Тема 1. Транспорт, как отрасль народного хозяйства — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 1. Транспорт, как отрасль народного хозяйства

2022-12-30 38
Тема 1. Транспорт, как отрасль народного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДК 656.13.07:65.001.573

К20

        Р е ц е н з е н т - к.э.н., профессор В.И.Жмачинский

 

Калачев В.К.

Проектирование и управление транспортными системами: Конспект лекций по дисциплине «Проектирование и управление транспортными системами» для студентов очной и заочной форм обучения специальностям 38.03.01, 38.04.01 «Экономика» и 38.03.02, 38.04.02 «Менеджмент» / В.К.Калачев, М.В.Иванов – Н.Новгород: Издательство ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2015. - 94 с.

 

Рассматриваются общие подходы к управлению транспортными системами, основы проектирования, планирования и организации экономических систем, включающих предприятия транспортного комплекса.

Работа рекомендована к изданию кафедрой экономики и менеджмента (протокол №  от              2015 г.).

© ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2015


Общие положения

Настоящий конспект лекций разработан для студентов специальностей 38.03.01, 38.04.01 «Экономика» и 38.03.02, 38.04.02 «Менеджмент» очной и заочной форм обучения. В процессе изучения дисциплины «Проектирование и управление транспортными системами» студенты должны знать основы теории управления транспортными системами, основы организации и управления предприятиями отрасли, основные принципы формирования и функционирования транспортных систем и уметь использовать полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы по специальности.

С точки зрения структуры данный курс разбит на пять тем. В первой теме рассматриваются вопросы структурно-функциональной характеристики транспорта, его специфики и взаимодействия различных видов транспорта. Во второй теме рассмотрены основные понятия и структура транспортной системы, характеристика транспортных процессов, уровни и функции управления транспортными системами и перспективы их развития. В третьей теме рассмотрены вопросы исследования транспортных систем, производственной мощности транспортных предприятий, структуры эксплуатационных расходов на транспорте и моделирования задач оптимизации в транспортных системах. В четвертой теме рассмотрены вопросы планирования в транспортных системах, показатели планирования на различных видах транспорта. В пятой теме представлены вопросы организационного проектирования в транспортных системах, формирования организационных структур, экономической эффективности аппарата управления.

Для закрепления теоретических знаний в процессе обучения студентов проводятся практические занятия и контрольная проверка знаний.


Тема 1. Транспорт, как отрасль народного хозяйства

Тема 3.Исследование транспортных систем

Понятие и показатели производственной мощности

Транспортных предприятий

 

Транспортные системы занимают важнейшее место в обеспече­нии практически всех сфер деятельности экономики и общества. Повышение эффективности их функционирования является необходимым условием развития и совершенствования экономики и качества жизни населения, однако это предполагает решение совокупности взаимосвязанных задач, многие из которых можно отнести к задачам более высокого уровня, так как они выходят за рамки узко транспортных проблем.

Важнейшей задачей в рамках исследования транспортных систем является определение и, при необходимости, повышение уровня производственных мощностей транспортных предприятий.

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции за год, месяц, сутки, смену, который может быть достигнут при наиболее полном использовании средств труда и рабочей силы в соответствии с установленными технологией и режимом предприятия. Можно выделить следующие три группы показателей производственной мощности транспортных предприятий.

А. Натуральные показатели:

· численность подвижного состава;

· общая грузоподъемность подвижного состава;

· общая мощность самоходных транспортных средств;

· протяженность транспортной сети.

Б. Условно-натуральные показатели:

· пассажирооборот;

· грузооборот;

· приведенный грузооборот;

· объем погрузочно-разгрузочных работ.

В. Стоимостные показатели:

· результаты производственной деятельности в стоимостной форме (доходы, расходы, прибыль) за рассматриваемый промежуток времени;

· основной капитал или стоимость основных производственных фондов.

Наиболее полно и объективно производственную мощность транспортных предприятий характеризуют натуральные показатели. Стоимостные показатели являются производными от натуральных. Специфическими показателями производственной мощности транспортного предприятия, наиболее точно отражающими его перевозочный потенциал, служат показатели пропускной, провозной и перерабатывающей способности.

