Мировое древо: стержень, держащий мир — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Мировое древо: стержень, держащий мир

2023-02-03 42
Мировое древо: стержень, держащий мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Творение столь же духовное, сколь физическое, столь же реальное, сколь символическое, столь же живое, сколь сверхъестественное, он есть красота, неизбывная энергия и тайная наука: поэзия, динамизм, магия!

Ф.-Кс. Дилльман о ясене Иггдрасиль

 

Образу Мирового древа посвящено такое количество исследований или фрагментов исследований, что только перечисление их, наверное, заняло бы целую брошюру. Важно, что космическое Древо и некоторые представления, поверья и легенды, связанные с ним, видимо, имеют самое прямое отношение к геомантике.

Достаточно лишь предположить существование подобной возможности, и нам становятся более понятными как некоторые аспекты мифологических представлений о Древе, так и смысловое наполнение ряда шаманских и магических практик.

Итак, Мировое Древо...

 

«Древо жизни, космическая ось, опора мира, престол правосудия и Судьбы, начало и конец "Всего", прибежище душ в процессе становления и всех тварей мультиверсума...»

Мировое древо или Мировая гора считаются стержнем, которым соединены между собою миры. Стержень «фиксирует» мир, поддерживая извечный порядок, и само существование Вселенной непосредственным образом связано с его устойчивостью. Вверх и вниз по скандинавскому Иггдрасилю бегает белка Рататоск, перенося вести от вершины к корням и обратно. Славяне, возможно, верили в нечто подобное. Арно д'Апремон свидетельствует о тождестве Мирового змея и Иггдрасиля, приводя в подтверждение своих слов обширную цитату из Р.Бойера:

«Это внушает мне соблазн отождествления Йормунганда и Иггдрасиля. Припомним наугад: клинок меча, который есть "голова Хеймдалля", сильно напоминает своею формой голову змеи; девять матерей, чьим сыном, как утверждают, был бог, вызывают ассоциацию с девятью мирами, поддерживаемыми Иггдрасилем, который поддерживает универсум в состоянии целостности и единства точно так же, как Мидгардсорм-Йормунганд поддерживает в состоянии целостности и единства мир людей и богов. Если отдать предпочтение натуралистической интерпретации, девять (трижды по три) матерей вызывают у нас образ волн морских — стихии, где водится Великий Змей. Когда Мидгардсорм расправитсвои кольца, когда Иггдрасиль рухнет, когда Хеймдалль падёт под ударами Локи, настанет конец света. Ганд, магический жезл, есть хейти, приемлемое для чудесного древа и несовместимое с образом воздвигнувшегося змея».

 

Итак, в различных традициях Древо — наиболее распространённый символ оси Мироздания.

«Вертикальная опора, или ось, определяет противостояние сознательного и бессознательного, света и тьмы, тогда как в горизонтальной плоскости осуществляется противостояние между электрическими разрушительными энергиями огня и магнитными созидательными энергиями льда».

Сказанное отсылает нас к идее двойственности свойств особых мест и «линий силы»: в качестве «соединителя миров» Мировое древо непротиворечиво содержит в себе взаимоисключающие противоположности. Достаточно вспомнить фаллическую идею прямого ствола и вагинальную символику дупел, населённых разного рода живыми существами, — то есть Древо в равной степени обладает и мужским, и женским началами (вспомните и средневекового гермафродита — «первочеловека»).

Любопытным дополнением к приведённым соображениям служит следующая сентенция К.Г. Юнга:

«Тайна сокрыта не в кроне, но у корней дерева. Это — личность или нечто с чертами личности. <...> Она пленена и заточена против своей воли — заточена в земле, меж корнями дерева. Корни тянутся вглубь, в мир неживой материи, в царство минералов».

«С превеликим рвением искали философы центр дерева, что стоит посреди рая земного», цитирует далее Юнг средневековый трактат.

Юнг интерпретирует это высказывание с точки зрения аналитической психологии, отождествляя упомянутую тайну с самостью, а собственно Мировое древо он называет её прототипом или бессознательным ядром личности. Вместе с тем сокрытая у корней тайна может быть рассмотрена и в качестве символического аналога Силы, присутствующей в особых местах, ибо она — воплощение духа этих мест, одновременно в древности отождествлявшегося и с духами мёртвых или новорождённых. Места Силы как магический источник жизни, питающий мироздание, — ключ к пониманию многих неясных пока аспектов мифа и одновременно нечто, содержащее в себе основы знаний наших предков о реальном мире.

