Понятие оперативно-розыскной деятельности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие оперативно-розыскной деятельности

2023-01-16 65
Понятие оперативно-розыскной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 1 ФЗ об ОРД определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В отечественном законодательстве термин "оперативно-розыскные меры" впервые появился в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятых 25 декабря 1958 г. В соответствии со ст. 29 Основ на органы дознания было возложено "принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших". Аналогичное понятие было продублировано в ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР и соответствующих статьях УПК других союзных республик СССР.

Более детальная регламентация ОРД реализовывалась в закрытых нормативных актах Правительства СССР, МВД СССР и КГБ СССР, а также закрытых постановлениях ЦК КПСС.

Только в 1992 г. в связи с принятием Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" стало формироваться российское оперативно-розыскное законодательство, которое получило свое развитие в ФЗ об ОРД, принятом в 1995 г.

ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности, которая имеет исключительно государственный характер. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права специфическими средствами и методами.

Отличительной особенностью ОРД является ее разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено прежде всего тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.

По своей сути ОРД направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц (ст. 2 ФЗ об ОРД). В практическом отношении большинство экономических, коррупционных преступлений, фактов наркопреступности выявляется исключительно оперативно-розыскным путем. Без осуществления ОРД, по существу, невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

На разведывательно-поисковый характер ОРД указывают такие ее принципы, как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст. 3 ФЗ об ОРД); указание законодателя на возможность использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (ст. 6); право проведения ОРМ при наличии сведений лишь о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (ст. 7).

Разведывательно-поисковый характер анализируемой деятельности подтверждают и режим работы органов, осуществляющих ОРД, защита сведений об этих органах, наделение их правом установления отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать им содействие.

С содержательной стороны ОРД составляет проведение ОРМ, перечень которых строго ограничен ФЗ. Однако ОРД не ограничивается только процедурой их проведения. Она охватывает также проведение организационных мероприятий, применение тактических приемов, действий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в ОРД физических и юридических лиц, применение специальных технических средств и химических веществ, которые в конечном итоге способствуют проведению конкретных ОРМ или их совокупности. Важно отметить, что и организационные, и тактические, и обеспечивающие меры носят подчиненный характер по отношению к ОРМ, часто предшествуют им либо являются их следствием, логически, технически, методически из них вытекают.

ОРД осуществляется как гласно, так и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего - от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.

Негласность может быть обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов либо задействования отдельных участников мероприятий. Например, недопустимо разглашение сведений о лицах, оказывающих содействие ОРО на конфиденциальной основе, о ШНС без их согласия. Только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативный эксперимент, оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.

Под гласностью ОРД следует рассматривать проведение ОРМ, содержание, цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

Такие мероприятия могут носить и смешанный, гласно-негласный характер.

ОРД осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на то ФЗ об ОРД (ст. 13). Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только ФЗ.

К оперативным подразделениям относятся структурные единицы органов внутренних дел (ОВД) РФ, органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), таможенных органов РФ, Службы внешней разведки РФ (СВР), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), органа внешней разведки Мин обороны РФ, в обязанности которых входит проведение ОРМ.

ОРД имеет законодательно определенное целевое назначение - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Под целью ОРД понимается ее конечный результат, на достижение которого направляется активное поведение ее субъектов (органов, ее осуществляющих).

Защита относится к человеку и гражданину, иначе говоря, речь идет о защищаемых интересах отдельной личности или групп лиц, а обеспечение отнесено к обществу и государству, т.е. к сфере более емкой, одинаково важной для всех членов общества, граждан государства. Это предопределяет в известной мере и характер ОРД, ее содержание, направленность.

Исходя из формулировки законодательной дефиниции ОРД проводится в отношении деяний, которые могут быть квалифицированы как преступления. Поэтому более детально цель этой деятельности, объекты защиты могут быть раскрыты путем анализа (перечисления) объектов, охраняемых уголовным законом. Ориентиром должно служить получение (собирание) информации о деяниях, содержащих признаки преступления. Не могут составлять цели ОРД защита объектов, не указанных в УК, а также получение информации о признаках деяний, составляющих административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты. Если такие цели достигаются в ходе ОРД, то они имеют побочный характер, способствуют осуществлению целей правовой политики государства в целом.

Нередко лишь в процессе ОРД и последующего расследования становится возможным выяснить, имеет ли место преступление или речь идет об ином правонарушении, содержится ли в действиях объекта мероприятий состав преступления. Поэтому факт преступления и его признаки изначально являются лишь предположительными.

ОРД часто носит характер конфликта, несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель субъектов ОРД состоит прежде всего в выявлении, раскрытии преступлений, выявлении, обнаружении лиц, их совершивших; цель объектов ОРД - избежать ответственности, скрыться от правосудия. В этой связи, поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРД, виновность их не определена, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.

В преамбуле ФЗ об ОРД определена позиция законодателя относительно территориальности осуществления ОРД. Из буквального толкования употребленной в преамбуле формулировки следует, что ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории РФ. Это можно понимать следующим образом: во-первых, установленные законом предписания распространяются только на территорию России; во-вторых, ОРД может проводиться и за пределами РФ; в-третьих, содержание ОРД вне пределов РФ регламентируется (определяется) иными нормативными правовыми актами (международными соглашениями).

