Государственное и политическое устройство Польши — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Государственное и политическое устройство Польши

2017-08-11 502
Государственное и политическое устройство Польши 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура высших и местных органов государственной власти Польши, была характерна и для территории Западной Беларуси, входившей в состав Польши до 1939 г.

17 марта 1921 г. в Польше была принята новая конституция. Она утверждала в Польше республиканский строй. Законодательными органами власти являлись сейм и сенат, исполнительную власть осуществлял президент совместно с министрами, а органами правосудия служили независимые суды.

Избирательная система служила интересам помещиков и буржуазии. В сейм проходили представители буржуазных и мелкобуржуазных партий и лишь незначительное число членов радикальных партий и организаций трудящихся. В выборах в Сейм мог участвовать любой гражданин, достигший 21 года, а в Сенат — 30 лет. Сейм состоял из 444 депутатов. Сенат — из 111 сенаторов. Срок полномочий Сейма и Сената равнялся пяти годам.

Сейм мог быть распущен до истечения срока его полномочий президентом с согласия 3/5 предусмотренного законом числа членов Сената. В случае роспуска Сейма Сенат также распускался. Полномочия законодательных органов делились на:

1. Законодательные:

- утверждение государственного бюджета;

- обложение налогами;

- установление численности армии;

- объявление амнистии;

- ратифицирование договоров и других важнейших актов.
2. Контрольные:

В полном объеме принадлежали Сейму и в ограниченной степени Сенату. Для осуществления финансового контроля за всей системой государственного управления была создана Верховная контрольная палата. Одной из форм контроля было выражение Сеймом согласия на объявление президентом войны и заключение мира, а также утверждение чрезвычайного положения.

3. Элекционные:

Заключались в избрании Сеймом и Сенатом, объединенным в Национальное собрание, президента.

4. Конституционные:

Позволяли изменять и пересматривать конституцию.

Президент республики являлся главой государства. Он руководил органами исполнительной власти, представлял государство в международных отношениях, обладал законодательными и судебными полномочиями. Он назначал министров и других высших должностных лиц, судей, решал вопросы о помиловании, был главнокомандующим, созывал, закрывал и мог переносить даты очередных и чрезвычайных сессий Сейма и Сената.

Президент избирался Национальным собранием сроком на семь лет. В случае необходимости его заменял маршал Сейма, которому передавались все полномочия президента.

Центральным исполнительно-распорядительным органом являлся Совет Министров (правительство), который состоял из министров возглавляемых председателем Совета Министров. Согласно Конституции Совет Министров должен был определять общее направление внутренней и внешней политики правительства. Совет Министров составлял проекты законов и ежегодно представлял на утверждение парламента отчет о выполнении бюджета.

Внутриполитическое положение Польши в конце 1925 — начале 1926 гг. было чрезвычайно неустойчивым. В целях расправы с революционным движением рабочих и крестьян правящие классы решили установить в стране открытую фашистскую диктатуру. Пилсудский начал подготовку фашистского переворота. Фашистский переворот начался 12 мая 1926 г. захватом Варшавы. Не встретив серьезного сопротивления, пилсудчики быстро овладели государственной властью. Опираясь на армию, Пилсудский стал фактическим диктатором Польши.

В августе 1926 г. пилсудчики провели частичное изменение Конституции в сторону увеличения власти президента и ограничения права законодательных органов. В августе 1930 г. маршал Ю.Пилсудский распустил сейм.

Для того, чтобы придать видимую законность установившемуся в стране фашистскому режиму, в 1935 г. была принята новая конституция, которая устанавливала исключительную власть президента и подчинение ему сейма и сената. Президент не нес ни конституционной, ни политической ответственности за свою деятельность. Новая конституция не допускала широкие массы к выборам президента, сейма и сената, лишала граждан элементарных прав. Конституция 23 апреля 1935 г. утвердила авторитарный строй, принцип концентрации государственной власти в лице Президента.

В ст. 3 Апрельской конституции перечислялись такие государственные органы: правительство, Сейм, Сенат, вооруженные силы, суды, государственный контроль. Апрельская конституция отводила второстепенную роль законодательным палатам — Сейму и Сенату, роль которого стала сводиться к утверждению бюджета. Сейм состоял из 208 депутатов, а Сенат — из 96.

Центральное управление осуществлялось Советом Министров с министрами. Министры являлись, с одной стороны, членами Совета Министров, а с другой — руководителями отдельных ведомств государственного управления. Существовали следующие министерства: внутренних дел, иностранных дел, юстиции, военное, финансовое, вероисповедания и народного просвещения, сельского хозяйства и аграрных реформ, промышленности и торговли, путей сообщения, социального обеспечения, почт и телеграфа.

