После присоединения территории Беларуси к России по указу Павла I от 12 декабря 1796 г. в губерниях Беларуси была восстановлена с некоторыми изменениями прежняя система судебных органов, которая существовала в Беларуси, когда она находилась в составе ВКЛ и РП. В губернии судом 2-ой инстанции был Главный суд, куда подавались жалобы на решения и приговоры земских, поветовых, подкоморских судов (до 1810 г.), межевых (с 1810 г.) и городского магистрата. Главный суд был выборным судом. В его состав избиралось по два человека от каждого повета. Помимо этого в его состав входило 2 советника, назначаемых на эту должность. В зависимости от категории дел, последние решались либо в департаменте уголовных, либо в департаменте гражданских дел. Главный суд занимался делами дворян в качестве апелляционной инстанции. Земский поветовый суд был судом первой инстанции. Поветовый земский суд проводил свою работу в виде трех ежегодных сессий, которые продолжались по 2-3 недели. В компетенцию земских судов вошли все те дела, которые ранее решались земскими и гродскими судами. Поветовые земские суды действовали до 1831 г. и были заменены уездными судами в составе уездного судьи и двух заседателей, которые руководствовались в своей деятельности только российским законодательством. Просуществовали на территории Беларуси вплоть до введения мировых судов в 1871 г., когда буржуазная судебная реформа начала осуществляться и на территории Беларуси.Подкоморские суды действовали на территории Беларуси с 1796 по 1810 г. Они рассматривали, как и до присоединения к России, только одну категорию дел — межевые споры. Но в связи с тем, что в России, в том числе и Беларуси, проводилось генеральное межевание, в 1810 г. сначала в Виленской, затем в Гродненской и Минской губерниях были учреждены межевые суды. Судьи межевых судов в каждом повете избирались на три года. Число членов межевых судов в повете законом не определялось, но указывался минимальный и максимальный состав: не менее 3 и не более 21. Межевой суд первой инстанции (общий межевой суд) состоял из одного межевого судьи, который рассматривал дело по существу обязательно на месте нахождения спорных границ судебных владений и в присутствии арбитров с обеих сторон. Решение общего суда можно было обжаловать в апелляционный межевой суд, в состав которого входило 5 судей. Этот суд постоянно находился в поветовом городе. Решения его являлись окончательными и обжалованию не подлежали. Деятельность межевых судов вызвала поток жалоб на незаконные решения, в связи с чем и был создан в 1815 г. Высший губернский межевой суд, состоящий из выборных судей от каждого повета по одному. Он находился в губернском городе.Межевые суды в составе трех инстанций просуществовали до 1840 г. С этого времени межевые споры решались в уездных судах. Буржуазные реформы второй половины XIX в. Проведение буржуазных реформ 1860-70 гг. коснулось и территории Беларуси как неотъемлемой части Российской империи. Реализация буржуазных реформ в Беларуси имела некоторые особенности. Многие реформы (земская 1864 г., городская 1870 г., судебная 1864 г.) были проведены в Беларуси значительно позднее, чем в центральных губерниях России, и с такими особенностями, которые сводили на нет многие прогрессивные положения реформ. После реформы 1861 г. произошли значительные изменения в местных органах государственного управления и самоуправления. В дополнение к старому государственно-полицейскому аппарату создавались новые органы власти: в губерниях — губернские по крестьянским делам учреждения, в поветах — мировые посредники и поветовые мировые съезды, с 1874 г. — поветовые по крестьянским делам учреждения, с 1889 г. — земские участковые начальники и их поветовые съезды; в волостях — волостные собрания, волостной председатель, волостное правление, волостной крестьянский суд; в селах — сельское собрание, сельский староста. Губернские по крестьянским делам присутствия состояли из губернатора (председатель), губернского предводителя дворянства, руководителя палаты государственного имущества, губернского прокурора, двух местных дворян, которых назначал министр внутренних дел, и двух местных дворян, избранных поветовыми предводителями дворянства. Кроме того, в состав присутствия могли назначаться и другие губернские чиновники. Губернское присутствие рассматривало жалобы на действия мировых посредников и их поветовых съездов, утверждало составленные по поветам проекты о распределении поселений по волостям, а также решало другие вопросы осуществления реформы.Мировые посредники занимались непосредственным проведением реформы. В каждом повете им назначалось 3-5 участковых мировых посредников. Ими могли быть потомственные дворяне, которые имели не менее 500 десятин земли или не менее 150 десятин и диплом об окончании учебного заведения с правом на чин 12 класса. Мировые посредники назначались губернатором и утверждались Сенатом. Они рассматривали споры между крестьянами и помещиками, крестьянские жалобы, утверждали уставные грамоты, рассматривали некоторые судебно-полицейские дела. По своему правовому положению мировые посредники не считались государственными чиновниками и не входили в состав учреждений местного самоуправления. Они приравнивались к поветовым предводителям дворянства. Жалобы на их решения рассматривались поветовыми съездами мировых посредников. С состав поветового съезда входили все мировые посредники данного повета, поветовый предводитель дворянства (председатель) и назначенный губернатором чиновник. Мировые посредники существовали до 1874 г., когда их функции были переданы вновь созданным поветовым присутствиям по крестьянским делам. В состав поветового присутствия должны были входить поветовый предводитель дворянства, исправник, обязательный член присутствия, председатель земской поветовой управы и один из мировых судей. Но в Беларуси в то время не было ни земств, ни мировых судей, поэтому главным над крестьянами был поветовый исправник и подчиненные ему полицейские чины. Волостное собрание состояло из сельских и волостных представителей власти и по одному представителю от каждых десяти крестьянских дворов. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях — батраки имели право посылать на волостное собрание по одному человеку от каждых 20 взрослых работников. Назначением волостного собрания было: выборы волостных служебных лиц и судей волостного суда, определение и раскладка мирских сборов и повинностей, проверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности, создание и содержание волостных школ. Волостное руководство состояло из волостного председателя, всех сельских старост и сборщиков налогов. Особое положение в волостных органах занимал волостной писарь, который не избирался крестьянами, а назначался мировым посредником, а затем — земским начальником и фактически решал большинство волостных вопросов. Волостной суд избирался волостным собранием ежегодно в составе от 4 до 12 судей. Дела в суде должна была рассматривать коллегия в составе не менее 3 судей. Волостному суду были подсудны дела по спорам между крестьянами, а также дела по маловажным криминальным или административным проступкам. Решения волостного суда по всем делам считались окончательными. В 1866 г. был принят закон, согласно которому крестьяне получили право подавать жалобы на приговоры волостных судов съезду мировых посредников, если волостной суд нарушал свою компетенцию. В 1889 г. поветовые по крестьянским делам присутствия были ликвидированы и их полномочия переданы земским участковым начальникам. Созданный в России институт земских начальников был распространен в Беларуси лишь спустя 10 лет. Земский начальник, назначавшийся из потомственных дворян, являлся распорядителем всего в деревне. Все должностные лица села и волости также находились в зависимости от него: он утверждал их в должности, имел право отстранить и даже арестовать. В одних руках сосредотачивалась административная и судебная власть. Волостной мировой суд упразднялся, его функции частично передавались крестьянскому волостному суду, частично — земскому начальнику.Земский начальник назначался на 3-4 волости. Он имел широкие полномочия, мог судить крестьян, отменять решения волостного суда. На постановления земского начальника можно было подавать жалобы поветовому съезду земских начальников, а на постановление съезда — в губернское присутствие. Функции органов крестьянского самоуправления были очень ограничены. К числу их главных обязанностей относились раскладка и сбор податей, контроль за исполнением крестьянами многочисленных повинностей, регулирование поземельных взаимоотношений крестьян, организация в деревне полицейской службы, которую осуществляли соцкие и десятские.Крестьянская реформа 1861 г. вызвала необходимость более широкого участия и проявления инициативы в управлении местными делами всех слоев населения. С этой целью 1 января 1864 г. было выдано «Высочайшее именное положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались губернские и поветовые земские собрания как распорядительные органы и губернские и поветовые управы как исполнительные. Выборы поветовых гласных проводились на трех выборных съездах: поветовых землевладельцев, городских избирателей и избранных от сельских общин. Правом избирать от землевладельцев пользовались только владеющие не менее 125 десятинами земли, от городских жителей — собственники определенного недвижимого имущества или торговцы и фабриканты с оборотным капиталом не менее 6 тыс. рублей в год. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельское собрание, волостное собрание, поветовый съезд. Наибольшее количество депутатов поветовый земский съезд выбирали помещики и буржуазия. Гласные губернских земских собраний избирались на поветовых земских собраниях из расчета один губернский гласный на шесть поветовых гласных. Выборы в земские учреждения проводились один раз в три года. Поветовые и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней. Большинство гласных в этих собраниях составляли дворяне. Председательствовали на земских собраниях соответственно поветовые и губернские предводители дворянства. Для производства дел на время заседаний уездные земские собрания избирали секретарей из числа своих членов.К ведению губернских земских собраний относились следующие вопросы: утверждение губернских земских смет, управление финансовой политикой, законотворческая деятельность.Исполнительными органами земских собраний стали уездные и губернские управы, избиравшиеся на три года. Они были постоянно действующими органами и имели штатных чиновников, которые занимались различными отраслями. Губернская земская управа состояла из председателя и 6 членов, избиравшихся на три года губернским земским собранием из своего круга. Председатель губернской земской управы утверждался министром внутренних дел.В компетенцию земств входили местное хозяйство, строительство и досмотр дорог, школ, больниц, благотворительные учреждения, организация сельскохозяйственного кредита, пропаганда агротехнических знаний, улучшение местной промышленности, организация земской статистики и др. На земские учреждения возлагались определенные обязанности: земским собраниям вменялась распорядительная власть и общий надзор за ходом дел в административной единице; земским управам — как «распоряжения исполнительные», так и вообще «ближайшее заведование земскими делами». Губернские земские собрания могли издавать обязательные для местных земских учреждений той же губернии постановления, а уездные земские собрания — давать своим уездным управам инструкции о способе исполнения постановлений губернских собраний. Обязанности уездных земских управ совпадали с обязанностями губернских управ по губернии. Кроме того, управы уездов исполняли поручения губернской управы.