Срединный мир в точках соединения с Верхом и Низом, в точках прохождения сквозь его «плоскость» Мирового древа, приобретает качества и свойства, присущие всем мирам. В данном случае Верх и Низ — не столько пространственные понятия, сколько символические категории. И, поскольку речь идёт не просто об абстрактной вертикальной линии, а о психомифологическом её отражении, логично ожидать, что мы можем отыскать в мифах не только ствол, но и ветви этого Древа...

Да, Древо — символическое и мифологическое отражение Мировой оси — должно иметь не только ствол, но и ветви. Разве не похожи на ветви те самые «дороги», «тропинки» и «линии»?

Силовые линии пересекаются (или сходятся) в местах Силы, через которые проходит «срез ствола» Иггдрасиля. Удивительно, но физическая инфраструктура таких мест в очень большой степени напоминает срез ствола обычного дерева...

Центр Вселенной

Чтобы небо не обрушилось и не наступил конец мира, если небесный столб сломается или свалится...

Юрген Шпанут

 

Воплощением образа оси-Древа становятся конкретные объекты: деревья, камни, колонны, архитектурные элементы храмов. В частных случаях роль эту могут выполнять опорные столбы обычных жилых построек, берёза в шаманском жилище. Древу Мира есть аналог и в теле человека. Это позвоночник, «столб тела». Согласно западноевропейской традиции, оно также удерживает в строго определённом порядке девять миров и выступает как основа Мироздания в целом.

 

Место Силы есть не что иное, как сакральный центр сакрального же мира-Вселенной — в «середине» которой, как я только что показал, обитает человек. Такие места часто отождествлялись с центром человеческого тела, недаром во многих культурах их именуют «пупами Земли». Эта аналогия вызывает интересную ассоциацию: область живота («живот» = «жизнь») считается средоточием жизненной энергии человека, а «особые места» — средоточиями «оккультных сил». В сущности, речь идёт об одном и том же.

 

 

И.Морозов пишет, что родственное русскому «месту» белорусское «змест» («содержание») имеет и более древнее значение: внутренний, глубинный смысл, сущность чего-либо. Кажется, где-то здесь и кроется ключик к разгадке потаённого смысла понятия.

В конце концов, «место» есть точка отсчёта, своего рода «абсолютный нуль» для некой области, населённой конкретными семьёй, родом, общиной, племенем, освоенной людьми...

Для человека прошлого главное священное место его Родины, большой и малой, выступало в качестве Центра Вселенной — его (или всего племени, рода) индивидуальной Вселенной.

Будучи Центром Вселенной, «особое место» должно обладать признаками, указывающими на его исключительную роль. В качестве признаков могут выступать естественные особенности ландшафта, растительности, исключительность может быть обозначена путём возведения культового сооружения, захоронения там выдающихся, знатных членов рода и т.д. Иногда приходится иметь дело лишь со слабыми намёками («ощущение присутствия») или со скрытыми подсказками, понятными только подготовленному человеку. Оно может быть достаточно приметным внешне (возвышенность — ближе к богам!) или, напротив, потаённым, но всё равно оно должно чем-то выделяться на «общем фоне».

Если место претерпевает в процессе его обустройства изменения, характер этих изменений будет неслучайным: «пуп Земли» в символическом виде выражает представления о структуре мира, о пространстве и времени. Не об этом ли свидетельствует ориентация по сторонам света всех культовых сооружений всех эпох и народов?

Кроме того, менгирами, кромлехами, хенджами и т.п. люди отмечали не только направления от культовых центров на восходы (заходы) Солнца, Луны, планет и звёзд. Как мы уже знаем, эти сооружения служили указателями на «особость» точек, в которых их устанавливали.

Священный статус места предполагает, что там присутствует некая энергия (Сила). Она, как принято считать, может стать подконтрольной человеку, который сумеет ею воспользоваться. В данный момент неважно, кроется ли за идеей о существовании такой энергии/Силы конкретный физический смысл, или же она просто «придумана» людьми в момент осмысления идеи пространства либо при других историко-психологических обстоятельствах. Пока в неё верят, она действует, она актуальна. Впрочем, существование в окружающем нас мире неизвестных современной физике энергий (полей) или неизвестного способа проявления уже известных — для трезвомыслящих людей факт вполне очевидный.

Доверяя лозе…

Все эти примеры показывают, что живые организмы взаимодействуют с окружающей средой в обмене неустановленной нами энергией.

Л.Авилов, Цивилизация психороботов.

