Глава 5. Старые прямые дороги — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 5. Старые прямые дороги

2023-02-03 40
Глава 5. Старые прямые дороги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Точно так же, как актёр неизменно остаётся человеком, независимо от того, надевает он костюм своей роли или откладывает его в сторону, так и совершенный, познавший Непреходящее, всегда является Непреходящим — и ничем иным.

Бхагавадгита. 11: 53-55

 

И в письменных текстах, и в фольклоре нередко встречаешь упоминания о «линиях Силы», «каналах движения магических энергий»... «Силы», или «энергии», как мы теперь говорим, в прошлом в большинстве случаев были персонифицированы: традиционное сознание представляет их в виде духов разного уровня и с разным характером. Происхождение образа «линий Силы» теряется в глубине веков. Геоманты Азии, Африки, Западной Европы имели дело с этими линиями, преследуя различные цели. Представления о существовании своего рода «силовых линий» на или над поверхностью земли присущи жителям, наверное, всех континентов.

Судите сами. В Ирландии сельские жители до сих пор рассказывают о «тропинках фей» — линиях, которые связывают древние земляные сооружения культового назначения, называемые raths («утренние», «ранние»), с другими местами Силы. В определённые периоды года люди остерегаются ходить вдоль этих тропинок, так как верят, что в это время по ним путешествуют обитатели иного мира, мира духов.

Похожие традиции существуют и в других частях света — там, где сохранились верования далёкого прошлого. Скажем, в Перу и Боливии аналогичный запрет распространяется на прямолинейные структуры, прочерченные на поверхности Земли и имеющие ритуальное назначение.

 

По свидетельству Найджела Пенника, в одном из французских капитуляриев (то есть королевских указов) содержится упоминание о «языческих путях», известных под именем yries, которые могут быть прямыми или нет. Аналоги «языческих путей» известны в Британии — только там они носят название «Королевские дороги». Именно по этим дорогам, согласно легендам, путешествует король фэйри (или сидов) со своей свитой (а быть может, и Дикая Охота). Позднее название было перенесено на те дороги, которые находились во владении «обычного», человеческого короля.

Люди отмечали yries, привязывая к кустам вдоль них кусочки ткани. Это невероятно древний обычай, распространённый по всей Евразии (а быть может, и за её пределами). Собственно, привязывание кусочка ткани есть не что иное, как жертва обитающим в данном месте духам. Деревья, изукрашенные подношениями — ленточками, платочками, поясками и т.п., — можно увидеть и у нас: например, в Подмосковье близ Ново-Иерусалимского монастыря, в Москве (Коломенское)... Сами растения, на которые прикрепили жертву или дар, нередко тоже становятся священными.

Волшебная цепь

Материя дана со временем и пространством; всякое пространство материально, ведь материя сама — пространство, и время, и форма, и движение, поскольку пространство не является особенной, а только протяжённой или оформленной силой.

Л.Окен. Учебник натурфилософии

 

Услышав про «тропинки фей» и «Королевские дороги», кое-кто из читателей, несомненно, вспомнит и идею о лей-линиях, упоминания о которых в последние годы стали попадаться и в отечественных книгах.

Мало кто из российских любителей разного рода загадок и даже мало кто из их «профессиональных» исследователей знаком с теорией лей. Возможно, мы с Т.Фаминской были первыми, кто ещё в 1990 г. рассказал о них отечественному читателю, хотя и до настоящего времени в России о леях известно очень мало.

А начиналась история лей так...

«...Вообразите волшебную цепь, что тянется от вершины к вершине настолько далеко, насколько хватает зрения, до тех пор, пока не коснётся самых "возвышенных мест" на обозримых землях — множестве горных кряжей, валов и возвышенностей. Затем представьте себе курган или земляную насыпь, образующую кольцо, или скопления деревьев, выросших на этих возвышенных точках; представьте в низменностях долины другие курганы, окружённые водой и видные издалека. Громадные стоячие камни, воздвигнутые на промежуточных этапах пути и на подъёмах, ведущих к вершинам гор, или на спусках, словно отмечают направление к той точке на горизонте, куда ведёт вас дорога. ...На горном отрезке пути проведите [линию] через ложбинку, расположенную в самом высоком месте так, чтобы она как бы указала на далёкую цель. Здесь и там, и на обоих концах пути дорогу отмечали сигнальные огни. Это можно проверить по меньшей мере однажды в году, когда по традиции огни зажигают вновь: пруды или родники, блистающие вспышками отражённого света костров, окажутся расположенными в пределах прямой видимости на одной линии. Ориентиры для путников настолько глубоко укоренились в умах местных жителей, что они и сегодня скажут вам: "Двигайтесь всё время прямо", — хотя ныне эти слова совершенно не будут соответствовать действительности».

