Дело оперативного учета как средство документирования в оперативно-розыскной деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Дело оперативного учета как средство документирования в оперативно-розыскной деятельности

2023-01-16 26
Дело оперативного учета как средство документирования в оперативно-розыскной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под ДОУ следует понимать специальные накопители информации (папки) для сбора (накопления) и систематизации документов, содержащих данные о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, сведения (материалы), отражающие основания, условия, планы, организацию, тактику и результаты проведения ОРМ в целях решения задач ОРД.

При помощи ДОУ создаются условия для качественного и эффективного документирования и информационного обеспечения ОРО, обеспечения законности в их деятельности, а следовательно, и прав граждан. Благодаря ДОУ создается предпосылка к решению задач ОРД, обеспечению контроля за деятельностью ОРО, обоснованностью проводимых ими ОРМ.

Так, добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав, предусмотренных ст. 23 (ч. 2) и 25 Конституции РФ, возможно лишь по судебному решению и при наличии соответствующей информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), такая информация накапливается (содержится в материалах) ДОУ, поэтому их ведение является одной из гарантий конституционных прав граждан.

Ведение ДОУ обеспечивает возможность осуществления ведомственного контроля и прокурорского надзора за ОРД, определения условий и оснований для проведения ОРМ, применения необходимых ограничений, а также гарантии от произвола государственных органов.

Перечень ДОУ, основания, порядок ведения, прекращения каждого конкретного вида дела определяются нормативными актами органов - субъектов ОРД в зависимости от решаемых ими задач, компетенции, специфики деятельности.

За основу видового деления дел могут быть взяты решаемые при их помощи (в рамках таких дел) задачи. Это могут быть:

- предварительная проверка полученной информации;

- разработка лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления;

- розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;

- розыск без вести пропавших.

ДОУ могут заводиться как в отношении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, так и применительно к подготавливаемым, совершающимся или совершенным преступлениям, когда отсутствуют данные об их субъектах либо имеется информация, указывающая на признаки преступления, угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Основаниями для заведения ДОУ являются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки (для подтверждения или опровержения) и реализации в виде проведения гласных и негласных ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности. Основания для заведения ДОУ совпадают с основаниями для проведения ОРМ (пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД).

Что касается оперативной информации на лиц, вступающих в контакты с объектами, в отношении которых заведено ДОУ и проводятся ОРМ, то ее накопление допустимо постольку, поскольку задача ОРМ заключается в установлении преступных связей проверяемого лица (см. п. 7 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-О).

Основаниями для прекращения ДОУ являются: а) решение конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД; б) установление обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. В частности, ДОУ подлежит прекращению в случаях выявления, предупреждения, пресечения или раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыска скрывающегося или без вести пропавшего лица.

О решении конкретной задачи ОРД необходимо судить в контексте назначения конкретного вида ДОУ. Например, к числу решения конкретной задачи относится неподтверждение соответствующих сведений, на основании которых заведено дело предварительной оперативной проверки и проводились ОРМ (см. п. 7 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-О). В то же время подтверждение проверяемой информации объективно может свидетельствовать о необходимости ведения другого вида ДОУ, выступать в качестве основания для его заведения.

Представляется нецелесообразным и необоснованным ведение ДОУ в случаях установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения задач, в целях которых было заведено соответствующее ДОУ.

Об объективной невозможности решения задач ОРД могут свидетельствовать, например, смерть лица, подозреваемого в совершении преступления и разрабатываемого по ДОУ, перемена таким лицом постоянного места жительства с выездом за рубеж, заболевание разрабатываемого лица, исключающее возможность совершения им намечаемого преступления, и др.

Если в ходе проведения ОРМ обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то ДОУ подлежит прекращению.

 

11.5. Информационное обеспечение принятия решения о заведении дела оперативного учета*(79)

 

ДОУ выполняет организующую функцию в оперативно-розыскном документировании, обеспечивая возможность концентрации оперативно-розыскной информации о личности, преступных связях, прошлой и настоящей преступной деятельности рецидивистов и опасных преступников, сосредоточения сил и средств для комплексного использования в решении задач установления фактов и обстоятельств, существенных для изобличения преступников: достаточно длительного негласного наблюдения за ОПФ для принятия решений о степени общественной опасности их участников и выбора адекватных мер в отношении их.

Наряду с нормативной регламентацией оснований заведения ДОУ существует тактическое многообразие обстоятельств, влияющих на принятие окончательных решений.

К категории важнейших относят следующие факторы, влияющие на принятие решения о заведении ДОУ:

- уверенность оперативника в надежности источника информации и ее достоверности;

- уверенность негласного сотрудника (или иного лица) в достоверности полученных данных;

- если исходная информация объективно позволяет наметить ориентиры ее дальнейшего развития и реализации.

Приведенные факторы вполне отвечают целям обоснованности принятия решений о заведении ДОУ. Изучение практики заведения ДОУ показало, что к числу таких факторов оперативники относят также требования, которые должны предъявляться не в ситуации принятия решения о заведении ДОУ, а лишь в стадии разработки. Так, практические работники, стремясь застраховаться на случай неудачного ведения разработки, выносят на стадию принятия решения проблему обеспечения разработки негласными сотрудниками. В этой связи к ряду условий заведения ДОУ они относят наличие:

- у агента - реальной возможности получения подробной информации о личности, поведении, связях разрабатываемого, т.е. информации, необходимой для тактики оперативной разработки;

- у негласного сотрудника - возможностей непосредственно получать информацию, которая может быть использована в изобличении будущих объектов разработки. Желательно, чтобы это был негласный сотрудник - источник первичной информации, заслуживающий доверия.

