Введение :  об этой книге и традиционализме — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Введение :  об этой книге и традиционализме

2023-02-03 35
Введение :  об этой книге и традиционализме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Должен, однако, честно предупредить читателей: книга эта всё же не только весьма необычна, но и весьма непроста, и за неё не стоит браться тем, чей ум отличается смятенностью, пресыщенностью или строго научным строем.

Р.Грейвс. Белая богиня

 

«Ну, вот! Ещё одна книга с претензией на истину и на обладание "тайными знаниями"!» — так или почти так подумает кто-то, разглядывая обложку, читая аннотацию.

И — ошибётся. Без слюняво-салонной магии оккультных салонов и без «великих тайн» разнообразных «эзотерических» центров с присущими их адептам рассуждениями об «Истине в Последней Инстанции» мы как-нибудь обойдёмся. Я попытаюсь рассказать о земной магии — о магии самой Земли, магии, использующей свойства Земли, о воздействии Земли на нас и нас на Землю. Речь пойдёт об отвергнутом в наши дни «за ненадобностью» или по причине «ненаучности» и «мистичности», а потому полузабытом, но настоящем волшебстве — геомантике.

Слово геомантика ( — «земля», mantika — «гадание») в вольном переводе означает «предсказание по Земле». И уж ни в коем случае не происходит от manteia — «истинное высказывание», как полагает М.Погачник, автор книги «Пути исцеления Земли» (Калуга, 2003) — единственном на настоящий момент труде о геомантике, вышедшем на русском языке. Чаще это слово пишут геомантия, что тоже правомерно, но, вызывая ассоциации с мантией Земли, то есть конкретным геологическим образованием, порождает двусмысленность. Так как геомантика — волшебное искусство, она, как и все волшебные искусства — плод традиционного миропонимания. Поэтому книга, которую вы держите в руках, в изрядной степени посвящена проблемам осмысления ряда аспектов традиционного архаического индоевропейского и славянского мировоззрения, в том числе магии как его части.

Что есть традиция?

В XX веке, помимо академической, сложились две основные точки зрения на то, что принято называть Традицией. Обе точки зрения достаточно популярны и, к сожалению, уязвимы.

Первая из них сформировалась в рамках философского направления, фактическим создателем которого является французский философ-мистик Рене Генон. Основные идеи этой школы ёмко изложил один из его последователей (L.Benoist. I'Ésotérisme. — Paris, 1965; цит. по ком. Ю.Стефанова к: М.Элиаде. Миф о вечном возвращении. — М., Ладомир, 2000):

«Необходимо осознать, что же представляет собой понятие Традиция, которое так часто отрицается, извращается или недоосмысливается. Речь идёт не о местном колорите, народных обычаях или диковинных нравах, представляющих интерес для фольклористов, а о первооснове всего сущего. Традиция — это передача совокупности священных знаний, облегчающих понимание имманентных принципов вселенского порядка, поскольку человек не в силах сам определить смысл своего бытия. Пояснить смысл слова Традиция может её сравнение с духовными узами, связующими наставника и ученика, с преобразующим влиянием, подобным призванию или вдохновению, столь же присущими душе, как наследственность присуща телу <...> С этой точки зрения каждый человек равнозначен тому, что он способен передать и воспринять. ...Последовательное помрачение традиционных идей долгое время мешало нам вглядеться в истинное обличье древних цивилизаций, как восточных, так и западных, и в то же время затрудняло возврат к присущему им всеобъемлющему взгляду на бытие».

Сторонники Генона в большинстве своём полагают, что Традиция ныне безвозвратно утрачена, что остались лишь отдельные её следы да слабые намёки на былое величие.

С этим трудно согласиться. Священные знания, если они действительно истинные, утрачены быть не могут, так как для этого должна измениться сама Реальность. Изменяется же не столько Реальность как таковая, сколько наше представление о ней. Да, действительно, современное «цивилизованное» общество полностью или почти полностью перестало быть традиционным. Мы деградируем как духовные сущности. Люди, чувствуя это, начинают искать выход, но в попытках заполнить образовавшуюся внутреннюю пустоту вынужденно довольствуются суррогатами. И множатся, и растут словно на дрожжах группы и группочки New Age, адептов псевдотрадиционных мистических учений, курсы магов, экстрасенсов, контактёров и т.п...

Вторую точку зрения выражают Д.Гаврилов и А.Наговицын, авторы книги «Боги славян. Язычество. Традиция» (М.: Рефл-бук, 2002): «То, что обычно понимают под "язычеством" (paganism), правильнее называть Традицией или "традиционализм" т.е. традиционным мифологическим мировоззрением индоевропейцев».

Сказанное можно понимать многояко, но так или иначе данная формулировка словно бы подразумевает 1) отсутствие традиции у иных (не индоевропейских) народов, 2) наличие знака равенства между понятиями «язычество», «традиция» и «традиционализм». С этим тоже трудно согласиться. Оставим в стороне «традиционализм»: он также не равен традиции, как марксизм — Марксу, капитализм — капиталу и т.п.

