КонецформыначалоформыВоля в структуре профессиональных способностей — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

КонецформыначалоформыВоля в структуре профессиональных способностей

2017-08-11 247
КонецформыначалоформыВоля в структуре профессиональных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Третьей фундаментальной способностью человека является воля. Под волей понимают способность индивида к сознательной организации своей деятельности и поведения, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Другими словами, это способность властвовать над собой, своими чувствами, желаниями, действиями.
В психологическом плане для воли характерно особое переживание "я должен" (а не "я хочу"). Воля как способность складывается из способности принимать решение и способности его реализовывать. Возможность и необходимость принятия решений сопровождает человека всю жизнь. "Человек – это существо, которое всегда может сказать "нет" своим влечениям и которое не должно всегда говорить им "да" и "аминь".83
В другой формулировке волю можно определить как способность стремиться к определенным результатам, способность преследовать цели, возобновлять и поддерживать действия, обеспечивающие необходимые субъекту эффекты.
Существует точка зрения, согласно которой воля является важнейшей чертой личности.84 Эта концепция, по–видимому, является отражением широко известной философской традиции, объявляющей волю первопричиной всех состояний и действий человека. В новое время эти идеи развивали Шопенгауэр, Ницше и некоторые другие ученые.85 Отмечая, что с эмпирической точки зрения процесс формирования личности действительно может быть представлен как развитие воли, А.Н.Леонтьев, однако, указывал, что воля не является ни началом, ни даже "стержнем" личности; воля – лишь одно из выражений личности. Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.86
Будет уместным процитировать в этой связи одну мысль Ф.Е.Василюка. "Хотя воля и проявляется по преимуществу в том, что, взяв под свое покровительство какую–нибудь деятельность, делает все, чтобы она была реализована, это не означает, что она становится на службу данной деятельности, полностью проникаясь ее интересами и смотря на внешний мир и другие мотивы субъекта только ее глазами, только с точки зрения их возможностного вреда или пользы для этой деятельности. Воля по своей сущности – "орган" целостного человека, личности, она служит не отдельной деятельности, а строительству всей жизни, реализации жизненного замысла, и поэтому она защищает интересы той или иной деятельности не в силу своего подчинения ей, а по свободному решению сознания, вытекающему из этого жизненного замысла".87
Волевые характеристики журналиста находятся в тесной связи с господствующим типом организации общественной жизни. Значимость воли как способности принимать решения и мера развитости этой способности определяются тем, как журналист рассматривает свою личность: как объект внешних манипуляций или как субъект ничем не ограниченной свободы. Чем шире представление журналиста о своей свободе, тем чаще и активнее ему приходится принимать решения, тем мощнее развивается его воля. Если же журналист убежден в том, что все его решения предопределены внешними силами или внутренними факторами, воля атрофируется, вплоть до полного уничтожения этой способности.
Сам характер жизнедеятельности, осуществляемой журналистом, в значительной мере сказывается на его волевых способностях. Слабость воли, проявляющаяся в отсутствии самоконтроля, несдержанности (когда журналист воспринимает свою собственную свободную волю как нечто нежелательное, обременительное), можно рассматривать и как проявление человеческого несовершеннолетия, своеобразную детскую болезнь и как специфический симптом особой, рабской личности, сформированной авторитарным обществом. "Изначальное слабоволие – это выдумка", – пишет В.Франкл. – Сила воли определяется ясностью и глубиной понимания собственных целей, искренностью принимаемых решений и в немалой степени навыками принятия решений".88
Следует еще раз подчеркнуть, что в осуществление волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. "Воля, – писал И.М.Сеченов, – не есть какой–то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства...".89
Волевой человек не есть бесстрастный или неинтеллектуальный человек. Прежде всего само волевое действие всегда сопровождается определенной эмоцией, а именно, переживанием: "Я должен". Бесстрастный, неэмоциональный человек не может быть волевым человеком. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях между волей и интеллектом. Разумеется, бывают ситуации, когда интеллект ослабляет волю. Но, как правило, это именно те ситуации, где можно констатировать прямую связь между уровнем развития интеллекта и уровнем воли.
Так же как интеллект и эмоциональность, воля формируется на основе определенных нейрофизиологических задатков. Речь идет о так называемом "рефлексе цели", который, по мнению И.П.Павлова, "...имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой".90
Вместе с тем одни лишь задатки не создают волевой личности. Воля формируется, тренируется в ходе осуществления целенаправленных действий по преодолению препятствий, ограничивающих свободу человека в каком–либо отношении. Следует напомнить, что в русском языке слова "воля" и "свобода" являются в определенном контексте синонимами. Воля дает свободу – это не игра слов, а психофизиологический принцип, выработанный эволюцией человека.
Как и любая другая способность, воля может иметь несколько уровней развитости: от патологического безволия и еле заметных выражений до той ее степени, когда волю сравнивают со сталью.
Однако речь идет не только об уровнях развития воли, но и о предметах, на которые она направлена. Журналист может быть безвольным в одной ситуации и весьма волевым в другой. Основными сферами проявления воли журналиста являются: осуществление требующей усилия физической или умственной деятельности; отказ от удовольствий во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера; изменение привычного темпа деятельности.
С точки зрения современных представлений, волевая сфера журналиста (так же как интеллектуальная и эмоциональная) является многоуровневой сложноорганизованной системой. На внешнем уровне этой системы мы имеем дело с комплексом самых разнообразных черт и характеристик личности. На более глубоких уровнях эти эмпирически фиксируемые характеристики могут быть сведены к небольшому количеству фундаментальных проявлений человеческой воли.
Психологи классифицируют волевые черты человеческого характера по трем группам: черты, определяющие активность(инициатива, предприимчивость, самостоятельность, решительность, готовность к риску, изворотливость, хитрость); черты, формирующие организованность(выдержка, дисциплинированность, аккуратность, системность, привычка к самоконтролю); черты, определяющие стойкость (мужество, упорство, настойчивость, выносливость, исполнительность, терпеливость).
Для выявления волевых качеств у журналистов было проведено исследование, в ходе которого его участники заполняли бланк, позволяющий оценить степень проявления различных качеств, реализующих в своем многообразии волевые параметры индивида. Кроме этого, они отвечали на вопросы различных тестов, с помощью которых осуществлялось косвенное измерение волевых качеств. Результаты этих измерений представлены в таблице 6.3.

