Глава 2. Поиск корней: ключи — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 2. Поиск корней: ключи

2023-02-03 36
Глава 2. Поиск корней: ключи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы реконструкции

В архаических мифологиях мира... с разной степенью отчётливости прослеживается и древнейший уровень мифологических представлений, связанный с образами неисчислимых «рождающих» сил, которые проявляют себя буквально в каждом феномене живой Природы.

М.Хлобыстина. Говорящие камни

 

Исследователь, поставивший перед собою задачу реконструкции традиционного мировоззрения или какой-то его части, оказывается в двойственном положении. Особенно это справедливо в отношении архаических индоевропейских и — в ещё большей степени — ранних славянских представлений. Факты могут быть истолкованы (и толкуются!) многозначно, противоречиво... Многие свидетельства уничтожены — по идеологическим причинам, по политическим соображениям, по небрежению. Понимание причин их уничтожения может изменить оценку их важности, но утраченного не вернуть...

Полная реконструкция славянской и русской геомантической традиции представляется мне сейчас непосильной задачей. Как система она не сохранилась и едва ли могла сохраниться. Остаётся собирать осколки в надежде, что, собранные вместе, кусочки позволят воссоздать (или создать) более или менее целостную картину.

Поскольку речь идёт о магическом искусстве, многие сочтут уместным прибегнуть к помощи магии же и таким образом восстановить утраченные знания. Кое-кто именно так и поступает (в результате чего, правда, обычно лишь умножает количество мифов на единицу печатной площади).

Чтобы понять традиционное магическое искусство, нужно пребывать «в нужной системе отсчёта»; чтобы исследовать его — необходимо оставаться вовне, имея возможность взглянуть на него со стороны. Едва ли в состоянии нам помочь и так называемая «эзотерическая» литература.

«Возьмите толковый словарь. Найдите в нём слово "эзотерический". Оно означает "тайный, доступный лишь узкому кругу посвящённых лиц". Так могут ли считаться эзотерическими знания, доступные всем и всякому в том объёме, в котором позволяет его кошелёк? А?

Кстати, давайте договоримся различать труды по эзотерике и эзотерические труды. Разные вещи, не правда ли? Да, такие произведения, заполонившие прилавки магазинов и книжные лотки почти по всей России, имеют, как правило, двойное и тройное "дно", своего рода подтекст. А вот каков этот подтекст...

Ещё одно соображение. Вправе ли Посвящённый, будь он действительно причастен к настоящей тайной мистической традиции, кричать об этом на каждом углу? Едва ли.»

Поэтому «эзотерические» издания, за редчайшим исключением, скорее всего, окажутся для нас не помощью, но помехой, запутывающей и уводящей от истины.

Попробуем кратко охарактеризовать принципы и подходы, которыми мы будем пользоваться при попытке реконструкции, и требования, которые следует предъявить к их осмыслению, чтобы считать реконструкцию достоверной.

Первое. В основе тех или иных некогда распространённых представлений, ныне бытующих в форме примет, поверий, легенд, всегда лежит магическое знание, с одной стороны, и воспроизводимый повседневный опыт, с другой: последовал конкретной примете — получил конкретный результат... Но при некотором навыке в ставших заурядными действиях подобного рода очень часто можно разглядеть следы спрятавшегося вглубь «тайного» знания.

Второе. Специфика конкретных геомантических, как и любых других магических приёмов, известных какому-либо народу, обусловлена этнокультурными и физико-географическими особенностями региона, в котором складывается этнос. Родственные народы, духовная культура которых имеет общие истоки, будут обладать сходными версиями волшебных искусств. То же можно сказать и о верованиях. Следовательно, мы можем воспользоваться тем, что известно о геомантических традициях родственных нам народов.

Третье. Традиционные знания рассеяны, замаскированы позднейшими наслоениями. Но, в конце концов, «ничто на Земле не проходит бесследно». Дошедшие до нас источники «многослойны». Они могут быть непротиворечиво интерпретированы с нескольких точек зрения, на нескольких уровнях. Их можно истолковать как описание одной или нескольких вполне конкретных реалий физического мира (так, к примеру, поступали со славянской — и не только — мифологией последователи метеорологической школы). Одновременно эзотерические трактаты можно осмыслить как способы описать некие психологические процессы — подобно тому, как Карл Густав Юнг увидел в алхимии символическое описание процесса индивидуации.

Четвёртое. Поскольку содержание использованных в источниках философских понятий со временем меняется, в большинстве случаев мы не можем знать достоверно, что именно и почему хотели сказать нам те, кто оставил эти знания, и, главное, не понимаем, как изменился смысл сказанного на протяжении веков.