Так поэтично описал систему лей их современный первооткрыватель — Альфред Уоткинс. В 20-х гг. прошлого века Уоткинс, бизнесмен из Херфордшира, а по совместительству — любитель древностей, сообщил, что ему удалось открыть на земной поверхности некие линейные структуры, которым он дал название леи или лей-линии.

Позднее он рассказывал, что открытие лей более всего напоминало озарение: поднявшись на вершину кургана, он вдруг увидел сеть слабо светившихся линий, покрывавших всю местность... Первая работа Уоткинса на эту тему — «Ранние британские пути, рвы, курганы, посёлки и святилища» — была написана за очень короткое время летом 1921г. Вскоре у Уоткинса появились последователи, наиболее увлечённые из которых в 1926 г. объединились в клуб «Старая прямая дорога» и начали издавать журнал «Охотник за леями».

По первоначальной гипотезе Уоткинса, леи — следы старых дорог, которые ещё до прихода в Британию римлян удобства ради были проложены в древности вдоль прямых линий между хорошо заметными ориентирами — горными пиками, холмами, низинами, — соединяя культовые объекты. Смущало лишь то, что сами ориентиры оказались слишком уж разнородны... И всё же, стоило провести через них линию, сразу начинало казаться, что кто-то совершенно сознательно выстраивал эти ориентиры по прямой в пределах прямой же видимости одного памятника прошлого от другого.

Таким образом, лея есть прямая линия на поверхности планеты, полученная при визировании некоторого числа точек (сакральных мест) и соединяющая их между собой. Она тянется из центра одного места до центра другого. В пределах крупных поселений и больших по площади культовых мест лей может быть несколько. Около крупных каменных колец леи имеют тенденцию проходить по касательной, а не от центра к центру каждого кольца. Подлинная лея будет выстроена тогда, когда будут обнаружены все, даже самые незначительные, ориентиры, в том числе не нанесённые ни на какие карты межевые камни и заставы. Немалую роль в поиске лей играет тщательное изучение фольклорной традиции, местных преданий.

Сейчас идея лей-линий получает всё большее распространение и у нас, так что о них стоит поговорить более подробно, тем более что именно леи могут оказаться индоевропейскими аналогами лунь мей — «путей перемещения ци».

Развитие идеи лей

Великая поэма до сих пор вызывает неослабевающий интерес исследователей...

Д.Ухтомский о «Слове о полку Игореве»

 

Итак, в Британии и Западной Европе по леям проходили некогда древние дороги, проложенные в период между 4000 и 2000 гг. до рождества Христова, но впоследствии заброшенные и позабытые. Вдоль многих лей обнаруживаются остатки более поздних римских дорог — римляне использовали древние пути, облегчая себе тем самым задачу прокладки собственных коммуникаций. Однако эти древние дороги для римлян были столь же старыми, как их дороги — для нас. Традиция «прямых линий» уходит корнями в невероятно давние времена... Уоткинс обнаружил, что многие ранние христианские церкви также стоят на лей-линиях. Ныне, кстати, известно, что на подобных линиях стоят и испанские храмы начала колониального периода в Америке — быть может, потому что почти все они возведены на фундаментах древних индейских храмов?

Со временем идеи Уоткинса становятся всё более продуманными и приобретают, как принято говорить сегодня, комплексный характер. В своём программном труде «Old Straight Track» — «Старая прямая дорога» (1925) он разделил дороги на группы по типам покрытия, дав им подходящие к случаю названия, — например, «щебень» или «щепа» для дорог, посыпанных кремнёвым щебнем... По типам дорог были названы и соответствующие им леи. Кроме того, Уоткинс включил в список ориентиров сторожевые холмы (высокие холмы, на которых в прошлом располагались дозоры).