Таблица 6.3

Данные об уровне развитости волевых качеств журналистов
(в баллах по пятипунктовой шкале)

Волевые качества Уровень развитости      
        Среднее
         
Активность 3.4 3.2 3.2 3.3
Инициативность 3.7 3.7 3.4 3.6
Преприимчивость 3.2 3.2 2.8 3.1
Самостоятельность 3.9 3.3 3.5 3.6
Решительность 3.7 3.4 3.2 3.4
Готовность к риску 2.9 2.8 3.3 2.8
Изворотливость 2.9 2.7 2.9 2.8
         
Организованность 3.6 3.5 3.5 3.5
Самообладание 3.1 3.1 3.4 3.2
Целеустремленность 3.4 3.4 3.4 3.4
Дисциплинированность 3.5 3.6 3.5 3.5
Исполнительность 3.9 3.6 3.8 3.8
Аккуратность 4.0 3.7 3.5 3.7
         
Стойкость 3.6 3.5 3.2 3.4
Твердость (непреклонность) 3.2 3.1 2.9 3.1
Упорство (настойчивость) 3.6 3.5 3.1 3.4
Выносливость 3.8 3.7 3.2 3.6
Терпеливость 3.8 3.5 3.4 3.6

Анализ полученных данных показывает, что среди опрошенных журналистов доминируют индивиды, вектор волевой сферы которых ориентирован прежде всего на "организованность". "Исполнительность", "аккуратность", "дисциплинированность" – все это как–то не вяжется с расхожим образом журналиста, но именно эти качества набрали наибольшее количество баллов. Затем идет комплекс "стойкость", в котором доминируют "терпеливость" и "выносливость". Что касается комплекса "активность", то в целом он занимает третье место, а внутри этого комплекса наиболее высокие оценки у таких качеств как "инициативность" и "самостоятельность". Относительно слабо развиты такие качества, как "готовность к риску", "изворотливость", "предприимчивость", "твердость".
Что касается изменений, происшедших за последние годы в уровнях развития волевых качеств, то они не очень значительны. Можно отметить некоторое снижение "стойкости" в целом и особенно "выносливости" и "упорства". В комплексе "активность" снизился уровень "решительности" и повысилась "готовность в риску".
Полученные данные свидетельствуют о том, что в журналистике трудятся индивиды с самыми разными уровнями развитости волевой сферы. С точки зрения этого критерия можно выделить следующие группы:

Уровень развитости воли (по пятибалльной шкале) % к числу опрошенных
   
Очень высокий уровень (4,6–5 баллов) 11.1
Достаточно высокий уровень (3,6–4,5 балла) 11.3
Средний уровень (3,3–3,5 балла) 27.7
Относительно низкий уровень (2,5–3,2 балла) 44.3
Очень низкий уровень (менее 2,5 балла) 5.6

Доминируют, как следует из этой таблицы, индивиды со средним, и относительно низким уровнем развитости волевых качеств.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.