Основные факторы развития личности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные факторы развития личности

2017-06-29 279
Основные факторы развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понять закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлено течение и результаты данного процесса?

Фактор – веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин.

В развитии человека выделяют три таких фактора – НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА, ВОСПИТАНИЕ.

С1

 

С3

Среда Воспитание

 

 

Наследственность

 

Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, т. е. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены (гр. «ген» - рождающий).

 

 

Задатки человека (речь, прямохождение, мышление,

трудовая деятельность).

 

Индивидуальные особенности от родителей

(особенности телосложения, конституции, цвет волос,

глаз, кожи, группа крови, резус- фактор).

 

Наследуется ли интеллектуальные, специальные и моральные качества?

Педагоги материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию.

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (дети алкоголиков, наркоманов и др.)

Педагоги – идеалисты признают биологическую наследственность.

В определении специальных задатков (музыкальных, художественных, спортивных) – нет особых разногласий. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку представляются необходимые условия.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым.

Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письма. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания.

С другой стороны многие серьёзные ученые придерживаются теории «врожденного зла». И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, – «яблоко от яблони недалеко падает»?

В западной педагогики доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей. (И. П. Павлов.), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличными от действий животных?

Вопрос этот очень сложный и его решение требует больших усилий ученых различных наук.

Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний- среды и воспитания.

Взаимодействие и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний- среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного и другого внешнего слагаемого (вершины С 1, С 2) негармоничным. Так же возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (вершина С 3).Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

Почему дети попавшие к животным выживали? (Поршнев Б. Ф. Последствия изоляции ребенка от общества.// Социальная психология и история. – М., 1979. – С.134., 135-138)

1. Материнский инстинкт животных.

2. Адаптация к природной среде нервной системы детей.

3. Инстинкт древних предков, животных среди зверей.

 

3. Социализация, ее стадии и факторы

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет межнациональный статус. Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранение своих специальных структур стремится сформулировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образы поведения.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов)

социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В связи с этим выделяют следующие ее стадии:

 

 

Ранняя (от рождения до школы)

 

 

Юношеская (школа, техн. Вуз.)

 

Трудовая

 

Послетрудовая (с уходом на пенсию).

 

Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком.

А. В. Мудрик выделил основные ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ, объединив их в три группы:

МАКРОФАКТОРЫ – (космос, планета, мир, страна, общество, государство) которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

МЕЗОФАКТОРЫ – (мезо- средний, промежуточный)- условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в ктором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

МИКРОФАКТОРЫ – оказывают непосредственное влияние на людей- семья, сверстники, учебные заведения и т. д.

Литература

Основная

1. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.

2. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 52 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 43 с.

 

Дополнительная

  1. Ковалевский, П. И. Психологические эскизы из истории. В 2.Т., Т– 1. – М.: Терра, 1995. – 544с.
  2. Кон, И. С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
  3. Майер, А.А. Системогенез детства: полипарадигмальный аспект // Педагогика. – № 3. – 2015. – С.3-9
  4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учебн.заведений / А.В. Мудрик. 6 е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
  5. Флейк- Хобсон, К. И., Робинсон, Б.Е., Скин, П. др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предесл. М. С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.

 

Раздел 3. Теория обучения

Лекция 1.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

1. Понятие о дидактике, её предмет и задачи.

2. Сущность обучения. Функции процесса обучения.

3. Структура процесса обучения, его компоненты.

4. Психологические и методические основы и этапы процесса обучения.

5. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.