Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»

2017-06-11 665
Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе обучения прыжку в высоту используются в основном два метода обучения:

ЦЕЛОСТНЫЙ – когда после создания представления о предмете обучения на основе существующей у занимающегося базы предлагается выполнить упражнение в целом, а в РУесс-се обучения осуществлять коррекцию частей и фаз прыжка.

РАСЧЛЕНЁННЫЙ – когда после создания общего пред-ставления о предмете обучения занимающемуся предлагается изучение отдельных элементов с последующим объединением их в фазы и части прыжка.

 

Целостный метод обучения чаще всего применяется при обучении учеников, имеющих опыт спортивной РУ-тельности. Расчленённый метод чаще всего используется при обучении занимающихся, не имеющих опыта спортив-ных занятий.

В процессе обучения последовательно решаются следую-щие задачи.

Задача 1. Создать общее представление о технике изучае-мого прыжка. Для этого используются следующие средства: лекция по теме, выполнение прыжка действующим спортсме-ном, просмотр соревнований, кинограмм и видеозаписей силь-нейших прыгунов мира.

Задача 2. Научить ходьбе и бегу по кругу и криволинейной траектории.

Упр. 1. Постановка ног при Упр. 2. Постановка ног при ходьбе по кругу ускоренной ходьбе

Упр. 3. Ходьба и бег по “8”

Упр. 4. Ходьба и бег по кругу с подскоком через 3 шага

Упр. 5. Ходьба и бег с планкой Упр. 6. Бег по кругу с лонжей на плечах

Задача 3. Обучить технике отталкивания: постановка ноги, подъём на носок с поворотом, опускание маховой ноги.

Имитация постановки толчковой ноги

маховая толчковая Упр. (а 2). То же упражнение Упр. (а 1). Имитация постановки с резиной

Упр. (а3). Толчок с возвышения Упр. (а 4)

Упр. (а5) Упр. (а 6). Барьер через 3 шага

Б) Подъём на носок с поворотом (Объединить упр. 6,1-б;5 в упр. 6,6)

Упр. (6.1). Имитация, подъёма Упр. (6.2)

на носок толчковой ноги с одновременным махом внутрь дуги маховой ногой

Упр. (6.3) Упр. (6.4). Поворот на 180-360°

С) Опускание маховой ноги

 

Упр. (с.1). И.п. имитация Упр. (с.2). Прыжок на маховую поворота встать на носки ногу, высота тумбочки 20 см

Упр. (с 3). Приземление Упр. (с 4). Поворот спиной на спину с 1-2 шагов к стенке на маховую ногу

Упр. (с.5). Сесть на Упр. (с 6) возвышение с 1-3 шагов

Задача 4. Научить технике перехода планки: атака планки (прогиб над планкой), уход от планки.

Упр. 4. а 1. Мостик Упр. 4. а 2. Прыжок

помощью партнера на плечи

Упр. 4. а 5. Падение назад Упр. 4 а 6. Не допускать опускания таза

Б) научить уходу от планки

 

Упр. 4. 6.1 Упр. 4. 6.2

Упр. 4. 6. 3. Партнёр Упр. 4. 6. 4. Прыжок с двух ног прижимает руки

Упр. 4.6.5 Упр. 4.6.6. Прыжок с прямого разбега

Задача 5. Совершенствование техники прыжка в целом

Фосбери-флоп

Упр. 5.2. Пробегание через мат Упр. 5.3. Прыжки с 3-5 шагов

Техника толкания ядра

Толкание ядра как вид легкоатлетических упражнений появилось в результате модернизации соревнований по тол-канию тяжелых предметов (камней, бревен, гирь, молота), ко-торые особенно были популярны в народных играх в Англии.

С середины XIX в., когда стандартизировались масса снаряда и условия состязаний, соревнования по толканию ядра стали регулярными. Долгое время в этом виде легкой атлетики доми-нировали спортсмены США.

Среди российских толкателей ядра следует отметить пре-жде всего А. Барышникова (1976) – первого среди выдающихся легкоатлетов, выполнившего метание ядра с поворотом.

