Институт содействия граждан оперативно-розыскным органам как основа агентурного метода — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Институт содействия граждан оперативно-розыскным органам как основа агентурного метода

2023-01-16 30
Институт содействия граждан оперативно-розыскным органам как основа агентурного метода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Суть агентурного метода составляет непосредственное функционирование различных категорий конфидентов в криминальной среде. Это обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря агентурному методу становятся возможными получение сведений о "противнике", достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи немыслимы успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности общества, государства и личности.

Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют ОРО, по меньшей мере не знали их агентов и других конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ. Ведь успех работы конфидентов напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более разрабатываемые и проверяемые. В этой связи действие конфидентов предполагает применение преимущественно негласных средств и методов ОРД.

Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение ОРМ и с участием в них конфидентов допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.

Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлений, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Главным образом это тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), члены которых тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.

Известно, что ОПГ, ОПС, банды, террористические организации нередко осуществляют свою контрразведку, для чего создают специальные "службы безопасности" или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб; главная их цель - выявить агентов и иных конфидентов ОРО. Это обусловливает жесткое противоборство ОРО и ОПГ (ОПС) с применением одних и тех же средств и методов. Преступники при этом имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах и спецслужбах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и опытные кадры для ведения такого противоборства, нередко из числа бывших оперативников.

Все это объективно обусловливает использование помощи граждан преимущественно на конфиденциальной основе, необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне*(46).

В основе агентурного метода лежит содействие граждан ОРО, под которым следует понимать осознанное волевое поведение лиц, заключающееся в получении оперативно значимой информации и передаче ее представителю ОРО, или осуществление конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе ОРО при условии доверительности и при необходимости конспиративности отношений.

Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении ОРМ при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.

По смыслу ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т.е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Следует учитывать, что на основе оперативной информации о готовящихся, замышляемых посягательствах либо уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего в конечном итоге становятся возможными поиск доказательств и раскрытие преступлений.

Содействие включает сбор и получение оперативно-розыскной информации, действия по использованию добытых сведений для подготовки ОРМ, их реализации в уголовном судопроизводстве и в целях предупреждения преступлений. Содействие представляет собой процесс получения оперативно-розыскной информации, имеющей отношение к возможному совершению, приготовлению к преступлению или уже совершенному уголовно наказуемому деянию.

Такие сведения конфиденты могут получать как путем визуальной фиксации действий субъектов преступлений, их окружения, лиц, которые были свидетелями преступления, так и путем бесед с ними. Возможность информировать ОРО о предметах и документах, которые могут служить доказательствами по делу, предоставлять сведения о противодействии преступников, может быть связана с профессиональной деятельностью лиц, привлекаемых к содействию.

Содействие ОРО может заключаться в практической реализации полученной в процессе познания оперативно-розыскной информации и связано с осуществлением мероприятий, направленных непосредственно (или опосредованно) на решение задач по предотвращению и раскрытию преступлений. Содействие может быть использовано при предотвращении преступлений путем непосредственного устранения условий, способствующих их совершению, или создания условий, при которых совершение преступления невозможно или затруднительно, а также путем склонения к отказу от совершения преступления. Содействие лиц может быть использовано для целей документирования преступных действий разрабатываемых.

Исходя из содержания ст. 17 ФЗ об ОРД содействующие лица должны ориентироваться на получение оперативной информации, поскольку они обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений. Это связано с тем, что не все лица, привлекаемые к сотрудничеству, могут непосредственно соприкасаться с актами преступных действий, которые можно предотвратить посредством личного вмешательства, а тем более ликвидировать причины и условия совершения преступления. Далеко не все лица в состоянии активно воздействовать на складывающуюся ситуацию, поскольку они либо не имеют возможности ее изменить, либо не в состоянии влиять на конкретных лиц с целью склонения их к отказу от задуманного. Вместе с тем негласные сотрудники в состоянии информировать оперативников о готовящихся, замышляемых посягательствах либо сообщить им об уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего, что в конечном итоге способствует поиску доказательств по делу и раскрытию преступления.