Пропускная способность обычно измеряется максимальным числом поездов, судов, автомобилей и других транспортных средств установленной массы, которое может быть пропущено через рассматриваемый объект в течение суток (или другой единицы времени) при наилучшем использовании постоянных устройств, принятой организации движения и технологии работы. При определении пропускной способности расчеты проводятся по постоянным устройствам транспортной сети – железнодорожным линиям, автодорогам, водным путям. Численность подвижного состава в сети является расчетной величиной. Пропускная способность может также рассчитываться для инфраструктурных элементов транспортной сети – железнодорожных станций, морских и речных портов, аэропортов и др.

Пропускная способность может быть максимальной и эффективной. Максимальной пропускной способности объекта соответствует предельный верхний уровень его возможной загрузки.

Практическое значение имеет расчетная (эффективная) пропускная способность, соответствующая такой степени загрузки объекта, при которой обеспечивается выполнение установленных качественных показателей – времени оборота подвижного состава, скорости доставки, производительности работы транспортных средств и др. или способность объекта осваивать транспортный поток заданной структуры (объем перевозок, расстояние перевозок) с заданными качественными показателями.

Расчетный период, для которого определяется пропускная способность для различных объектов транспорта ориентировочно можно принять, час:

Железнодорожные станции:

· пассажирские ………………………1,0 – 2,0

· сортировочные …………………… 8,0 – 12,0

· грузовые ………………………… 12,0 – 24,0

Морские и речные порты …………… 24,0–720,0

Аэропорты ……………………………… 1,0 – 2,0

Узлы автомобильных дорог …………… 1,0 – 24,0

Пропускная способность пути различных видов транспорта ориентировочно составляет:

· по однопутным железнодорожным линиям – от 24 до 65 пар поездов в 1 сутки;

· то же по двухпутным – от 73 до 200 поездов в 1 сутки в одном направлении;

· по автомобильным дорогам – от 500 до 1500 автомобилей в час на одну полосу движения.

Пропускная способность станций, аэропортов может достигать:

· по пассажирским станциям – до 100 тыс. пассажиров в час;

· по сортировочным станциям – до 10 – 15 тыс. вагонов в сутки;

· по аэропортам – до 1100 – 1200 пассажиров в час.

Под провозной способностью понимается наибольшее количество тонн груза или число пассажиров, которое может быть перевезено данным транспортным предприятием в зависимости от численности подвижного состава, использования его грузоподъемности, скорости, времени нахождения в пунктах погрузки-выгрузки и других факторов.

Перерабатывающая способность характеризует производственную мощность таких объектов, как сортировочные горки, причалы, склады. Этот показатель обычно измеряется количеством переработанных тонн груза или единиц подвижного состава – вагонов, контейнеров, поддонов и т.д. за расчетный период (час, смену, сутки).

Для водного транспорта рассчитывается провозная способность флота, пропускная способность порта (причала) и пропускная способность водного пути.

Провозная способность флота судоходной компании зависит от суммарной грузоподъемности всех имеющихся на балансе судов и их технических характеристик, рода перевозимого груза, норм времени на погрузку и выгрузку или производительность грузовых работ. Она может быть рассчитана по следующей формуле:

Пф = ∑ ∑ Q э ij · mij,

                                                          i ϵ I j ϵ J

(3.1)
где Пф -

провозная способность флота судоходной компании, т;

  i -

индекс типа судна, i ϵ I, где I – множество индексов i;

  j -

индекс грузопотока, j ϵ J, где J – множество индексов j;

  Q э ij -

эксплуатационная загрузка судов i -го типа на j -м грузопотоке, т;

  mij -

количество отправлений судов i -го типа на j -м грузопотоке, ед.