Ядро как снаряд представляет собой гладкий шар массой для лиц мужского пола от 16 лет – 7,257 кг, для мальчиков 14-15 лет и юношей 16-17 лет – 6 кг, мальчиков 13 лет – 5 кг, лиц женского пола с 16 лет и старше – 4 кг, для девочек 11-15 лет и мальчиков 11 лет – 3 кг. Поверхность круга для метаний ядра, диаметр которого 2,135 м, должна быть из бетона или плотного грунта (легкоатлетической дорожки), у середины передней ча-сти иметь прочно закрепленный брус (сегмент) длиной 122 мм, высотой – 100 мм, шириной – 114 мм. Сектор для приземления ядра должен иметь размах в 40°.

Толкание ядра может производиться с места или после предварительных движений в пределах круга; при этом ядро должно удерживаться непосредственно около челюсти, отво-дить ядро в сторону или назад не разрешается.

Как правило, толкание ядра выполняется с предваритель-ного разбега скачком или поворотом.

Выделяют следующие основные фазы толкания ядра: 1) под-готовка к разгону и разгон снаряда; 2) подготовка к финально-му усилию и финальное усилие; 3) сохранение равновесия.

В первой фазе выделяют держание снаряда, исходное по-ложение, подготовка к разгону, разгон скачком.

Большинство спортсменов используют технику толкания ядра из исходного положения стоя спиной по направлению к толканию и выполняют предварительную часть разгона сна-ряда скачком.

Держание снаряда. Ядро удерживается у шеи, в районе надключичной впадины, кистью правой руки (рис. 19). Снаряд расположен на трех пальцах: указательном, среднем и безы-

Рис. 19

мянном, несколько расставленных в стороны. Большой палец и мизинец поддерживают его сбоку. Новички кладут ядро бо-лее глубоко на основные фаланги пальцев, квалифицирован-ные спортсмены – на основные и средние их фаланги. Локоть толкающей руки направлен вперед в сторону и несколько опу-щен; у хорошо подготовленных толкателей предплечье больше отводится в сторону.

Исходное положение. Спортсмен стоит на правой ноге у задней части круга. Масса тела равномерно расположена на правой стопе. Левая нога отставлена назад примерно на одну стопу и касается носком грунта. Туловище прямое, таз несколь-ко подан вперед. Левая рука поднята вверх и немного отведена в сторону, ее положение способствует сохранению равнове-сия спортсмена. Голова находится в естественном положении, взгляд направлен прямо вперед.

Подготовка к скачку. Подготавливаясь к скачку, спор-тсмен начинает подниматься на носок правой ноги и пере-носить на нее тяжесть тела, при этом плавным движением наклоняет туловище вперед, одновременно поднимает левую ногу до тех пор, пока туловище подойдет к горизонтально-му положению, а голень поднимется выше коленного суста-ва (рис. 20, кадр 2). Правая нога немного согнута в коленном суставе, а масса тела расположена на всей стопе. Положение головы по отношению к туловищу не меняется. Во время вы-

Рис. 20

полнения движения спортсмен удерживает устойчивое рав-новесие.

Когда туловище приближается к горизонтальному поло-жению, метатель начинает следующую фазу – «группировку» (кадр. 3). Все части тела группируются в сторону правой ноги, которая сгибается в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах до положения, когда угол сгибания коленного сустава доходит до 90°. Туловище наклоняется вперед в сторону мета-ния.

Степень сгибания правой ноги и наклона туловища нахо-дятся в прямой зависимости от скоростно-силовых характери-стик метателя. Туловище и особенно плечевой пояс находятся в ненапряженном положении. Одновременно с наклоном туло-вища левая нога опускается к поверхности круга и подтягива-ется к правой ноге, носок берется на себя. Положение головы по отношению к предыдущей фазе меняется незначительно: взгляд направлен вниз-вперед. Таким образом метатель сгруп-пировался в стартовом положении для выполнения следующей фазы, сохраняя хорошее равновесие.