Законодатель закрепил право граждан участвовать в подготовке и проведении ОРМ, в том числе на основе конфиденциального содействия. Однако это не означает обязательную реализацию данного права во всех случаях изъявления лицами подобного желания. Для этого должно быть согласие ОРО на установление отношения сотрудничества с такими лицами, привлечение их к подготовке или проведению ОРМ. Решение данного вопроса - прерогатива соответствующих ОРО, которым ФЗ об ОРД (ст. 15) дано право устанавливать названные отношения.

Содействие лиц должно соответствовать практической целесообразности, поэтому принципиально важно, чтобы ОРО решали стоящие перед ними задачи, предусмотренные ФЗ об ОРД, при помощи содействующих им лиц, а не наоборот.

Если рассматривать результативность выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с точки зрения возможностей содействующих лиц, то обнаруживается ее прямая зависимость от работы ОРО. Конфиденциальное содействие достигает этих целей лишь в том случае, если результаты труда источников информации будут реализованы оперативниками в конкретных ОРМ и следственных действиях.

Как следует из прямого указания ст. 17 ФЗ об ОРД, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с их согласия. Соответственно, они должны не только знать, что будут оказывать содействие ОРО, но и выразить на это согласие.

Поскольку сотрудничество в ряде случаев предполагает заключение контракта, то этим объективно закрепляется согласие на участие лица в подготовке и проведении ОРМ. Согласие при содействии лиц на бесконтрактной основе устанавливается: а) из личной беседы с сотрудником оперативного подразделения; б) выполнения официального задания, которое позволяет осознать его смысл и роль в нем соответствующего лица; в) многократного выполнения поручений или просьб, которые дают основания для вывода о характере выполняемых действий.

Такой подход позволяет отличать содействие граждан ОРО от предоставления информации, способствующей выявлению и раскрытию преступления. Например, опрос лица не образует содействия ОРО.

На практике достаточно часто возникают ситуации, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями, не желая передавать данные о себе либо при условии сохранения в тайне факта их обращения в правоохранительные органы и спецслужбы, а также с информацией, которая, на их взгляд, значима для практических работников. Однако такую помощь нельзя назвать конфиденциальным содействием с позиций ФЗ об ОРД. Если рассматривать подобное участие в ОРД как содействие, тогда необходимо признать, что всякое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением, может попасть в категорию содействующих лиц.

Данный подход представляется неверным ни с позиции ФЗ об ОРД, ни с практической точки зрения, поскольку: 1) информация, поступающая от лица, которая служит или может служить поводом к возбуждению уголовного дела, не может считаться информацией конфиденциального характера, а предоставившее ее лицо - конфиденциальным сотрудником; 2) лицо, предоставившее информацию, реализует цели, не связанные с ОРД; 3) направленность поиска информации в ОРД должна исходить по преимуществу от должностного лица ОРО, которое определяет ценность полученной информации и дает правовую оценку событий и действий. В противном случае инициатор информации объективно будет не способствовать осуществлению ОРД, а мешать ее осуществлению; 4) если информация конкретна и достоверна, то это еще не основание для причисления лица к лицам, оказывающим содействие ОРО.

Содействие граждан ОРО может выражаться в двух формах - контрактной и бесконтрактной.

Контрактная форма содействия предполагает обязательное заключение договора о сотрудничестве, в котором оговариваются специальные условия и требования сотрудничества, а также права и обязанности сторон.

Контрактная форма содействия, как правило, предполагает долгосрочное сотрудничество, ведение активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде, получение за это вознаграждений и других выплат. Срок такого контракта определяется соглашением сторон, а также возможностями лица оказывать результативное содействие ОРО. В случае утраты такой возможности контракт может быть расторгнут, например при расшифровке лица, привлеченного для участия в проведении ОРМ на негласной основе, в силу объективного изменения обстановки и др.

Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении ОРО информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для обеспечения осуществления ОРМ, в участии в ОРМ, оказании иных услуг.

Виды конфиденциального содействия, его условия, документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами ОРО.

Как следует из прямого предписания ФЗ об ОРД, ОРО запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Представляется, что данное положение связано с обеспечением свободы воли лица на участие в ОРД при наличии противоречий между профессиональными обязательствами и условиями контракта, например обеспечение независимости судей при принятии решения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, сохранение адвокатской тайны и обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту и др.

Вместе с тем важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с перечисленными категориями лиц полностью не исключается. ФЗ об ОРД запрещает только контрактную форму содействия, что не исключает привлечения вышеназванных лиц для подготовки и проведения ОРМ на бесконтрактной основе, например для участия в проведении оперативного эксперимента для выявления и документирования факта коррупции, проведения ОРМ, направленных на обеспечение государственной безопасности, раскрытие похищения человека, угрозы убийством и других преступлений.

Содействие граждан ОРО допустимо только для решения задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД и входящих в компетенцию ОРО.

Содействие граждан ОРО - суть агентурного метода, а он, в свою очередь, составляет основное содержание ОРД.

Сотрудничество лиц с ОРО, как уже отмечалось, носит исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной. Мотивами сотрудничества могут являться:

- добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга;

- предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного способствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба, деятельное раскаяние;

- стремление улучшить условия своего содержания в УИН, обмен информации на обещание правоохранительных органов "закрыть глаза" на сравнительно незначительные правонарушения (например, азартные игры), а впоследствии - страх разоблачения в преступной среде;

- месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов;

- тяга к риску;

- материальная заинтересованность;

- иные мотивы, например желание нанести вред конкуренту по бизнесу.

 

5.2. Виды содействия оперативно-розыскным органам*(47)

 

Проблема использования возможностей граждан в обеспечении решения задач ОРО по борьбе с преступностью на различных этапах развития теории и практики ОРД решалась по-разному. Можно выделить следующие основные направления такого использования.

Первое направление - это привлечение (ранее наиболее часто употреблялось иное понятие - "вербовка") и использование граждан в качестве негласных сотрудников.

Во втором направлении привлечения граждан к содействию следует выделить две разновидности их использования в решении оперативно-розыскных задач:

- привлечение с целью использования их познаний, умений и навыков. В юридической терминологии такое привлечение принято называть использованием специальных познаний в решении возникших задач;

- привлечение с целью использования граждан в качестве лиц, фиксирующих действия проверяемых, разрабатываемых, что в конечном счете позволяет в дальнейшем привлекать их в качестве свидетелей.

ФЗ об ОРД учел опыт прошлого использования лиц, оказывающих содействие в рассмотренных двух направлениях, и объединил их, посвятив этому новому направлению гл. 4 ("Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность").

Законодатель понимает два вида привлечения граждан - содействие и сотрудничество.

Привлекать к содействию или оказывать содействие в соответствии с ФЗ об ОРД означает получение определенной помощи от конкретного лица в решении задач борьбы с преступностью.

Привлекать к сотрудничеству означает заниматься совместной деятельностью, за которую лицо, оказывающее содействие, как правило, получает вознаграждение.

Следовательно, понятие "содействие" охватывает более широкий круг вариантов привлечения лиц к участию в ОРД, в том числе и сотрудничество.

Нетрудно заметить, что и понятие "привлекать к сотрудничеству", и понятие "привлекать к содействию" подразумевают установление определенных отношений между ОРО в целом и его сотрудником - должностным лицом, наделенным правом участвовать в этом процессе, и физическим лицом.

Отношения, возникающие в сфере ОРД, следует определять как оперативно-розыскные (И.А. Климов и Г.К. Синилов).

Характерной чертой оперативно-розыскных отношений следует считать желание хотя бы одного из их участников установления и развития таких отношений. При достижении согласия на установление оперативно-розыскных отношений определяется их характер и вид.

