В XV-XVI вв. большинство городов получили специальные грамоты Магдебургского права, то есть в городах вводилась особая форма управления, в некоторых чертах сходная с системой управления в городах Польши и Германии. Согласно магдебургского права мещане освобождались от феодальной зависимости и повинностей, им гарантировались свободные занятия ремеслом, торговлей. Города, получившие привилеи, исключались из административной власти воевод и старост и получили право иметь в городе органы городского управления в сочетании с некоторыми элементами самоуправления. Наиболее ранней фигурой в системе управления городов был войт. Он находился во главе городской администрации и суда. Должность войта существовала во всех частновладельческих городах, как имевших право самоуправления, так и не имевших. Войты назначались на разный срок: пожизненно, с передачей должности по наследству, «до воли и ласки господарское». В XVIII в. довольно широко распространился принцип ежегодной сменяемости войтов. Приступая к исполнению своих обязанностей, он давал присягу, в которой обязывался руководствоваться привелеем на магдебургское право.Классическое магдебургское право сводило роль войта к старшинству в войтовско-лавницком суде. Однако в Беларуси войт приобрел права высшей административной власти и войтовского суда. Он следил за поддержанием порядка в городе, за сохранением правил торговли, заботился о защите интересов мещан перед правительством и в конфликтах с отдельными феодалами, следил за своевременным сбором налогов с мещан, осуществлял совместно с членами городской рады и лавниками (заседателями) правосудие. Войт мог назначить себе заместителя — лентвойта, или ландвойта. Помощниками войта по управлению городскими делами были бурмистры, как правило, два. Они назначались или утверждались войтом из числа членов городской рады. Бурмистры, в основном, решали текущие вопросы городского управления: вопросы торговли, ремесла, городского благоустройства. Они заботились о надлежащем содержании городских оборонных сооружений, несении сторожевой службы населением и выполнении других повинностей, вершили правосудие по мелким делам.С введением в городе магдебургского права власть переходит в руки административного и судебного органа городского самоуправления — магистрата. Магистрат — это выборный административный и судебный орган городского самоуправления в городах, которые имели Магдебургское право. Магистрат делился на две коллегии, состоящие из выборных членов. Рада, в которой председательствовал бурмистр, рассматривала вопросы по гражданским искам, ведала полицией, имуществом, торговлей. Лава, состоящая из присяжных (лавников) под председательством войта, наделялась узкосудебными функциями и судила за криминальные преступления. В состав магистрата входили и другие лица: писарь, который присутствовал на заседаниях обеих коллегий и вел магистратские книги, «полецаи», которые следили за порядком в городе и были ответственны за сборы налогов и торговлю. Для проверки правильности доходов и расходов городской казны избиралась группа шафарей. Число членов магистрата было неодинаковым в разных городах, что зависело от размеров города. Здание, где размещался магистрат, называлось ратуша. Главным органом самоуправления была городская рада, которая состояла из бурмистров и радцев. Твердо определенного количества членов рады не было, обычно она приближалась к двенадцати (это число считалось классическим образцом). Городская рада в большинстве белорусских городов состояла примерно из 6-20 человек. Ее состав определялся привелеем либо по религиозному признаку (половина православных, половина католиков). Но фактически главную роль при выборах играл имущественный ценз. Как правило, в ее состав входили наиболее богатые купцы, цехмистры и богатые мастера-ремесленники. В одних городах она избиралась зажиточными мещанами на общем собрании, в других — сам войт комплектовал раду. Члены рады, после принятия присяги войту правили городом в течение 1 года. Рада, которая принимала городские дела, называлась новой, а та, что заменила их — старой. Но члены последней не лишались права участия в работе магистрата. Однажды избранные в состав рады оставались ее членами пожизненно, участвуя в заседаниях и заменяя то или иное должностное лицо из числа избранных на текущий год в случае его отсутствия. Вследствие этого выборы состава рады на каждый год сводились к передаче должностных функций одной и той же группе лиц. Городская рада определяла общее направление развития городской экономики, ведала вопросами благоустройства и содержания в боевой готовности оборонительных сооружений, выносила решение о сборе с населения необходимых средств на городские нужды, осуществляла контроль над их расходованием. Как административный и распорядительный орган рада следила за ведением торговли, изготовлением и продажей продукции пекарями, мясниками, рыбаками; устанавливала цены на хлеб, единые меры продажи зерна, устанавливала нормы и правила