 

Леи имеют начало и конец, в которых чаще всего находятся какие-либо крупные памятники или примечательные природные объекты. Вдоль самих лей-дорог расположены менее явные и не столь значимые промежуточные ориентиры. Иными словами, получается нечто вроде современных дорожных знаков на древний лад.

Промежуточные ориентиры располагаются на равном расстоянии от дороги, и места для них также, похоже, выбирали специально. Стоячие камни (менгиры) использовались в качестве маркеров. Хенджи и другие кольцевые сооружения обычно оказываются как бы вписаны в один из углов, которые образуют несколько лей в точке своего пересечения, то есть к святилищам в виде каменных кругов леи подходят в большинстве случаев строго по касательной.

 

Уоткинс отметил и священные рощи, которые играли роль дополнительных ориентиров. По свидетельству Тацита, в своё время в этих рощах возводили храмы, посвящённые древним богам.

В 1927 г., когда Уоткинс начал издавать «Руководство для охотников за леями», перечень ориентиров и маркеров пополнился длинным списком объектов, в число которых вошли:

— доисторические могильники (за исключением поздних групповых захоронений);

— холмы, окружённые рвами;

— межевые камни (там, где их можно уверенно отличить от похожих на них обычных ледниковых валунов);

— кольцевые валы;

— чашевидные курганы;

— замковые башни (обычно стоящие на старых курганах);

— сторожевые холмы и курганы, имеющие собственные наименования (например, Холм Одного Дерева);

— капища с сохранившимися старинными названиями;

— старые церкви (те из них, которые были построены на местах, отмеченных ещё доисторической традицией или связанных с рядом фольклорных сюжетов);

— старинные придорожные распятия;

— развилки дорог;

— броды и переправы;

— группы деревьев или отдельные деревья, издревле традиционно имеющие собственные имена;

— приметные склоны;

— перекрёстки, повороты и так далее...

«Карта способна помочь обнаружить лишь некоторые из представленных в списке объектов, — утверждал Уоткинс. — Она укажет только четыре-пять приметных ориентиров на протяжении около десяти миль, иные из которых могут попасть на линию совершенно случайно». Так можно отыскать лишь район, где «охота за леями» будет иметь смысл. Сами же леи невозможно найти без учёта тех ориентиров, которые на картах почти никогда не указывают: запруд или дамб, по которым проходят дороги, проездов, настолько широких, что по ним можно проехать в две стороны одновременно; без знания народных преданий, подтверждающих наличие в этих местах проходов или «старых прямых дорог». Чтобы действительно отыскать лею, необходимо приезжать непосредственно на место и визировать её — за милей милю, за ориентиром ориентир...

 

 

Хотя поиски лей и стали весьма популярны среди массы праздношатающихся досужих граждан, среди археологов идея поддержки не встретила: «Только профессионалы могут выдвигать гипотезы о событиях доисторических времён», — сказал однажды по этому поводу профессор Стюарт Пигготт. А отец аэроархеологии, известный археолог Крауфорд вообще заявил, что гипотеза о существовании лей-линий «ни на чём не основана». Впрочем, кое-кто из знающих ход тогдашних событий людей утверждает, что Крауфорд даже не удосужился толком ознакомиться с работами Уоткинса...

За пределами Альбиона

Они представляют собой прямые линии, связывающие древние мистические места.

Д.Риччи. Энциклопедия НЛО и пришельцев

 

Уоткинс был не единственным человеком, который обратил внимание на явные закономерности в расположении древних памятников.

Ещё во время Первой мировой войны германский инженер-геодезист по фамилии Альбрехт (погибший, впоследствии на фронте) опубликовал доброжелательную статью об исследованиях Стоунхенджа британским астрономом Норманом Локьером.

 

 

«...Британский астроном сэр Дж. Норман Локьер продемонстрировал, что на самом деле между позициями учёных и романтиков нет никакой особой разницы.

