Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-08-11 | 956 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Органы власти и управления в Великом княжестве Литовском
Объединение белорусских земель в ВКЛ
Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХП в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в ХШ-XIV вв., когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества.Рост производственных сил, укрепление феодальных отношений вызвали увеличение общественного разделения труда, что в свою очередь содействовало развитию торговли и ликвидации обособленности мелких государств-княжеств, слиянию их в более крупные государства. Особенно этот процесс усилился в Беларуси во второй половине XII в. Белорусские княжества с древних времен находились в постоянных торговых политических отношениях между собой, так как их связывала общность торговых путей по Неману, Днепру, Вилии, Западной Двине и других реках, общность культуры и языческой, а впоследствии и христианской, религии, совместные военные действия.В Беларуси объединение поддерживалось и широкими массами крестьян, особенно в первой половине XIII в. когда с северо-запада началась агрессия католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-запада — татар, что вызвало необходимость ускорения объединения белорусских княжеств в единое государство.В XII в. начался процесс присоединения и некоторых литовских земель к белорусским княжествам. На протяжении XIII-XIV вв. к Великому княжеству Литовскому были присоединены украинские и некоторые русские княжества. Процесс включения белорусских земель в состав ВКЛ осуществлялся по-разному: в одних случаях — военной силой, в других — путем династических браков, в третьих — на основании соглашения между литовскими и русскими князьями. Столицей государства первоначально был Новогрудок, а с XIV в.— Вильно. Территория Великого княжества Литовского составляла 900 тыс. кв. км. Границы его на севере соприкасались с Ливонией, Псковской и Новгородской землями, на востоке — с Московским и Рязанским княжествами, на юго-востоке — с Золотой Ордой, на юге — с Крымским ханством, на юго-западе — с Молдавским государством, на западе — с Польшей, на северо-западе — с Орденом крестоносцев.Высшие должностные лица ВКЛ
|
Люблинская уния
|
|
|
|
Сейм Речи Посполитой
Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы делились на очередные, созываемые королем, и чрезвычайные. Чрезвычайный сейм мог созвать глава католической церкви архиепископ Гнезненский в случае смерти короля или его отречения от трона. Для избрания нового короля собиралось три сейма — конвакационный, элекционный и коронационный. На конвакационном сейме определяли время и место избрания короля, разрабатывали условия договора с кандидатами на престол, на элекционном — избирали и заключали соглашение «Пакта конвента»; торжественная коронация и присяга короля происходили на коронационном сейме. "Генриховские артикулы" установили, что монарх должен созывать сеймы через каждые 2 года. При необходимости сеймы могли созываться и чаще. Обычный (ординарный) сейм не мог продолжаться более 6 недель, чрезвычайный (экстраординарный) — более 2 недель. Продление заседаний (пролонгация) требовало согласия всех послов. Вальный сейм созывался королем в Варшаве. Но в связи со шляхетским движением в ВКЛ против короля РП Яна Собесского на сейме 1673 г. было принято решение каждый третий сейм созывать в Гародне.Представительство в сейме являлось привилегией дворянства, прочие сословия РП в нем представлены не были и могли воздействовать на сеймовые решения через отдельных депутатов. Вальный сейм был двухпалатным и состоял из Сената и Посольской избы (Палаты депутатов). Сенат был высшей палатой сейма. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, воеводы и каштеляны. Введение в состав сената являлось пожизненной привилегией особы, которой была оказана эта честь. Число сенаторов доходило до 150 человек и могло варьировать в зависимости от уменьшения или увеличения территории государства и его административно-территориального деления. Из числа сенаторов сейм избирал 28 человек в Королевскую раду сроком на 2 года. Сенаторы-советники короля делились на 4 группы (по семь человек в каждой) и работали в Раде по шесть месяцев. Посольская изба была нижней палатой сейма. В Посольскую избу входили представители (послы-депутаты) от шляхты поветов и земель страны, а также незначительное число депутатов от мещан наиболее важных в политическом и экономическом отношении городов. Депутаты в Посольскую избу избирались шляхтой на поветовых сеймиках, которые созывались в ВКЛ за шесть недель до Вального сейма. Местные сеймики обсуждали наиболее интересующие их вопросы, принимали постановления и давали послам инструкции относительно проблем, которые, с их точки зрения, было необходимо обсудить на сейме в Варшаве. Избирательный округ, в зависимости от исторических условий и размера территории, посылал на Вальный сейм от 1 до 8 послов. Общее количество депутатов Посольской избы зависело от территории РП (200 — 230 человек).Работа сейма начиналась торжественной литургией, после которой избирали маршалка (председателя сейма). Если сейм проходил в Польше, председательствовал поляк, если в ВКЛ — литвин. Маршалок провозглашал начало работы сейма. После проверки мандатов депутатов Сенат и Посольская изба проводили совместные заседания, на которых правительство делало отчет о своей деятельности за два года, рассматривал предложения по дальнейшей работе. Затем обе палаты работали по раздельности. За неделю до конца сейма проводились пленарные заседания обеих палат: Посольской избы и Сената. Разработанные и утвержденные королем сеймовые постановления принимали силу законов. Компетенция Вального сейма Речи Посполитой была обширной. Сейм имел право решать практически любые вопросы государственного управления и законодательства. Исключительной компетенцией вального сейма являлись избрание монарха, объявление мобилизации военных сил (посполитое рушение), сбор средств на ведение войны, заключение военных союзов, установление новых налогов и повинностей, принятие наиболее значимых законодательных актов, осуществление правосудия по некоторым государственным преступлениям. В XVII в. он получил исключительное право утверждать мирные договоры и союзы, решать вопросы, связанные с созданием представительств РП за границей и иностранных представительств в РП, участвовать в составлении дипломатических документов. В 1613 г. сейм обрел право объявления войны. Решения сеймов Речи Посполитой делились на три группы:Касающиеся всей конфедерации (о высших органах власти, налогах и т.