Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Вальный сейм: состав, происхождение, компетенция

2017-08-11 775
Вальный сейм: состав, происхождение, компетенция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
Для решения наиболее важных государственных дел собирались общегосударственные собрания представителей класса феодалов, именовавшиеся вальным сеймом (соймом). Начало их регулярного созыва относится к XIV в. Сейм ВКЛ состоял только из лиц привилегированного сословия. Состав вального сейма не был точно определен. Первоначально в него входили все крупные феодалы, заседавшие в раде, важнейшие лица не только центральной, но и местной администрации, а также вся шляхта. Иногда на сейм приглашались и второстепенные должностные лица, находившиеся при дворе великого князя. Но решения, как правило, выносились великим князем и радой, а мелкие и средние феодалы при этом только присутствовали, то есть имели совещательный голос. Поэтому сеймы этого периода были в большей степени совещательными, чем законодательными органами.В XVI в. сейм из всесословного перерос в представительный орган, на заседания которого являлась не вся шляхта, а только ее представители — по два депутата (посла) от каждого повета, которые избирались на поветовых сеймиках. Это положение было введено в 1512 г. В заседаниях Сейма также могли принимать участие государь, все паны радные, должностные лица центрального и местного управления, католические и православные епископы и игумены монастырей. Собирались сеймы по мере надобности, так как заранее определенных сроков созыва сейма не было. По Статуту 1566 г. они созывались господарем, панами-радами или по просьбе шляхетства. Не было и постоянного места их проведения. Они собирались в разных городах и замках. Протяженность заседаний могла составлять 2-3 дня, а иногда — несколько месяцев, но чаще всего они продолжались 2-4 недели. Круг вопросов, рассматриваемых на заседаниях, определялся традиционным правом, и только во второй половине XVI в. была сделана попытка в законодательном порядке определить компетенцию сейма. К его ведению относились избрание господаря, обсуждение условий международных договоров, вопросы войны и мира, введение новых и изменение старых налогов и повинностей, установление таможенных пошлин, принятие нового и изменение действующего законодательства, рассмотрение отдельных уголовных дел, затрагивающих интересы государства вообще, господаря или знатных лиц.

