Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-12-30 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При изучении систем различной природы исследователь сталкивается с проблемой их отображения, а также использования в познавательной и практической деятельности. Объект фиксируется терминами языка, отображается на бумаге чертежами, графиками, фотографиями, уравнениями и формулами, а также макетами, механизмами, устройствами. Потом эти отображения применяются для научного исследования (например, наблюдения, эксперимента) либо практической деятельности. Отображения объектов называются моделями, процесс их создания – моделированием, а использование соответственно в науке называется модельным исследованием (модельным экспериментом, численным экспериментом, модельным наблюдением) и модельной практикой в практической деятельности. Способы построения моделей получили название методов моделирования. Они очень разнообразны. Практически каждая наука имеет свой арсенал методов моделирования. В зависимости от используемых средств конкретной научной теории различают геометрическое, физическое, химическое, биологическое, экономическое, социальное, политическое, культурологическое и математическое моделирование.
Модель представляет собой систему, исследование которой служит средством получения информации о другой системе. Обе системы могут быть и материальными, и абстрактными. В соответствии с этим положением модели делятся на материальные и абстрактные; также выделяют промежуточную между этими видами моделей группу – знаковые модели.
Реальные процессы могут отображаться через восприятие служебных функций отдельных пользователей, и на этой основе разрабатывается информационная модель, которая физически реализуется в виде программы для компьютера и баз данных, размещенных на физическом носителе информации. При этом необходимо отметить, что если, например, математическая модель может быть реализована в виде компьютерной программы для повышения быстроты расчетов, но может использоваться и без компьютера, то информационная модель в принципе без компьютерной программы (физического воплощения) не реализуема.
|
Необходимыми и достаточными признаками модели являются следующие условия:
· между моделью и оригиналом имеется отношение сходства, форма которого явно выражена и точно зафиксирована (условие отражения);
· модель в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта (условие репрезентативности),
· изучение модели позволяет получить информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции).
Исследованиями методов построения и свойств моделей занимается специальный раздел математики – теория моделей, возникший при применении методов математической логики в алгебре. В рамках этой теории под моделью понимается произвольное множество с заданным на нем набором свойств (предикатов) и/или операций независимо от того, удается ли такую модель описать аксиоматическими средствами.
С точки зрения управления какой-либо системой ее модель представляет ценность не столько для получения объяснений различных явлений, сколько для предсказания поведения системы в будущем в зависимости от изменения тех или иных факторов. Процесс исследования системы с помощью ее модели можно разбить на ряд этапов:
· Формулировка общей задачи для определения объекта исследований. Формулировка требований к исходным данным. Изучение свойств моделируемого объекта.
· Создание модели. Результаты эмпирических исследований переводятся со специфического языка исследуемого объекта на универсальный математический язык, выбирается схема модели, вводятся основные переменные, параметры и функциональные зависимости. Для полученной модели выбираются соответствующие методы ее анализа. При необходимости производится упрощение модели. Она не должна утратить существенных специфических черт исследуемого объекта и в то же время попасть под класс структур, уже изученных математикой.
|
· Математический анализ модели. Качественные выводы позволяют обнаружить неизвестные ранее свойства системы: динамику развития, устойчивость к внешним факторам и т.п. Количественные выводы позволяют получить оптимальные планы работы системы и ее объектов, прогноз изменения показателей системы.
· Проверка полученных результатов. Она обычно проводится на экспертном уровне или на основе анализа работы подобных систем и/или объектов.
· Внедрение модели в систему управления. Оно требует ее реализации в удобной для использования форме. В основном – это специальная компьютерная программа, интегрированная в общую информационную систему объекта управления.
По способу представления свойств объекта моделирования математические модели можно классифицировать, как это показано на рис. 3.1.
Аналитические модели представляют явные выражения выходных параметров как функций входных и внутренних параметров. Процессы функционирования элементов системы записываются в виде алгебраических, интегральных, дифференциальных и других соотношений и условий.
Численные модели выражают связи выходных параметров в форме численного алгоритма.
Рис. 3.1. Классификация математических моделей
Имитационные модели отражают поведение объекта во времени и пространстве при задании внешних воздействий на объект. В отличие от других типов абстрактных моделей, в имитационной модели сохранены и легко узнаваемы такие черты моделируемого объекта, как структура, связи между компонентами, способ передачи информации.
Комбинированные модели объединяют достоинства вышеперечисленных моделей. При моделировании сложной системы ее модель чаще всего представляет собой иерархический набор подмоделей. В зависимости от моделируемого объекта каждая подмодель может быть реализована с достаточной степенью самостоятельности и представлять собой аналитическую модель массового обслуживания, численную модель, реализующую какой-либо точный алгоритм, и т.д.
|
Системное моделирование представляет собой совокупность конкретных разновидностей моделирования, наиболее важные из них:
· атрибутивное, направленное на систематизацию информации о свойствах объектов. При этом используются различного рода классификации, матрицы, таблицы, которые позволяют систематизировать свойства объектов, выделить главные и второстепенные;
· структурное, обеспечивающее представление структуры объекта или процесса моделирования;
· организационное, предполагающее изучение организации системы;
· функциональное, ориентированное на построение и исследование функций изучаемого явления;
· структурно-функциональное, ставящее своей целью исследование взаимосвязи структуры и функции изучаемого объекта или процесса;
· витальное, направленное на представление и изучение тех или иных этапов жизненного пути системы.