д.)Касающиеся ПольшиИмеющие силу в ВКЛ.Последние представляли собой отдельные сеймовые конституции. Для принятия решения требовалось единогласное его одобрение. Достаточно было одному депутату не согласиться и наложить свое вето, и постановление отклонялось. Еще в XVII в. были предприняты попытки отменить этот очень вредный принцип, но шляхта видела в отмене права вето ущемление своих прав. Кроме того, все депутаты с поветов должны были точно следовать инструкциям, полученным на поветовых сеймиках, что также создавало трудности в работе. Постоянные срывы сейма не содействовали укреплению государственного порядка. В некоторых случаях, чтобы избежать срыва сейма, депутаты объявляли свой сейм конфедерацией и тогда решения принимались простым большинством голосов. После Вального сейма депутаты созывали в поветах реляционные сеймики, на которых делали отчет перед своими избирателями о работе сейма и своей деятельности на его сессиях. Иногда реляционные сеймики фактически пересматривали вопросы, определенные Вальным сеймом. Таким образом, даже сейм не решал окончательно тот или иной вопрос, поскольку каждый сеймик оставлял за собой право принять свое решение по его постановлению. Более того, местные сеймики самостоятельно решали финансовые и военные вопросы, утверждали повинности, избирали кандидатов на административные и судебные должности. В связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа — двухпалатного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовского из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган — Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Виленская конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.Принимая во внимание, что во второй половине XVII в. отношения между Короной и Великим княжеством Литовским обострились, и все чаще на вальном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и Великого княжества Литовского стали во время работы вального сейма собираться на особые совещания — «сессии народов» для согласования своих позиций по вопросам повестки дня. Этот факт свидетельствует о том, что послы княжества последовательно отстаивали суверенные права и интересы своего государства. Таким образом, можно сделать вывод, что в политическом регулировании РП преобладали процессы децентрализации. Этому содействовал и тот факт, что в РП отсутствовали единые исполнительно-распорядительные органы. Каждая часть конфедерации, в том числе и ВКЛ, имела свой отдельный административный и судебный аппарат, правовую систему.Король Речи Посполитой
Что касается системы исполнительной власти в РП, то в соответствии с законом, ее возглавлял король, который с конца XVI в. был избираемым. Во время заключения Люблинской унии 1569 г. поляки настаивали на том, чтобы монарх являлся лишь королем польским. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами «Пакта конвента» и «Генриховские артикулы», а его действия на территории ВКЛ определялись еще и Статутом 1588 г. В отличие от «Пакта конвента», который составлялся для каждого претендента на королевский трон и заключался с ним, «Генриховские артикулы» носили неизменный характер, и каждый избранный король был обязан их подтвердить. В «Генриховских артикулах» содержались основные положения, определяющие полномочия короля и сейма. Согласно "Генриховским артикулам" только сейм мог принимать решения, обязательные для всех должностных лиц государства, по вопросам, связанным с объявлением войны и созывом посполитого рушения. В «Артикулах» провозглашалось обязательство созывать сейм раз в два года сроком на шесть недель. Королю без согласия сейма запрещалось вводить новые налоги и пошлины. Прецедент с избранием монарха объявлялся нерушимым принципом государственного устройства РП "на вечные времена" (участвовать в выборах могла только шляхта). Монарх РП был поставлен под контроль Постоянного совета из 16 сенаторов-резидентов, избираемых сеймом. "Генриховские артикулы" накладывали ограничения и на возможность осуществления монархом своих полномочий в сфере внешней политики. Предусматривалось, что если король нарушал права и свои обязанности, шляхта могла отказаться от подчинения ему после трехкратного предупреждения со стороны примаса, затем сейма. Отказ от подчинения провозглашался в форме вооруженных конфедераций. Ни король, ни сейм не имели права назначить его наследника. В связи с этим систематически после смерти каждого короля начиналось безвластие, которое тянулось от нескольких месяцев до нескольких лет. Во время междуцарствия вся власть переходила к шляхте. На этот срок вводилась должность интеррекса, которую обычно занимал Гнезненский архиепископ. Длительные периоды междуцарствия повергали страну в анархию, которая не скоро проходила, когда появлялся, наконец, избранный король и великий князь. По закону король имел право созыва Вального сейма, от его имени свершалось правосудие, он назначал должностных лиц на государственные посты, но они давались пожизненно, и отобрать их король мог лишь за тяжкие государственные преступления. Он поддерживал отношения с другими государствами, принимал послов, стоял во главе шляхетского ополчения, но эта функция затем фактически перешла к коронному гетману. В XVII в. король РП был низведен до уровня первого должностного лица государства, полностью зависимого от воли сейма и находившегося под его контролем. С 1669г. король даже потерял право отказаться от престола. Одним словом, в результате получалось следующее: король и великий князь был первым