         

Эксплуатационная загрузка судов зависит от их регистровой грузоподъемности, осадки с грузом и порожнем, глубины на трассе грузопотока, рода груза. Ее можно определить по следующему выражению:

                              Q э ij

Q э ij = min {————— (h г j – dij); Q р i · w г j / w с i; Q р i },

                        (Трi – Тпорi)

(3.2)
где Тр i -

осадка судна i -го типа при соответствующей грузоподъемности, м;

  Тпор i -

осадка судна i -го типа в порожнем состоянии (без груза), м;

  h г j -

гарантированная (минимальная) глубина на трассе j -го грузопотока, м;

  dij -

запас воды под днищем судна i -го типа на трассе j -го грузопотока, м;

  w г j -

удельный погрузочный объем груза, перевозимого в судах на j -м грузопотоке, м3/т;

  w с i -

удельная грузовместимость судна i -го типа, м3/т, рассчитывается делением объема всех грузовых помещений судна на его регистровую грузоподъемность, м3/т;

  Q р i -

регистровая грузоподъемность судна i -го типа, т.

         

Количество отправлений судов зависит от продолжительности эксплуатационного периода, возможного интервала отправления судов и может быть рассчитано по следующей формуле:

mij = T эij / t и ij,

(3.3)
где Тэ ij -

продолжительность эксплуатационного периода судов i -го типа на j -м грузопотоке, сут.;

  t и ij -

возможный интервал отправления судов i - го типа на j -м грузопотоке, сут.;

t и ij = max { t гр ijv, t шл ij µ },

(3.4)
где v -

индекс причала, v ϵ V, где V – множество индексов v;

  µ -

индекс шлюза (системы шлюзов), µ ϵ M, где M – множество индексов µ;

  t гр ijv -

время, затрачиваемое на погрузку или выгрузку судна i -го типа на j -м грузопотоке у v -го причала, сут.;

  t шл ij µ -

время шлюзования судна i -го типа на j -м грузопотоке в µ -м шлюзе, сут.

         

Пропускная способность порта складывается из пропускной способности причалов и зависит от эксплуатационной загрузки судов, обрабатываемых на причале, эксплуатационного периода работы причала и времени грузовой обработки судна. Пропускную способность причала можно рассчитать по следующей формуле:

Пп v = ∑Q э iv · Тэ v / t гр iv,

                                                         i ϵ I

(3.5)
где

Пп v

-

пропускная способность порта, т;

 

Q э iv

-

эксплуатационная загрузка судов i -го типа обрабатываемых на v -м причале порта, т;

 

Тэ v

-

эксплуатационный период работы v - го причала в течение года, сут.;

 

t гр iv

-

продолжительность грузовой обработки судна i -го типа на v -м причале, сут.;

t гр iv = (Q э ivгр iv + t пз iv + t пер v + t отд v)/24,

(3.6)
где Бгр iv

-

производительность грузовых работ (погрузки или выгрузки) судна i -го типа на v -м причале, т/ч;

  t пз iv

-

время подготовительно-заключительных работ с судами i -го типа, включая швартовые работы у v -го причала, ч;

  t пер v, t отд v

-

время соответственно технологических перерывов и отдыха рабочих, включая обеденные и междусменные перерывы (если они попадают на время грузовых работ) у v -го причала, ч.

             

Пропускную способность порта можно рассчитать по следующей формуле:

Пп = ∑ Пп v.                                                        v ϵ V (3.7)

Пропускная способность речных путей зависит от пропускной способности шлюзов и времени их занятия судами.

Пвп = Тэвп · 2 ∙ m · 24 / t шл

(3.8)
где Тэвп -

период эксплуатации водного пути в течение года, сут.;

  tшл -

время, необходимое на шлюзование судов, следующих в разных направлениях, ч;

  2 -

коэффициент, учитывающий шлюзование судов обоих направлений;

  m -

количество судов, вмещающихся в камеру шлюза одновременно, ед.

         

Вид транспорта

Транспортные расходы всего

Из них:

На перемещение На погрузочно-разгрузочные операции Ж/Д 23,9 19,1 4,8 Морской 5,6 4,7 0,9 Речной 2,0 1,4 0,6 Автомобильный 65,1 46,3 18,8 Нефтепровод 1,0 1,0 - Прочие (газопроводы, линии электропередач) 2,4 2,4 -

Реализация товаров и услуг не может осуществляться по ценам отправителя. Это мнение правильно, но в ряде случаев специализация и кооперирование производства могут быть дороже, чем затраты на производство, перевозку и использование продукции. Кроме того, следует учитывать условия эффективного разделения труда. Тем не менее, задача экономии транспортных расходов весьма актуальна.

