Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-06-12 | 732 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Поскольку олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, это мешает выработке модели того, как олигополия определяет цену и объем производства. Поэтому существует много моделей олигополии, но ни одну их них нельзя признать универсальной.
Понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии. Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей. Модели дуополии позволяют проиллюстрировать, как предположения отдельного продавца относительно ответа соперника воздействуют на равновесный выпуск
Некооперативные стратегии поведения классифицируются в зависимости от последовательности принятия решений и выбора фирмами стратегической переменной: объема выпуска или цены (табл.5.1).
Таблица 6.1. Стратегии фирм в результате их взаимодействия
Стратегии | Стратегическая переменная | ||
Объем продаж | Цена | ||
Последовательность принятия решений | Одновременно | модель Курно | модель Бертрана |
Последовательно | модель Штакельберга | модель Форхаймера |
Рассмотрим основные модели стратегического некооперативного взаимодействия крупных фирм.
Модель Курно
Попытку уменьшить неопределенность в поведении фирм предпринял в 1838 г. французский экономист Огюстен Курно. Это самая ранняя модель олигополии, рассматривающая ее частный случай - взаимоотношения двух фирм с учетом их мощности (т.е. объема производства или продаж).
Цель модели заключается в том, чтобы показать каким образом устанавливается равновесный объем продаж на рынке, если фирма выбирает количество (объем выпуска) в зависимости от того, которое продает на рынке другая фирма. Т.е предприятие нацелено на определенный объем выпуска, а рынок определяет цену. Фирмы выбирают объем продаж одновременно и интуитивно. Обе они проводят «недальновидную» политику, т.к. ожидаемый фирмой выпуск контрагента может отличаться от фактического.
|
Равновесие на рынке достигается тогда, когда ожидания каждой фирмы относительно объема выпуска конкурента реализуются, т.е. совпадут.
Предположим, что обе фирмы выпускают однородный продукт в количестве q1 и q2 и имеют идентичные уровни издержек ТСi(Qi). Общий объем выпуска отрасли составляет Q = q1+q2.
Основные предпосылк и модели:
1. Функция общего спроса предполагается монотонно убывающей и известна сначала: Q = Q(Р). Разброс цен, по которым потребители готовы покупать продукт, определен для каждого общего объема выпуска, предлагаемого на рынке. Обратная функция спроса будет равна Р = Р(Q) = Р(q1+q2).
2. Стратегической переменной каждой из фирм на рынке является количество (объем) выпускаемой продукции, но не цены. Рынок является «созревшим», т.е. на нем производитель не может следовать ценовой политике, отличной от своих конкурентов, а потребители привыкли к диапазону существующих цен.
3. Производимый в отрасли продукт является однородным.
4. Каждая фирма с целью максимизации своей прибыли адаптируется к условиям рынка. Величина прибыли зависит от объема производства, который фирма выберет для сбыта.
Две фирмы выбирают свои объемы производства некооперативным путем, т. е. каждая фирма принимает решения, которые дают наибольшие возможные прибыли при предполагаемых действиях своих конкурентов.
Т.о. модель Курно базируется на двух основных предположениях о поведении фирмы в условиях дуополии:
во-первых, каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема выпуска другая фирма сохранит свой выпуск на существующем уровне;
|
во-вторых, каждая фирма нацелена на максимизацию получаемой прибыли.
Пусть фирма 1 ожидает, что фирма 2 произведет q2 количества товара. Тогда фирма 1 решает произвести q1 единиц товара. Совокупный объем продаж отрасли составит Q = q1 + q2. Этот объем будет продан по цене Р(Q) = P(q1 + q2)
Максимум прибыли достигается при таком объеме производства фирмы 1, когда ее предельные издержки равны ее предельной выручке: МС = МR Максимизация прибыли фирмы 1 может быть представлена:
max П1(q1q2) = ТR(Q)q1 – ТС1(q1) = Р(q1+q2)*q1 – ТС1(q1),
где ТR(Q)q1 – общий доход первой фирмы, ТС1 – совокупные издержки первой фирмы; P(q1 + q2) – рыночная цена; q1 – объем продаж 1 фирмы
Но фирм на рынке две, поэтому максимум прибыль фирмы 1 зависит от объема производства фирмы 2 (общий доход, который она получит при установившейся рыночной цене, зависит от общего спроса и объема продукции, предлагаемого второй фирмой). Т.е. с целью принятия лучшего решения фирма 1 должна предвидеть решение об объеме выпуска фирмы 2.
