Поглощение и слияние фирм и рыночная власть — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поглощение и слияние фирм и рыночная власть

2017-06-12 514
Поглощение и слияние фирм и рыночная власть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Усиление рыночной власти дает фирме возможности для более широкого использования внутренних ресурсов, например, для приобретения других фирм или их частей. Таким образом, помимо реализации на рынке ресурсов, товаров и услуг, на рынке также реализуются и фирмы. Следовательно, на таком рынке происходят слияния и поглощения фирм.

 

Слияния и поглощения (M&A) - это общее имя для всех сделок, которые объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен активами.

 

Сюда входят сами слияния (соединение компаний в одну), поглощения, приобретение компаний, выкуп акций, "takeover" (враждебное поглощение), рекапитализация, изменение структуры собственности, "обратное слияние" (создание публичной компании без IPO), "spin-off" (выделение и продажа бизнес-единицы) и все другие сделки, которые подразумевают передачу корпоративного контроля из рук одних акционеров другим.

 

Эти сделки могут быть использованы в различных целях, как в интересах компаний в целом, так и в интересах их совладельцев. Слияния и поглощения могут улучшить положение компании и повысить прибыльность и устойчивость, сделать ваш бизнес более конкурентоспособным и прибыльным.

Основная причина сделок, где компании используют механизмы слияния и поглощения - это конкуренция, которая вынуждает активно искать инвестиционные возможности, эффективно использовать все ресурсы, снижать издержки и искать стратегии противодействия конкурентам. Расширяя свои возможности, компании создают стратегии диверсификации и реструктуризации.

 

Приобретения и слияния могут осуществляться в виде групп сделок:

1) согласованное слияние – когда фирма А приобретает фирму Б на условиях, которые рекомендованы руководством фирмы Б держателям ее акций;

2) оспариваемое поглощение – реализуется при помощи предложения о покупке акций фирмой А непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;

3) отторжение – у каждой фирмы имеется определенное количество подразделений. При этом каждая из них стремится организовать их оптимальное количество и качество. С этой целью фирма А продает фирме Б одно из своих подразделений;

4) выкуп управляющими – этот вид сделки схож с предыдущей, за исключением того, что филиал продается не другой фирме, а его управляющим.

 

Кроме этого, слияния различаются с точки зрения рынков, к которым принадлежат фирмы-участницы. Выделяют горизонтальные слияния, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке. Вертикальные слияния происходят тогда, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя. В случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи, слияние называют конгломеративным. Многие случаи слияний компаний могут включать в себя элементы нескольких перечисленных выше способов.

 

Теория слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и так же эффективно планирует их использование на приобретенном предприятии. Мотивом слияния может служить:

1) усилении рыночной власти фирмы, т.к. после слияния увеличится степень рыночной концентрации, и это даст объединенной фирме большую рыночную власть; более крупная фирма способна диктовать отраслевую политику.

Повышенная концентрация на рынке может принести определенный выигрыш, но не всегда. Она может нарушить экономическое равновесие на рынке и привести к «войне» между фирмами.

 

2) стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта даже если усиление власти не увеличит прибыль, т.к. результат слияния зависит не только от действия двух фирм, но и от реакции других конкурентов на рынке.

 

3) выигрыш от синергии, недоступный в другом случае, например реализация экономии масштаба. Но это не всегда достижимо в краткосрочном периоде, т.к. слияние может сводиться к простому соединению двух небольших заводов неоптимального размера. Выигрыш должен проявиться в длительном периоде, когда общее производство будет сконцентрировано на меньшем числе заводов и, таким образом, будет реализована экономия.

 

 

Слияния фирм приводят к явным выгодам:

1) слияние позволяет приобрести специфический ресурс в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов;

2) при слиянии автоматически увеличивается доля данного объединения на рынке. Это означает, что слияние предоставляет иной механизм расширения доли рынка наряду с традиционной конкурентной борьбой;

3) слияние позволяет обойти барьеры входа на рынок. Приобретенная фирма – уже участник данного рынка;

4) слияние резко уменьшает временной лаг начала бизнеса, поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время. Здесь же оно минимизируется;

5) степень риска организации бизнеса на купленном предприятии и на проверенном рынке значительно ниже, чем при реализации собственной инвестиционной программы.

 

 

Все это приводит к тому, что количество слияний и поглощений во всем мире растет. Последствия глобализации вынуждают компании укрупнять капитал ради более эффективного его использования. Но несмотря на это, проблема их эффективности стоит достаточно остро. Исследования показывают, что:

· 61% слияний не окупает вложенных в них средств (Mergers & Acquisitions Journal, 1998);

· 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других субъектов рынка (PriceWaterhouse, исследование 300 слияний за 1987-1997).

 

 

Цели участников слияний и поглощений

1. Защитные цели, в которых компании ищут возможности своего роста за счет:

· приобретений в своем секторе или в другом, приобретения дополняющих активов;

· усиления позиции на рынке через слияния;

· избавления от конкурентов - путем их покупки и захвата их доли рынка.

 

2. Инвестиционные цели, где компании, их менеджеры и инвесторы могут преследовать следующие инвестиционные цели:

· размещать свободные средства;

· участвовать в прибыльном бизнесе;

· скупать недооцененные активы;

· использовать управленческие навыки;

· инвестировать излишки наличности;

· приобрести антициклические или балансирующие активы для портфеля.

 

3. Информационные цели - слияния и поглощения могут улучшить информированность компании:

· о технологиях и затратах поставщиков (Пример: покупка IBM нескольких производителей микропроцессоров);

· о предпочтениях потребителей их продукции. При этом не обязательно покупать поставщика или дилера, обеспечивающего 100% потребности в данных услугах для компании. Например, многие оптовые компании на фармацевтическом рынке имеют несколько аптек, для изучения потребительского спроса и его динамики.

 

4. Конкурентные цели - сделки слияния и поглощения могут быть использованы как инструмент конкурентной стратегии для создания устойчивого преимущества, чтобы повысить барьеры для входа на рынок для потенциальных конкурентов, с помощью:

· диверсификации, которая дает больший контроль рисков (ценовых, валютных и др.), стабильность и опыт из других производственных сфер, недоступный другим компаниям;

· сокращения времени выхода на данный рынок и получения преимущества первого хода;

· сохранения стабильности и емкости рынка. Приобретение существующей компании дает и нужные производственные мощности, и долю на рынке. Создание же дополнительных мощностей может создать их избыток и снизить уровень цен, что может обесценить инвестиции.

· выхода на рынки других стран.

 

5. Цели акционеров: отдельные акционеры могут иметь свои интересы и использовать сделки слияния для:

· создания партнерства или привлечения стратегического инвестора в свою компанию;

· выделения части бизнеса в отдельную бизнес-единицу или компанию;

· продажи части акций.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.