Локьер был настолько же своим в мире науки, насколько те, кто пытался возродить друидизм в прошлом, то есть в XVIII веке, были её изгоями. В числе его научных достижений и заслуг было основание престижного научного журнала "Nature" ("Природа"), а также сделанное им в 90-х годах обоснование существования связей Великой пирамиды в Гизе и других древнеегипетских сооружений с положением Солнца и нескольких важнейших звёзд в определённые дни.

В 1901 году, спустя семь лет после этих открытий, Локьер обратил своё внимание и на мегалиты в родной стране.

Вместе со своим другом, астрономом и археологом Ф.К.Пенроузом, Локьер вначале посетил Стоунхендж, затем другие места, где находятся мегалитические сооружения, чтобы провести астрономические наблюдения и расчёты, аналогичные тем, что были проделаны в Египте. В 1906 году он опубликовал книгу, в которой рассказал о проделанной работе — "Стоунхендж и другие каменные памятники Британии с точки зрения астрономии".

...Локьер сделал весьма спорное утверждение, что именно доисторические бритты, "астрономы-жрецы" второго-третьего тысячелетий до нашей эры, были проектировщиками таинственных каменных монументов. Он также выдвинул гипотезу, что эти древние сооружения можно легко сравнить с их египетскими современниками и что Стоунхендж задумывался как астрономический календарь, а камни его отмечают критические точки циклического движения Солнца, Луны и звёзд. Смысл высказанной идеи был совершенно ясен: древние бритты построили комплекс, предназначенный для длительных наблюдений, расчётов и сохранения научных идей, а друиды, наследники их науки и философии, естественным образом наследовали и Стоунхендж.

Локьер был слишком крупной величиной в области астрономии, чтобы работы его можно было проигнорировать. Но большинство археологов набросились на сделанные им выкладки. а заодно и на друидизм вообще. Опередившие своё время теории не нашли приверженцев и последователей; лишь спустя десяток лет работы астронома получили заслуженное признание».

Эта публикация послужила катализатором интереса к древним памятникам на всём европейском континенте. Идеи Локьера подхватил патер Йоханн Лойгеринг, который в 1920 г. приложил их к Вестфалии. Помощником Лойгеринга был юрист Й.Хейнш. Хейнш пришёл к выводу о существовании единой геомантической системы в Европе и на Британских островах. Потом, чтобы проверить свои выкладки на практике, он поехал в Британию, где работал на Стоунхендже, Солсбери и т.д. Нашёл подтверждения и вернулся в Германию. Впоследствии о нём писали, что он «открыл ключи к сакральной географии Европы».

В тот же самый период в Германии существовала и независимая школа сакральной географии, которую возглавил националистически настроенный Вильгельм Тейдт. В 1917 г. Тейдт опубликовал свою первую книгу по истории, после чего занялся исследованиями Тейтобургского леса — «мистического сердца Германии». В 1929 г. вышла его книга «Немецкие святилища», посвящённая сакральной географии и геомантике. С 1935 г. Тейдт работал в знаменитом Анэнэрбе, где этим вопросам уделяли немало внимания.

Разные исследователи, достигая результата разными способами, так или иначе сталкивались с феноменом прямых линий, соединяющих культовые памятники — места Силы.

Я уже говорил, что «прямые дороги» известны не только в Европе: в 50-х годах XIX века Уильям Пиджен в Америке обнаружил существование подобных представлений у североамериканских индейцев.

В 70-х годах XX века благодаря фильму Э. фон Деникена «Воспоминания о будущем» мир заговорил о плато Наска в Перу, где, как мы знаем, неизвестно кем с непонятной целью нанесено множество изображений, в том числе и прямые линии. Они образуют целую систему, которая, по некоторым источникам, весьма сходна с системой лей.

Аналоги лей известны и в других частях южноамериканского континента. В западной Боливии индейцы из племени Аймара называют их таки, что значит «прямые линии, связывающие священные места». Длина некоторых таки превышает двадцать миль. По ним, точно так же, как и по «тропинкам фей», не рекомендуется ходить в определённое время года.

