производителями повлечет за собой
улучшение экологических аспектов продукции или услуг других производителей, что в итоге приведет к снижению вредного воздействия на окружающую среду соответствующего вида
продукции или услуг;
• СТБ ИСО 14021,
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!