 

Нормальному «среднестатистическому» учёному доверять выводам, которые делают неизвестные и вообще сомнительные личности с маловразумительными кусками проволоки в руках, трудно. Такое недоверие легко понять — я по собственному опыту знаю: прежде, чем тебя начнут принимать всерьёз, приходится неоднократно доказывать, что ты достоин этого самого серьёзного отношения. Единственное, что принимается в качестве доказательства, — это конкретный, ощутимый результат. Поэтому если лозоходец хочет, чтобы его воспринимали как заслуживающего доверия человека, а не шарлатана, ему необходимо демонстрировать, что «прутики» или «кусочки проволоки» в его руках не только способны «крутиться», но и действительно помогают находить искомое.

Мы знаем, что многие археологи пересмотрели своё скептическое отношение к древнему искусству благодаря находкам, которые удалось сделать лозоходцам во время работы на раскопках, а некоторые из них сами стали использовать этот метод.

На месте, где, по мнению историков, находился легендарный Кэдбери-Камелот — крепость короля Артура, — даузер, который был одновременно одним из руководителей изысканий, использовал полоску от гибкой занавески-жалюзи в качестве индикатора, чтобы оконтурить внешние очертания рва, и идентифицировал ещё один обнаруженный след как фундамент христианского храма, не сохранившегося до нашего времени. Все его заключения были впоследствии блестяще подтверждены при проведении раскопок. Тогда же было показано, что, вопреки распространённому ранее мнению, крепость короля Артура была не окружена рвами, но стояла на холме, окружённом естественными оврагами, а единственный ров был выкопан в её внутренней части.

Джеймс Пламмер использовал Г-образные рамки и маятник для работы на местности и по карте, чтобы установить местонахождение, а затем исследовать шесть древнеримских каменных дорог и определить наиболее вероятное местоположение древнеримской крепости в окрестностях Саут-Файлда в Ланкашире. Все выкладки были подтверждены последующими раскопками или данными письменных источников.

Ф.Л.М.Бутби обнаружил следы соли на доримских дорогах, в частности, близ Винчестера, а попутно установил, что соль использовалась как примитивный очиститель от сорняков.

В процессе различных исследовательских работ на сакральных местах британским учёным «удалось установить, что даузеры в состоянии находить изменения физических полей с такой же точностью, как высокочувствительный вольтметр, просто положив руку на один из камней. Тем же, кто не владел даузинговыми методами, не удалось добиться такого эффекта, как они ни старались».

Применяют лозоходство для поиска древностей и у нас в России. Например, ещё в советское время профессор Александр Плужников с помощью всё тех же рамок вычислил местонахождение Багратионовых флешей на Бородинском поле.

В начале 90-х гг. мы работали в Армении на месте древних поселений и смогли не только достаточно точно указать, где находятся фундаменты построек, но и датировать культурные слои, отличить их один от другого.

Спустя десять лет я вновь попробовал свои силы на археологических объектах. На сей раз мы принимали участие в «нормальных» раскопках. Копали древнерусское поселение и могильник. Основная сложность заключалась в том, что культурные слои — от раннего средневековья до современности — в середине 70-х гг. были сильно нарушены мелиоративными работами и распашкой. Было примерно известно, что где-то на берегу реки, на поле, некогда находились курганы; археологи сделали много интереснейших находок, но точное местоположение памятников известно не было. Вот с этого мы и решили начать.

Когда был размечен первый раскоп, я прошёлся вдоль него, указав участки, наиболее, на мой взгляд, перспективные с точки зрения интересных находок. Вскоре там, на глубине около одного метра, были найдены курганные ровики...

Я сознательно отобрал примеры из практики лозоходцев, которые имеют отношение к памятникам прошлого, в первую очередь к сакральным местам и другим любопытным с точки зрения геомантики объектам, как соответствующие нашей основной теме. Если бы мы задались целью рассмотреть работы даузеров более подробно, пришлось бы писать совсем другую книгу: это было бы нечто вроде энциклопедического справочника под условным названием «Что может лоза в руках тех, кто умеет ею пользоваться». Удивительные вещи найдены при помощи лозы: сотни месторождений полезных ископаемых, повреждения трасс и коммуникаций, незаметные нарушения в фундаментах и приборах, пропавшие без вести люди и точно локализованные очаги болезней... Следовательно — и это сейчас главное, — лозоходцы, даузеры и радиэстезисты в самом деле могут находить (и находят) нечто вполне осязаемое. Поэтому следует с разумным доверием относиться также к другим их сообщениям, пусть даже некоторые из них невозможно проверить, что называется, «с ходу».