внутригородской жизни. В распоряжении рады находилась тюрьма, гостиные дворы, рынки, городские весы. Члены городской рады участвовали в осуществлении правосудия совместно с войтом и бурмистрами. В соответствии с магдебургским правом в городах Беларуси вводился войтовско-лавницкий суд, один из местных судов для населения Великого княжества Литовского. Его юрисдикции подлежали мещане. Войтовско-лавницкий суд являлся особой судебной коллегией в составе войта и лавников. Председательствовал на судебных заседаниях войт, иногда его заместитель — ландвойт. Количество лавников зависело от размеров города. Избирались лавники городской общиной (громадой), радой или назначались войтом из мещан этого города. Заседание суда могло состояться при условии, что присутствует не менее половины лавников. Компетенция лавы была следующей:Разбор дел по криминальным преступлениямПраво первой апелляции на решения бурмистерско-радского судаРазбор дел, в которых одна из сторон не находилась под городской юрисдикцией.Функции низших должностных лиц в городах по сбору налогов, контролю над деятельностью торговцев и ремесленников, за соблюдением порядка выполняли соцкие, десяцкие и «слуги месцкие», которые находились в подчинении у войта и бурмистров. В решении общегородских вопросов значительную роль продолжали отыгрывать общие собрания мещан — сеймы, вече и копы. На этих собраниях могли заслушиваться отчеты бурмистров и расходовании городских средств, составляться жалобы и челобитные к властям, выносится решения о сборе средств на городские нужды, высказываться требования снять тех или иных лиц городского управления. Копные собрания мещан занимались расследованием и разбором криминальных дел. С ростом городов и усилением классового деления городского населения общие собрания мещан утрачивают свое значение.Подводя итог рассмотрению структуры и характеру деятельности высших и местных органов власти необходимо отметить, что в XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация. Именно во второй половине XVI в. завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата. Судебные органы ВКЛСоставной частью государственного аппарата являлись судебные органы. В Беларуси их система складывалась постепенно, и в завершенном виде сформировалась в XVI в., когда создаются и получают законодательное закрепление такие суды как земские, подкоморские и Главный суды. Что же касается других действовавших в XVI в. судов, то они были созданы значительно раньше и вместе с вновь учрежденными судами составили довольно прогрессивную и своеобразную судебную систему Великого княжества Литовского, которая пережила существование самого государства и действовала в несколько измененном виде в Беларуси вплоть до 1830 г. В начале XVI в. судебная власть принадлежала великокняжеским врядникам или чиновникам-воеводам, старостам и державцам, которые являлись судебной и административной властью. Характерной чертой всех судов в Беларуси в XIV—XVI в. было их разделение по классово-сословному принципу на суды для феодалов и для простого народа. Основными судебными органами для феодалов-шляхты были господарский, земский, подкоморский и каптуровый суды. В отношении простого народа суд и расправу чинили феодалы и их наместники, должностные лица государственного управления — воеводы, старосты, державцы и их наместники, а иногда сам господарь и паны-радные. Специальными судебными органами для простого народа были копные суды для крестьян и магистратские (местские) для мещан. Высшим судебным органом являлся господарский (великокняжеский) суд, который до 1581 г. (до учреждения Главного суда) выступал как апелляционный суд (суд 2-ой инстанции) и как суд 1-ой инстанции по наиболее важным делам, затрагивающим интересы государства и шляхты. Господарский суд был высшим всесословным коллегиальным судом. Он осуществлялся великим князем с панами-радными и другими врядниками. Состав господарского суда не был регламентирован в Статуте, но на практике на суде обязательно должны были присутствовать в качестве заседателей паны-радные. Господарский суд заседал в виде сессий, проходивших обычно в ноябре. Заседания Господарского суда могли проходить в любом месте, где находится князь, но только в пределах территории Великого княжества Литовского.Компетенция господарского суда была довольно обширной. В качестве суда первой инстанции он рассматривал важнейшие дела, например, споры о силе и значении различных жалованных грамот, затрагивавших интересы государственной казны, политические преступления (бегство в неприятельскую землю, неподчинение решению господаря по судебным делам, неуважительное отношение к официальным актам и их подделка), уклонение от военной службы, жалобы на злоупотребление властью чиновниками как должностными лицами.