Существенными для определения территориальных границ ОРД являются, в частности, положения УК, которые распространяют его действие и в отношении граждан РФ и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства в случае совершения ими преступления вне пределов РФ, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в РФ, совершивших преступление вне пределов РФ, если совершенное ими преступление направлено против интересов РФ, и в случаях, предусмотренных международным договором РФ (ст. 12 УК).

Эти положения УК предопределяют осуществление ОРД за пределами РФ в порядке, пределах и при условиях, соответствующих достигнутым договоренностям в рамках международного сотрудничества в оперативно-розыскной сфере.

В частности, ряд международных договоров, конвенций (Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988) и против транснациональной организованной преступности (2000), Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (2002)) предписывает проведение такого ОРМ, как контролируемая поставка, осуществление которой невозможно без международного сотрудничества, участия представителей нескольких государств, на территории которых такая поставка осуществляется.

Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и против коррупции (2003) предполагают проведение совместных агентурных операций государствами-участниками.

Двусторонние договоры и соглашения заключаются с государствами и правоохранительными структурами государств, граничащих с РФ, а также с государствами, на территории которых находится контингент воинских частей России. Традиционно при подписании соглашений стороны исходят из интересов государственного суверенитета и определяют проведение ОРМ на их территории только силами правоохранительных органов этого государства. На это нацеливает и ФЗ об ОРД, определяя в качестве одного из оснований проведения ОРМ запрос международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ (ст. 7 ФЗ об ОРД).

В практике оперативных подразделений нередко возникают ситуации, когда отдельные ОРМ могут проводиться за пределами территории РФ. Например, опрос, наблюдение, отождествление личности, исследование предметов и документов, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативное внедрение могут осуществляться агентом, который находится в группе разрабатываемых лиц за рубежом, например на отдыхе. Естественно, при этом не может нарушаться суверенитет иного государства. На основании результатов этих ОРМ, например после отождествления личности разыскиваемого лица, могут производиться запросы о розыске и экстрадиции.

Что касается ОРМ, ограничивающих международно-правовые нормы о правах человека, то они могут проводиться за рубежом только по согласованию с правоохранительными органами того или иного государства.

ОРД является многоцелевой деятельностью. Ее цели детализируются широким кругом задач, сформулированных в ст. 2 ФЗ об ОРД, а также определяются задачами субъектов, ее осуществляющих, прежде всего в сфере борьбы с преступностью, где проявляется наиболее четко специализированная направленность и эффективность ОРД, а также в сфере обеспечения безопасности, где ОРД является исключительным ее средством.

Для определения деятельности как оперативно-розыскной необходимо наличие совокупности всех предусмотренных ФЗ об ОРД признаков. Отсутствие хотя бы одного из них не характеризует деятельность как оперативно-розыскную, а может свидетельствовать либо об ином виде деятельности, не запрещенном законом, либо о запрещенных законом действиях, которые не имеют ничего общего с ОРД.

Гласное проведение подразделениями, не включенными в число оперативных, отдельных мероприятий, аналогичных оперативно-розыскным, не образует ОРД, а может рассматриваться как элемент детективной, административной или другой деятельности. Например, в своей деятельности участковые уполномоченные, сотрудники патрульно-постовой службы, ГИБДД и других служб МВД России гласно проводят такие мероприятия, как опрос, наведение справок, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наблюдение и др.

Вместе с тем указанные сотрудники могут участвовать в проведении ОРМ совместно с оперативниками.

Не является ОРД частная детективная (сыскная) деятельность, поскольку она содержит ряд коренных отличий, а именно: проводится физическими и юридическими лицами и предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, т.е. не субъектами ОРД; осуществляется в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов, т.е. преследует иные цели, чем ОРД; при занятии частной детективной деятельностью запрещается осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции государственных органов, осуществляющих ОРД (ст. 1 Закона РФ о частной детективной и охранной деятельности). В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение; эти мероприятия проводятся в ином порядке и при ограничениях, не содержащихся в ФЗ об ОРД (ст. 5 Закона РФ о частной детективной и охранной деятельности).

Осуществление действий, не предусмотренных ФЗ об ОРД, осуществление ОРМ лицами и организациями, которые не являются субъектами ОРД, проведение ОРМ с нарушением пределов полномочий, установленного порядка и (или) в целях, не предусмотренных законом, ОРД не являются, а могут образовывать признаки преступлений, например злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК), нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК) и др.

Суть ОРД составляет установление истины. Иными словами, с помощью ОРД не процессуальными, но правовыми средствами, не нарушающими прав человека, тайным (скрытым) и открытым способом устанавливается реальный виновник (виновники) преступления, воссоздается картина самого преступления, устанавливаются возможные пути получения доказательств этого преступления.

С помощью ОРД, путем проведения ОРМ, установленных ФЗ об ОРД, с применением различных специальных технических средств, путем всевозможных уловок, комбинаций, психологической игры подозреваемые и обвиняемые склоняются к деятельному раскаянию, к совершению действий, которые ведут к их изобличению. Поэтому все правовое содержание ОРД пронизано нормами УК и УПК, служит целям уголовно-правового и уголовно-процессуального воздействия.

Если же речь идет о предупреждении и пресечении преступлений, то в этом случае назначение ОРД состоит в проникновении в замыслы лиц, подготавливающих, продумывающих преступные деяния. ОРД направлена на их опережение, просчет возможных преступных действий.

То же касается сбора информации о безопасности государства и общества. В этом состоит единство ОРД с разведывательной и контрразведывательной деятельностью специально уполномоченных органов государства.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.