Разгон – скачок. Скачок начинается с движения левой ноги пяткой вперед, которая, разгибаясь в коленном и тазобедрен-ном суставах, выполняет мах в направлении сегмента (кадр. 4). В заключительной части маха происходит активное разведение бедер до максимума, а спортсмен перекатывается с передней части правой стопы на пятку. При этом вместе с левой ногой таз метателя продвигается вперед без поворота, а плечевой пояс, отставая от движения таза, не меняет своего направле-ния. Левая рука поднимается вверх до линии плеч и способ-ствует удержанию их от преждевременного поворота влево. Положение головы остается без изменений. Взгляд направлен прямо назад.

После отталкивания правая нога, сгибаясь в коленном суставе, быстрым скользящим движением подтягивается под проекцию ОЦМ тела спортсмена к середине круга и ставится на переднюю часть стопы с наружного свода (кадр. 5). Правая стопа перед постановкой на опору поворачивается носком вле-во (до 45-90°). Во время перестановки в безопорном положении происходит небольшое сведение бедер и значительное сбли-жение стоп. Безопорная фаза должна быть как можно короче. За перестановкой правой ноги следует мгновенная постанов-ка левой, которая ставится к сегменту передней частью с вну-треннего свода стопы на расстоянии не более половины стопы влево от линии скачка. Приземление после скачка происходит на упругие ноги. Таз спортсмена поворачивается левой стороной по направлению толкания, а верхняя часть туловища почти не поворачивается. Масса тела располагается больше на правой ноге. Проекция ядра находится за стопой правой ноги. Ядро по возможности наиболее удалено от точки вылета его из руки метателя.

Финальное движение. Финальный разгон снаряда осу-ществляется с момента постановки правой ногой на опо-ру и последующего касания левой ногой грунта (кадры 6-11). Поворотно-выпрямляющим и поступательным движением правой ноги выводится вперед-вверх одноименная часть таза.

Движение правой ноги начинается со стопы и выведе-ния одноименного колена вперед в направлении выталкива-ния снаряда. Левая нога вначале сгибается в коленном суставе и удерживается в таком положении до прихода метателя РУ-дью по направлению толкания ядра. Движение туловища в фи-нальном усилии играет большую роль и начинается с поворота таза относительно продольной оси тела. В это время плечевой пояс отстает от движения таза и находится в «закрытом» по-ложении. Это способствует дополнительному растягиванию косых мышц живота. При этом почти одновременно проис-ходит разгибание ног в тазобедренных суставах. Это позволяет дополнительно растянуть мышцы-сгибатели туловища. Толка-тель ядра приходит в положение, похожее на положение «на-тянутого лука» (кадр 9). Таз выведен вперед, а верхняя часть туловища отстает. Угол разгибания в правом тазобедренном суставе 180°. В этот момент движение таза останавливается, а плечевой пояс продолжает активно поворачиваться до положе-ния грудью в сторону выталкивания ядра. Выталкивание ядра осуществляется одновременно с распрямлением левой ноги и туловища. Заканчивается финальное усилие мощным разги-бательным движением правой руки в локтевом суставе. В конце метатель выталкивает ядро кистью правой руки. Угол разгиба-ния в правом тазобедренном суставе уменьшается и составляет 5-10°. Значительную роль при выполнении финального усилия играет движение головы и левой руки. Положение и движение головы предупреждает ранний поворот и разгибание тулови-ща. Движение левой руки обеспечивает направление финаль-ного усилия и быстроту разгибания толкающей руки.

Сохранение равновесия. После выпуска снаряда толка-тель ядра активно меняет положение ног и упирается в сегмент правой ногой, чтобы не выскочить из круга (кадр 12).

Варианты техники. Применяются различные варианты техники как в целостном движении, так и в отдельных фазах, деталях. Ведущие толкатели ядра в последние годы все чаще применяют технику толкания ядра с поворотом. Разгон сна-ряда в предварительной части осуществляется по принципу поворота в метании диска, который позволяет разгонять ядро с большой скоростью. Однако при выполнении финального движения имеются свои сложности, связанные с точностью по-падания толкающей рукой в снаряд.


 

Кинограмма 5. Техника толкания ядра способом «скачок»

 


Методика обучения

Задача 1. Создать правильное представление о технике толкания ядра.

Средства:

Объяснение.

Показ кинограмм, видеофильмов.

Показ техники толкания ядра квалифицированным спортсменом с разной скоростью.

