История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-12-30 | 66 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В науке на протяжении длительного времени основные подходы к изучению объектов были связаны с двумя методологическими направлениями. Первое направление, начиная с древнейших времен, отражало элементаризм, исходивший из убеждения, что во всяком явлении необходимо найти первопричину, поэтому сложное следует всегда свести к более простому, целое разложить на части и т.п.
Второе направление утверждало, что не всё и не всегда можно и нужно сводить к простому, а наоборот – только при целостном рассмотрении объекта можно обнаружить такие свойства и качества, которые никогда не могут быть присущи отдельным его частям. Это направление получило название целостности, которое в дальнейшем было трансформировано в понятие системности.
Системный подход используется в тех случаях, когда необходимо исследовать объект с разных сторон, комплексно. Система – совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. Термин «система» охватывает очень широкий спектр понятий. Это и солнечная система, и горная система, и механическая система, и экономическая система, и социальная система и т.п. Любая, в том числе и производственная система, использует следующие понятия:
1. Элемент (объект) – неделимая часть системы.
2. Подсистема – часть системы, состоящая из группы взаимосвязанных элементов.
3. Связь – характеризует общность между подсистемами и элементами.
4. Структура – последовательность подсистем и элементов с указанием связей между ними.
5. Свойства – качества параметров элементов и подсистем.
6. Функция – внешнее проявление свойств какого либо объекта в данной системе.
|
7. Состояние – характеристика свойств и функций системы в конкретный момент времени.
8. Процесс (поведение) – изменение состояния системы, исходом которого является некоторый результат.
9. Равновесие – способность системы сохранять свое состояние довольно длительное время.
10. Устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после внешних возмущений.
11. Развитие – последовательное изменение состояний системы от некоторого фиксированного момента времени.
12. Цель – желаемый результат деятельности, развития системы в пределах некоторого интервала времени.
Теория систем – специально-научная и логико-методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Общая теория систем оформилась в конце 70-х годов прошлого века в системологию – науку о системах. Основоположником этой науки считают Г.П. Мельникова. Сущность системологии заключается в том, что она представляет собой интегральную науку о системах.
Категории окружения системы позволяют определить границы рассмотрения системы. К таким категориям относят понятия среды и границ системы.
Среда представляет собой то, что ограничено от системы, не принадлежит ей; это совокупность объектов, изменение которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Окружающая среда – внешняя среда системы или совокупность объектов, которые располагаются за границами системы, воздействуют на нее, но не принадлежат ей. Внутренняя среда – совокупность объектов, которые находятся в границах системы, влияют на ее поведение, но не принадлежат ей.
Граница системы –это совокупность объектов, которые одновременно принадлежат и не принадлежат данной системе, позволяя при этом отделить систему от окружающей среды. Каждая функция системы задает свои границы, поэтому система отделена от окружающей среды не четкой линией, а пограничным пространством, которое соткано из границ системы, образуемых при реализации той или иной функции.
|
Каждая система характеризуется набором свойств. К важнейшим свойствам системы необходимо отнести следующие:
· ограниченность – отделение системы от окружающей среды границами;
· целостность – невозможность получить представление о любой части системы без информации о других составных частях;
· синергетический эффект – эффект достижения результата функционирования системы, который превышает сумму результатов функционирования отдельных ее составляющих;
· эмерджентностъ – свойство целого, принципиально не сводящееся к сумме свойств составляющих элементов;
· структурность – поведение системы, обусловленное не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;
· взаимозависимость со средой – формирование и проявление свойств в процессе взаимодействия со средой;
· иерархичность – соподчиненность элементов в системе;
· множественность описаний – познание системы через разные варианты ее представления по причине сложности.
Функциональная структура транспортной системы представлена на рис. 2.1.
Транспортная система в наиболее общем случае – это образующая связанное целое совокупность работников, транспортных средств и оборудования, элементов транспортной инфраструктуры и инфраструктуры субъектов перевозки, включая систему управления, направленная на эффективноеперемещение грузов и пассажиров.
Инфраструктура – это физические компоненты транспортной системы, которые занимают фиксированное положение в пространстве и создают транспортную сеть, включающую связи (сегменты автомобильных и железных дорог, трубопроводов и т. п.) и узлы (пересечения сегментов дорог, терминалы различного назначения и т. д.).
Рис. 2.1. Функциональная структура транспортной системы
Перемещения транспортных средств по транспортной сети образуют транспортные потоки. В узлах транспортных сетей грузы и пассажиры, следовавшие до этого на транспортных средствах, перемещаясь на другие транспортные средства, склады и т. д., образуют самостоятельные потоки, которые также должны быть своевременно обслужены.