Такое уточнение позволяет провести исследование трех видов оперативно-розыскных отношений - гласных*(48), негласных (конфиденциальных) и анонимных.

Проанализируем содержание норм ФЗ об ОРД, регламентирующих содействие граждан подразделениям ОРО с точки зрения признаков, характеризующих таких лиц.

Начнем такую характеристику с их гражданства, национальности и пола. Ни по одному из этих признаков ФЗ об ОРД не ограничивает ОРО в установлении оперативно-розыскных отношений.

Так, с точки зрения гражданства - это может быть гражданин РФ, иностранный подданный или лицо без гражданства.

Не меньшее значение в организации привлечения граждан к решению оперативно-тактических задач имеет и их пол. Безусловное преобладание мужчин среди лиц, оказывающих содействие ОРО, не отрицает необходимости решать многие задачи и с помощью женщин.

Практика доказывает, что доля женщин, участвующих в подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлениях, не имеет тенденции к сокращению, что обязывает ОРО иметь свои позиции в их среде. Тем более, что известны случаи, когда ОПФ, состоящее преимущественно из мужчин, возглавляли женщины.

Опыт свидетельствует, что наличие конфидентов-женщин повышает уровень оперативной осведомленности.

В соответствии с ФЗ об ОРД не являются препятствием для установления оперативно-розыскных отношений с гражданами ни их имущественное, должностное и социальное положение, ни принадлежность к общественным объединениям, ни отношение к религии, ни политические убеждения.

Лицо, имеющее определенное должностное положение и ориентированное на оказание содействия, может иметь познания в области проведения различных исследований. Такие лица могут выступать в качестве консультантов или выполнять иные конкретные задания по выявлению лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступления.

Однако, привлекая к оказанию содействия лицо, имеющее определенное должностное положение, следует учитывать, что оно может согласиться на выполнение заданий оперативника, преследуя свои личные цели - устранение конкурента, желание занять иную должность и др. Поэтому непременным условием в подобных ситуациях для оперативника должно быть своевременное установление причин и целей такой личностной направленности и их правильное использование в интересах борьбы с преступностью.

Представляется, что в данной ситуации нет нарушений принципов ОРД:

- во-первых, выявляются лица, занимающие определенное должностное положение, преступная деятельность которых документируется. Иными словами, преступление раскрывается с наименьшими затратами;

- во-вторых, таким путем обеспечивается более высокий разведывательный потенциал уже проверенного негласного сотрудника, что не исключает возможности выявления при его же содействии других лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступления, но уже более высокого должностного уровня;

- в-третьих, с помощью данного лица, хорошо изученного и постоянно находящегося под оперативным контролем, можно ввести в преступную среду других негласных сотрудников.

Следующая особенность содействия граждан ОРО имеет отношение к двум основополагающим принципам ОРД - конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств. По отношению к такому принципу, как конспиративность, ФЗ об ОРД (ч. 1 ст. 17) допускает альтернативный подход, т.е. лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности; иными словами, гласно или негласно.

Рассмотрим несколько ситуаций, при которых раскрывается суть как гласного, так и негласного содействия.

Первая ситуация. ОРО подготавливают или проводят гласное или не требующее особой конспирации ОРМ, в котором участвует лицо, оказывающее содействие. При этом содействие лица носит разовый характер, это лицо не требует сохранения в тайне своего участия в ОРМ и готово в случае необходимости выступить в качестве свидетеля.

Вторая ситуация. Подготавливается либо проводится негласное ОРМ. Лицо, оказывающее содействие в таком ОРМ:

- обязуется сохранить в тайне свое участие в нем (например, провести негласное исследование предметов или документов, участвовать в проведении негласных проверочных закупок и т.п.), но в последующем согласиться выступить в качестве свидетеля по уголовному делу. Следовательно, нежелательно предание гласности результатов ОРМ до начала уголовного процесса, а также самого факта оказания содействия по его проведению конкретным лицом (лицами);

- требует сохранить в тайне свое участие и в последующем не желает стать участником уголовного процесса.

