Олигополии: кооперативное поведение — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Олигополии: кооперативное поведение

2017-06-12 519
Олигополии: кооперативное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Некооперативные модели взаимодействия фирм на олигополистическом рынке не всегда ведут к стабилизации его параметров и к установлению единственной равновесной цены, что затрудняет крупным фирмам получение положительной прибыли в долгосрочном периоде. И хотя рынок выработал ряд способов смягчения подобных ситуаций, некооперативное взаимоотношение фирм по-прежнему остается далеким от совершенства типом поведения на рынке.

 

На олигопольном рынке у фирм есть стимулы координировать свою производственную деятельность и политику ценообразования. Такое стратегическое поведение фирм осуществляется в виде кооперативного взаимодействия, когда они предварительно договариваются о совместных действиях с целью увеличения совокупной и индивидуальной прибыли посредством ограничения объема выпуска (квот) и повышения рыночных цен, а также путем создания искусственного дефицита товаров.

 

Объединение фирм, которые заключают явное или тайное соглашение о координации своей деятельности, называется картелем.

 

Он может появиться как в результате формального договора, так и молчаливого согласия фирм. В первом случае четко фиксируются все параметры рынка, поддающиеся контролю (цена, объем выпуска). Молчаливое согласие подразумевает сознательное параллельное поведение фирм, когда они независимо друг от друга принимают одинаковые решения (в случае хорошо изученного рынка). Наличие параметров рынка удобных всем (ценовые линии, уровень качества) позволяет выявить «фокальные точки», что и приводит к возможности координации поведения без непосредственных контактов.

 

Следовательно, причина возникновения картелей – максимизация прибыли. В конкурентной отрасли каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для конкурентов (других фирм), хотя сокращение выпуска даже одной фирмы в отрасли выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает равновесные цены.

Таким образом, возникает своего рода внешний эффект, который в условиях свободной конкуренции не принимается во внимание. Картельное соглашение учитывает эти последствия действий одной фирмы для увеличения прибыли всех участников. Поэтому картель, как и отрасль, производит меньше объема, чем рынок совершенной конкуренции. Картель преобразует внешние эффекты сокращения выпуска каждой фирмы для остальных фирм, так что последствия этих внешних эффектов становятся внутренним делом картеля (например, в форме распределения дополнительных прибылей или определения квот выпуска).

 

Картель, который объединяет в себе все фирмы, присутствующие на данном рынке, в сущности, является монополией, получающей монопольную прибыль. Если не все фирмы вступают в картельное соглашение, он действует как доминирующая фирма

Следует отметить, что чем больше власть картеля (чем больше рост цен из-за картелизации), тем выше потери потребителей от его деятельности.

 

Картели возникли в XIX в. и существовали на законном основании до конца 30-х гг. ХХ в. В большинстве стран современного мира картельный сговор считается незаконным. Из современных легальных картелей известен ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти. ОПЕК конкурирует с другими странами, добывающими нефть (Россия, США и др.). А поскольку прямые картельные соглашения между корпорациями в настоящее время запрещены, т.к. ведут к образованию чистой монополии, олигополисты идут на молчаливый, тайный сговор.

Тайный сговорэто негласное соглашение о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которая позволяет фирмам максимизировать прибыль.

 

Если участниками тайного сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия переходит в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну (см. рис. 6.6).

Рисунок 6.6. График максимизации прибыли при тайном сговоре

 

Объем продаж Qm определяется точкой Е1, где пересекаются MR = MC. Проекция этой точки на кривую D, в т. Е позволяет определить монопольную цену Рm. А экономическая прибыль – это площадь прямоугольника РРmЕЕ1.

 

Тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокая прибыль и цена привлекают в отрасль новых конкурентов. Чем больше число участников, тем труднее им договориться. По мере расширения совокупного спроса рынка и его насыщения, ценовая дискриминация усиливается. Выигрывают производители, имеющие наименьшие издержки производства. Другие считают, что их обошли нечестным путем и начинают пользоваться грязными технологиями (мошенничество, обман, тайная продажа товара по льготным ценам и др.). Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.