Эксплуатационные расходы – это ежегодные текущие, полностью переносимые на стоимость продукции затраты транспортных предприятий. Следует различать удельные расходы, средние и дифференциальные.

Обычно эксплуатационные расходы относят на основную деятельность по перевозке грузов и пассажиров, багажа, почты. Различают полные, т.е. относящиеся ко всему объему перевозок и транспортной работы, и удельные эксплуатационные расходы, относящиеся на 1 тонну или 10 тонно-км, называемые себестоимостью перевозок.

Структура эксплуатационных расходов по видам транспорта не однородна (см. табл. 3.2). На различных видах транспорта существует специфика расчета эксплуатационных расходов. Так, на воздушном транспорте затраты на погрузочно-разгрузочные работы включаются в эксплуатационные расходы, на автомобильном и водном – нет. В эксплуатационные расходы автотранспорта не включаются затраты на ремонт и содержание автомобильных дорог, а в эксплуатационных расходах внутреннего водного транспорта не включаются затраты на содержание водных путей. На железнодорожном транспорте затраты на ремонт и содержание путей входят в эксплуатационные расходы.

Таблица 3.2. Структура эксплуатационных расходов (%).

Элементы затрат Промышленность Железнодорожный транспорт Автотранспорт
Заработная плата с начислениями 16,6 41,9 47,5
Топливо всех видов для подвижного состава, хозяйственных и технологических целей 3,9 9,5 15,0
Сырье и основные материалы 64,6 - 14,0
Вспомогательные материалы 4,5 7,4 1,0
Запасные части - - 4,0
Электроэнергия 2,5 6,2 1,0
Амортизационные отчисления 4,8 28,2 16,0
Прочие денежные расходы 3,1 6,8 1,5
Всего 100 100 100

Эксплуатационные расходы приходятся на основные операции транспортного процесса: начально-конечную и движенческую. На начально-конечную операцию приходятся все расходы, связанные с приемом, оформлением и выдачей груза, с его погрузкой и выгрузкой, с подготовкой подвижного состава к перемещению.

На движенческую операцию приходятся все расходы, непосредственно связанные с процессом перемещения. Доли расходов на начально-конечные операции в процентах к общим расходам в зависимости от дальности перевозок на различных видах транспорта приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Доля затрат в зависимости от дальности перевозок

Вид транспорта

Дальность перевозок, км

100 500
Железнодорожный 80 45
Морской 94 91
Речной (самоходные суда) 87 58
Автомобильный 12 3
Воздушный 63 25
Трубопроводный без погрузки и выгрузки 30 10

Существуют эксплуатационные расходы, слабо связанные с дальностью, например, средние удельные затраты (себестоимость перевозок) на автомобильном транспорте в силу малых затрат на начально-конечные операции мало зависит от дальности перевозок.

С объемом перевозок тесно связаны расходы на обслуживание подвижного состава, на топливо и горюче-смазочные материалы и т.д. Расходы, слабо связанные с объемом перевозок, получили название постоянных.

Тема 4. Планирование в транспортных системах

Плановые показатели работы по видам транспортных

Систем

Основными показателями оценки работы любых транспортных предприятий, осуществляющих перевозки грузов, являются объем перевозок и грузооборот, количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот, доходы, расходы и прибыль, производительность труда. Однако на каждом виде транспорта существуют свои особенности формирования системы плановых показателей. Различия заключаются как в выбранных единицах измерения, так и в использовании специфических показателей, присущих только данному виду транспорта, а также конкретизации общих показателей, приведенных выше.

1. Железнодорожный транспорт.

Основными показателями стратегического плана железной дороги являются:

· объем перевозок (отправление) грузов, млн.т;

· грузооборот, млрд. тарифных т-км;

· пассажирооборот, млрд. пасс-км;

· себестоимость перевозок, млн.руб.;

· расходы по перевозкам, млн.руб.;

· доходы от перевозок, млн.руб.;

· прибыль, млн.руб.;

· рентабельность перевозок, %;

· производительность труда, приведенные.т-км на 1 работника;

· объем инвестиций, в том числе привлеченных, млн.руб.

