Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Что же такое вообще объект и предмет?

2017-06-29 444
Что же такое вообще объект и предмет? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Объект – (что?) сфера реальности, представляющая собой целостную систему.

Предмет – (что конкретно?) сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта.

Объект действительно существует объективно, т.е. независимо от познающего этот объект человека (субъекта познания). Предмет выбирается человеком и определяется его конкретной позицией, точкой зрения; это своего рода угол зрения, под которым изучается объект.

Объект педагогики. А. С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция:

- изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

- выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

- проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень)

Технологическая функция:

- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

- внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

- анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

- анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

- разработка теоретико-методологических основ образования;

- выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

- определение содержания образования в конкретных условиях;

- разработка образовательных стандартов;

- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;

- внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

изучение истории развития образования и педагогической мысли.

 

2.Категории педагогики (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование).

Суть педагогических категорий заключается в том, что они пред­ставляют собой наиболее общие фундаментальные понятия, отра­жающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повто­ряющиеся признаки педагогических явлений, процессов. Категория (греч. kategoria - суждение) - научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

В учебниках педагогики в качестве основных понятий-категорий чаще всего называют: образование, воспитание, обучение. Кроме того, к основным педагогическим категориям есть все основания отнести такие междунаучные понятия, как «развитие», «формирование».

Если же обратиться к анализу практического опыта преподавания курса «Педагогика» в педагогических вузах и университетах, то имен­но в толковании и определении основных педагогических понятий-категорий студенты допускают наибольшую путаницу и часто одно понятие подменяют другим. Но это, скорее всего, не вина вузовских преподавателей или студентов, а беда самой педагогической науки, в которой до настоящего времени основные понятия четко не опре­делены и системно не проанализированы.

Более того, как показывает углубленный анализ педагогической литературы, за определение и корректировку основных понятий-ка­тегорий брались практически все авторы учебников педагогики. И, как следствие, каждый из них привносил свою долю смысла и часто превращал очевидные вещи в кусочек своей «мудрости», что в конце концов создавало еще большую неразбериху и путаницу в толкова­нии этих понятий.

Приведем несколько наиболее типичных определений и толко­ваний понятия «образование».

Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». В древности образование относилось ко всем видам деятельности человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т.д.). Потом термин «образование» стал обозначать процесс и результат педагогической деятельности. В образовательном смысле образование означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

Образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Образование - это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.

(Андреев В.И.)

Если сказать коротко, то образование - это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. Это «введение» осуще­ствляется в различных формах и видах. К примеру, можно назвать: такие формы и виды образования, как дошкольное, школьное и ву­зовское, общее и профессиональное, гуманитарное и техническое. Если осмыслить и оценить результаты образования, то в самом обоб­щенном виде их можно охарактеризовать как овладение культурой различных видов деятельности и общения.

«1 ) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований».

(Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе)

Далее, если перейти к понятияю «воспитание», то только в отечественной педагогической литературе можно встретить много его определений и трактовок.

В древнерусской письменности, когда речь шла о воспитании, употреблялись слова «питать», «кормить». Так, воспитатель князя Святослава назван в летописи «кормильцем». По своему происхождению слово «воспитание» указывает на питание. Приставка «вос» («вверх», «в высоту») обозначает в данном случае, что питание имеет своим назначением рост организма. Первоначально термин «воспитание» и служил только для обозначения вскармливания. Реже он употреблялся в более широком смысле, когда имели в виду религиозно-нравственную подготовку в семье.

Воспитание рассматривают в широком и узком социальном значении.

Воспитание в широком социальном значении – есть процесс и результат передачи одним поколением последующему системы знаний, умений, навыков, социальных ценностей и усвоение их новым поколением в своей жизнедеятельности.

Воспитание в узком социальном значении – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

Наиболее развернутым определению понятия «вос­питание», нам кажется, соответствует определение Андреева В.И.:

Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педаго­гического взаимодействия воспитателя с воспитанником при уп­равлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и об­щения воспитанника с целью развития его личности или отдель­ных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

В Федеральный законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 2 гласит:

«2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Определяя понятие «обучение», сразу отметим, что несмотря на то, что в учебниках педагогики различных авторов оно трактуется по-разному, все же в большинстве случаев оно правомерно определя­ется через два вида деятельности: преподавание и учение.

Не вдаваясь в подробности анализа различных трактовок поня­тия «обучение», приведем лишь одно определение, которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает его суть.

Обучение - это два взаимно обусловленных вида деятельнос­ти (преподавание-деятельность учителя и учение-деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, на­выками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

В этом определении хотелось бы особо обратить внимание на последнюю фразу, то есть на то, что обучение на определенных эта­пах развития личности переходит в самообучение.

Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Обучение характеризуется степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования.

В Федеральный законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 2 гласит:

«3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Педагогика широко использует междунаучные понятия «развитие» и «формирование». Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. На развитие личности влияют три фактора: наследственность, среда и воспитание.

Л. С. Выготский выделил два уровня развития детей:

- уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

- зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он

сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

 

Рассмотрим понятие «формирование» – процесс становление человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, психологических и т. д.

В отдельные периоды акцентировалось внимание то на процес­се обучения, то на воспитании, то на развитии. А в настоящее время большое внимание уделяется социализации личности, а также его саморазвитию и самовоспитанию. Поэтому будущее — за системно-скоординированным исследованием и углублением наших представ­лений об основных педагогических понятиях-категориях, что неотде­лимо от развития педагогической теории и практики в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.