Далее следуют условия, которые могут и должны быть созданы только в ходе оперативной разработки: наличие широких тактических возможностей для ввода и вывода конфидентов, снижения степени риска их расшифровки, обеспечения достоверности поступающей информации, ее перепроверки и реализации.

Как видим, такая перестраховка не имеет целью повышение гарантий обоснованности заведения, а фактически сводится к обеспечению достижения положительных результатов ДОУ. Это приводит к выжидательной позиции, неоправданному накоплению информации, требующей реагирования, в какой-то мере граничит с попустительством преступной деятельности. По существу, в ходе принятия решения о заведении ДОУ наблюдается ожидание условий, при которых это дело может быть быстро реализовано. На принятие решения, как видим, влияет не только факт сигнала о чьей-то преступной деятельности, но и наличие тактических возможностей вести оперативную разработку. Безусловно, второе обстоятельство должно приниматься во внимание. Но если оперативник "вышел" на активно действующего преступника и его нельзя изобличить иным путем, он должен начать разработку, наращивая в ходе ее осуществления свои тактические возможности.

Наряду с указанными факторами можно сгруппировать исходную информацию в зависимости от ее относимости к личности, преступному поведению и сложившейся ситуации. Всего получено шесть групп объективных признаков, которыми реально пользуются практические работники в стадии принятия решения о заведении ДОУ:

- признаки конкретного состава преступления;

- признаки, характеризующие преступную деятельность конкретного лица;

- признаки антиобщественного поведения будущего разрабатываемого;

- признаки, характеризующие личность будущего объекта оперативной разработки (в том числе и поведение в ИУ);

- признаки, относящиеся к прошлой преступной деятельности будущего разрабатываемого;

- характеристика связей и ближайшего окружения.

Данные, охватываемые этими группами, безусловно, помогают принять правильное решение о заведении ДОУ, если их всесторонне оценить с точки зрения преступной направленности личности.

Например, лицо, будучи судимым за кражу, находясь в ИУ, общалось преимущественно с квартирными ворами, изучало способы совершения квартирных краж, после освобождения из ИУ не работает, располагает крупными суммами денег, имеет авторитет в преступной среде и близкие связи с лицами, которые, по оперативным данным, совершают кражи.

Или другой пример сочетания различных признаков: лицо, отбывая наказание, высказывает намерение продолжать совершение краж, повысить преступную квалификацию; хитрый, решительный, наглый, имеет большой опыт совершения преступлений и нацелен на их совершение; осведомлен о методах негласной работы, постоянно проверяет тех, с кем поддерживает близкие контакты, провоцирует к действиям и поступкам, которые могут обнаружить их связь с оперативниками, почти никому не доверяет, часто находится в состоянии нервного напряжения, как будто что-то скрывает, испытывает страх; не имеет правомерных источников для существования.

Оба этих примера убедительно свидетельствуют о преступной деятельности. Хотя ее конкретные факты могут быть не установлены, здесь есть основания для заведения ДОУ.

Среди приемов оценки оснований для заведения ДОУ наиболее широкое распространение имеют:

- сопоставление независимых характеристик личности, связей, окружения и поведения проверяемого;

- сравнение направленности прошлой преступной деятельности с настоящей;

- соотнесение фактов (признаков) преступной деятельности с данными о личности проверяемого и его образом жизни;

- сопоставление достоверных сведений о ярко выраженной нацеленности проверяемого на совершение преступлений с иной информацией о его противоправном поведении;

- сопоставление конкретных сведений о преступной деятельности проверяемого, полученных из нескольких независимых источников;

- соотнесение сведений, поступающих от одного источника, с данными, полученными самим оперативником при изучении оперативно-розыскного учета, путем разведывательных опросов лиц, контактирующих с проверяемым, и личного наблюдения за поведением проверяемого;

- соотнесение содержания поступающей информации с надежностью источника и способа ее получения.

Эти приемы оценки исходных данных могут иметь разное сочетание. Они практикуются повседневно, причем опыт свидетельствует о целесообразности применения графических методов отражения исходной информации (рис. 11.1).

 

                      ┌─────────────────────┐

                      │ Антиобщественный ├─────────────┐

                      │ образ жизни │        │

                      └──────────┬──────────┘        │

                                 ▲                   ▼

┌──────────────────────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌─────────┴──────────┐

│ Преступное прошлое ├◄──┤ Личность  ├──►┤ Преступные связи ├─┐

└──────────────────────┘ └──────────┬──────────┘ └────────────────────┘ │

                                 ▼                                │

┌──────────────────────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌────────────────────┐ │

│ Приобретение ├──►┤Признаки преступного ├──►┤ Преступные доходы │ │

│                 │ │ поведения │ │               │ │

└──────────────────────┘ └──────────┬──────────┘ └──┬─────────────────┘ │

                                 ▼            ▲              │

                         ┌──────────┴──────────┐ │              │

                      │   Сбыт    ├──────┘              │

                      └─────────────────────┴◄─────────────────────────┘

 

Рис. 11.1. Методы отражения исходной информации

 

Каждый элемент этой схемы заполняется соответствующей информацией. Совокупность этих данных помогает принять обоснованное решение о заведении ДОУ.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.