Истинное назначение таки по-прежнему остаётся тайной. Возможно, единственным ключом к разгадке, который удалось найти британскому писателю и путешественнику Тони Моррисону, были слова некой индейской женщины о том, что линии были в своё время «путями, по которым двигались духи». Таки пролегают через безжизненные пространства, ни на йоту не отклоняясь в сторону, пересекая холмы и равнины. Куда? Зачем? Как их прокладывали? Кто были они, исполнители сей поистине титанической работы? Нет ответа...

С помощью инфракрасной фотосъёмки Моррисону удалось также обнаружить прямые радиальные линии, называемые секуес (se q ues), которые расходятся от храма Солнца, построенного инками в Куско (Перу)... Он изучал эти линии с помощью специальной измерительной аппаратуры и пришёл к выводу, что они удивительно прямые.

Все эти люди делали свои открытия независимо друг от друга, однако сейчас у меня нет никакого сомнения в том, что во всех случаях речь идёт об одном и том же феномене.

Леи после Второй мировой

Трезвая оценка нашей аппаратуры не даёт оснований брать на себя какие-то обязательства.

М.Быкова. Он есть, но быть не должен

 

Сегодня, несмотря ни на что, известно множество вполне разумных и, в общем-то, весомых доказательств того, что леи или, точнее, система лей-линий — не выдумка авантюриста от археологии (краеведения), не бред или «честное заблуждение», но — реальность. Эти доказательства основаны как на анализе карт и современных высокоточных компьютерных расчётах, так и на результатах, полученных во время полевых исследований. Существенную поддержку изучению лей-линий оказала организованная и осуществлённая главным редактором журнала «Охотник за леями», известным за рубежом исследователем разнообразных земных загадок Полом Деверё научная экспедиция, которая получила название «Проект "Дракон"». Проект объединил усилия представителей официальной и нетрадиционной науки по изучению загадок мегалитов и лей, что позволило получить интереснейшие результаты...

Пытались отыскать доказательства реального существования лей-линий и другие исследователи.

Джон Мичелл в 1974 г. провёл тщательное исследование мегалитических сооружений на полуострове Вест Пенвит в Корнуолле, опубликовав полученные результаты в работе «Древние камни на краю земли». Он избрал объектами своего исследования лишь те памятники, древность которых была достоверно подтверждена. В список также вошли и несколько камней, позднее переделанных в придорожные распятия. Они, впрочем, оставались на втором плане, поскольку могли быть и передвинуты в христианский период.

Мичелл сумел провести двадцать две прямые линии, которые соединяют сорок пять точек, где находятся памятники. На этих же прямых оказались ещё восемь памятников, по каким-либо причинам не нанесённых на карту. Все они были, по его словам, «размещены с точностью оружейной нарезки», прямые линии шли строго от центра к центру — и это при том, что расстояние между объектами составляло от 6 до 7 миль! На аэрофотоснимках отклонения были почти незаметны.

При прохождении по линиям визирования Мичелл не только нашёл упомянутые выше новые объекты, но и выяснил, что все пятьдесят три памятника расположены таким образом, что каждый следующий находится аккурат на линии горизонта, видимой от предыдущего.

Как того и следовало ожидать, профессиональные археологи полностью проигнорировали изыскания Мичелла. Впоследствии он опубликовал свою переписку с сотрудниками академических институтов на страницах журнала «Охотник за леями» под ироническим заголовком «Взгляд с вершины башен из слоновой кости».

Два года спустя работы Мичелла подвергли детальному компьютерному анализу Крис Хаттон-Сквайр и Рэт Гэдсби, которые сообщили об итогах проверки в журнале «Особое мнение» («Undercurrents»). Работая в основном по крупномасштабным (не более чем десять метров в одном сантиметре) картам, они полностью подтвердили все выстроенные Мичеллом линии, за исключением двух. Кроме того, с помощью компьютера они сумели отыскать ещё двадцать девять визирных линий. Ошибочными были признаны только те две, для которых невозможно было установить, где именно они пересекаются в каменном кольце «Весёлые Девы». Даже неприметный менгир в Семмите, как выяснилось, был поставлен на пересечении не менее семнадцати лей! Это казалось случайностью или подтасовкой, пока исследователи не проверили полученные результаты на компьютере. По их словам, «полученные данные оказались блестящим подтверждением теоретических догадок».