В стратегическом плане указывают также ряд расчетных и информационных показателей, таких как: доля железных дорог на транспортном рынке, размеры амортизационных отчислений, лимиты численности работников и выработки на 1 работника по видам деятельности, объемы проектных работ, отцеп вагона, производительность подвижного состава, уровень качества транспортного обслуживания и др. Отдельно разрабатываются специальные программы развития отрасли (дороги), нового строительства, модернизации подвижного состава, жилищно-коммунального хозяйства.

Учитывая территориально-отраслевой принцип управления на железнодорожном транспорте, выделяют четыре уровня разработки стратегических планов работы:

· корпоративный – для сети РЖД;

· территориально-производственный – для отдельных железных дорог;

· функциональный – для функциональных служб дорог (движения, локомотивной, вагонной, пути и т.д.);

· линейный – для разработки стратегии и тактики работ отраслевых и линейных предприятий.

Показатели для каждого уровня планирования отличаются по количеству и содержанию. Основными показателями использования основных фондов являются фондоотдача, фондоемкость продукции, фондовооруженность.

Для успешной и бесперебойной работы предприятий железнодорожного транспорта планируются оборотные средства.

Выручка (доход) в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета состоит из следующих групп доходов:

· доходы от обычных видов деятельности,

· прочие операционные доходы,

· прочие внереализационные доходы,

· прочие чрезвычайные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от грузовых перевозок, выручка от пассажирских перевозок, выручка от прочих видов деятельности.

Прочими операционными доходами являются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения;

· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

· поступления от продажи основных средств и иных активов;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

К внереализационным доходам относятся:

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· курсовые разницы;

· суммы дооценки активов и др.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии), страховые возмещения и др.

Выручка (доходы) от перевозок грузов подразделяется по видам сообщений на:

· выручку (доходы) от перевозок грузов в местном сообщении;

· выручку (доходы) от перевозок грузов в прямом сообщении.

К выручке (доходам) от перевозок грузов в местном сообщении относится выручка (доходы) от перевозок грузов в пределах одного филиала – железной дороги. Выручка (доходы) от перевозок грузов в прямом сообщении включает в себя выручку (доходы) от перевозок грузов в пределах двух и более дорог. В составе выручки (доходов) от перевозок грузов в прямом сообщении учитывается:

· выручка (доходы) от внутригосударственных перевозок грузов;

· выручка (доходы) от международных перевозок грузов (с подразделением по видам таможенных режимов на экспорт, импорт, транзит).

Выручка (доходы) от грузовых перевозок учитывается по следующим статьям:

· провозные платежи,

· дополнительные сборы,

· дополнительные услуги клиентуре,

· плата за пользование грузовыми вагонами и контейнерами.

Выручка (доходы) от пассажирских перевозок представляет собой суммы, начисленные за перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, а также за дополнительные операции, связанные с перевозками пассажиров, и признается по моменту оформления проездных и перевозочных документов на уровне филиалов ОАО «РЖД». Выручка (доходы) от пассажирских перевозок классифицируется по следующим видам:

· выручка (доходы) от перевозок пассажиров в пригородном сообщении;

· выручка (доходы) от перевозок пассажиров в дальнем следовании;

· выручка (доходы) от перевозок багажа;

· выручка (доходы) от перевозок почты.

План-прогноз работы подвижного состава разрабатывается отдельно для грузового, хозяйственного и пассажирского движения и по видам тяги. На основе объемных показателей определяют качественные показатели работы подвижного состава:

1. Определение пробега груженых и порожних вагонов.

2. Определение тонно-километровой работы брутто и ее распределение по категориям поездов.

3. Определение пробега поездов и локомотивов.

4. Определение эксплуатируемого парка поездных локомотивов.

5. Определение рабочего парка вагонов.

6. Определение качественных показателей использования подвижного состава.