 

Методические указания

Целесообразно сочетать устное изложение с демонстраци-ей наглядных пособий и практическим показом. При пробных попытках для обеспечения плотности занятий и предупрежде-ния травм группу следует строить в одну шеренгу. Занимаю-щиеся должны толкать ядро одновременно по сигналу в одну сторону. Расстояние между ними около 1 м.

Задача 2. Обучить способу держания ядра, движениям ног и туловища при толчке.

Средства:

Перебрасывание ядра из руки в руку.

Броски вверх и ловля ядра руками попеременно.

Броски ядра одной и двумя руками вперед снизу и от груди.

Броски ядра назад-вверх через голову.

Толчки ядра вниз, вверх-вперед за счет движений ног, ту-ловища и кисти.

 

Методические указания

Держать снаряд слегка согнутыми пальцами. При бросках ядра снизу кисти поворачивать наружу, а при толчках от груди и бросках от плеча – внутрь. Чтобы овладеть акцентирован-ным движением туловища, следует выполнять броски ядра на-зад через голову из положения наклона, в котором ноги почти прямые, или броски ядра вперед из полуприседа. В последнем случае одновременно активизируются и движения ног.

Задача 3. Обучить толканию ядра с места.Средства:

1. Имитационные упражнения:

а) отталкивание двумя руками от стены, пола, земли, по-степенно увеличивая амплитуду сгибания и разгибания рук;

б) имитация исходного и конечного положения при толка-нии ядра с места.

2. Специально-подготовительные упражнения с ядром.

а) толкание ядра вперед-вверх, стоя лицом в направлении полета снаряда, ноги на ширине плеч, акцентировать разгибание двумя руками от груди;

б) то же, но с предварительным сгибанием ног;в) то же, но одной рукой;г) то же, но с предварительным поворотом туловища на-

право.

Толчок ядра с места, стоя боком к направлению толкания.

То же, но с предварительным поворотом туловища на-право, спиной в направлении толкания.

 

Методические указания

При выполнении упражнений основное внимание зани-мающихся обращать на согласованность, легкость и непри-нужденность движений. Выпускать ядро надо не жимом, а толчком, последовательно включая в работу ноги, туловище и руки. В исходном положении следить за накло-ном туло-вища вправо и распределением массы тела на обеих ногах. Во время выталкивания ядра верхнюю часть туловища по-ворачивать за счет движений ног и таза. Левая рука ведет снаряд, обеспечивает более быстрое движение правой руки и исключает уход правого плеча влево, и позволяет метателю занять устойчивое исходное положение для выполнения фи-нального усилия.

Задача 4. Обучить технике скачка.

Средства:

Одиночные скачки назад на правой.

Серия скачков назад на правой.

Скачки назад как в толкании ядра, но без снаряда.

То же, но со снарядом.

Специально-подготовительные упражнения толкателя ядра: а) приседание на правой ноге, левая прямая впереди («пи

 

столет»);

б) то же с ядром;

в) приседание на правой ноге до касания грудью правого

бедра, левая нога согнута назад;

г) то же с ядром, гирей или гантелями различного веса;

д) отталкивания правой ногой назад из подседа с одно

временным махом левой ногой в направлении толкания

(в положении полушпагата);

е) то же с ядром;

ж) то же с партнером, держащим за левую руку;

з) скачок на прямой ноге в сторону толкания на 30-40 см

из положения стоя спиной, левая нога согнута в колене.

Скачок из подседа с постановкой левой ноги.

Имитация скачка в целом (без ядра).

Скачок с ядром.

 

Методические указания

Разгибание правой ноги не должно вызывать значительно-го уменьшения наклона туловища в сторону, противополож-ную направлению толкания, и поворота плеч метателя налево. Чтобы сохранить нужное положение туловища, можно фикси-ровать взгляд на 2-3 м вперед-вниз и удерживать левую руку, а также низким скользящим движением переносить правую ногу на место опоры к центру круга.

Задача 5. Обучить общему ритму толкания ядра.

Средства:

Толчки ядра разного веса со скачка по отметкам, акцен-тируя ускоренную постановку правой и левой ног.

То же, но выталкивая ядро после 2-3 и более скачков.

Имитация толчка в целом, ускоряя постановку ног, и движения финального усилия.