Аналогично можно рассуждать и относительно плана максимизации прибыли фирмы 2:
max П2(q1q2) = ТR(Q)q2 – ТС2(q2) = Р(q1+q2)*q2 – ТС2(q2).
Чтобы определить точку равновесия, каждая фирма будет максимизировать свою прибыль, учитывая уровень производства, заданный конкурентом. Т.о., равновесие определяется путем нахождения двух необходимых условий максимизации прибылей для фирмы 1 и фирмы 2 относительно их объемов q1 и q2. (дать равенство).
Другими словами, каждая фирма выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Такое равновесие называется равновесием Курно.
Механизм достижения равновесия приходит следующим образом. Если фирма 1 произведет большее количество товара, чем от нее ожидает фирма 2, фирма 2 будет вынуждена сократить свой объем выпуска в следующем периоде. В то же время фирма 1 в расчете на большое количество товара фирмы 2 тоже сократит свой выпуск. Когда и эти ожидания не оправдываются, фирмы будут корректировать объемы производства до тех пор, пока не будет достигнута точка равновесия, пока их ожидания не будут оправдываться (несколько шагов «действие-ответ»).
Равновесие в модели Курно можно представить через кривые реагирования (реакции). Только в данном случае кривая реагирования показывает максимизирующие прибыль размеры выпуска, которые будут осуществляться одной фирмой, если даны размеры выпуска другой фирмы-соперника. Она показывает реакцию фирмы 1, учитывающую различные предположения относительно выбора фирмы 2 (т.е. насколько одна фирма будет вынуждена сократить свой выпуск при увеличении выпуска другой).
|
Поскольку по условию каждая фирма выбирает объем своего производства, исходя из предположения о размере выпуска другой фирмы, то:
- оптимальный объем производства фирмы 1 будет зависеть от ожидаемого объема производства фирмы 2:
q1 = f(q2*)
- оптимальный объем производства фирмы 2 будет зависеть от ожидаемого объема выпуска фирмы 1:
q2 = h(q1*),
где f и h - функции реакции первой и второй фирм соответственно; (qi*) - ожидаемый j-й фирмой выпуск i-й фирмы (i, j = 1,2; i ≠ j).
Если ожидания фирм не оправдываются, фирмы пересматривают как предположения, так и свой собственный объем производства в соответствии с реальным выпуском другой фирмы. В результате меняется совокупное предложение отрасли.
Эти две функции реакции являются двумя функциями «лучшего ответа» на объем производства, предлагаемый другой фирмой.
Стабильное равновесие на рынке устанавливается тогда, когда ожидаемые выпуски фирм равны их реальным объемам производства, причем реальный выпуск и является оптимальным:
q1 = f(q2*) и q2 = h(q1*),
Т.е. равновесие модели определяется решением системы уравнений функций реакции. Для этого нужно подставить q2 из функции реакции фирмы 2, которая зависит от q1, в функцию реакции фирмы 1:
q1 = R1(R2(q1)) ═> q1*
затем подставить полученное равновесное значение q1* в функцию реакции фирмы 2 и определить q2*. Равновесные значения (q1*, q2*) соответствуют параметрам равновесия Курно-Нэша. Подставив эти значения в функцию общего спроса, получим
Q* = q1*+q2* и Р(q1*+q2*) ═> (Q*, Р*).
Если кривые реакции изобразить графически (рис. 5.1), равновесие Курно достигается в точке их пересечения.
Рисунок 6.1. Равновесие модели дуополии Курно
|
q1 – объем производства фирмы А; q2 – объем производства фирмы В; С – равновесие; q1* - равновесное значение объема производства фирмы А; q2* - равновесное значение объема производства фирмы В; R1 – линия реакции фирмы А; R2 - линия реакции фирмы В.
Именно здесь ожидаемые объемы двух фирм совпадают с их реальными величинами. Равновесное решение означает решение проблемы максимизации прибыли, когда дальнейшее изменение объемов выпуска для обеих фирм нецелесообразно, т.е. наступает равенство предельной выручки предельным издержкам.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!