Священные воды

Наконец, в году девятом,

На десятое уж лето,

Подняла главу из моря

И чело из вод обширных,

Начала творить творенья,

Создавать созданья стала

На хребте прозрачном моря,

На равнинах вод открытых.

Калевала

 

Британские даузеры и французские радиэстезисты, работая на сакральных местах, неоднократно натыкались на скопления подземных вод. Как явствует из многочисленных сообщений, водные потоки, подземные водоносные слои поэтажно пересекаются так, что проекция точки их пересечения приходится на центральное место памятника, его символический, композиционный и смысловой центр. Прослежена связь воды со множеством самых различных культовых сооружений — причём не только таких, как святые источники (что само собой разумеется); её также находили и под курганами, менгирами, кромлехами.

Первые публикации о подобного рода находках относятся к 1933 г. Тогда Шарль Мерль и Клод Дио, два французских исследователя, обнаружили: вертикально стоящие камни (менгиры) располагаются исключительно над поэтажными пересечениями двух или более подземных водных жил, а некоторые дольмены и курганы расположены в углах, образованных пересекающимися подземными водными потоками, либо окружены ими.

 

В Британии об этом впервые стало известно из статьи уже упомянутого мною Ф.Л.М. Бутби «Религия каменного века» (1935). По его словам, водоносные слои (или подземные ключи) залегают под могильниками, которые он как археолог исследовал и на которых работал. Впоследствии Бутби установил, что нечто подобное имеет место буквально под каждым доисторическим памятником, где ему приходилось бывать, включая даже большие насыпные валы. Поражённый и озадаченный, он писал: «...Можно утверждать: все точки, где располагаются древние памятники, связаны с подземными водами». И всё же «до тех пор, пока каждое такое место не будет тщательно проверено, нельзя быть твёрдо уверенными в чём бы то ни было».

Многие даузеры решили проверить изложенные в статье факты и вынуждены были согласиться с заключениями, к которым пришёл Бутби. Реджинальд Оллендер Смит — широко известный и уважаемый археолог, специалист по доисторическим орудиям, — выступил с сообщением на эту тему в Британском обществе даузеров в феврале 1939 г.

Исследования англичан показали, что холмы и могильники тяготеют скорее к узлам водных потоков и точкам их пересечения, а не к промежуткам между ними.

Постепенно стало ясно, что чуть ли не во всей Европе существует связь между культовыми сооружениями доисторического периода и подземными водами. Пытаясь понять, каким образом находили в древности такие места, и англичане, и французы решили было, что додруидическое жречество (а, как принято считать, именно те племена, которые жили на территории Европы до прихода туда кельтов и, соответственно, кельтских жрецов-друидов, являются строителями мегалитов) использовало ту или иную форму лозоходства для определения мест скопления подземных вод, и что эти «запасные водохранилища» отмечались камнями и насыпными курганами (возможно, и в культовых целях).

Наверное, исследователи и сегодня продолжали бы думать, что мегалиты отмечают воду, но... в 1965 г. «Журнал британского общества даузеров» опубликовал небольшую заметку следующего содержания: под алтарём каждого исследованного автором заметки христианского храма также открыты два или даже более поэтажно пересекающихся «водных течения». В следующем выпуске журнала о подобных (довольно случайных!) находках сообщила Мюриэл Лэнгдон: «Близкие к поверхности воды находятся под алтарями, алтарными ступенями и входами...» Оба открытия были сделаны независимо друг от друга и от работ предшественников, занимавшихся связью подземных вод и мегалитов.

 

Сегодня известно, что в некоторых случаях строители прошлого не просто выбирали «хитрые» места, в которых воздвигали культовые сооружения, но и специально создавали такую сеть под некоторыми из них. Индийский архитектор и геомант профессор Прабхат Поддар сообщает, что, например, под фундаментом знаменитого Шартрского собора строителями проложены четырнадцать специальных водотоков. Если же попытаться посчитать, как много даузеров самостоятельно «открывали» или устанавливали связь «подземные воды/источники — сакральные места» на протяжении последних ста лет, то всё сильнее начинает казаться, что такая связь просто обязана быть.

И вновь русский опыт...

Мать-земля достаточно хороша, чтобы ходить по ней пешком или ездить верхом, и мы проложим путь через потоки, болота и водоёмы; наша главная задача — наметить направление.

А. Уоткинс. The Old Straight Track

 

Вдохновлённые примером «проклятых капиталистов», я и несколько моих коллег в 1990-1992 гг. также предприняли ; попытку отыскать подобную связь между местами, где находились некогда языческие капища, православными храмами и подземными водами. С этой целью мы облазали не одну церковь в ближнем и дальнем Подмосковье; довелось нам поработать и в Закавказье — в знаменитом монастырском комплексе Гехард и в единственном на территории бывшего Союза реконструированном античном храме в Гарни. Искомая связь была найдена — более того, на наш взгляд, не просто найдена, а подтверждена.

