Стратегическая концепция фирмы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Стратегическая концепция фирмы

2017-06-12 425
Стратегическая концепция фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рассматриваемых концепциях фирма являлась объектом действия внешней среды, как пассивная структура экономики. За фирмой признавалась возможность реагирования на окружающую среду (технологию или контрактные отношения), однако она сама формирует их. Точка зрения на фирму как на активный субъект рынка составляет основу стратегического подхода к фирме. Цель фирмы реализуется в ее стратегии.

 

Стратегия - сознательное, целенаправленное поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Формируя стратегию, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь, своих конкурентов, а также спрос и действия правительства. Фирма активно воздействует на спрос, формируя потребительские предпочтения. Фирма воздействует и на правительство, добиваясь желаемого регулирования налогообложения, таможенных пошлин и квот, выделения субсидий, принятия антимонопольных законов и исключений из них. Фирма становится активным участником формирования отраслевой, микроэкономической, а также макроэкономической политики государства. В данном случае параметры поведения фирмы - цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками - выступают как факторы стратегического поведения фирмы, с помощью которых она реализует свои цели.

 

В рамках микроэкономической теории целью фирмы считается максимизация экономической прибыли - разница между совокупной выручкой и совокупными издержками, включая альтернативную ценность собственных ресурсов фирмы. Однако в действительности фирмы ставят перед собой разные цели в зависимости от интересов экономических агентов, контролирующих функционирование фирмы (собственников, менеджеров, работников и т.д).

 

-4-

Цели фирмы

 

Природа фирмы – и как института, и как организации – постоянно усложняется. В настоящее время внутрифирменная организация представляет компромиссное единство многих участников. Схематично его изобразил Питер Дойль (рисунок 2.5)

Рисунок 2.5. Заинтересованные группы и их ожидания

 

В связи с этим выделяют следующие основные цели фирмы:

• Цели индивидуального собственника

По мнению Д. Хея и Д. Морриса фирма как институт не может иметь целей, цели имеют только люди. «Только если фирма состоит из 1 человека или может на законном основании рассматриваться как единая неделимая человеческая единица, принимающая решения, приписывание мотивов фирме может быть приемлемым».

Для экономического агента, обладающего правом собственности на фирму и при этом, в силу незначительности величины самой фирмы, работающего на ней, - целью является максимизация полезности при выборе между прибылью (денежным доходом) и временем досуга.

 

Простая функция полезности имеет вид:

U = f (Пс, Ls),

где Пс - прибыль (денежный доход) собственника фирмы, Ls - время досуга.

Прибыль и время досуга являются нормальными благами для индивида. Кривые безразличия для этих двух видов благ имеют отрицательный наклон (что соответствует убывающей предельной полезности благ) и вогнуты к началу координат (что соответствует убывающей предельной норме замены одного блага другим).

Рисунок 2.6. Выбор собственника фирмы, максимизирующего полезность

 

Ограничение в данном случае представляет собой зависимость прибыли от времени работы и времени отдыха, поскольку работа и отдых взаимно исключают друг друга. При увеличении времени работы (и соответственно сокращении времени отдыха) прибыль первоначально растет. Однако начиная с определенного момента, снижение предельной производительности ресурса – трудовых и предпринимательских усилий собственника – ведет к снижению прибыли. Функция прибыли (бюджетного ограничения) имеет перевернутую U – образную форму, как показано на рисунке 2.6.

Точка Е отражает комбинацию досуга и суммы прибыли, обеспечивающих максимальную полезность собственника при данном ограничении. Собственник, максимизирующий полезность, будет работать меньше, а следовательно, отдыхать больше, чем если бы он максимизировал прибыль.

• Цели акционеров

Для акционеров (собственников) целью является отдача на вложенные деньги. Поэтому их интерес лежит в плоскости либо роста дивидендов, либо роста курсовой разницы акций.

• Цели менеджмента (управляющих)

В реальности крупные фирмы редко управляются одним собственником. Возникает необходимость в управленцах. Менеджеры, так же как и собственники (акционеры), представляют собой экономических агентов, общей стратегией которых является удержание собственного положения в рамках данной фирмы. Интересы менеджмента не всегда совпадают с интересами собственника. При этом могут преследоваться следующие цели:

 

1) максимизация темпов роста фирмы.

Рост фирмы финансируется за счет нераспределенной прибыли. Максимизация темпов роста фирмы означает тем самым максимизацию нераспределенной прибыли.

Менеджеры почти всегда будут стремиться к рискованным вложениям средств в проекты, от реализации которых можно ожидать существенных темпов роста компании (а значит и прибыли). Собственники вели бы свои дела с меньшим риском, с оглядкой на курсовую стоимость акций и дивиденды. У них и у менеджеров разное отношение к риску. Менеджеры работают с чужими деньгами, поэтому максимизация темпов роста фирмы – самостоятельная цель менеджмента.

 

2) максимизация общей выручки фирмы.

Одним из методов укрепления собственного положения управляющего является расширение масштабов деятельности фирмы, поскольку именно на основе информации об увеличении или сокращении выпуска, собственники фирмы делают вывод о качестве его работы. Основным показателем масштаба деятельности фирмы служит ее общая выручка. Сравним результаты, которые получает фирма при максимизации совокупной выручки и прибыли.

Предельная выручка фирмы (MR), максимизирующей прибыль, равна предельным издержкам (MR = МС > 0).