Компьютерная модель местности с указанием местоположения всех выявленных памятников дала статистически достоверную картину «случайности» выстраивания памятников в прямые ряды. Вероятность случайности составила 1:160 при визировании по трём точкам и 1:250 — при визировании по пяти точкам.

Дороги духов

История — наука политическая. Она была такой во все времена.

А.Бычков, А.Низовский, П.Черносвитов. Загадки Древней Руси

 

Итак, сакральные места оказались пространственно связаны между собой линиями, которые тянутся на несколько миль с минимальными отклонениями, что почти невозможно посчитать случайными совпадениями...

Но в каких именно случаях построенная на местности или по карте линия действительно может называться леей? В районах, насыщенных древними памятниками, процент случайных совпадений всегда будет казаться достаточно большим, что заставит скептиков ещё сильнее сомневаться в реальности «старых прямых дорог». И что такое есть лея на самом деле?

Сегодня становится всё более ясно, что леи (если они всё же существуют) едва ли являются всего лишь следами древних дорог, отмеченных специальными маркерами, часть которых ныне стала просто историческими памятниками. Многие леи в принципе не могут служить дорогами, так как «ведут себя» достаточно странно, нерационально: то тянутся через пропасти, то ведут от одного приметного места к другому не кратчайшим, а кружным путём через промежуточные ориентиры, то неоднократно пересекают одну и ту же реку... Уоткинс и сам в конце концов понял ограниченность своей гипотезы о леях как о древних дорогах, но мистическое (вернее сказать, энергетическое) толкование природы обнаруженных им линий напрочь отвергал.

И всё же большинство тех исследователей, кто склоняется в пользу реального существования лей, сегодня придерживается именно мистического (энергетического) подхода к ним.

Хотя клуб последователей Уоткинса возник ещё до начала Второй мировой войны, настоящий интерес к леям вспыхнул только в 60-е гг. — после того, как Александр Том опубликовал результаты своих изысканий в области археоастрономии и мегалитических сооружений, убедительно доказав, что древние были вовсе не такими примитивными людьми, какими их обычно представляют.

Шотландец Александр Том, инженер по образованию, до 1961 г. был профессором Оксфордского университета. Начав изучать древние каменные сооружения ещё до Второй мировой войны, он опубликовал две книги: «Мегалитические сооружения в Британии» и «Лунные мегалитические обсерватории», в которых утверждал, что ему удалось обнаружить сложнейшую систему взаимного расположения мест, использовавшихся в качестве доисторических астрономических обсерваторий. Согласно исследованиям А.Тома, существуют корреляции между планировкой мегалитических сооружений и положением на небе Солнца, Луны и звёзд, точками восхода и заката небесных светил в значимые с астрономической точки зрения дни года. Он также сумел доказать, что строители мегалитов на территории всей Западной Европы пользовались несколькими стандартными единицами измерения. Главной среди них был «мегалитический ярд» (который составляет 2,72 фута, то есть около 90 см). Эта величина была получена Томом на основании изучения нескольких каменных колец. Ещё он обнаружил, что древние строители были знакомы с геометрией столь же хорошо, как с астрономией: в основу всех сооружений были положены шесть правильных пропорциональных углов, основанных на геометрических принципах Пифагора. Из этого следует, что древние жители Европы за несколько столетий до великого греческого математика уже владели основными законами «землемерия».

Революционные работы отставного профессора вызвали шквал нападок археологов-ортодоксов, и лишь подробное изложение сделанных им расчётов в «Журнале истории астрономии» в 1975 г. и тщательная проверка их вынудили скептиков отказаться от прежних убеждений...

«Невозможно, чтобы неархеологи оказались в состоянии понять, как много значат для нас, археологов, результаты работы, проделанной Томом, потому что [его выкладки] не совпадают с общепринятыми представлениями и концепциями о доисторической Европе, которые господствовали на протяжении всего столетия», — писал, например, Р.Дж.К.Аткинсон.

Итак, древние обитатели Европы перестали слыть «примитивными дикарями», а археоастрономия получила в конце концов официальное право на существование. Но с теорией существования лей по-прежнему всё было не так просто...