Органы местного управления

Система органов местного управления строилась в соответствии с административно-территориальным делением. Вся территория Западной Беларуси в 1920-30-е гг. делилась воеводства, которые состояли из поветов, поветы — из гмин, гмины — из громад.

В целях осуществления общего управления территорией государства предусматривались следующие органы: во главе администрации воеводства стоял воевода, назначавшийся Президентом по предложению министра внутренних дел, ему подчинялась полиция, он осуществлял надзор за печатью, обществами, самоуправлением, занимался вопросами вероисповедания, культуры и искусства, частично промышленности и торговли, сельского хозяйства и аграрных реформ, то есть, по сути, он координировал деятельность всех государственных учреждений воеводства и мог осуществлять контрольные полномочия над теми учреждениями, которые ему не подчинялись. Свои функции воевода осуществлял при помощи воеводского управления, которое делилось на отделы: общий, безопасности, самоуправления, административный, охраны здоровья, военный, земледелия и др.

Во главе администрации повета стоял поветовый староста, назначавшийся министром внутренних дел. Староста подчинялся воеводе. Свои функции староста осуществлял через поветовое управление — старостство. К числу компетенций старосты относилось судебное разбирательство правонарушений, ему подчинялась полиция. В поветовом управлении, в отличие от воеводства, было меньшее количество отделов и назывались они рефератами.

Органами местного самоуправления в поветах до 1933 г. были поветовые сеймики, делегаты на которые выбирались гминными радами. После 1933 г. в поветах были созданы поветовые рады, которые избирались гминными радами, а их исполнительными органами стали поветовые управы из 6 человек во главе со старостой. Опорой польской власти на захваченной территории должны были стать осадники — военные колонисты из числа бывших участников советско-польской войны 1919-1920 годов. Они вместе с назначенными административными властями помещиками, ксендзами, чиновниками польской национальности заседали в органах местного самоуправления — тминных радах и поветовых сеймиках.

В городских и сельских гминах не существовало отдельных органов общего управления. Их функции выполняли исполнительные органы местного самоуправления. Гминную администрацию составляли войт и 2-3 заседателя. Они избирались гминой радой, в состав которой входило до 15 радцев. Гминную раду избирали депутаты гминного собрания, которое состояло из 100-150 представителей от сельских громад (жители нескольких хуторов или небольших деревень). Во главе громады стоял солтыс, который по закону должен был избираться на собрании громады или радой, а на деле, как и гминный войт, назначался поветовым старостой.

Органы местного самоуправления всех ступеней делились на распорядительные и исполнительные. В деревенских гминах постановляющим органом была гминная рада. Исполнительным органом являлось гминное управление, состоявшее из войта и членов управления, избираемых советом.

В городских гминах постановления принимали городские рады, избиравшиеся путем всеобщего голосования. Исполнительные функции осуществляло городское управление (магистрат).

В поветах постановляющими органами были поветовые рады (до 1933г. сеймики), а исполнительными органами — поветовые управления, состоявшие из шести избираемых радой членов во главе со старостой.

Компетенция органов местного самоуправления охватывала область экономики, культуры, просвещения, общественного здравоохранения и удовлетворения местных потребностей жителей. В рамках своих полномочий органы самоуправления создавали предприятия общественного обслуживания: газовые заводы, электростанции, трамвайную сеть, облагали сборами и коммунальными повинностями, утверждали бюджет, но власти обычно с ними не считались и на деле они мало что могли сделать для народа.

Что касается организации правосудия, то Конституция 1921 г. провозгласила принцип разделения властей и принцип независимости судов. Апрельская же конституция, отвергнув этот принцип, подчинила суды Президенту.

Суды делились на 2 группы:

Общие (рассматривали общеуголовные и гражданские дела)

Специальные (военные суды, по трудовым спорам, духовные,
Государственный трибунал, Верховный административный трибунал).

Закон о создании общих судов от 1928 г. произвел унификацию судебного аппарата общих судов. Его организационная структура стала выглядеть следующим образом:

- городские суды (состояли из одного человека, выносили приговоры по мелким гражданским и угловым делам);

-окружные суды (являлись судами первой инстанции по более важным уголовным делам, а также рассматривали апелляции на приговоры городских судов; решения принимались коллегиально (3 человека);

апелляционные суды (как вторая инстанция рассматривали жалобы (апелляции) на приговоры окружных судов);

-Верховный суд (рассматривал жалобы на решения судов второй инстанции; состоял из гражданской и уголовной палаты; приговоры выносились обычно тремя судьями).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.