Одни и те же символы могут быть не только по-разному истолкованы, но и означать одновременно разные вещи.

Поэтому оправдан подход, основанный, образно говоря, на «принципе "и..., и"». Эзотерический текст, знак, мифологема в зависимости от контекста означают разные вещи, но при этом их толкование остаётся истинным. Различать разные оттенки смысла позволяет личный опыт исследователя, который вынужден для этого пребывать одновременно «внутри» и «вне» проблемы.

Пятое. Что-то можно обнаружить при исследовании археологических памятников и индивидуальных находок: представления, верования и повседневные потребности людей находят своё отражение в планировке поселений и построек, быту, в прикладном и изобразительном искусстве. Уклад жизни древнего общества был таков, что неволшебных, немагических действий люди не совершали или почти не совершали.

О внешнем и внутреннем

Я был многим, прежде чем стал собой:

Я был узким волшебным мечом, — я верю, так было;

Я был в воздухе каплей дождя, был лучами звезды;

Я был словом ответа, я был книгой начал...

Талиесин. Кад Годдо

 

Из глубокой древности в обрывочном виде дошла до наших дней не только геомантическая традиция. Буквально по крупицам приходится восстанавливать большую часть древних знаний. Искусство собирания их воедино более всего напоминает мне работу реставратора мозаики. Он догадывается, предполагает, что должно получиться в итоге. Но догадывается и предполагает, руководствуясь более чутьём художника и интуицией, нежели научными знаниями.

Люди едва ли будут на протяжении столетий хранить бесполезные знания и навыки. Ненужное забывается, нужное и полезное закрепляется обычаями, становится бытовой или религиозной нормой. При внимательном рассмотрении то, что мы привыкли считать суевериями, в большинстве случаев оказывается вполне осмысленным, имеющим реальную основу. Осмысленность и практический характер геомантики и сам факт широкого — всемирного! — распространения «земной магии» заставляют нас думать, что она появилась не зря и не на пустом месте.

«Почему же никто не говорит о существовании древней геомантики?» — может спросить кто-то. И ошибётся. Русский читатель, увы, мало знаком с западноевропейскими исследованиями на эту тему. Частично этот пробел пытаюсь устранить и я. Кроме того, мне кажется вполне реальным бытование двух форм геомантики: «внешней» и «внутренней». Возможно, в глубокой древности подобного разделения не было. Однако в сравнительно поздние времена встречается немало ссылок и намёков примерно такого содержания: «Для совершения сего магического обряда необходимо отправиться в определённое место». В то же время конкретные указания на то, в какое именно место следует отправиться, как его выбрать, отсутствуют. Пойди туда, не знаю куда, одним словом. Но где-то должны быть указатели пути!

Геомантическая идея

Над моей планетой, где я тараканом живу,

Дуют вольные ветры и слова облаками плывут...

М.Борзыкин. Люли-люли

 

В основе всех магических искусств лежат сходные принципы. Они отражают представления о картине мира — вне зависимости от того, насколько подобные представления соответствуют реальному положению вещей. Конкретное приложение этих представлений позволяет появиться более частным направлениям, которые тесно переплетены между собой, но при этом вполне самостоятельны. Все действия, имеющие отношение к Земле — неважно, будем мы считать её физическим телом, божеством или символическим первоэлементом-стихией, — связаны с геомантикой.

В словах, написанных одним из современных геомантов и исследователей земных загадок Томом Грейвсом, заключена квинтэссенция, idée fixe этой древней науки:

«Земля — живое существо: она живёт, дышит, её пульс бьётся. Она живая, но она спит, временами ворочаясь. И пусть современные горожане пытаются не обращать на Землю внимания, наивно надеясь, что она так и будет спать дальше. Она дышит: и ветер пытается пробиться сквозь самонадеянное высокомерие горожан, мечтающих о "людях, контролирующих слепые силы Природы". Её пульс — времена года и суточные циклы — затрагивает все существа, обитающие на ней; и эта пульсация ощущается и проявляется в жизни всего и вся».

Предсказания по Земле, искусство оценки свойств тех или иных мест существовали повсеместно и, кажется, всегда. Трудно даже предположить, когда и где они появилась впервые. Геомантика — сложная система. Достаточно сказать, что в практике наиболее известной сегодня китайской Фэн-Шуй для оценки места использовали несколько десятков различных параметров. Не менее сложна и индийская геомантика Васту.

Подобно всем прочим традиционным наукам, «земная магия» имела внешнюю и внутреннюю составляющие. Нас интересуют и та, и другая.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.