 

Методические указания

При обучении общему ритму толкания ядра важно скон-центрировать внимание занимающихся на движениях правой ногой. Ритмический рисунок в толкании ядра зависит от спо-соба соединения скачка и выталкивания и последовательного наслоения усилий.

Задача 6. Обучить технике толкания ядра в целом.

Средства:

Толкание ядра разного веса со скачка из круга, исправляя индивидуальные ошибки.

Толкание ядра нормального веса со скачка из круга на ре-зультат, соблюдая правила соревнований.

 

Методические указания

Основное внимание занимающихся при толкании ядра со скачка сосредоточивается на ритмичности и слитности дви-жений в основных фазах.

При толкании ядра на результат надо опытным путем опре-делить для каждого занимающегося наиболее целесообразное начало скачка, финального усилия и способ сохранения равно-весия после выпуска ядра.

Техника метания копья

Копье как оружие и средство добывания пищи известно людям с давних пор. Метание копья в цель и на дальность вклю-чалось в программу Олимпийских игр античности как третий вид пентатлона. Первые соревнования современности по мета-нию копья связаны со Скандинавскими странами (1886 –Шве-ция). С 1908 г. метание копья в его современном виде включено в программу Олимпийских игр.

Большой вклад в совершенствование метания копья внесли шведские ифинские легкоатлеты. Среди лучших копьеметателей России (СССР) следует отметить В. Цибуленко (1960), Э. Озо-лину (1972), Г. Бирюлину (1980) Я. Лусиса (1968-1972), внесших большой вклад в развитие этого вида легкой атлетики.

Копье – снаряд, состоящий из древка, выполненного из де-рева или металла, острого металлического наконечника и об-мотки, расположенной по центру тяжести снаряда. Общая длина копья для лиц мужского пола от 16 лет – 2600-2700 мм, для других групп – 2200-2300 мм, общий вес соответственно – 800-825 г и 600-620 г. Длина обмотки – 14-16 см. Метание копья производится из специального коридора шириной 4 м и дли-ной не менее 30 м в сектор с углом в 28°.

Для удобства анализа в метании копья принято выделять следующие фазы: подготовка к разгону снаряда и разгон снаря-да (держание копья, разбег), подготовка к финальному усилию и финальное усилие (шаги отведения снаряда, шаги обгона сна-ряда, финальное усилие), сохранение равновесия.

Держание копья. В практике существуют два способа дер-жания копья, при которых первый виток обмотки захватывают 1-й и 2-й или 1-й и 3-й пальцы, а древко копья лежит в ладони руки наискось. Основное требование к хвату – чтобы метатель мог выполнять бросковое движение хлестообразно и придать копью вращательное движение. Чрезмерное напряжение кисти при держании и несении снаряда лишит копьеметателя хлесто-образного броскового движения (рис. 21).

Разбег. Копье при начале разбега держат над плечом. Дли-на разбега колеблется у мужчин в пределах 25-35 м, у женщин – 20-28 м.

Разбег делится на две части: первая – от старта до кон-трольной отметки (предварительная часть) – пробегается

Рис. 21

за 9-14 беговых шагов (12-23 м), вторая – от контрольной от-метки до линии метания (заключительная часть) – выполняет-ся за 4-6 бросковых шагов (9-15 м). Соотношение длины частей разбега зависит от длины шагов в разбеге, скорости и инерции продвижения метателя вперед после выпуска снаряда.

Задача спортсмена в первой части разбега – достичь опти-мальной для него скорости от старта до контрольной отметки и точно попасть на нее ступней левой ноги при 4-6 бросковых шагах или правой при 5 бросковых шагах. Скорость разбега у мужчин достигает 8,5 м/с, а у женщин – 6 м/с.

Задачи спортсмена во второй части разбега – не снижать скорости бега, выполнить отведение снаряда, принять наи-более выгодное положение перед броском и без замедления выполнить бросок. Умелое использование высокой скорости бега позволит копьеметателю быстрее перемещать тело в фи-нальной фазе, лучше обогнать снаряд в финальном движении броска, что поможет увеличить его дальность. Основным спо-собом метания копья является вариант, когда копье отводится прямо-назад на 4 бросковых шага.