станом Речи Посполитой, но он оказывался безвластным и бессильным. Вся власть сосредоточивалась в руках сейма. Фактически такая власть превращалась в олигархию, ибо государь ни единого шага не мог сделать без зоркого ока рады. Таким образом, с одной стороны, РП можно определить как ограниченную монархию, с другой — король РП был избираемый, а поэтому больше напоминал пожизненного президента, чем монарха. Его власть была настолько ограниченной, что фактически, он не имел ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти. Для того чтобы он не мог ничего самостоятельно предпринять, при нем постоянно находились 4 из 16 сенаторов-резидентов. И по форме РП скорее походила на республику, чем на монархию. Правящим сословием государства была шляхта. Высшие руководящие посты, в том числе и духовные, могли занимать только представители этого сословия. Центральным органом, осуществлявшим общее руководство дипломатической деятельностью РП в конце XVI — XVII вв., являлась канцелярия государя. Руководитель королевской канцелярии — канцлер — занимался формированием посольств и направлением их за рубеж, руководил составлением дипломатических документов и подписывал их, принимал донесения послов (обращения послов к королю были формальностью). В некоторых случаях канцлер мог принимать иностранные посольства от имени короля (в присутствии сенаторов и маршалка посольской избы). Канцлер являлся хранителем государственной печати, которой скреплялись международные договоры. Заместителем канцлера был подканцлер, который в отсутствие канцлера выполнял его обязанности. Подканцлер являлся хранителем "малой" государственной печати.Ослабление политической власти короля повышало значимость прочих представителей властвующей элиты РП. Частые войны, которые вела РП в XVI—XVIII вв., усилили значимость гетманов, командовавших войсками, собранными на территории государства (посполитым рушением). Большое распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос. Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги. В каждом из двух государств — Великом княжестве Литовском и Короне — создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Вальная рада; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую.Контрреформы 1880-1890-х гг.
Правление Александра III (1881—1894) стало временем осмысления преобразований прежнего царствования. В 1880-е гг. на смену реформам пришла пора реакции и гонений.В 1881 г. появляется «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», по которому местная администрация наделялась правом издания обязательных постановлений, нарушение которых каралось арестом, штрафами, высылкой. Теперь в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Увеличиваются штаты отдельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в 1882 г. — секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения, приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное», сроком на три г., это положение постоянно возобновлялось и действовало вплоть до 1917 г.Серией законодательных актов 1889-1892 гг. ограничивалась самостоятельность многих местных госучреждений. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земства были преобразованы. Дворянство получило возможность избирать большую часть гласных (около 57%). Имущественный ценз понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков.Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под контроль государства. Фактически, это перечеркивало главную идею земства — независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов нежелательных для режима людей, увеличить представительство дворян и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.Введенное 11.06.1892 г. новое городовое положение также являлось контрреформой, преследующей те же цели, что и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами местного самоуправления и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению повышался имущественный ценз. Городская управа получила больше независимости от городской думы, было сокращено число гласных. Значительно расширялись права городского головы: он мог сам, без согласия думы, снимать с повестки дня поставленные вопросы. Гласные были лишены права требовать созыва чрезвычайного собрания, а дума — права отдачи под суд членов управы. Новое положение приравнивало выборных должностных лиц городской думы к правительственным чинам и ставило их в зависимость от администрации. Губернатор получал право на предписания и указания членам управы, губернское по городским делам присутствие могло отстранять их от должности. Что касается городской думы, то сам губернатор мог приостановить любое ее решение. Т.о., городское самоуправление лишилось самостоятельности, все его действия должны были одобряться и утверждаться губернской администрацией. Таким образом, уже к середине 1880-х гг. сложились основные направления контрреформ: полная централизация власти и осуждение земского и городского самоуправления.
Советы от февраля к октябрю
27 февраля в Петрограде инициативная группа из меньшевиков и эсеров, объявившая себя "Временным исполнительным комитетом" Совета, разослала воззвание войскам и заводам, предлагая выбирать представителей в совет.
В 9 часов вечера в тот же день в Таврическом дворце Петроградский Совет собрался на свое первое заседание, на котором присутствовало около 50 депутатов. Вслед за этим был создан Совет солдатских депутатов, который объединил свои действия с Советом рабочих депутатов. 1 марта Петроградский совет был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов. Был избран Исполнительный комитет Совета. Не обладая формальной хозяйственной и исполнительной властью, он являлся реальной силой, так как пользовался поддержкой большинства петроградского гарнизона и населения города. По отношению к Временному правительству Советы представляли собой вторую власть.
1 марта Совет издал "Приказ № 1", согласно которому солдатам вне службы давались равные со всеми гражданские и политические права. В частях создавал
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!