Профессионально-педагогическая компетентность. Общая и профессиональная культура педагога — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Профессионально-педагогическая компетентность. Общая и профессиональная культура педагога



1. Профессионально-педагогическая компетентность.

2. Базовые компетентности педагога (ФГОС).

3. Общая и профессиональная культура педагога.

1. Профессионально-педагогическая компетентность.

Понятие «компетенция» возникло из потребности в адаптации специалиста к изменяющимся социальным, экономическим, политическим условиям общества. Введение в профессиональное образование новых образовательных конструктов - компетенций - научно обосновано учёными стран Европейского Союза в середине 80-х годов минувшего столетия (Р. Бадер, Д. Метене, Б. Оскарсон, Ш. Саймон , А. Шелтен и др.).

Существуют проблемы в определении самого понятия компетенции, наблюдается разное его понимание: слишком расширенное или, напротив, слишком зауженное толкование, отрицание целесообразности использования в педагогике понятия «компетенция» для описания результатов образовательного процесса (М. Бершадский, А.А. Нестеренко и др.).

По мнению Ю.Г. Татура, «в основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально-этических установок и качеств личности» ( Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3. - С.56 -64).

По Э.Ф. Зееру, «компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность установить на основании имеющихся знаний определённый алгоритм действий по разрешению проблемной ситуации» (Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России.- 2005.- №4.- С.12-14).

С.Е. Шишов считает, что «компетенция – способность и готовность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированная на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленная на её успешное включение в трудовую деятельность» (Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Образование на службе национального единения и социального процесса. - 2002. – №2. - С.58-60).

Исходя из данных определений, можно утверждать, что компетенция обладает интегрированной природой, она является совокупностью знаний, умений и навыков, а также готовностью и способностью применять их. Иными словами, понятие «компетенции» шире понятия «знания», или «умения», или «навыка», оно включает их в себя, поэтому компетенции формируются не только в процессе обучения, но и в результате взаимодействия личности и социума, т. е. образовательный процесс не равен учебному процессу. Он включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование и социально-творческую деятельность, и практику повседневной жизни.



Наряду с понятием «компетенция» в научной литературе встречается понятие «компетентность».

В.А. Демин считает, что компетентность – это «уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» (Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. - 2000. - №4. - С. 34 -42).

И. А. Зимняя полагает, что компетентность – это «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность основывается на компетенции, но не исчерпывается ею. Т.е. компетентность следует трактовать как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций» (Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность / И.А Зимняя // Alma mater. – 2005. – №2. – С. 13-14).

Аналогично понимает данные понятия и П. К. Селевко, подразумевая под компетентностью «владение человеком соответствующей компетенцией, включаюшее его личностное отношение к ней и к предмету» (Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2005. - №11. - С. 138-144).

Таким образом, компетентность является результатом научения, а компетенция – компетентностью в действии, т.е. компетенция – способность специалиста реализовать компетентность в конкретной практической деятельности.

Не соотносясь с другими понятиями, принятыми в отечественной педагогике и психологии (знание, умение, навык и т.п.), понятия «компетентность», «компетенция» не дают однозначного основания для классификации. В научной педагогической литературе имеются публикации с предложениями выделить от пяти до нескольких десятков основных компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза.



Один из первых перечней компетенций был составлен Джоном Равеном, который отметил, что одни компетенции могут относиться к интеллектуальной сфере, другие - к эмоциональной, что они могут заменять друг друга, и, по сути, они «мотивированные способности». К таким компетенциям отнесены и критическое мышление, и самоконтроль, и готовность обучаться и т. д. (Равен, Дж. Фрагмент книги «Компетентность в современном обществе» / Дж. Равен // Психологический журнал. - 2001.- №4.- С.56-78).

В рекомендациях ЮНЕСКО содержится следующий состав компетенций:

- математическая компетенция - умение работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);

- коммуникативная компетенция – умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринуждённо общаться;

- информационная компетенция – владеть информационными технологиями, | работать со всеми видами информации;

- автономизационная– быть способным к саморазвитию, самообразованию;

- социальная– уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;

- продуктивная– умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная – готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам .

Совет Европы на симпозиуме в Берне, который проходил 27-30 марта 1996 года при участии представителей всех европейских стран, принял следующие пять групп компетенций, которые могут быть названы универсальными, т.к. желательны для специалистов любого направления. В какой-то мере данное деление условно, также как и названия компетенций, поскольку все они тесно взаимосвязаны между собой. Но бесспорно и то, что, имея много общего с остальными, каждая из выделенных компетенций уникальна по-своему, и в основу её формирования должно быть положено достаточно дифференцированное понимание её сути. Эти компетенции следующие: социальные и политические компетенции – |способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

социокультурные (межкультурные) компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развитие климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими, как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией. Они особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации всё большую важность приобретает владение более чем одним языком;

компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой средствами СМИ и рекламой;

способность учиться на протяжении всей жизнив качестве основы непрерывного обучения в контексте как лично профессиональной, так и социальной жизни» (Совет Европы: Симпозиум по теме «ключевые компетенции для Европы»: Док.DECS / SC / Sec/(96) 43.- Берн, 1996).

2. Базовые компетентности педагога (ФГОС.)






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.