В предварительной части разбега метатель должен на-брать оптимальную скорость движения, при которой ему было бы удобно приступить к выполнению второй части разбега, где решаются главные задачи для эффективного выполнения броска. Последние шаги перед контрольной отметкой выпол-няются ускоренно, с набеганием. Степень ускорения зависит от технической подготовленности спортсмена. Важно, чтобы предварительный разбег был возможно более близок по форме и характеру к обычному бегу. В этот момент кисть со снарядом находится на уровне головы, наконечник копья не должен от-клоняться от линии разбега. Положение туловища вертикаль-ное (87°).

Шаги отведения снаряда. Ставя левую ногу на контроль-ную отметку, метатель первый бросковый шаг начинает с пра-вой ноги содновременным поворотом плечевого пояса направо. Положение таза сохраняется, как при разбеге в предваритель-ной части. Стопа правой ноги ставится на грунт с несколько развернутым наружу носком. Длина первого броскового шага у мужчин 165-180 см, у женщин 160-175 см. Скорость в этот момент соответственно достигает 6,5-8,5 и 4,5-6,0 м/с. С вы-полнением первого шага кисть руки с копьем отводится назад за линию плеч. Второй шаг начинается с активного протал-кивания правой ногой вперед-вверх. Передача усилий правой ноги должна идти через туловище и левое плечо. Рука со снаря-дом заканчивает отведение, полностью разгибается в локтевом суставе, и в дальнейшем спортсмен несет копье за собой. Кисть со снарядом не должна быть ниже оси плеч. Такие активные движения обеспечивают на следующих шагах «убегание» ме-тателя от снаряда.

Шаги обгона снаряда. Третий бросковый шаг – «скрест-ный» (рис. 22). Спортсмен начинает с активного проталкива-ния левой ногой и выноса вперед правой ноги. Если второй шаг был направлен на большее разведение бедер ног копьеме-тателя, то начало скрестного шага – это активное сведение бе-дер. Основная задача третьего шага заключается в своевремен-ном выносе левой ноги, чтобы к моменту постановки правой стопы на опору левая нога уже находилась бы впереди правой ноги. Отсюда при выполнении скрестного шага должно быть короткое безопорное положение. Во время скрестного шага ме-тающая рука полностью выпрямлена и мышцы ее относитель-но не напряжены. Кисть со снарядом удерживается на уровне правого плечевого сустава или чуть выше. Спортсмен отклоня-ется в сторону разбега с некоторым увеличением поворота плеч вправо. Этому способствует и движение согнутой перед грудью левой руки. Правая нога ставится ближе к линии ОЦМТ спор-тсмена с пятки с последующим быстрым перекатом на носок с тем, чтобы уменьшить ее тормозящее действие. От расположе-ния стоп и угла поворота таза зависит длина четвертого шага.

Финальное усилие. Выполняя этот шаг, копьеметатель энергично разгибает правую ногу и еще до касания левой ногой грунта начинает финальное усилие с «взятия копья на себя». Затем левая нога ставится с пятки на всю стопу. Для облегчения разгибания правой ноги и поворота таза рекомендуется ста-вить левую ногу на 25-30 см левее линии разбега. В этот момент метающая рука сгибается в локтевом суставе, кисть и предпле-чье супинированы, левая рука пронирована. Закончив поворот правой руки наружу, копьеметатель осуществляет «тягу копья», а затем за счет выхода грудью вперед и выведения локтя ме-тающей руки вперед-вверх выполняет «взятие копья на себя». Заключает финальное усилие рывок, заканчивающийся хле-стообразным движением предплечья и кисти, в конце которо-го метатель придает копью быстрое вращательное движение по продольной оси. Угол вылета копья составляет 30-40° (в за-висимости от направления ветра), начальная скорость вылета достигает 35 м/с у мужчин и 25 м/с у женщин. Для достижения высокого спортивного результата важно, чтобы усилия метате-ля совпали с продольной осью снаряда. Перечисленные элемен-ты финального усилия – это единое целостное движение. Невы-полнение или неправильное выполнение одного из элементов приводит к уменьшению пути воздействия на снаряд, наруше-нию ритмовой структуры броска и как следствие к ухудшению дальности полета копья.

