Сущность и роль педагогических технологий в профессиональной деятельности учителя-воспитателя — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сущность и роль педагогических технологий в профессиональной деятельности учителя-воспитателя

2017-06-29 526
Сущность и роль педагогических технологий в профессиональной деятельности учителя-воспитателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Характеристика понятия «технология».

2. Сущность педагогической технологии.

 

1. Характеристика понятия «технология».

Понятие технологии является одним из новых для педагогики. Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. Развитие педагогической науки показывает, что переход термина «технология» из сферы информационных технологий в педагогику не случаен и имеет под собой серьезную основу.

Рассмотрим подробнее понятие «технология».

Техноло́гия (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.

В конце 18 в. в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «технология». Иоганн Беккман (1739—1811) ввел в научное употребление термин «технология», которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттинге с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию», где писал: «Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремёслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее». Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780—1805 гг.) он развил это понятие. [Salomon J. What is Technology? The Issue of its origins and definitions // Historiy of technology. 1984/ Vol. 1. 113—156].

Технология — в широком смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления.

Если обратиться к самому определению термина технология, к его изначальному значению (техно — мастерство, искусство; логос — наука), то мы придём к выводу, что цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения какого-либо результата. Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату, но осознанное использование технологического подхода было подлинной революцией. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар — дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем. Например, изготовление каменного топора можно представить как акт искусства, а можно — как технологию. В первом случае мы имеем (возможно) бесподобный топор, но со смертью носителя искусства делания топоров, означенных инструментов больше не будет. Во втором случае мастерство сохранится навсегда.

Момент перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным её дальнейшее развитие.
Образовательная технология во многом следовала за техническим прогрессом. Развитие техники, предоставляя новые средства деятельности, каждый раз служило толчком к появлению новых идей и концепций в образовании, которые можно отнести к образовательной технологии.

Первую техническую революцию, принципиально повлиявшую на образование, можно связывать с изобретением книгопечатания в Европе в середине XV в. С этого момента стало возможным массовое образование. Обострившееся за неполное столетие противоречие между новыми техническими возможностями и технологиями обучения, оставшимися в наследство от эпохи хорового заучивания рукописных текстов, было разрешено гением Яна Амоса Коменского. Эта технологическая революция в образовании имела такое же значение для развития человечества, как и вызвавшая её техническая революция. Оба явления живут и развиваются: возникают новые виды учебной литературы и принципы её издания, совершенствуются урок и классно-урочная система в целом.

Приблизительно до середины XX в. ничего принципиально важного для технологии в образовании не происходило. Можно рассматривать опыты 20-х годов по обучению через деятельность (Дальтон-план, ланкастерская система, бригадно-лабораторное обучение).

Реальный расцвет технологического направления в педагогике начался с 50-х годов XX в. Причиной стали разработки теорий программированного (автоматизированного, алгоритмического) обучения.

Развитие технических средств привело к появлению персональных компьютеров. Теории программированного обучения переросли в концепции компьютерного обучения. В результате родилось новое поколение конкретных технологий, а обслуживающая это направление теоретическая педагогика окончательно оформилась в науку, получившую на Западе название an educational technology, а в России с лёгкой руки Б.П. Беспалько ставшей педагогической технологией.

К концу XX в. получили развитие и широко раскинулись глобальные информационно-коммуникационные сети, появились принципиально новые технические возможности, многократно возросли психологические, кибернетические, педагогические познания человечества. Распространение гуманистической психологии У. Роджерса, помноженное на общечеловеческое признание приоритета нравственных ценностей над знаниями и вещами, привело мировое образование к границам его нынешних возможностей. Бытовавшая веками информационно - перцептивная педагогическая парадигма на наших глазах отступает перед новой — деятельностно - ценностной. В работах А.В. Хуторского оформляется новая педагогическая теория эвристического обучения, в которой принципиальное первенство получает собственный образовательный продукт ученика и его культурно-исторический аналог. Компьютерное обучение перерастает в сетевое, дистанционное, интерактивное. То и другое сливается в мощное направление, получившее название «Интернет-образование».

Вот-вот придут в мир квантовые компьютеры и биочипы, которые превратят в объективную реальность образовательное применение технологий виртуальной реальности. Но это, похоже, не будет просто новой технологической революцией в образовательной истории общества.

А. Кушнир считает, что о технологии можно говорить только тогда, когда способ действия заранее известен, детально расписан по операциям, когда результат задан и гарантирован, есть точный алгоритм. Но встречаются и противоположные мнения. Чьи аргументы самые убедительные?

Применительно к производству винтиков (а хотя бы и компьютеров или космических кораблей!) аргументы А. Кушнира бесспорны. Когда же речь заходит о человеке, социуме, вообще гуманитарной системе с их врождённой неопределённостью, столь сильное утверждение может захромать. Применять в этом случае такое древнее представление об алгоритмах можно только в некоторых пределах, до какого-то уровня планируемых результатов образования. Образовательная технология должна облегчать жизнь ученика как потребителя её продукции. Но ещё граф Толстой заметил, что, чем учебная метода легче для ученика, тем она труднее для учителя. С этой диалектикой противоположностей не поспоришь.

Педагогической технологией обычно называли направление педагогики, которое имеет целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. Собственно, словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского an educational technology — «образовательная технология» и пришло в наш профессиональный лексикон благодаря работам В.П. Беспалько.

 

Технические революции, повлиявшие на образование

· Изобретение книгопечатания (сер. XV в.), Иван Федоров. 1564. «Апостол»

· «Великая дидактика» Я.А.Коменского (XVII в.)

· НТР (сер. 50-х гг. XX в.)

· «Интернет-образование» (XXI в.)

 

2. Сущность педагогической технологии

Педагогическая технология – направление педагогики, которое имеет целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения.

Однако в понимании и употреблении этого понятия существуют разночтения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов, способов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т. Лихачев)

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П. Беспалько)

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей. Содержания методов, средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционированное.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей более рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общевоспитательная технология) характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) – частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов, средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую цепочку, они образуют целостную технологию.

Технологическая система – условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает в себя и самих субъектов и объектов деятельности.

Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать определенный стандарт обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность повторения, воспроизведения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отображают друг друга.

Технология и мастерство. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента, характеризующая закономерности усвоения материал, состав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению. Таким образом, технология работы опосредствуется свойствами личности, но только опосредствуется, а не определяется.

Источники и составные части новых педагогических технологий. Любая современнаяпедагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

§ социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

§ наука – педагогическая, психологическая, общественная науки;

§ передовой педагогический опыт;

§ опыт прошлого – отечественный и зарубежный;

§ народная педагогика (этнопедагогика).

 

Литература

Основная

1. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.

2. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2011. – 52 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013. – 43 с.

 

Дополнительная

 

1. Пайгусов, А. И. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. И. Пайгусов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – 124 с.

2. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие/Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кобковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 173 с.

3. Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

4. Селевко, Г.К.Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: 2005.

Лекция 2.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.