Высшие должностные лица ВКЛ

Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Эти должностные лица осуществляли повседневное непосредственное руководство государственными делами. Возглавляя отдельные отрасли управления, они играли значительную роль в системе центральных органов. Эти должностные лица назывались врядниками (урядниками). Сами должности, занимаемые этими лицами, назывались врядом (урядом). Вряды делились на высшие и низшие. К числу высших относилась должность великого (государственного) канцлера и его помощника — подканцлера. Они заведовали государственной канцелярией, осуществляли контроль за работой писарей, секретарей и их помощников (дьяков), хранили государственную печать и государственный архив — Метрику ВКЛ, следили за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.), докладывали государю о поступивших на его имя и имя рады делах, участвовали в разработке нормативных актов, готовили материалы к заседаниям рады, редактировали принятые решения, могли выдавать менее важные акты за своей подписью, по поручению господаря и рады проводили предварительное расследование по отдельным делам, поступавшим затем на окончательное решение к господарю и раде. Канцлер пользовался значительной властью по государственному управлению и осуществлял некоторые судебные функции, он закреплял своей печатью наиболее важные государственные акты, занимался переговорами с зарубежными странами. Заместителем канцлера был подканцлер. Эта должность была введена в 1566 г. в связи с тем, что по мере увеличения роли делопроизводства подканцлер должен был всегда находиться при князе, сопровождать его во время поездок. Сама же канцелярия оформилась в XIV в. вначале как личная канцелярия великого князя, но с XV-XVI в. она приобрела статус юридического учреждения. Здесь под руководством канцлера и подканцлера работали переводчики, регенты, секретари, писари, дьяки. Наиболее влиятельным был регент — высший сановник ВКЛ. Основную работу выполняли писари и секретари, которые назначались канцлером либо подканцлером и утверждались государем. Дьяки являлись низшими служащими. Основной задачей канцелярии являлось документирование решений господаря, Рады и сейма. С введением должности подканцлера государственная канцелярия разделилась на главную (большую) и меньшую, однако организационно это разделение закреплено не было. Оно сводилось к распределению книг между канцлером и подканцлером в процессе их ведения. Основная работа по организации и ведению делопроизводства в канцелярии была возложена на писарей, секретарей и дьяков. Служба на этих должностях считалась почетной и не сводилась к чисто техническим обязанностям. Писари и секретари составляли дипломатические документы (тексты договоров, инструкции послам) и занимались их окончательным редактированием. Они включались в состав посольств в качестве полноправных членов делегаций, участвовали в переговорах, зачитывали тексты договоров, могли привешивать или прикреплять к ним свои печати наряду с государственной. Канцелярия являлась местом хранения государственного архива, куда поступали и дипломатические документы (международные договоры, донесения послов, дипломатическая переписка с главами зарубежных государств). Писари и секретари появились в великокняжеской канцелярии в конце XIV в. Разница между ними заключалась в том, что первые являлись больше государственными служащими, а вторые — личными доверенными помощниками господаря. До 1566 г. количество писарей в канцелярии было неопределенным. Реорганизация, произведенная Жигимонтом Августом, ограничила их число до пяти, и они получили название писарей "великих", в отличие от писарей "скарбовых" и "польных" (военных). В 1586 г. количество писарей было сокращено до четырех.Дьяки являлись низшими служащими канцелярии, выполняли большей частью черновую работу. До XVI в. их статус еще не был четко определен, смешение функций дьяков и писарей было распространенным явлением. К середине XVI в. дифференциация между писарями и дьяками стала достаточно ощутимой. Некоторые писари получили постоянное место в Раде. Они готовили документы, составляя тексты на оснований распоряжений радных панов или услышанного на заседании Рады. Значение же дьяков свелось к роли писцов — им поручалось переписывание набело черновиков подготовленных писарями документов, а также внесение их в специальные копийные книги. Окончательное размежевание функций писарей и дьяков произошло после 1550 г., когда назначение на писарство стало осуществляться господарскими привилеями.В канцелярии состояли также писари арабские и татарские, которые использовались в сношениях с мусульманскими странами, в первую очередь Крымским ханством и Турцией, выполняя функции писарей и переводчиков ("толмачей", или "толкачей"). Анализ состава и функций канцелярии, а также обязанностей ее служащих приводит к выводу, что задачи канцелярии не ограничивались только делопроизводственными вопросами. В ней проявились организационные черты посольской службы, она выполняла функции государственной почты. Кроме того, ее служащие выполняли самые разные поручения ревизоров, мерников, комиссаров и др., которые никак не были связаны с делопроизводством. На канцелярию и ее служащих были возложены также и судебные функции. То, что господарские дворяне состояли при канцелярии, хотя по роду своей деятельности делопроизводственных вопросов не решали, указывает на ее значение как исполнительного органа, призванного проводить в жизнь решения господаря, панов-рады, сейма. Услугами канцелярии пользовались почти все должностные лица, и при отсутствии специальных центральных учреждений для управления государством, канцелярия заполняла сложившийся вакуум.Важное место среди центральных врядников занимал гетман великий (наивысший), который ведал вооруженными силами государства, а также их комплектованием, снабжением. Во время военного похода он наделялся самыми широкими полномочиями. В его компетенцию, в частности, входило рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых по службе военными должностными лицами, о неявке на военную службу без уважительных причин, о самовольном уходе с поля боя. Ему принадлежало право наказывать виновных вплоть до покарания смертью. В мирное время власть гетмана была менее значительной. Он руководил регистрацией и сбором служилых людей, распределял их по отдельным войсковым частям, посылал своих помощников (старших справцев) для руководства отдельными частями войск и наблюдения за ними. Его заместителем был гетман польный, который возглавлял часть вооруженных сил, чаще всего размещенных у границы. Финансовые вопросы находились в ведении земского (великого) подскарбия, который вел учет поступавших в государственную казну (скарб) податей и сборов, осуществлял их хранение, а также по указанию государя и рады производил выдачу денег из государственной казны, отчитываясь ежегодно о своей работе на сеймах. Он осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т.д. Роль подскарбия земского значительно возросла в середине XVI в., когда он стал фактически заниматься основными вопросами государственной экономики, и из простого казначея превратился в министра экономики и финансов. В подчинении у подскарбия земского находились скарбники, которые следили за своевременным поступлением средств в казну и рассматривали финансовые отчеты ключников, державцев, тиунов и других лиц местной хозяйственной администрации.Особое место среди высших врядников занимал земский (великий) маршалок, который осуществлял главным образом распорядительно-полицейскую функцию в месте пребывания государя и проведения вальных сеймов. Он был хранителем порядка и этикета при дворе. В его обязанности во время сейма входили созыв панов-радных, установление порядка и тишины во время заседаний, председательствование на заседаниях сейма и рады при отсутствии господаря, Виленского и Жмудского католических епископов, прием послов, допуск к князю посетителей с жалобами и челобитными, размещение прибывших на сейм или аудиенцию к князю, определение твердых цен на местном рынке, суд за преступления, совершенные на сейме. К высшим врядникам примыкали дворные врядники, ведавшие вопросами непосредственного управления двором великого князя. Численность дворных врядов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация — более узкой. Система дворных врядников повторяла систему земских врядов с той лишь разницей, что сфера их деятельности ограничивалась территорией двора господаря. Во главе дворных врядников стоял дворный маршалок, осуществлявший распорядительно-полицейские функции при дворе господаря. Хозяйственно-финансовые вопросы относились к компетенции дворного подскарбия, дворцовой стражей ведал дворный гетман. По отдельным отраслям дворцового хозяйства назначались и другие врядники, среди которых можно отметить дворного стольника и подстолия, являвшихся распорядителями господарского стола; подчашего и чашника, которые отвечали за хранение господарских напитков и прислуживали господарю во время придворных торжественных обедов; крайчего, отвечавшего за подготовку мясных блюд для господарского стола; кухмистера, ведавшего кухней господаря.Помимо высших врядников в Беларуси было много менее значимых должностных лиц, относившихся к низшим врядникам и ведавших еще более узким кругом вопросов управления — конюшие, подключии, ключники, ловчие и другие. Все должностные лица действовали не самостоятельно, а под контролем господаря и рады, выполняя их распоряжения и указания. Они назначались на должности из числа феодалов, которые имели личные заслуги перед господарем и пользовались его особым расположением. Должности давались пожизненно или до назначения на другую более высокую должность при том условии, если лицо не совершило преступления. В Беларуси допускалось назначение одного человека одновременно на несколько должностей. Специфическое положение среди должностных лиц государственного аппарата занимали господарские дворяне (врядники) — слуги высших должностных лиц. Они выполняли многочисленные поручения государя и радных панов по государственному управлению. Их рассылали с различными поручениями — исполнять судебные решения, вводить во владение имениями, проводить следственные действия и ревизии, присматривать за строительством дорог, мостов и замков, сопровождать посольства за границу и т.д. Количество дворян при дворе великого князя колебалось от 100 до 150 человек.

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.