В самом широком, общем смысле слова традиция — это передаваемая из поколения в поколение система каких-либо взглядов на что-либо и основанная на ней система обычаев. Едва ли правомерно приравнивать Традицию только к язычеству. Традиция — и Традиция не исключение — существует в любом обществе и у любого народа. Основу любой Традиции составляют священные знания; однако Традиция складывается в конкретных исторических и географических условиях, формируется под их влиянием, порождает соответствующие традиции, или обычаи, и её внешние проявления меняются при изменении этих условий. Поэтому Традиция — неотъемлемая составляющая различных культур и различных философий. Но, повторюсь, в основе Традиции лежат изначальные священные знания, часть которых едина для всех народов, населявших и населяющих одну планету, один Мир. Возможно, именно поэтому при глубинном сравнении совершенно, казалось бы, различных Традиций и различных традиционных мировоззрений в конце концов между ними чаще всего обнаруживается нечто общее, некая Основа Основ.

Так, часть традиционных «предустановлений», которая связана с биологической сущностью человека, присутствует всегда. Они вечны и значимы даже тогда, когда мы о них забываем или не ведаем. При этом все подлинно национальные традиции самобытны, невзирая на их возможное сходство, общность происхождения идеи и множество сторонних влияний, воспринятых на протяжении веков.

Например, западное и восточное христианство — тоже традиции, но они перенесены на европейскую почву искусственно и, дабы прижиться, вынуждены были по мере сил приспособиться к здешним условиям.

Традиционное миропонимание наполняет бытие священным смыслом:

«Достаточно лишь напомнить, каким содержанием наполнены понятия «место жительства» и «жильё», «природа», «инструменты» или «труд» для современного нерелигиозного человека, чтобы понять, чем он отличается от члена древних обществ или даже от сельского жителя христианской Европы. Для современного сознания физиологический акт (питание, половой акт и т.д.) — это обычный органический процесс, даже если число окружающих его табу (правила поведения за столом, ограничения, накладываемые на сексуальное поведения «добрыми» нравами) весьма велико. Но для «примитивного» человека подобный опыт никогда не расценивался как только физиологический. Он был или мог стать для него неким «таинством», приобщением к священному.

...Священное и мирское — это два способа бытия в мире, две ситуации существования, принимаемые человеком в ходе истории» (М.Элиаде. Священное и мирское. — М.: изд-во МГУ, 1994).

 

Как часть традиционного миропонимания геомантика наполнена чувством священного. Как волшебное искусство геомантика выражает священное в магических категориях. Что же такое в этом случае магия?

Разные авторы по-разному определяют понятие «магия». Оставив в стороне подходы теологов, однозначно относящих её к сфере «бесовщины», мы обнаружим три господствующих подхода.

1. Магия — либо мнимая способность человека воздействовать на мир сверхъестественным путём, либо сами эти действия. В этом смысле магия предшествует религии и порождает её.

2. Магия — способность воздействовать на мир, используя пока не понятые наукой физические законы.

3. Магия одновременно есть способность человека оказывать на мир невещественное воздействие, руководствуясь не до конца ещё понятыми законами мира, и один из многих возможных путей духовного (простите за банальность!) развития личности. Встав на него, человек становится сопричастным миру, а сопричастность выражается в том числе в появлении у человека возможности на этот мир магически влиять. С этой точки зрения магия — комплексное явление, и далее мы будем говорить о ней именно в таком контексте.

Для традиционного мировоззрения магия (что бы мы под ней ни понимали) — реальность, неотъемлемая часть бытия людей и природы в целом.

Непрерывность, непротиворечивость, соответствие действительным фактам как таковым, а не их интерпретациям, органичность — вот признаки действительно Традиционного мировоззрения.

Его питает неиссякаемый источник, сущность которого сегодня скрывается за завесой символов и порою нарочито запутанных намёков. Очень может быть, что источник этот — мы сами, люди (в том числе наше бес- и сверхсознательное), а то, что у нас обычно именуют «эзотерикой», в большинстве случаев — чистой воды и не самой высокой пробы претенциозная мистификация.

Но, как мне кажется, реконструкция традиционного мировоззрения может помочь людям решить ряд актуальных проблем — например, экологических. Происхождение многих обычаев, связанных с землёй, уходит корнями в невероятную древность. Порою старые обычаи и представления обрастают новыми обычаями и представлениями, которые потом, как выясняется, тоже есть не что иное, как хорошо забытое старое. Люди открывали для себя тайны Земли и передавали их детям, те — своим детям... Проходят века, тысячелетия, меняются поколения и уклады, но Земля остаётся неизменной. Соответственно, и геомантика остаётся, меняя лишь названия.

К осмыслению традиционных магических знаний бесполезно подходить, оставаясь «сторонним наблюдателем». Но точно так же можно проглядеть очень многое, пребывая только «внутри». Что делать, как разрешить противоречие?

Приходится идти по лезвию бритвы, балансировать, пытаясь не свалиться ни в огульную критику, ни в апологетику сомнительных достоинств тех или иных доктрин. Таков путь, достойный настоящего исследователя.

Не возьмусь утверждать, что сумел полностью соблюсти собою же поставленные условия. Но я честно старался действовать именно так, — а о том, что из этого в результате получилось, судить не мне.

* * *

Итак, милости прошу, читатель, сделать первый шаг. Не дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, ждёт нас, но причудливо вьющаяся тропка, порою заросшая колючим кустарником да крапивой и перекрытая каменистыми завалами. Она то стремится вверх, в горы, то спускается вниз, в сумрак сырых чащоб. На ней случаются странные и чудесные встречи и — ей-ей! — тропа эта стоит того, чтобы по ней пройти.

В путь!

Часть 1. Азы геомантики


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.