Урок – основная форма обучения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Урок – основная форма обучения

2017-06-29 618
Урок – основная форма обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Становление и развитие урока как формы обучения.

2. Классификация уроков.

1. Становление и развитие урока как формы обучения.

Основной традиционной формой организации обучения в школе является урок. Классно-урочную систему обучения разработал Я.А. Коменский. Её подробное описание содержится в его книге «Великая дидактика…», которая вышла в 1632 году. Полное название книги звучит так:

«Великая дидактика,

содержащая универсальное искусство учить всех всему,
или
Верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам,

городам и селам каждого христианского государства такие школы,

в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах,

исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни;

кратко, приятно, основательно,

где для всего, что предлагается,

основания черпаются из самой природы вещей,

истинность подтверждается параллельными примерами из области

механических искусств;

порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам,

наконец, указывается легкий и верный

путь для удачного осуществления этого на практике».

Назовем основные черты классно-урочной системы:

– учащиеся в классе примерно одного возраста;

– постоянный состав учащихся в классе на весь период обучения;

– учащиеся имеют примерно одинаковый уровень развития и подготовленности;

– ведущим на уроке является учитель (учащиеся – ведомые);

– предметная система обучения;

– обучение по стабильному расписанию;

– обучение по единому учебному плану, по единым учебным программам, ориентация на “среднего” ученика;

– продолжительность урока регламентирована (45 мин);

– периоды учебы чередуются с периодами отдыха (каникулы).

Создание классно-урочной системы в начале XVII века оценивается как революция, коренной перелом в образовании. Урок – это важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Невозможно представить школу без уроков.

Несмотря на многочисленные попытки модифицировать классно-урочную форму обучения, урок остается основной структурной единицей учебного процесса в школе. Но в связи с пересмотром целей образования, принципов обучения, подходов к определению содержания образования некоторые традиционные черты классно-урочного обучения им не соответствуют В.И. Загвязинский выделяет следующие явные противоречия современного урока.

Первое противоречие – между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития каждого учащегося. Это противоречие чаще всего выражается в поиске усредненных вариантов обучения и использование определенных компенсирующих способов работы (консультаций, дифференцированных заданий) для наиболее слабых и наиболее сильных учащихся.

Второе противоречие – между регулярностью прямой (от учителя к ученику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от ученика к учителю) связи: ученики все время получают от учителя информацию, задания, указания, инструкции, учитель воздействует на них самим стилем поведения, авторитетом, подходом; сам же учитель только выборочно, во время беседы, выслушивания ответов, наблюдения или эпизодически (самостоятельная работа, зачет, экзамен) получает информацию о работе, затруднениях и успехах своих учеников. В силу этого значительно снижается управляемость учебным процессом, увеличивается число педагогических просчетов и ошибок и прежде всего непопаданий “в зону ближайшего развития” ученика.

Третье противоречие – между задачами развития разносторонней активности, в том числе практически преобразующей, задачами включения школьников в реальную жизнь и подготовки их к завтрашней жизни, творческому труду и преимущественно вербальным характером обучения. Учащиеся слушают, читают, смотрят, решают задачи, в лучшем случае мыслят и чувствуют, сидя за партой, воспринимая и выражая все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует мало.

Четвертое противоречие – между реальным объемом конкретного учебного материала, времени, необходимым для его изучения, и стандартным “размером”, временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и неоднозначно оцениваемые “погружения” в учебный предмет, когда в какой-то период учебного года определенному предмету отдается большее количество времени.

Чтобы урок был эффективным, педагог должен находить способы постоянного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависит эффективность отдельного урока, всей системы обучения, и, в конечном счете, качество образования.

Наконец, следует указать еще на некоторую искусственность урочной формы обучения. В реальной жизни ребенок общается не только со сверстниками, но и со старшими и младшими детьми, радуется, огорчается, переживает разнообразные жизненные ситуации. На уроке он должен “отключиться” от реального мира, уйти в иной, в чем-то искусственный мир, что не всегда получается, особенно у младшего школьника. А, быть может, это вообще далеко не всегда продуктивно. Не случайно в гуманной педагогике, разработанной Ш.А. Амонашвили, принцип связи обучения с жизнью трактуется не в узкоприкладном ключе (опереться на жизненный опыт и научить применять знания), а в нравственно-созидающем, воспитательном плане: урок как эпизод жизни, который ребенок должен прожить полноценно со всеми своими заботами и радостями. (Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М., 2000. – С. 135–136).

Размышляя об уроке, Ш.А. Амонашвили заметил, что «это слово состоит из двух слагаемых – У + Рок … «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает «Свет». В нем же мыслится: Высший Логос, Слово, Бог, Жизнь, Любовь … А РОК следует понимать как «Судьбу», которая складывается, зарождается именно в данное время. Таким образом, изначальная семантика слова УРОК вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет судьбы; Жизнь Судьбы; Первоначальное Божественное начало судьбы; Судьба, зарождающаяся через Свет, через Логос (Слово), через Жизнь, через Любовь. Понятие «Свет» содержит в себе также суть синтеза духовности и знаний.

Данное определение семантической основы понятия «урок» подводит к выводу, что урок является важнейшей, ведущей формой процесса творения судьбы детей; в нем аккумулируется жизнь Ребенка, жизнь детей, и обогащается она Светом духовности и знаний … Урок … есть сама жизнь детей».

Поскольку цель современного образования ориентирована на развитие личности, следовательно, необходимо максимально психологизировать процесс обучения. Определяют следующие психологические требования к современному уроку:

– урок проводится не ради самого урока, а ради развития личности ребенка;

– процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие личности в целом;

– осуществлять обучение на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования;

– все элементы урока должны быть воспитывающими;

– при организации познавательной деятельности обеспечивать ведущую роль процессов мышления и воображения;

– ориентироваться на индивидуализацию в процессе обучения.

Классификация уроков.

С XIX века традиционный урок имеет четкую структуру: повторение пройденного, объяснение нового материала, закрепление, проверка знаний, задание на дом. Педагогическая практика накопила значительное количество способов “оживления” урока, большое разнообразие форм объяснения и обратной связи, развивающих познавательный интерес учащихся и активизирующих деятельность всех учащихся (в том числе “слабых”, “равнодушных”, “трудных”).

Типы уроков. Уроки точно так же, как и методы, можно классифицировать по дидактическим целям, по используемым методам обучения, по средствам обучения и т. п.

Традиционной считается классификация по дидактическим целям и месту в общей системе уроков. Такая классификация была обоснована известными педагогами И.Н. Казанцевым и Б.П. Есиповым. Они выделяли всего шесть типов уроков:

1. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:

а) имеющие целью ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями;

б) имеющие целью осмысление и усвоение учебного материала;

в) уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.

 

2. Уроки закрепления знаний:

а) уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);

б) уроки текущего повторения.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.