Система управления включает систему управления транспортными потоками и систему управления работой транспортных средств.Система управления работой транспортных средств определяется выбранной технологией перевозок и, как правило, является частью транспортной инфраструктуры. Система управления транспортными потоками выполняет необходимые действия по упорядочению движения транспортных средств и исключению конфликтов между ними.
|
Эффективность транспортной системы не может рассматриваться только в рамках достижения оптимальности выполнения соответствующих процессов внутри системы. Основными задачами транспортной системы являются удовлетворение потребности экономики в перевозке грузов и обеспечение мобильности населения.
Классификация транспортных систем возможна по ряду признаков, основными из которых являются сложность системы (см. рис. 2.2) и используемые в ней виды транспорта.
Рис. 2.2. Укрупненная классификация транспортных систем по уровню
сложности
Сложность транспортных систем определяется числом субъектов и значимостью согласования работы этих субъектов в общей эффективности транспортного процесса. Наиболее простой является микросистема, где в одном направлении движения транспортная единица перемещает груз или пассажиров, а в обратном следует порожнем. Однократная или многократная перевозка груза одной транспортной единицей от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю с доставкой груза в обратном направлении до отправителя или любого промежуточного пункта образует особо малую систему. Организация транспортного процесса в первом или втором вариантах с использованием нескольких единиц транспортных средств, обслуживающих одного отправителя или потребителя грузов соответствует малой системе. Средняя транспортная система создается из нескольких малых систем для обслуживания определенной производственной структуры (предприятие, склад, терминал и т.д.). Большая транспортная система предназначена для обслуживания нескольких производственных структур или определенного географического региона. В особо большой системе для транспортного обслуживания задействованы несколько перевозчиков или операторов, и могут использоваться несколько видов транспорта. В этом случае конкретный клиент может обслуживаться транспортными средствами различных владельцев.
|
Транспортно-логистические системы охватываютв целом процесс доставки грузов или пассажиров независимо от используемых видов транспорта, но с учетом необходимых объемов, сроков и качественных показателей доставки. Специальные транспортные системы предназначены для решения конкретных задач, которые возникают при необходимости перевозки особых грузов или организации транспортного сообщения в особых условиях. Примерами таких систем могут быть контейнерная транспортная система, система доставки пассажиров в аэропорт и т.п.
Характерной особенностью функционирования транспортных систем является циклический характер их работы. Начальной точкой рабочего цикла транспортной системы является подача порожнего подвижного состава для выполнения перевозок. При перевозках грузов – это подача подвижного состава под погрузку, на пассажирских перевозках – подача транспортного средства под посадку пассажиров. В зависимости от технологии выполнения перевозок и организации движения в процессе транспортного цикла могут выполняться различные транспортные процессы, связанные с погрузкой или разгрузкой грузов, посадкой или высадкой пассажиров. Транспортный цикл заканчивается в момент прибытия порожнего подвижного состава для очередной погрузки или в момент подачи транспортного средства под очередную посадку пассажиров.
Транспортная система является уникальным примером системы с коллективным поведением ее субъектов. В связи с этим коллективное поведение является мощным фактором, формирующим закономерности функционирования транспортной системы. Причем процессы самоорганизации приводят к образованию нескольких уровней устойчивого функционирования системы, образующих иерархическую структуру коллективной адаптации с различной временной стабильностью. В этом плане можно выделить три следующих структурных уровня:
· распределение мест формирования, обработки и потребления грузов, расселение населения;
· организацию транспортных процессов в сети;
· формирование транспортных потоков на участках сети.
В результате размещения мест приложения труда, жилых районов и объектов транспортного притяжения устанавливаются определенные транспортные связи, которым соответствуют корреспонденции населения и грузов. Достаточно медленные изменения во времени размещения объектов предопределяют формирование устойчивых корреспонденций. Высокая стабильность корреспонденций оказывает сильное влияние на пути развития транспортной системы.
|
Корреспонденции представляются на отрезках сети в форме грузовых, пассажирских, транспортных или пешеходных потоков. Экономическая деятельность приводит к образованию устойчивого движения потоков, которое характеризуется определенными вероятностными изменениями в виде закономерностей изменения грузопотоков, интенсивности движения и т.п. С увеличением загрузки элементов транспортной системы общие закономерности становятся более детерминированными, что является следствием большего влияния ограниченной пропускной способности на процессы адаптации. На каждом из выделенных уровней самоорганизации транспортная система характеризуется собственным набором существенных параметров, по которым происходит адаптация субъектов системы.
Множество состояний транспортной системы, когда спрос приближается к пропускной способности, есть область переходного, неустойчивого состояния системы. Если негативную тенденцию переломить не удалось, то система переходит в новое состояние - отказа функционирования. Особенностью процесса возникновения отказа функционирования системы является высокая скорость приближения к исчерпанию пропускной способности и длительность восстановления равновесия между спросом и производительностью, например, процесс возникновения заторов на дорожной сети, в пунктах погрузки-разгрузки и т.п.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!