Сохранение равновесия. Для сохранения равновесия по-сле броска спортсмен гасит инерцию движения тела вперед за счет смены ног перескоком на правую ногу.

Варианты техники. В соответствии с правилами соревнова-ний копье нельзя метать с поворотом и держать его надо только за обмотку. Требования к технике метания копья едины. Метание выполняется на дальность с прямолинейного разбега броском из-за спины через плечо (сверху). Варианты техники метания обусловлены индивидуальными особенностями спортсменов и связаны со способом держания снаряда, характером его несе-ния и отведения, количеством бросковых шагов, особенностью их выполнения, а также со способом проведения броска. Наи-более часто встречающийся способ отведения копья – прямо-назад, выполняемый на 4 или 6 бросковых шагах (рис. 23).

Рис. 23

При отведении копья вперед-вниз-назад метатели выпол-няют 5 бросковых шагов, которые начинаются с шага левой ноги. Одновременно с шагом левой ногой подается вперед и рука с копьем. При отталкивании правой ногой метающая рука полностью выпрямляется в локтевом суставе с одно-временным поворотом кисти руки вверх. Копье как бы пере-хватывается, придерживаемое большим пальцем, и ложится на выпрямленные пальцы кисти. К концу второго шага рука со снарядом будет находиться внизу у правого бедра. В про-цессе этих 2 шагов плечи метателя фактически не поворачи-ваются, что позволяет сохранить естественное продвижение по разбегу.

При выполнении третьего шага одновременно с выносом бедра левой ноги вперед-вверх осуществляется поворот пле-чевого пояса спортсмена. Рука с копьем плавно поднимается вверх до уровня немного выше оси плеч. Заканчивается отве-дение снаряда. Дальнейшие движения в финальном усилии та-кие же, как и при способе прямо-назад. Положительным в этом варианте является то, что метание копья свободной рукой осу-ществляется по более длинному рабочему пути, а сложность его – в нарушении постоянного контакта кисти с копьем в мо-мент начала отведения. Это создает трудности для точного при-ложения усилий метателя в ось снаряда.

Методика обучения

Задача 1. Обучить хвату копья и метанию с места.

Средства:

Опробование различных хватов копья с выполнением бросков вниз и вперед за счет движения кисти.

Метание малых мячей, камней, гранаты с предваритель-но отведенной рукой.

Метание копья из-за головы двумя руками, затем одной из исходных положений стоя лицом, а затем стоя левым боком в направлении броска.

 

Методические указания

Выбирая способ хвата, надо учитывать субъективные ощу-щения занимающихся. Для правильного хвата необходимо по-ставить копье перед собой на острие, удерживая левой рукой, пальцы правой расположить сверху и вдоль обмотки и прочув-ствовать хороший упор. Упражнения начинать броском вниз-вперед, потом вперед с постепенным увеличением расстояния до цели, доводить его до 10-15 м. Выполняя броски одной или двумя руками, необходимо ноги ставить на расстояние 4-5 стоп (левая впереди, правая сзади). Особое внимание уделить формированию умения попадать в продольную ось копья. Это можно контролировать по полету копья и его приземлению.

Производя броски с предварительно отведенной рукой, не-обходимо следить, чтобы кисть была выше оси плеч и повернута ладонью вверх, а мышцы по возможности расслаблены. Бросок на-чинать с разгибания правой ноги и с одновременным поворотом правой стороны таза налево-вперед с последующим выведением вверх-вперед локтя метающей руки. Бросок заканчивается хле-стообразным движением предплечья и кисти без опускания локтя. Чтобы научиться четко и правильно принимать положение «натя-нутого лука», полезно выполнять следующее упражнение: из исхо-дного положения стоя боком в направлении броска, рука с копьем отведена, левая придерживает наконечник выполнить поворот правой части туловища налево-вперед и взять копье на себя. При этом локоть метающей руки вывести вверх, удерживая кистью ле-вой руки наконечник копья на месте. Вначале упражнение выпол-нять по разделениям: «выход», затем «тяга», потом слитно в один темп. Целесообразно выполнять это упражнение в парах, когда один занимающийся делает упражнение, другой – помогает.