Объемные или количественные показатели работы подвижного состава можно разделить на следующие группы:

· пробеги подвижного состава (вагоно-километры, поездо-километры, локомотиво-километры);

· затраты времени подвижного состава (вагоно-часы, поездо-часы, локомотиво-часы) на различные технологические операции;

· показатели, отражающие выполненный цикл работы (количество погруженных за сутки вагонов, суточная сдача вагонов на соседние подразделения, выполненная тонно-километровая работа брутто, и т.п.).

Основными качественными показателями использования грузовых вагоновявляются следующие:

· статическая нагрузка, т;

· динамическая нагрузка груженого вагона, т;

· динамическая нагрузка вагона рабочего парка, т;

· коэффициент порожнего пробега к общему;

· оборот грузового вагона, сут.;

· среднесуточный пробег, км;

· среднесуточный полезный пробег, км;

· среднесуточная производительность, т-км нетто;

Качественные показатели использования локомотивов в грузовом движении:

· средняя масса поезда брутто, т;

· масса поезда нетто, т;

· средний состав поезда, ваг.;

· техническая скорость движения поездов, км/ч;

· среднесуточный пробег локомотива, км;

· среднесуточная производительность локомотива, тыс.т-км брутто.

Основные показатели использования подвижного состава в пассажирском сообщении:

· средний состав поезда, вагонов в пригородном сообщении или дальнем следовании;

· населенность пассажирского вагона, чел./ваг. в пригородном сообщении или дальнем следовании;

· скорость, км/ч: техническая, участковая;

· проследование пассажирских поездов по расписанию, % в пригородном сообщении или дальнем следовании.

2. Морской транспорт.

Планирование перевозок. Планирование работы транспортного флота осуществ­ляется в тесной связи с разработкой плана морских перевозок. В свою очередь план работы флота является основой для расчета потребностей в рабочей силе, материалах, топливе, перегрузочных средствах, базах технического обслуживания и т.п.

План перевозок грузов (в тоннах) морским транспортом разрабатывается на осно­ве заявок на каботажные и экспортно-импортные перевозки и дополнительных расче­тов потребности народного хозяйства в перемещении грузов с учетом провозной спо­собности транспортного флота и пропускной способности морских портов.

План каботажных перевозок по отправлению в целом по пароходствам формиру­ется на основе обработки заявок грузоотправителя и анализа отчетной корреспонден­ции перевозок грузов в каботажном плавании.

План перевозок грузов в заграничном плавании и доходов в иностранной валюте от этих перевозок составляется по перевозкам экспортно-импортных грузов иностран­ных фрахтователей (ГИФ).

План перевозок ГИФ и доходов в иностранной валюте от них определяется и вклю­чается в план перевозок грузов в заграничном сообщении с учетом провозной способности флота, конкретных условий, складывающихся на мировом фрахтовом рынке.

Планирование перевозок экспортно-импортных грузов и доходов в иностранной валюте от них осуществляется на основе заявок внешнеторговых организаций и объе­динений на планируемый год и анализа отчетной корреспонденции по перевозкам в загранплавании за ряд предыдущих лет.

Планирование перевозки грузов в прямых и смешанных сообщениях. Перевозка грузов в таком виде сообщений очень удоб­на для грузовладельцев, т.к. сокращаются сроки доставки и повышается сохранность гру­зов, совершенствуется организация работы перевалочных пунктов, создаются условия для организации перевозки грузов от «двери до двери».

Перевозка грузов в прямых смешанных и смешанных сообщениях включается в общий план перевозок по соответствующей номенклатуре грузов. Планирование пере­возок этого вида осуществляется в основном в той же последовательности, что и пла­нирование каботажных и экспортно-импортных перевозок.

Планирование перевозок грузов в прямом водном сообщении. Перевозки грузов в прямом водном сообщении осуществляются совместно морскими и речными пароходствами с перевалкой грузов из речных судов в морские и наоборот. В последнее время широко практикуются такие перевозки на судах смешанного типа «река-море».

Планирование перевозок в прямом водном сообщении осуществляется в той же последовательности, что и планирование перевозок грузов в прямых смешанных со­общениях.