В качестве второй инстанции господарский суд рассматривал любые дела, поступавшие к нему в порядке апелляции из нижестоящих судов. Решения господарского суда считались окончательными и обжалованию не подлежали. С 1581 г. компетенция Господарского суда сужается и согласно Статуту 1588 г. он действует только как суд 1-ой инстанции по делам о государственных преступлениях; по делам, затрагивающим имущественные интересы государства; о незаконных действиях высших врядников, об установлении принадлежности к сословию шляхты и, в некоторых случаях, дела иностранных купцов. Поскольку члены господарского суда не утруждали себя судебной деятельностью, то зачастую рассмотрение дел поручалось панам-радным или специально назначенным господарем лицам — комиссарам. Суд панов-радных и комиссарский суд являлись разновидностью господарского суда. Если суд панов-радных по поручению господаря рассматривал различные дела, то комиссарский создавался господарем для рассмотрения одного конкретного дела, поступившего на имя господаря. Решения этих судов, вынесенные без предварительного осведомления о мнении великого князя, можно было обжаловать самому князю.Иногда отдельные уголовные и гражданские дела рассматривались государем и панами-радами на сейме. Такой суд возник в конце XV в. и назывался сеймовым. В него помимо господаря и панов рад, согласно Статуту 1588 г., входило еще 8 депутатов сойма. Этот суд действовал только в период работы сойма. Решения его считались окончательными. Если на сеймовом суде господарь отсутствовал или его точка зрения расходилась с мнением большинства, то за господарем сохранялось право помилования.Разновидностью господарского суда был маршалковский, во главе которого стояли один или два маршалка. Этот суд рассматривал дела по поручению или приказанию господаря. Местом его заседаний обычно являлся господарский двор. Кроме маршалков членами этого суда были назначенные господарем лица. Маршалковский суд рассматривал самые разнообразные дела из поступивших на рассмотрение господарского суда. Как постоянное учреждение при великом князе маршалковский суд возник к концу XV в. и не прекратил свою деятельность после издания Статута 1529 г. Господарский суд, будучи одновременно судом первой и второй инстанций, был перегружен и действовал очень медленно. Для того чтобы ускорить ведение судопроизводства и тем самым разгрузить господарский суд, грамотой короля Стефана Батория от 1 марта 1581 г. был учрежден главный суд, или главный литовский трибунал. Сессии Главного суда проводились каждый год в Вильно, а в Минске и Новогрудке—попеременно через год. Каждая сессия могла продолжаться не больше 22 недель, потом судьи переезжали в следующий город.Вся территория Великого княжества Литовского была как бы условно разделена на 3 судебных округа, с учетом которых и рассматривались судебные дела в указанных городах.Главный суд вел все дела по аппеляционным жалобам на решения: 1) гродских, земских, подкаморских судов; 2) панских судов в отношении служилых шляхтичей, приговоренных к смертной казни, тюремному заключению или к большим денежным штрафам. По первой инстанции он рассматривал некоторые дела, которые раньше были подсудными господарскому суду. Особую категорию дел представляли жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных служебных должностей и судей. Кроме того, Главный суд занимался еще и нотариальными делами: заверял завещания, акты купли-продажи, заема и т.д.Членами главного суда были шляхтичи, избираемые ежегодно на поветовых сеймиках в количестве двух. Выбранными могли быть только шляхтичи, которые владели недвижимостью, разбирались в местном праве и обычаях. Количество членов Главного суда не было постоянным, но, как правило, их было около 40 человек. Всей работой Главного суда руководил избранный судьями маршалок. На этот пост рекомендовался Радой один из панов. Для рассмотрения дел, связанных с исками из-за церковной собственности, создавалась совместная коллегия Главного суда. Она состояла из членов Главного суда и представителей духовенства, которых назначали епископыРешения главного суда, принятые единогласно или большинством голосов, считались окончательными и приводились в исполнение.На местах действовали суды первой инстанции, среди которых основным считался замковый (гродский) суд — всесословный суд, ежемесячно действующий, но не отделенный от администрации. Свое название он получил от слова замок. Замки давались в управление воеводам, а также старостам, которые осуществляли административные, финансовые и судебные функции. Воевода или староста рассматривали дела не единолично, а с участием местных феодалов. Иногда староста или воевода передавали свои обязанности по гродскому суду заместителям — подстаросте или подвоеводе. В данном случае в состав гродского суда входили подстароста (подвоевода), гродский судья и гродский писарь, которые назначались старостой или воеводой. Заседания гродского суда проходили ежемесячно с первого числа и длились в течение двух недель. В компетенцию гродского суда входило рассмотрение дел как уголовных (о разбоях, поджогах, убийствах, изнасилованиях, кражах, чародействе), так и некоторых гражданских (неисполнение договора займа, аренды). Но в основном гродский суд рассматривал именно уголовные дела. Причем все перечисленные категории их рассматривались данным судом лишь в случаях, когда преступник был задержан на месте либо пойман в течение 24 часов после совершения деяния или (при отсутствии факта задержания виновного) если заявление было подано не позднее недели после совершения преступления. Во всех других случаях заявитель должен был обращаться в земский суд.