Мало-помалу окончательно сформировалась и стала господствующей мысль о том, что леи есть не что иное, как «поразительная сеть линий тонкой энергии, пересекающая Британию, а равно и всю Землю, известная и почитаемая обладавшими космическим сознанием мудрецами древности», — как выразился упомянутый нами выше знаменитый «охотник за леями» Джон Мичелл, который и выдвинул эту идею.

Знаменитый Стоунхендж, например, стоит на месте пересечения двух наиболее длинных на Солсберийской равнине лей-линий и рассматривается как место концентрации энергии Земли, своего рода аккумулятор или приёмо-передаточная станция, элемент энергетической системы нашей планеты...

Уоткинс считал, что линии, соединяющие центры сакральных мест, вовсе не являются единственным возможным элементом связи между ними. Особенно это касается больших по площади сакральных мест или крупных сооружений — таких, например, как, церкви или соборы.

* * *

Изучение лей в Западной Европе продолжается и сегодня. Собрано огромное количество сообщений, поступивших от людей, которые стали очевидцами удивительных явлений или участниками таинственных событий, происходящих в непосредственной близости от лей — волшебных «дорог духов», связующих воедино доисторические могильники, дольмены, языческие алтари и средневековые храмы.

На протяжении последних лет мы сами пытаемся раскопать кое-что в этой области «на родной почве»...

Глава 6. И ещё о лей-линиях

— Земля наша богата,

Порядка только нет!

А.К.Толстой

— ???

С.Е.

Земля наша велика и обильна

Редко встречающиеся ныне изделия из «неварёной» ткани после домашней стирки неизбежно дают усадку...

Из инструкции по уходу за изделием

 

Элементарная логика заставила нас задуматься: если мы так много читаем и слышим об изначальном родстве культурных, духовных и магических традиций населения Европы и России, если идея лей и их аналогов существует в самых разных точках земного шара, какие у нас есть основания не искать нечто, подобное леям, здесь, в России? Отсутствие сведений о том, что и у нас когда-то верили в «тропинки фей»? Но в России есть граница-межа, народные представления о которой очень напоминают некоторые рассказы о пресловутых «тропинках»... А быть может, всё дело в том, что никто никогда не пытался искать леи на Русской земле? Почему бы не попробовать, если известно, что и как надо искать?

Над гладью Плещеева озера

Самая очевидная лея (настолько очевидная, что даже странно, как это на неё до нас не обращали внимания ни любители древностей, ни многочисленные последователи природной веры, любящие бывать в тех местах) была прослежена в августе 1996 г. близ Переславля-Залесского, у знаменитого святилища Александрова гора. Знатные места, славные удивительным своим прошлым...

 

 

Когда-то на горе обитали дьяковцы. Они же, видимо, и избрали её в качестве места для святилища; потом, в конце прошлого тысячелетия, сюда начали приходить новгородские словене. Святилище стало славянским, посвящённым Яриле.

На вершине искусственно перестроенной сорокаметровой горы красовался Синь-Камень, славный своими чудесами. При известных исторических обстоятельствах камень сбросили, а на горе была построена деревянная христианская церковь, которая вскоре сгорела. Вслед за ней вырос загородный дворец Александра Ярославича (Невского), который был в ту пору переславским князем. Потом вновь возник и до самого Смутного времени простоял православный монастырь...

Ничего этого уже не осталось. Только изрытая лет сто назад варварскими раскопками вершина холма, истоптанная подошвами многочисленных «паломников» да копытами коров. Только синяя гладь Плещеева озера, чьи ныне не самые чистые воды помнят и рыбаков, поставлявших добычу к царскому столу, и ботик Петра I, что хранится теперь в специальном музее на противоположном берегу...

Если забраться на вершину Александровой Горы (или, как её ещё называют, на Ярилину Плешь) — хоть по весьма крутому склону, хоть по специально сделанному около полутора тысяч лет назад перешейку, придающему всему холму, если смотреть сверху, вид стекающей строго с севера на юг капельки или наконечника стрелы, — и взглянуть в юго-восточном направлении, то значительная часть леи окажется прямо перед глазами.