Планирование пассажирских перевозок. В общем объеме перевозок морским транс­портом преобладающая роль принадлежит грузовым перевозкам. Однако пассажирс­кие перевозки в суммарном объеме транспортной работы имеют большое значение, т.к. призваны удовлетворять потребности населения страны в перемещении при надлежа­щем качестве перевозок в отношении скорости и комфортабельности. Планирование перевозок пассажиров осуществляется по видам сообщений: местное, каботажное и заграничное.

Планирование работы флота. План работы флота включает баланс флота, бюд­жет времени флота, показатели использования флота. Расчет баланса флота, бюджета его времени и показателей использования произ­водятся раздельно для сухогрузного, наливного и грузопассажирского флота, причем выделяют специализированные суда – лесовозы, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, балкеры, газовозы, паромы, рефрижераторные и др. Баланс позволяет установить количество и тоннаж судов к началу планового периода, а также размер тоннажа в сред­негодовом исчислении. К балансу прилагают список судов с указанием их основных технико-эксплуатационных характеристик.

Планирование работы морских транспортных судов. Рейсовое планирование. Морское транспортное судно является основной производ­ственной единицей пароходства, непосредственно осуществляющей транспортировку грузов и пассажиров в различных видах плавания. Поэтому планирование работы су­дов представляет составную часть планирования работы флота пароходства. С учетом планов работы судов разрабатывают планы перевозок грузов и пассажиров и планы работы флота в целом.

На каждое судно разрабатывается план с разбивкой по годам. Показатели плана являются основой для дальнейшей оценки дея­тельности экипажа судна и базой для разработки годовых планов его работы. План работы судна содержит следующие показа­тели: бюджет времени, календарный период, эксплуатационный и внеэксплуатацнонный периоды, объем перевозок, доходы, расходы, чистую выручку, общие доходы, об­щие расходы, финансовый результат.

Планирование работы порта. Основными показателями, характеризующими про­изводственную деятельность порта, являются грузооборот, судооборот, пропускная спо­собность, объем грузовой работы порта, коэффициент перевалки. План работы порта разрабатывается исходя из плана погрузочно-разгрузочных работ. В плане погрузочно- разгрузочных работ определяют грузооборот в тоннах с подразделением на каботаж­ные и экспортно-импортные грузы по установленной номенклатуре. Судооборот исчисляют отдельно по прибыли и по отправлению судов. Пропускную способность порта рассчитывают с учетом уровня механизации пе­регрузочных работ.

Объем грузовой работы порта в тонно-операциях определяют как произведение тонн груза на количество перевалок их в порту по основным вариантам работ (судно-вагон, судно-склад, судно-причал, вагон-склад и обратно). Коэффициент перевалки находят как отношение тонно-операций к количеству тонн переработанного груза за определенный период.

В плане погрузочно-разгрузочных работ рассчитывают по установленной номенк­латуре грузов общее количество тонно-операций с выделением выполняемых комплек­сно-механизированным способом, коэффициент перевалки и процент охвата погрузочно-разгрузочных работ комплексной механизации (на основе плана механизации).

Планы по грузообороту, объему грузовой работы порта и механизации, а также по судообороту служат основой для расчета других разделов годового плана: по труду, фи­нансам, материально-техническому снабжению, себестоимости и др.

3. Внутренний водный транспорт.

Основными планируемыми показателями работы внутреннего водного транспорта являются объем перевозок и грузооборот. Эти показатели, также как и на морском транспорте, служат основой расчета ряда других важных величин. С их помощью можно определить необходимую потребность в транспортных средствах, затраты на содержание транспортного флота, потребность в людских ресурсах и др.

Плановые показатели работы судоходной компании.

Объем перевозок грузов рассчитывается из заявок клиентуры, на базе которых формируется корреспонденция грузопотоков.

G = ∑ ∑ Gjk,

                                                       j ϵ J k ϵ К

(4.1)
где G -

объем перевозок грузов, т;

  j -

индекс грузопотока, j ϵ J, где J – множество индексов j;

  k -

индекс рода груза, k ϵ К, где К – множество индексов k;

  Gjk -

объем перевозок k -го рода груза на j -м грузопотоке, т.

         

Объем перевозок по установленной k -й номенклатуре грузов:

Gk = ∑ Gjk.

                                                           j ϵ J

(4.2)
где Gk -

объем перевозок по установленно
Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.