Естественный природный скептицизм заставил нас не просто бегать с рамками и маятниками по заброшенным и загаженным церквам или вокруг них в ожидании «сладостного Момента Истины». Мы старались по возможности иными способами проверять всё, что обнаруживали с помощью рамок.

 

Как именно? Достаточно просто. Главное — быть наблюдательным. Обнаружив аномалию, которая воспринималась как «водная жила на глубине столько-то метров», мы начинали её отслеживать, то есть стремились пронаблюдать на возможно большем расстоянии.

 

Если водная жила, как нам казалось, упиралась в стену дома, мы внимательно смотрели, не потрескалась ли, не замшела ли стена в этом месте, и тщательнейшим образом изучали растительность над гипотетической пока ещё жилой и рядом с нею. Если вода близка к поверхности земли, трава над ней всегда будет более сочной, чем рядом. Если над жилой растут деревья, они почти всегда имеют аномальное развитие и т.д.

 

Иногда через тридцать, сорок, пятьдесят метров мы натыкались на колодец, вода в котором оказывалась на той самой глубине, которая заранее была вычислена. Подобным образом (плюс, как обязательное условие, независимая работа каждого, — во всех случаях с последующим сравнением индивидуально полученных данных) мы старались проверить себя постоянно. Думаю, полученные таким способом результаты можно посчитать достаточно убедительными.

Последним по времени доказательным подтверждением стали работы на Александровой Горе. Холм сорокаметровой высоты, наполовину искусственный, сам по себе, конечно, напрочь исключает возможность посмотреть по состоянию растительного покрова, есть ли под ним ручьи; тем более что обводнённым должен быть весь берег Плещеева озера (да так оно, в сущности, и есть). Но когда мы проследили найденные всё же подземные потоки до кромки воды, то с удивлением (и, чего уж греха таить, с изрядной радостью!) увидели: именно там, где, по нашим прикидкам, в озеро должны впадать на глубине 1-3 метров водные потоки, берег имеет характерный специфический подмыв — там выходит вода!

Однако (в отличие от ситуации, которая сложилась в Европе) когда мы осмелились вынести результаты наших исследований на одну из «аномально-парапсихологических» конференций в России, сообщение было принято «в штыки». Руководствовались ли оппоненты принципом вроде «Мы этого не искали, следовательно, такого и нет вовсе» или ещё чем-то, — неизвестно.

 

Разобиженный на скептиков, я подбил ещё нескольких человек, которые до того вместе с нами по этой тематике не работали, повторить наши изыскания. На просьбу откликнулись Андрей Цыганов из Подмосковья (он сделал это даже на буддийском дацане в Бурятии), Мария Дрёмина из Удмуртии, а крымский геофизик, кандидат физико-математических наук Юрий Богданов использовал для этой цели разработанную им геофизическую аппаратуру и компьютерную обработку данных. Результаты такие же.

Конечно, при сравнении схем, представленных в западных источниках, с нашими просматриваются различия. Но, может быть, дело в разной архитектуре или в методе поиска?

В любом случае присутствует характерная картина распределения подземных водных потоков.

Обычно два (или, реже, три-четыре) потока поэтажно пересекаются под храмом таким образом, что проекция точки их пересечения приходится на то место, где находился (находится) алтарный камень. Если в храме есть апсиды, то ещё один поток может оказаться под ними (или просто под алтарной частью помещения). Под звонницей также протекает ещё один поток. Направление тока вод может быть различным и чаще всего соотносится с ландшафтом местности, где находится церковь. Глубина залегания верхней границы водоносного горизонта различна, но обычно составляет 8-10 метров.

Места, где некогда находились языческие капища (к сожалению, пока их обследовано гораздо меньше), выглядят несколько иначе. В этих случаях чаще всего толком неизвестно, как выглядело сооружение, где находился жертвенник (если он вообще был), а потому трудно получить чёткую привязку вод к конкретным элементам сооружений. Чаще всего мы обнаруживали только одно пересечение потоков. Однако с точки зрения лозоходца «энергетические характеристики» этих потоков были совершенно иными, чем в христианских храмах: они казались менее «жёсткими», более, образно говоря, «созвучными» окружающей природе... Но, может быть, причина в том, что в одних случаях есть здания, а в других — ничего, разве только курган?..


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.