Предельная выручка фирмы, максимизирующей общую выручку, равна нулю (MR = 0).

В первом случае предельная выручка больше, чем во втором, поэтому и объем производства при максимизации совокупной выручки всегда будет больше, чем при максимизации прибыли.

Положение фирмы, максимизирующей выручку, достаточно устойчиво. Менеджеры фирмы не заинтересованы в сокращении выпуска, даже если это привело бы к росту прибыли. Снижение продаж ведет к ряду отрицательных для управляющего и для фирмы в целом последствий:

- эффект снежного кома: сокращение (даже временное) объема продаж ведет к снижению популярности фирмы у потребителей;

- снижение привлекательности фирмы в глазах потенциальных инвесторов (акционеров) и кредиторов. Сокращение выпуска приводит к снижению доверия к фирме как благонадежному заемщику, что уменьшает возможности привлечения заемных финансовых ресурсов и может привести к падению курсовой стоимости акций;

- потеря дистрибьюторов и как следствие - сокращение каналов сбыта;

- снижение рыночной власти из-за сокращения рыночной доли.

В итоге фирма становится уязвимой по отношению к возможным колебаниям в экономике. Переход от максимизации продаж к другой цели, требующей сокращения выпуска, ставят под угрозу положение фирмы на рынке в целом.

 

3) оптимизация прибыли и суммы административных расходов.

Величина прибыли оказывает влияние на положение менеджеров косвенным образом, через выплаты премий и бонусов или через санкции собственников и сокращение дополнительных денежных поступлений. Прямое влияние на полезность менеджера оказывают административные расходы. Для менеджеров прибыль и административные расходы служат в одинаковой степени нормальными благами.

В этой ситуации, кривые безразличия будут иметь «нормальный» вид, если U = f(π,Exp) - функция полезности при π - величине прибыли и Ехр - величине административных расходов.

В качестве бюджетного ограничения можно рассматривать зависимость прибыли от величины административных расходов, которая имеет перевернутую U-образную форму. Первоначально рост административных расходов стимулирует менеджеров работать лучше - прибыль увеличивается. Затем дополнительные административные расходы ведут к понижению прибыли из-за более быстрого роста затрат фирмы по сравнению с выручкой.

 

Рисунок 2.7. Выбор менеджера между прибылью и административными расходами

Оптимальная величина административных расходов при максимизации прибыли достигается в точке E1, а при максимизации полезности - в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия U2 на нисходящей ветви параболы. Следовательно, Ехр1< Ехр2, где Ехр1 - величина административных расходов при максимизации прибыли, Ехр2 -величина административных расходов при максимизации полезности от собственного положения (рис. 2.7).

 

Совпадение интересов максимизации полезности и максимизации прибыли возможно при условии, что административные расходы являются нейтральным благом для менеджеров. А это возможно, когда управляющие являются одновременно и собственниками фирмы.

 

• Цели работников фирмы

Для работников, владеющих фирмой, целью будет максимизация дохода на одного занятого. Пусть производственная функция выпуска фирмы зависит от двух факторов - труда L и капитала К. Рассмотрим решение фирмы в краткосрочном периоде, предполагая, что предельная производительность труда снижается с ростом его использования. Будем считать, что фирма действует на рынке совершенной конкуренции и не влияет на цену товара.

Доход одного работника при этом составит:

 

Д = (Pq – rK)/L

где Р - цена товара; q - объем выпуска; К - объем использования капитала; r - ставка арендной платы за использование единицы капитала; L - число работников фирмы (объем использования труда).

 

Фирма максимизирует чистую выручку на одного занятого, когда эта величина равна предельному продукту труда в денежном выражении. Из условия максимума дохода на занятого следует:

 

Р*MPL = (Pq – rK)/L

 

Второе условие максимума обеспечивается действием закона снижения предельной производительности. Повышение цены товара вызовет снижение занятости внутри самоуправляющейся фирмы, а, следовательно, снижение объема предложения.

 

 

• Цели кредиторов

Цели кредиторов также могут рассматриваться как самостоятельные. В отличие от менеджеров кредиторы не участвуют непосредственно в реализации финансируемого ими проекта. Они заинтересованы в его благоприятном завершении, поскольку хотят вернуть кредит.

 

Самостоятельные цели могут быть и у других групп людей, обеспечивающих эффективное функционирование фирмы. Поэтому может иметь место конфликт интересов различных участников. Следует иметь в виду, что, если интересы какой-либо группы лиц (экономических агентов) внутри фирмы окажутся преобладающими, фирма будет вести тебя соответствующим образом. С экономической точки зрения в долгосрочном периоде такое поведение не может быть оптимальным, т.к. фирма, не ставящая целью увеличение прибыли, станет кандидатом на уход с рынка.

Поэтому альтернативные цели фирмы следует рассматривать скорее как факторы, ограничивающие основную цель фирмы (максимизацию прибыли), чем как самостоятельные мотивы поведения фирмы.

 

Итак, начав изучение природы фирмы с предположения о «черном ящике», мы увидели, что при сохранении цели максимизации фирмы природа ее воспроизводит целый спектр самостоятельных целей различных групп людей, действующих в пределах фирмы. Однако в долгосрочном периоде их цели могут рассматриваться как факторы, воздействующие и ограничивающие базовую цель фирмы.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.