При гродском суде находились палач и тюрьма, в которой содержались заключенные по решению гродского, земского и главного судов.Земский суд, учрежденный ранее и впервые закрепленный Вельским привилеем в 1564 г., был судом более демократичным, т.к. это был суд исключительно выборный, коллегиальный и полностью отделенный от администрации. В законе прямо указывалось, что в земский суд не могут быть избраны лица, находящиеся в другой должности, а также лица духовного звания. Но это был и чисто сословный суд, который формировался только из шляхты и рассматривал дела только в отношении шляхты. В состав земского суда входили три человека: земский судья, подсудок и земский писарь, избранные из шляхты данного повета. Земский суд работал посессионно, проводя 3 каденции (сессии) в год — в январе, июне и конце сентября. Компетенция земского суда была довольно широкой и законом четко не определялась. В основном он рассматривал дела по имениям, с которых отправлялась земская военная служба, иски о незаконном сборе частными лицами торговой пошлины или увеличении ее размера, споры о принадлежности к шляхетству, а также другие уголовные и гражданские дела. Дела, касающиеся земли, были в ведении специально созданного в 1565 г. на Виленском сейме подкоморского суда. Это был выборный, исключительно шляхетский и отделенный от администрации суд. Он учреждался в каждом повете и рассматривал только одну категорию гражданских дел — межевые споры по имениям. Причем осуществлялось это не коллегиально, а одним судьей — подкоморием на месте нахождения спорной земли. При отсутствии жалобы решение суда приводилось в исполнение сразу же в виде установления межевых знаков — концов и столбов, хотя решение могло быть обжаловано в Господарский, а с 1581 г. — в Главный суд.Помощниками подкомория были землемеры — коморники, которые назначались подкоморием из шляхтичей, имеющих поместья. Коморники по поручению подкомория могли рассматривать дела в отношении земли размером не более 1 волоки. Если в процессе рассмотрения дела действия коморника обжаловались одной из сторон, то спор рассматривал подкоморий.Среди судов для феодалов особо выделялся каптуровый суд, который являлся временным чрезвычайным судом и действовал в период бескоролевья. Он создавался на основе специального постановления вального сейма Великого княжества Литовского из числа местных судей. Членами этого суда были все члены земского, подкоморского и гродского судов. Численный состав каптурового суда не был определен, но решение его считалось законным, если выносилось в присутствии пяти членов. Компетенция его была широкой, а решения (приговоры) — окончательными и обжалованию не подлежали. Впервые каптуровый суд в Беларуси был учрежден по постановлению Виленского сейма от 29 января 1587 г.Судами для простого народа, в частности для крестьян, помимо суда должностных лиц и самого феодала, были копные суды, которые своими корнями уходили в далекое прошлое. Копные суды — это своеобразные собрания крестьян, созванные для рассмотрения таких уголовных дел, как кражи, убийства, побои. Судьями были представители крестьянских органов самоуправления — старцы, а также копные мужи. К последним относились не все крестьяне, а только домохозяева. Число членов копного суда не было постоянным и четко определенным. Оно зависело от многих обстоятельств (важности дела, поры года, погоды и т.д.). Но обычно суд считался правомочным, если он состоял из 10-20 членов. Территория копного округа определялась в радиусе 15-20 километров от его центра. Действовали копные суды на основании норм обычного права. Компетенция суда была довольно широкой: он рассматривал и особо опасные преступления (убийства, грабеж и др.) и мелкие правонарушения (потрава посевов).Это были быстродействующие суды, так как практически решения их невозможно было обжаловать: любое наказание вплоть до смертной казни сразу же приводилось в исполнение. Для мещан городов, получивших грамоты на Магдебургское право, учреждались магистратские (войтовско-лавничьи и бурмистерско-радецкие) суды. Таким образом, судебная система Беларуси в XVI в. включала как ранее созданные суды, так и новые, учрежденные только в XVI в. Для нее характерны такие принципы, большинство из которых и в настоящее время считается прогрессивными и актуальными.Подводя итог рассмотрению структуры и характеру деятельности высших и местных органов власти необходимо отметить, что в XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация. Именно во второй половине XVI в. завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.