 

Но чаще всего, фирмам выгодно заключать картельные соглашения. Хотя когда картель сформирован и эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить соглашение путем увеличения квот выпуска или снижения цены (таким образом, фирма получит большую выгоду за счет увеличения числа потребителей). Если таким образом будут рассуждать все фирмы-участницы картеля, их соглашение перестает работать и, соответственно, картель распадается.

 

К основным методам предотвращения нарушения картельного соглашения относятся:

· контроль большего числа показателей, чем только цена.

Эффективные картельные соглашения включают спецификацию не только продажной цены, но и других показателей, которые легче проконтролировать, таких как: квота производства, ограничения покупки/продажи в отношении дилеров, нормы расходов на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности;

· раздел рынка сбыта между участниками картеля.

Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, так что контроль за соблюдением соглашения значительно облегчается, а последствия нарушения уменьшаются (поскольку оказывают влияние только на выделенную область деятельности);

· использование особых условий.

Картельное соглашение может включать в себя условие о том, что продавец не будет продавать другим покупателям/дилерам по цене ниже установленного картелем уровня для данного класса товаров или потребителей;

· контрольные цены.

Члены картеля могут договориться о том, что если цена на рынке падает ниже определенного заранее уровня (контрольной цены), каждая фирма-участник получает право осуществлять политику самостоятельно, в том числе расширять выпуск. Картель при этом фактически распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.

Факторы, способствующие сохранению картеля:

• способность картеля завышать цены и удерживать их длительное время на высоком уровне для всех входящих в картель фирм.

Выполнение данного условия зависит от эластичности рыночного спроса, количества и доли фирм-участниц картеля в отрасли. Чем менее эластичен спрос, тем легче предпринять действия по увеличению цен и тем выше будет уровень картельной цены и совокупной выручки фирм. Если же картель контролирует незначительную долю рынка, повышение цены будет затруднено, т.к. фирмы-аутсайдеры могут воспрепятствовать значительному увеличению рыночной цены. Даже когда все фирмы отрасли входят в картель, высокая норма отраслевой прибыли может привлечь новых конкурентов, и если барьеры для входа на рынок незначительны, картель не сможет удержать высокие цены (и прибыли) в долгосрочном периоде;

• низкая вероятность правительственных санкций.

Если фирмы-участницы картеля ожидают, что картельное соглашение будет вскоре обнаружено правительством, за чем последуют строгие санкции, фирмы будут менее склонны к заключению такого рода соглашений. И наоборот: чем ниже риск обнаружения картельного соглашения антимонопольными органами и использования строгих санкций, тем выше стимулы объединения и поддержания картеля;

• низкие издержки по организации картеля.

Издержки на образование картеля состоят, в основном, из переговорных издержек. Эти издержки зависят от:

- числа фирм в отрасли (чем меньше, тем лучше),;

- концентрации производителей (лучше, если крупные компании. Часто крупные фирмы могут проводить одинаковую политику в отрасли, даже не прибегая к формальным соглашениям. Такая практика носит название сознательного подражания);

- однородности продукта (при высокой дифференциации фирмам труднее договориться, сложно вести контроль над исполнением соглашения);

- наличия в отрасли торговых ассоциаций (это облегчает участникам картеля ведение переговоров и контроль за соблюдением соглашения в рамках торговых союзов).

 

 

Итак, если в отрасли действует несколько крупных фирм, то их поведение оказывается стратегическим – фирмы принимают во внимание ожидаемую реакцию конкурента на свои действия. Возникает взаимная зависимость фирм друг от друга, которую сами фирмы хорошо осознают. Сотрудничество фирм-олигополистов приводит к возникновению в отрасли картеля, действующего либо как монополия (при объединении всех фирм отрасли), либо как доминирующая фирма (если картель объединяет только часть фирм отрасли).

Обязательным условием существования картельного соглашения является получение каждым его участником результата не меньшего, чем тот, на который он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. В противном случае картель не имеет смысла.

Обязательным условием стабильности картеля служит наказание – резкое снижение рыночной цены и прибыли фирмы-нарушителя по сравнению с дисконтированной стоимостью картельных поступлений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.