На территории западных губерний земства не создавались на протяжении 40 лет. Только в 1903 г. была осуществлена первая попытка создать их в губерниях Минской, Витебской и Могилевской. Но они не выбирались, а назначались министром внутренних дел и губернаторами. Положением, изданным 2 апреля 1903 г., создавались губернские и поветовые комитеты и управы по делам земского хозяйства вместо губернских и поветовых земских собраний. В состав губернских и поветовых комитетов входили должностные лица губернского и поветового аппарата управления и земские гласные, которых назначал на три года министр внутренних дел по представлению губернатора. Он же председательствовал в губернском комитете, ему принадлежала главная роль и в губернской управе. В Беларуси земства появились лишь в 1911 г., и в урезанном виде, когда 14 марта 1911 г. был издан указ об осуществлении в белорусских губерниях Положения о земствах с некоторыми поправками и изменениями. В частности, существенно урезались права местного населения по формированию земских учреждений и участию в их работе, почти полностью отстранялись от участия в земствах лица иудейского вероисповедания, был введен достаточно высокий имущественный ценз. Губернаторам и министру внутренних дел было предоставлено право приостанавливать распоряжения земских учреждений.Вслед в России проводилась реформа городского самоуправления. В 1870 г. было утверждено городовое положение, согласно которому создавались бессословные органы городского самоуправления — городские думы, избираемые сроком на 4 года. В выборах городской думы принимали участие только зажиточные налогоплательщики. Городская дума, в зависимости от размера города, состояла из 30-72 гласных. Дума формировала городскую управу — постоянно действующий исполнительный орган, состоявший из городского головы и 2 или более членов — гласных. Городской голова в крупных городах утверждался министром внутренних дел, а в малых — губернатором. Формально, городская дума подчинялась не местной администрации, а непосредственно Сенату. Но, практически не обладая никакой властью, она находилась в полной зависимости от местной администрации. Надзор за законностью действий органов городского самоуправления осуществлял губернатор. Городское самоуправление было ограничено узкими рамками чисто хозяйственных вопросов. Городская дума и управа занимались благоустройством города (водопровод, освещение, мосты, улицы, санитарное состояние), надсмотром за школами, больницами и т.д. Оно не обладало властью принуждения для исполнения своих постановлений и поэтому прибегало к помощи не подчиненной ей непосредственно полиции. В Витебской, Минской, Виленской и Могилевской губерниях городская реформа проводилась в 1875 г.Судебная реформа готовилась более пяти лет и начала проводится в жизнь в 1864 г. Она закрепила новые основы судебного устройства и судопроизводства. Основные положения реформы были закреплены в четырех законодательных актах: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».В основу реформы была положена теория разделения властей. Было провозглашено отделение суда от администрации, введение общего всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следственных, гласность судебного процесса, право обвиняемого на защиту, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Важным результатом реформы стала основание адвокатуры для обороны по криминальным и представительства интересов сторон по гражданским делам. С целью надзора за судами, следствием и местами заключения была реорганизована прокуратура, которая меняла свое направление деятельности. Она превратилась в орган обвинения. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным принадлежали мировые суды и съезды мировых судей, к общим — окружные суды (от одного до трех на губернию) и судебные палаты (одна на несколько губерний).Мировым судам были подсудны гражданские дела при цене иска до 500 рублей, и криминальные, при которых предусматривался арест до 3 месяцев. В мировых судах дела единолично рассматривал мировой судья. Мировые суды с упрощенным судопроизводством создавались по 3-4 в одном повете. Таким образом, повет составлял мировую округу, разделенную на мировые участки, в каждом из которых находился участковый мировой судья. Кроме участковых, были и почетные мировые судьи, которые могли рассматривать дела, но не входили в штаты министерства юстиции и не получали жалования. Съезд мировых судей был судом второй инстанции и рассматривал апелляционные жалобы на приговоры мировых судей. Окружной суд, как правило, состоял из цивильного и криминального отделений, последнее — из коронного суда и суда присяжных. Окружным судам были подсудны все криминальные дела за исключением политических и определенных служебных преступлений. Криминальные дела рассматривались с участием присяжных заседателей. Коронные судьи назначались царем по представлению министра юстиции пожизненно. Возглавлял окружной суд председатель, а его отделениями руководили его заместители. Судебные палаты действовали как суды второй инстанции в отношении окружных судов. Но, криминальные дела, которые рассматривались с участием присяжных заседателей, апелляционному пересмотру не подлежали. По некоторым криминальным делам, например по политическим, судебные палаты могли действовать как суды первой инстанции. Высшей кассационной инстанцией выступал Сенат, который мог вернуть дело в тот или иной суд на повторное рассмотрение в случае нарушения правил судебной процедуры. Он включал два департамента: цивильный и криминальный. С конца XIX в. Сенат занимался обнародованием и толкованием законов, мог издавать административные распоряжения. Судебная