Собственно Александрова гора... Метров через шестьсот-семьсот — доныне внушительные валы городища Клещино, некогда одного из самых северных в этих краях славянского поселения, давшего начало нынешнему Переславлю. Вплотную к валам примыкает Рождественский храм постройки 1791 г. — памятник архитектуры, охраняемый государством (что «закономерно» повлекло за собой низведение красивейшего некогда сооружения до плачевного состояния). Немного дальше к востоку, в паре-тройке десятков метров от мысленной прямой линии, соединяющей центр Ярилиной плеши и городские валы, — источник, посвящённый почитаемому местному святому Никите Столпнику, жившему в XII веке. А там уж рукой подать до Никитского монастыря, заложенного в то же время. Линия проходит аккурат через центральный храмовый комплекс.

 

 

Лея тянется и к северо-западу, только заросшие труднопроходимым лесом овражистые берега озера не позволяют проследить её столь же чётко, как в восточную сторону. Поэтому приходится больше полагаться на следование, что называется, «параллельным курсом» и на карту.

Километров через десять, словно бусинка на нитку, «нанижется» на лею ещё один священный источник, на этот раз посвящённый святой Варваре. Попадут туда же и пара старинных деревенек (стоят прямо на месте поселений эпохи каменного века и бронзы!), и родничок — на сей раз самый обыкновенный, и заросли редкой ныне плакун-травы, «всем травам мати». За «поганьскую» традицию тайком освящать её в христианских храмах нещадно гоняли да кляли священники сельских жителей. Нигде в округе её нет, а на лее — есть. Или так и должно быть?

...Не к этой ли силовой линии тянулся Синь-камень во время своего удивительного, чудесного и загадочного ползания по дну Плещеева озера?..

 

 

 

По многочисленным свидетельствам летописей, Камень и после христианизации этих мест не был забыт народом...

«Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в бояраку [то есть в овраге. — С.Е.], в нём же вселился демон мечты творя и привлачая к себе ис Переславля людей: мужей и жён и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Дьякон «повеле его вринуть в яму... И демон сопротивяся другу его дьякону и наводя от него от иереев и от христиан и от роду его ненависть и посмех и всякие неподобные речи и клевету... и избытки и немощи и всякие скорби» (Житие преподобного Иринарха, XVII век).

Новая часть истории Синь-камня началась в 1788 г., когда было принято решение заложить камень под фундамент строившейся тогда в Переславле в Духовской слободе церкви...

Зимою «демонический» камень погрузили на большие сани и отправили по льду озера в город. Однако на довольно изрядном расстоянии от берега лёд по санями проломился, и Камень затонул. Через пару лет от местных рыбаков стали поступать сообщения, что Камень... движется по озёрному дну! Спустя шестьдесят лет с момента затопления Синий камень, «мерянский бог», вновь оказался лежащим на берегу, на сей раз — в нескольких сотнях метров северо-западнее святилища (тогда как город расположен относительно святилища почти на юге и именно на юг-юго-восток должны были двигаться сани с «опальным» Камнем). Хватило бы у Камня сил влезть на гору — и лежал бы он себе как раз там, где нужно. Помочь бы ему, поднять бы... да только теперь на горе воздвигнут крест...

Современные историки считают перемещение Камня вполне достоверным. Дискуссия о причинах движения Камня не утихает с середины XIX века. Кто-то пытался объяснить его «магнитным притяжением берегового грунта», кто-то — строением дна. В конце концов пришли к выводу, что Камень был вытолкнут на берег ледяными торосами. В советские годы Камень оказался на суше якобы вследствие колебания уровня озера: «Колебания уровня озера имели место и в ближайшее историческое время. Так, например, огромный валун, затонувший в 1788 году при перевозке его по льду озера, в настоящее время находится на берегу. Многие объясняют его появление действием напора льда, но несомненно и то, что это связано с понижением уровня озера». Чуть позднее говорили, будто движение вызвано «особенностями волнового и ветрового режима» Плещеева озера.

Очевидный абсурд: весит-то он ни много, ни мало двенадцать тонн! Немаленький такой камушек... Впрочем, сейчас интересно не столько это, сколько то, что, даже если он и «стремился» вернуться к своему историческому местоположению, оказался он в конце концов (повторюсь) почти у самой леи.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.