Важнейшим назначением системного моделирования выступает не просто получение знаний о системе, а ее оптимизация. Это поиск оптимума характеристик системы в соответствии с некоторыми критериями оптимальности. Системное моделирование ориентировано на поиск в системной модели оптимальных характеристик в целях преобразования реальных объектов для их наиболее эффективного функционирования.
Процесс оптимизации транспортных систем заключается в поиске оптимальных пропорций между количественными значениями и тенденциями изменения материальных, технологических и организационных факторов, связанных с функционированием транспортных систем. Для осуществления таких расчетов необходимо иметь формализованное описание закономерностей функционирования транспортных систем, в котором количественные значения возможных изменений учитываемых факторов были бы связаны между собой и с экономическими показателями или показателями качества работы транспортных систем математическими соотношениями.
Составление таких зависимостей, образующих в совокупности математическую модель объекта исследований, является непростой задачей. Прежде всего, достаточно сложно правильно выбрать саму структуру зависимостей, например, перечисленных выше факторов, от технологических и технических параметров транспортных систем. Далее, в рамках выбранной структуры необходимо учесть, что транспортные системы работают в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, связанной с большим количеством взаимодействующих субъектов, параллельно функционирующих объектов и человеческим фактором.
|
Оптимальное планирование работы транспортных систем, принципиально позволяющее преодолеть большинство из перечисленных трудностей, опирается на систему взаимосвязанных математических моделей, в рамках которых удается учесть такие особенности транспортных систем, как нечеткость имеющейся информации, противоречия в интересах партнеров, многоцелевой характер оценки выбираемых режимов функционирования и т.д. На основе этих моделей появляется возможность формализовать задачи оптимизации и использовать соответствующий математический аппарат. Специалисты выделяют несколько классов задач оптимизации транспортных систем.
Задачи маршрутизации перевозок и движения транспортных средств заключаются в выборе рациональных или оптимальных схем перемещения грузов или пассажиров между конечным числом пунктов. В качестве исходных данных в таких задачах используются необходимые объемы перевозок, характеристики используемых транспортных средств и транспортной сети, условия доставки, ограничения по времени, данные по затратам. Целевой функцией, которая подлежит минимизации, является сумма произведений объема перевозок q на весовой коэффициент с, в качестве которого могут использоваться пробег транспортного средства, себестоимость перевозок, время и т.д. Рациональными считаются те маршруты, которые обеспечивают непревышение требуемых значений целевой функции, а оптимальными – те маршруты, которые обеспечивают наилучшие из достижимых значений.
В этот класс задач входит и транспортная задача, которая заключается в распределении перевозок однородного груза между отправителями и получателями. Эта, пожалуй, исторически первая оптимизационная задача на транспорте в математическом виде была сформулирована в 1930 г. А.Н. Толстым. Позже венгерский математик Б. Эгервари заложил основы метода, позволяющего решать задачу в общем виде и получившего название венгерского. В том виде, в котором задача встречается наиболее часто, она была поставлена в 1941 г. Ф. Хичкоком, а в 1949 г. Л.В. Канторович и М.К. Гавурин предложили метод потенциалов для ее решения.
Задачи загрузки транспортных средств определяют номенклатуру, объем и схему размещения груза при перевозке. Сложность задачи повышается, когда кроме объема и массы груза необходимо учитывать условия совместимости грузов (особенно для опасных), последовательность загрузки, неразрывность партий груза, перевозимых по одному документу, и т.д. В качестве целевой функции, как правило, максимизируется доход от перевозки. Условия задачи могут быть дополнены требованиями к последовательности укладки груза, совместимости и т.п.
|
Задачи составления графиков движения возникают при обслуживании технологических процессов производственных предприятий (перевозка бетона), выполнении перевозок по технологии «точно в срок», при загрузке или разгрузке транспортных средств на крупных складах и терминалах, пассажирских перевозках. Показателями, определяющими качество составления графиков движения, служат минимальное количество используемых транспортных средств, время простоя и связанные с этими показателями доходы и затраты.
Задачи планирования использования трудовых и технических ресурсов в транспортном узле решаются для оптимизации использования общеузловых и специализированных для каждого вида транспорта ресурсов с целью снижения простоев всех видов ресурсов, повышения производительности транспортного узла. Основное направление решения таких задач заключается в составлении согласованных графиков работы всех видов транспорта с учетом их технических и технологических особенностей, рационального распределения объемов прямой и складской перевалки грузов и т.д.
Задачи планирования работы транспортных предприятий затрагивают транспортную (планирование перевозок) и эксплуатационную деятельность предприятия. В качестве целевой функции выступают суммарные затраты на использование трудовых и технических ресурсов, которые подлежат минимизации.
Задачи перспективного развития транспорта играют особую роль в больших городах. Их решение определяет возможности развития города, строительства новых предприятий и жилых районов. При решении этих задач определяются приоритеты в развитии того или иного вида транспорта в зависимости от необходимых объемов перевозок и среднего времени поездки. Развитие транспорта определяет возможности освоения природных ископаемых, привлекательность тех или иных районов для развития бизнеса, туризма, привлекательности для населения. В качестве критерия в этих задачах используется минимальный срок окупаемости суммарных затрат на тот или иной вариант развития транспорта.
Задачи производственно-транспортного планирования касаются логистических систем, когда по критерию минимума суммарных затрат на производство и доставку продукции определяется план производства, распределения и складирования готовой продукции при наличии альтернативных источников поставки и потребления взаимозаменяемых изделий.
Задачи определения оптимальных тарифов позволяют максимизировать доход транспортного предприятия за счет проведения той или иной маркетинговой политики.
Тема 4. Планирование в транспортных системах
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!