реформа на Беларуси началась с 1871 г. с мировых судов. Введение окружных судов и институтов присяжных заседателей оттягивалось на Беларуси по разным причинам вплоть до 1883 г. К этому времени правительство внесло соответствующие изменения в судебные уставы 1864 г.: ограничивалась независимость суда, его гласность, сужалась компетенция суда присяжных, усиливалась роль полиции и жандармерии. Для Западного края плюс ко всему вводились дополнительные изменения: из общих списков присяжных заседателей правительство могло исключить тех или иных лиц по своему усмотрению без указания причин и др. В 1882 г. в Беларуси были образованы окружные суды, судебные палаты, прокуратура, нотариат и адвокатура. Окружные суды Минской, Гродненской и Виленской губерний подчинялись Виленской судебной палате, Могилевский окружной суд — Киевской, Витебский — Петербургской. Все чины окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее образование. Свои особенности имел и порядок формирования судебных органов на Беларуси. Мировые и почетные мировые судьи здесь не избирались, а назначались правительством. Ограничивалось участие дворянства в деятельности мировых и окружных судов, урезались права лиц иудейского вероисповедания при формировании состава присяжных и рассмотрении определенных категорий дел.Отмена крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостного права крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. После крестьянской реформы положение изменилось. У правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции. С целью усиления полиции были проведены следующие преобразования:В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов была объединена, и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе, который стал назначаться правительством вместо существовавших ранее выборов его дворянским собранием.Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уездах — отряды сельской стражи. В каждом уезде было 30-40 урядников. Кроме того, полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские), в городах — дворники.Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления, предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.В крупных городах вместо прежних управ благочиния были созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами. Города делились на части (районы) во главе с частными приставами, а те, в свою очередь на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями.Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернские жандармские управления.Увеличился аппарат и политической полиции. В 1867 г. было принято новое положение о корпусе жандармов, по которому вместо жандармских округов, включавших в свой состав несколько губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские управления. Окружные управления объединяли деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа.В связи с массовым строительством железных дорог, для их охраны учреждались железнодорожные жандармские управления.В 1880 г. Завершилось создание единой системы полицейских органов в стране.
Контрреформы 1880-1890-х гг.
Правление Александра III (1881—1894) стало временем осмысления преобразований прежнего царствования. В 1880-е гг. на смену реформам пришла пора реакции и гонений.В 1881 г. появляется «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», по которому местная администрация наделялась правом издания обязательных постановлений, нарушение которых каралось арестом, штрафами, высылкой. Теперь в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Увеличиваются штаты отдельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в 1882 г. — секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения, приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное», сроком на три г., это положение постоянно возобновлялось и действовало вплоть до 1917 г.Серией законодательных актов 1889-1892 гг. ограничивалась самостоятельность многих местных госучреждений. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земства были преобразованы. Дворянство получило возможность избирать большую часть гласных (около 57%). Имущественный ценз понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков.Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под контроль государства. Фактически, это перечеркивало главную идею земства — независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов нежелательных для режима людей, увеличить представительство дворян и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.Введенное 11.06.1892 г. новое городовое положение также являлось контрреформой, преследующей те же цели, что и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами местного самоуправления и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению повышался имущественный ценз. Городская управа получила больше независимости от городской думы, было сокращено число гласных. Значительно расширялись права городского головы: он мог сам, без согласия думы, снимать с повестки дня поставленные вопросы. Гласные были лишены права требовать созыва чрезвычайного собрания, а дума — права отдачи под суд членов управы. Новое положение приравнивало выборных должностных лиц городской думы к правительственным чинам и ставило их в зависимость от администрации. Губернатор получал право на предписания и указания членам управы, губернское по городским делам присутствие могло отстранять их от должности. Что касается городской думы, то сам губернатор мог приостановить любое ее решение. Т.о., городское самоуправление лишилось самостоятельности, все его действия должны были одобряться и утверждаться губернской администрацией. Таким образом, уже к середине 1880-х гг. сложились основные направления контрреформ: полная централизация власти и осуждение земского и городского самоуправления.