Задача 2. Обучить отведению копья прямо-назад в сочета-нии с броском.

Средства:

Отведение копья (мяча, гранаты, дротиков) на четыре шага в ходьбе, затем с разбега 15-20 м.

Броски (копья, мяча, гранаты, дротиков) одной и двумя руками с 3 шагов.

Метание с 4 бросковых шагов без подхода и с подхода.

 

Методические указания

В упражнении 1 отведение снаряда выполнять из исходно-го положения левая нога впереди, копье над плечом. С шагом правой ногой плечи начинают поворот направо. С шагом левой выпрямить метающую руку так, чтобы кисть была чуть выше плечевого сустава, а наконечник копья находился на уров-не глаз. Скрестный (третий) и последующий шаги выполнять быстрой постановкой ног на грунт (ускоренно). Помнить, что от этого зависит плавность и непрерывность перехода от раз-бега к броску.

В упражнении 2 броски с 3 шагов выполнять следующим образом: первый шаг с левой ноги, туловище вертикально, ме-тающая рука за головой; второй (скрестный) шаг осуществля-ется быстрым движением правой ногой, туловище поворачива-ется направо, метающая рука за головой; третий шаг делается быстро, левая стопа активно и упруго ставится на опору с не-большим поворотом внутрь. Ритм движения задается и контро-лируется длиной шагов (первый – три стопы, второй и третий – по четыре). Упражнения чередовать без броска (имитация) и с броском снаряда. Выполняя бросок, следить, чтобы метатель за-нимал положение «натянутого лука» за счет быстрого разгиба-ния и поворота правой ноги и упругой работы левой. Заканчи-вать бросок хлестообразным движением предплечья и кисти.

Задача 3. Обучить технике метания копья с разбега с уче-том индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства:

Метание копья (мяча, гранаты и дротиков) с укорочен-ного предварительного разбега.

Метание копья (мяча, гранаты, дротиков) с постепенным увеличением длины разбега (до 10-12 шагов) и его ско-рости.

Метание с полного разбега.

Выбор варианта техники с учетом индивидуальных осо-бенностей каждого метателя.

 

Методические указания

Контролировать точность попадания на контрольную от-метку левой ногой. Следить за правильностью отведения копья и ритмом бросковых шагов. Полезно чередовать выполнение упражнения без броска и с броском на заданное расстояние и на точность попадания в цель. Заканчивая бросок, стремить-ся погасить скорость, приобретенную в разбеге, за счет пере-скока с левой ноги на правую.

Задача 4. Определить пути совершенствования в технике метания копья.

Средства:

Опробование различных вариантов и элементов техни-ки метания копья.

Метание копья разного веса.

Участие в соревнованиях и прикидках.

 

Методические указания

Уточнить хват копья, вариант несения и отведения копья в разбеге, скорость выполнения предварительной части разбега, особенности бросковых шагов, движения плечевым поясом и ту-ловищем, ритмовую структуру броска, длину полного разбега.

Другим вариантам техники можно обучать по приведен-ной выше методике.

Техника эстафетного бега

В легкоатлетических эстафетах, которые проводятся на дорожках стадиона, участники каждой команды пробега-ют определенный этап, передавая друг другу эстафетную па-лочку. Основными видами эстафетного бега является 4x100 м и 4x400 м (проводятся как для мужчин, так и для женщин).

Эстафетный бег как вид соревнований зародился в США. Прародительницей современной эстафеты были соревнования пожарных, которые передавали друг другу небольшой флажок.

В программу олимпийских соревнований эстафет-ный бег был включен в 1908 г. как смешанная эстафета: 200+200+400+800.

Значительный вклад в развитие этого вида легкой атлети-ки внесли советские (российские) специалисты, предложившие самый экономичный способ передачи палочки – без перекла-дывания движением снизу-вверх (1956).

Техника бега в эстафетах не отличается от бега на соответ-ствующие дистанции. Первый этап в эстафетном беге с этапа-ми до 400 м начинается с низкого старта. Бегун держит эстафе-ту в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя средними пальцами, а большим и указательным опирается на дорожку у линии старта (рис. 24).

На последующих этапах


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.