Не исключается и такая ситуация, при которой оперативник определяет, что по каким-либо обстоятельствам участие лица, оказывающего содействие, нежелательно предавать гласности.

Практика убедительно подтверждает, что "в чистом виде" гласных ОРМ ОРО не проводят, так как это в принципе противоречило бы сути ОРД. Большая часть любого ОРМ всегда остается негласной - это может касаться и участников его проведения, и, что особенно важно, тактики ОРМ. В дальнейшем, как правило, при использовании результатов конкретного ОРМ они в значительной степени становятся гласными, а их результаты используются для принятия мер в отношении лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступления. Таким образом реализуется принцип сочетания гласных и негласных ОРМ.

Особого рассмотрения требуют обстоятельства, позволяющие использовать содействие граждан, причастных к подготавливаемому, совершаемому либо совершенному преступлению.

Как уже отмечалось, ФЗ об ОРД (п. 4 ст. 18) предусматривает такую возможность и допускает использование содействия лиц из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, активно способствовавших раскрытию преступления, возместивших нанесенный ущерб или иным образом загладивших причиненный вред. Такие лица могут освобождаться от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

При установлении оперативно-розыскных отношений с конфидентом ОРО может взять на себя обязанность ходатайствовать о принятии мер по смягчению приговора этому лицу в случае признания его виновным или по освобождению его от уголовной ответственности при соблюдении дополнительных требований и условий:

- сообщаемая информация должна быть достоверной и иметь существенное значение для раскрытия преступлений, подготавливающихся, совершаемых или совершенных группой;

- данная информация не может быть получена из других источников или ее добывание затруднено;

- наличие чистосердечного признания во всех совершенных в группе противоправных деяниях и степени личного участия в них.

Основные положения этих требований должны быть оговорены в заключаемом сторонами контракте.

Практическая реализация основных положений рассматриваемой нормы может вызывать трудности. В большинстве случаев они связаны с несогласованностью норм оперативно-розыскного, уголовного и уголовно-процессуального права.

Между тем следует иметь в виду, что многообразие ситуаций, в которых оказывается лицо, содействующее ОРО, не может быть на все случаи жизни предусмотрено нормами права. Поэтому при заключении контракта с лицом, являющимся членом ОПФ, при всем том, что ОРО сохраняет за собой обязанность не быть безучастными в решении вопросов о наказании за содеянное, должно быть учтено и оговорено следующее:

- желает ли данное лицо быть расшифрованным и выступить в качестве свидетеля (если оно не принимало участия в подготавливаемом или совершенном преступлении) или готово нести ответственность за содеянное и представляет ли данное лицо возможную жесткую реакцию преступного мира в ответ на его сотрудничество с ОРО. Одновременно сотрудники ОРО должны четко оценить свои возможности по обеспечению безопасности не только негласного сотрудника, но и его близких;

- если расшифровка лица недопустима, какие возможности могут быть задействованы ОРО для того, чтобы это лицо могло быть либо полностью освобождено от уголовной ответственности в соответствии с законодательством, либо освобождено от длительного пребывания в местах лишения свободы*(49).

Безусловно, вторая ситуация является более типичной в деятельности подразделений полиции. Однако полностью исключать первую ситуацию не следует, поскольку она реализует принцип сочетания гласной и негласной деятельности. Так, в ранее действовавших ведомственных нормативных актах прямо предусматривалось: в случае если все способы предотвратить подготавливаемое преступление исчерпаны, негласный сотрудник обязан своим личным вмешательством невзирая на опасность расшифровки пресечь данное преступление. Следовательно, первая ситуация вполне реальна и может иметь место. Необходимо искать пути, в том числе правового, организационно-тактического характера, обеспечивающие решение этой сложной задачи.

Созвучно с рассматриваемой проблемой, на наш взгляд, и следующее положение ст. 17 ФЗ об ОРД: лица, оказывающие содействие ОРО, обязаны сохранить в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ. Следовательно, лицо, оказывающее конфиденциальное содействие, обязано сохранить в тайне только эти сведения, но не сам факт содействия ОРО. В данном случае такую трактовку можно признать вполне правильной с учетом соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией РФ. Расшифровка негласного сотрудника оперативником может быть допущена только с письменного согласия негласного сотрудника.

Если лицо, оказывающее содействие в проведении ОРМ, выступает в дальнейшем в качестве свидетеля, то его следует рассматривать в двух ипостасях: как использование физического лица (свидетеля) и как лицо, чья информация используется.

Если лицо, оказывающее содействие в проведении ОРМ, сохраняет конфиденциальность, то в решении задач по предупреждению или раскрытию преступления фактически используется только информация, предоставленная им.

В зависимости от того, в какой роли выступает лицо, оказывающее содействие ОРО, будут определяться действия оперативника. Если гласно используется только информация, а физическое лицо, ее предоставившее, остается неизвестным, то, как правило, проводятся дополнительные ОРМ, исключающие возможность расшифровки такого лица. Следовательно, не возникает необходимости проводить мероприятия по обеспечению безопасности источнику информации (в ином случае такие ОРМ могут потребоваться).

Следующий вид содействия - анонимное. Основная его особенность в том, что при оказании содействия ОРО в подготовке и проведении ОРМ по раскрытию преступлений, розыску преступников и без вести пропавших граждан лицо, вступившее в анонимное отношение, лишает оперативника возможности использовать его в решении других задач, и тем более в качестве свидетеля. Следовательно, это особый вид содействия ОРО, при котором лицо предоставляет соответствующую информацию и остается при этом анонимом, т.е. не желает раскрыть свое имя и участвовать в уголовном процессе.

Другие особенности анонимного содействия:

- запрещается понуждать лицо, предоставляющее анонимную информацию, к раскрытию его установочных данных (задавать вопросы о его личности, требовать представления документов и т.п.);

- за анонимом остается право выбора передачи информации (нами установлено, что 57% анонимов предпочитают передачу информации по телефону, 35% - в письменной форме, 8% - в ходе встречи с оперативником).

Содержание понятия "содействие граждан ОРО" определяется продолжительностью оперативно-розыскных отношений: однократное, кратковременное, периодическое, регулярное долговременное, постоянное долговременное.

Гласное и анонимное содействие определяются продолжительностью потребности субъектов друг в друге. При достижении результатов или при иных обстоятельствах оперативно-розыскные отношения, как правило, прекращаются. Они могут возникнуть снова, но будут определяться уже другой ситуацией и могут иметь другой характер.

Иное дело - негласный, наиболее типичный вид оперативно-розыскных отношений. Именно при установлении таких отношений более четко проявляются роль и обязанности субъектов, их установивших, а также другие особенности, свойственные им.

Так, однократный, кратковременный или периодический вид конфиденциального содействия определяется ведомственными нормативными актами как оперативный контакт. Понятие "оперативный контакт" имеет сугубо оперативно-розыскной смысл, но при этом полностью отражает общепринятое толкование слова "контакт" как непосредственное общение, взаимное понимание, согласованность в работе.

Под оперативным контактом понимается установление негласных отношений с лицами, которые периодически предоставляют информацию оперативно-розыскного характера. Практика использования таких лиц в борьбе с преступностью полностью себя оправдывает. Оперативный контакт как разновидность использования конфиденциального содействия граждан позволяет оперативнику иметь широкий круг информаторов, не обременяя себя формальными требованиями, предусмотренными нормативными актами по отношению к другим категориям негласных сотрудников.

Долговременное же конфиденциальное содействие, которое устанавливается с рядом категорий лиц, определяемых понятием "агентурный аппарат", оправдано и с точки зрения их постепенного вовлечения в долговременное сотрудничество.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.